Введение 2
1. Теоретические основы изучения вопросов формирования коммуникативных
способностей школьников на уроках физкультуры 7
1.1 Коммуникативные способности и их развитие как психолого- педагогическая проблема 7
1.2 Психолого- педагогические особенности коммуникативного развития
школьников 13
1.3 Развитие коммуникативных способностей у школьников на уроках физической культуры 21
2. Экспериментальное исследование эффективности приёмов развития коммуникативных способностей школьников на уроках физической культуры 25
2.1 Организация эксперимента 25
2.2 Анализ результатов исследования 39
2.3 Опытная проверка экспериментальной программы уроков физической культуры 46
Заключение 86
Список использованных источников 88
Современная личностно-деятельностная образовательная концепция ставит задачей гуманизацию обучения, то есть принципиальное переосмысление роли учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе, что предполагает организацию образовательной среды на основе совместно-распределённой деятельности. Вот почему проблема развития коммуникативных способностей школьников является особым предметом исследования и психологической теории общения, и педагогики, и методик преподавания школьных дисциплин в условиях, когда значительно усилено внимание общества к проблеме эффективного развития детей, смещены приоритеты от знаниевой парадигмы к развивающей.
В связи с требованиями ФГОС ООО метапредметные компетенции политики - достижение нового, современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Личность ученика, его индивидуальность - главная ценность, в связи с которой проектируются все другие звенья образовательного процесса.
Коммуникативные способности - это вид способностей, проявляемых в сфере общения и способствующих успешности человека в разнообразных областях деятельности, это система социально-психологических свойств личности, определяющих или обеспечивающих ее участие в общении с другими людьми или ее вхождение в сотрудничество, совместную деятельность, а тем самым и в человеческую общность.
Ребёнок с раннего возраста включён в две системы коммуникаций: отношения со взрослыми и отношения с детьми (сверстниками, старшими или младшими). В школе эти системы отношений сохраняются, но происходит их трансформация.
Коммуникации со сверстниками повышают качество освоения знаний и дают более высокие показания в развитии рефлексивного мышления ученика, умения оценивать свои возможности и отделять область знания от незнания, что чрезвычайно важно для становления у него мотивации самоизменения.
Коммуникативная деятельность в системах «ученик - учитель» или «ученик - ученик» по-разному влияет на психическое развитие учащихся. При кооперации со сверстниками отношения равноправные, и поэтому они в большей степени способствуют становлению критичности и самостоятельности суждений школьников. Следовательно, коммуникативная деятельность, выполняемая учащимися, совместно и специально организованная (коллективно-распределённая) является более продуктивной, и построение её как учебного сотрудничества позволяет урок сделать формой социализации личности.
Коммуникативные способности личности - это важнейший фактор меж индивидуального взаимодействия, что делает его одним из ключевых элементов теории коммуникативного действия. Данное понятие нуждается в экспликации, ибо новое понимание природы социального связывает его с процессом межличностной коммуникации. Не менее важным аспектом тематизации и про- блематизации коммуникативных способностей личности является концептуализация самого понимания как способа экзистенциального и социального бытия. Исследование коммуникативной природы личности позволяет по-новому актуализировать проблему смысла как центрального понятия современной социальной философии. Таким образом, данная тема приобретает не только психологопедагогическую, но и сугубо практическую актуальность.
В этой связи, мы предприняли попытку исследовать особенности сущностной характеристики и развития коммуникативных способностей школьников на уроках физкультуры.
Цель работы: выявление особенностей исследования и развития коммуникативных способностей на уроках физкультуры.
Объект исследования: процессы межличностного общения учащихся на уроках физкультуры
Предмет исследования: коммуникативные способности школьников.
Гипотеза исследования: мы исходим из предположения о том, что коммуникативные способности школьников подлежат измерению и нуждаются в развитии.
