Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития воображения детей дошкольного
возраста 5
1.1. Психологи о развитии воображения детей дошкольного возраста 5
1.2. Характеристика сюжетно-ролевой игры детей дошкольного
возраста 14
1.3 Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста 17
1.4. Методы и приемы развития воображения в сюжетно-ролевой игре 23
1.5. Организация работы по обогащению представлений детей об
окружающем мире, как условия развития воображения в сюжетно-ролевой игре 30
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Организация экспериментально - диагностической работы по выявлению уровня развития воображения в игровой деятельности у детей старший группы 40
2.1 Выявление уровня сформирования воображения детей старшего
возраста 40
2.2 Организация работы по развитию воображения в процессе развития
сюжетно-ролевой игры 51
2.3. Анализ проведённой работы по развитию воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста 58
Выводы по второй главе 64
Заключение 66
Библиографический список 69
Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время. Прошлое зафиксировано в образах памяти, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Перед ребенком необходимо открыть как можно больше путей и уж конечно помочь вступить в мир творчества, воображения и фантазий.
В психологической литературе имеются различные точки зрения на происхождение и развитие воображения. В отечественной психологии исследования, посвященные развитию воображения у детей дошкольного возраста, занимают значительное место. Большинство авторов связывает генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др.).
О.М. Дьяченко утверждает, что есть одно правило, которое необходимо помнить в любых обстоятельствах: дошкольный возраст - это, прежде всего возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности. [10].
Игра, по мнению С.Л. Новоселовой представляет собой особую форму познания окружающей действительности. Как и всякая другая деятельность, она осуществляется в процессе решения определенных задач. Специфика игровых задач состоит в том, что в них цель представлена в мнимой, воображаемой форме.
По мнению отечественных психологов и педагогов (Л.С. Выготского,
В.В. Давыдова) развитие воображения следует осуществлять внутри содержательных видов деятельности: бытовой, трудовой, творческой,
игровой деятельности, рисования.
Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других,
воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний.
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.
Исходя из вышесказанного, и определив, что воображение в жизни человека играет огромную роль, возникает необходимость рассмотреть его более подробно и попытаться выяснить, каким образом его можно развить. Это и послужило основанием для выбора темы исследования: «Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности».
Цель исследования: выявить влияние игровой деятельности на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность дошкольников как средство развития воображения.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
1. Уточнить понятие «воображение».
2. Выявить особенности организации сюжетно-ролевой игры как средства развития воображения детей дошкольного возраста.
3. Организационно-педагогические условия развитиея воображения у детей старшего дошкольного возраста во время сюжетно-ролевой игры.
4. Разработать рекомендации для воспитателей и родителей по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.Всё это даёт основание для более глубокого изучения данной проблемы в теоретическом плане и подводит к необходимости выдвижения гипотезы.
Гипотеза исследования: сюжетно-ролевойая игра влияет на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость заключается в обобщении теоретического материала по теме исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нашем экспериментальном исследовании был накоплен теоретический и практический материал по развитию воображения у дошкольников. Разработанный план работы по развитию воображения у старших дошкольников может использоваться воспитателями и психологами, как методический материал для работы с детьми в ДОУ.
В качестве основных методов исследования были определены: теоретический анализ психолого- педагогической литературы; наблюдение, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Организация работы: Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ Штырьский д/с «Солнышко» г.Арск, с.Штырь. В исследовании принимали участие дети старшей группы в количестве 12 человек.
Структура данной работы полностью соответствует цели и задачам исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (39 источников) и 4 приложений. Общий объем работы составляет страниц 68.
Проанализировав научно-педагогическую и методическую литературу, можно сказать о том, что в современной педагогической и психологической науке идет интенсивный поиск решения данной проблемы.