Задачи исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы;
-определить теоретические основы изучения вопросов формирование коммуникативных способностей школьников на уроках физической культуры;
-охарактеризовать коммуникативные способности и особенности их развития;
-выявить психолого- педагогические особенности коммуникативного развития школьников на уроках физической культуры;
- показать сущность, особенности и средства формирования коммуникативных способностей школьников на уроках физической культуры;
- провести экспериментальное исследование эффективности приемов развития коммуникативных способностей школьников на уроках физической культуры.
Методы исследования: анализ литературы; психолого-педагогический эксперимент с использованием методов психологической диагностики.
Новизна работы состоит, прежде всего, в постановке научной проблемы, связанной с необходимостью исследования коммуникативных способностей школьников.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что все материалы, представленные в ней могут быть использованы в практике работы учителей физической культуры.
Методологическая основа исследования . Вопросами, формирования коммуникативных способностей школьников на уроках физической культуры, в разное время занимались такие учёные, как Максименко А.М., Матвеев Л.П., Лях В.И., Холодов Ж.К. и другие, труды которых легли в основу написания данной выпускной квалификационной работы.
Структуру работы составили: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение
На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы по проблемам формирования и развития коммуникативных способностей школьников мы представили в данной работе подходы и исследовании коммуникативных способностей, способы проведения мониторинга их качественного изменения.
Нами были описаны способы развития коммуникативных способностей посредством игр.
Поскольку целью работы было - выявить особенности исследования и развития коммуникативных способностей школьников, то считаем ее достигнутой.
В описании констатирующего и контрольного этапов эксперимента представлены методики, по которым достоверно используются коммуникативные способности личности.
Полученные данные свидетельствуют о том, что значимых различий в контрольном и экспериментальном классах до проведения формирующего эксперимента не обнаружено.
Коммуникативные навыки представляют собой сложную группу качеств, в которую входят: дружеское расположение, желание и умение сообща играть, трудиться и просто общаться, считаться с интересами и замыслами товарищей, добиваться общей цели, оказывать помощь друг другу, проявлять организованность и ответственное отношение к поручениям и обязанностям, заботу об общем деле.
Разработали методику формирования коммуникативных навыков у детей
средствами физической культуры - предложили комплекс игр и упражнений,
направленных на развитие навыков культуры общения на занятиях физической
культурой. Мы предложили комплекс подвижных, досуговых игр, где учитель уделяет внимание как программным моментам, так и формированию коммуникативных навыков у детей.
Экспериментально доказали эффективность разработанной методики. После апробации методики у детей навыки партнерского общения друг с другом изменились в лучшую сторону, повысился их уровень. Ребята уже стараются договориться в игре, чтобы прийти к общему решению, дают положительную оценку партнерам. На занятиях дети стали более внимательны к своим сверстникам, вежливы по отношению друг к другу.
Результаты дальнейшей работы, на наш взгляд, позволят увидеть, что предложенный комплекс, а также перемена стиля педагогического общения с детьми будут способствовать дальнейшему формированию коммуникативных навыков культурного общения детей со взрослыми и сверстниками.
1. Абзалов Р.А. Физическое образование как социальный институт подготовки человека к жизни средствами физической культуры / Р.А. Абзалов, Р.Х. Ярулин // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 7. - С. 1415.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. - М. : Центр, 2016. - 379 с.
3. Агаева Е. Сверхподвижные дети / Е. Агеева // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 3. - С. 56.
4. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская // Дошкольное воспитание. - 2016. - №11. - С. 6 - 12.
5. Андреева Г.М., Взаимосвязь общения и деятельности / Г.М. Андреева, Я. Яноушек. - М. : Педагогика, 2017. - 210 с.
6. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. - М,: ФиС, 2017. - 47 с.
7. Белов В.И. Энциклопедия здоровья / В.И. Белов. - М. : Медицина,
2016. - 320 с.
8. Беракса Н.Е. Способы реализации поведения у детей / Н.Е. Беракса,
О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 2016. - № 3. - С. 14 - 27.
9. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - М. : Педагогика, 2016. - 126 с.
10. Богина Т.Л. Режим дня / Т.Л. Богина. - М. : Просвещение, 2017. - 89 с.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование / Л.И. Божович. - М. : Социально-психологический институт, 2016. - 378 с.
12. Бондаревский Е.Л. Физическое воспитание / Е.Л. Бондаревский.- М. : Просвещение, 2016. - 120 с.
13. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии / М.И. Буянов. - М. : Просвещение, 2016. - 188 с.
14. Виленский М.Я. Физическое воспитание школьников / М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов // Педагогика. - 2017. - № 12. - С. 2-7.
15. Гильбо И.С. Нормативы физического развития детей / И.С. Гильбо. - СПб. : ЛГОУ, 2017. - 34 с.
16. Глазырина Л.Д. Физическая культура. Старший возраст / Л.Д. Глазырина. - М. : Владос, 2016. - 115с.
17. Грибанова Г.В. Гиперактивный ребенок / Г.В. Грибанова // Дефектология. - 2015. - № 6. - С. 68-75.
18. Деметер Р. Бегай, ползай, прыгай / Р. Деметр. - М. : ФиС, 2016. - 90 с.
19. Джемс В. Научные основы психологии / В. Джеймс. - М. : Просвещение, 2017. - 167 с.
20. Детский психолог / Под ред. Е.И. Рогова. - Ростов-на-Дону: Феникс,
2016. - 166 с.
21. Карманова Л.В. Физкультурное занятие - основная форма обучения детей движениям. - Минск: Нар Асвета, 2016. - 78 с.
22. Кенеман А.В., Теория и методика физического воспитания детей /
А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. - М. : Просвещение, 2015. - 240 с.
23. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М. : Просвещение, 2016. - 255 с.
24. Лечебная физическая культура. Справочник. - М. : ФиС, 2016. - 190 с.
25. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М. : Педагогика, 2016. - 140 с.
26. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2017. - 456 с.
27. Мы живем среди людей: Кодекс поведения / Авт.-сост. И.В. Дубровина. - М.: Политиздат, 2017. - 278с.
28. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 томах. - 4-е изд. - М.: Владос, 2016. — 608 с.
29. Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности / Ю.М. Николаева // Теория и практика физической культуры. - 2017. - №6. - С.2-10.
30. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми/ Л.И. Пензулаева.
- М. : Просвещение, 2017. - 149 с.
31. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной.
- М.: Сфера, 2017. - 528 с.
32. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. - М.: Политиздат, 2016.398с.
33. Смирнова Е.О. Особенности общения Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Е.О. Смирнова. - М.: Издательский центр "Академия",
2017. - 160 с.
34. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М. : Академия, 2016. - 368 с.
35. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 2017. - 295 с.
36. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Матвеева Л.П., Новикова А.Д. - М. : Физкультура и спорт, 2016. - 377 с.
37. Тонкова-Ямпольская Р.В. Ради здоровья детей. - М. : Просвещение,
2017. - 112 с.
38. Урунтаева Г.А. Школьная психология: учебное пособие. - М.: Логос, 2016. - 335 с.
39. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры. - М. :Просвещение, 2016. - 255 с.
40. Формановская Н. Речевой этикет и культура общения/ Н. Формановская. - М.: Политиздат, 2017. - 178 с.
41. Фролов В.Г., Юрко Г.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду / В.Г. Фролов, Г.И. Юрко. - М.: Просвещение, 2017. - 136 с.
42. Чернова Е. Вера в свое "Я" / Е. Чернова // Дошкольное воспитание. - 2016. - №3. - С.21-30.
43. Шебеко В.Н. Физическое воспитание. - М.: Педагогика, 2017. - 180 с.
44. Шишкина В.А. Движение + движение / В.А. Шишкина. - М.: Просвещение, 2016. - 155 с.
45. Юрко Г.И. Физическое воспитание детей / Г.И. Юрко. - М. : Медицина, 2017. - 254 с.