Проблема развития воображения в дошкольном возрасте исследовалась такими учеными, как Д.Б. Эльконин, Р.С. Немов, Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, В.С. Мухина, Н.Н. Палагина, Е.Е. Кравцова, И.М. Сеченов, А.Н. Леонтьев и многие другие. Все они отмечали, что слабо развитое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, невозможность богатой и разносторонней в эмоциональном плане жизни. Поэтому их исследования и работы направлены на развитие воображения с самого раннего детства.
Воображение - это способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё - от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий - первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им.
Воображение подразделяется на активное и пассивное, а также воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное. Сновидения, галлюцинации, грезы и мечты также представляют собой разновидности человеческого воображения. Преобразование действительности при помощи воображения происходит посредством
нескольких основных способов: агглютинации, акцентуирования,
схематизации и типизации. Наиболее интенсивно воображение развивается в дошкольном и школьном возрасте. Если воображение преддошкольника вначале ещё очень ограничено и отличается пассивным воссоздающим и непроизвольным характером, то в дошкольном возрасте под влиянием воспитания, в связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов и усложнением его деятельности, происходит дальнейшее развитие детского воображения. Это развитие носит не только количественный, но и качественный характер. Воображение дошкольника не только более богато, чем у ребёнка раннего возраста, но оно приобретает новые, отсутствовавшие в преддошкольном возрасте черты.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы, были изучены теоретические основы развития воображения, его виды; проведена диагностика уровней развитости воображения у детей старшего дошкольного возраста. А также был разработан план работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста. Программа была опробирована на базе конкретного ДУ. Целью нашего исследования являлось изучение воображения и условий его развития у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты контрольного этапа исследования показали что, программа оказалась эффективной, поскольку результаты показателей по проведенным методикам улучшились.
Уровень развития воображения детей старшего дошкольного возраста может существенно различаться, о чем свидетельствует анализ результатов проведенной программы. Кроме того, воображение каждого ребенка имеет ряд индивидуальных особенностей, о которых необходимо знать как воспитателю или психологу, так и родителям.
В возрасте 5-6 лет в процесс воображения включается так называемое "ступенчатое планирование", которое приводит детей к возможности направленного творчества (пошаговые действия, последовательное нанизывание событий). Воспитывая детское воображение, необходимо
добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением действительности.
Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями и родителями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.
Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения. Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей. Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение.
И, наконец, хорошо развитое воображение дошкольника станет залогом успешной учебы в школе.
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1991.
3. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.,
1983.
4. Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1
5. Выготский Л.С., Лекции по психологии. СПб., 2003
6. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Собр. соч., - М., 1982. Т.2.
7. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. Смоленск, 2004
8. Дьяченко О. Особенности развития воображения умственно одаренных детей // Дошкольное воспитание. 2003. №8
9. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 2008
10. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2007. №16
11. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. М., 2004
12. Зиньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.
13. Кириллова Г. Д. Подражание и самостоятельность в словесном творчестве детей // Дошкольное воспитание. 2001. №12
14. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2000
15. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 2003
16. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 2005. №12
17. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 2001
18. Крутецкий В.А. Психология. М., 2006
19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2002
20. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 2005
21. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн. 3. Психология образования. М., 2003
22. Новоселова С.Л. Игра дошкольника. - М., 1989.
23. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2004
24. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. М.,
2004
25. Общая психология: Курс лекций для первой ступени
педагогического образования // Сост. Е.И. Рогов. М., 2006
26. Палагина Н.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике // Вопросы психологии. 2007. № 6
27. Пороцкая Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения // Дошкольное воспитание. 2004. № 9
28. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. - М., 1984.
29. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших дошкольников. - М., 1993.
30. Рибо Т. Творческое воображение. М, 2001.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М., 2003
32. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 2004
33. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум. М., 2006
34. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 2007
35. Ушинский К.Д. История воображения. Собр. соч. М.-Л., 2000. Т.
36. Чего на свете не бывает? / Под ред. О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. - М., 1991
37. Щербакова А.И. Практикум по общей психологии. М., 2000
38. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Айрис-пресс, 2005