Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование здорового стиля жизни у школьников в процессе физического воспитания (на примере различных возрастных групп)

Работа №43907

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
410
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 6
1.1 Здоровый стиль жизни как социально-педагогическое явление 6
1.2 Особенности формирования здорового стиля жизни в современной школе 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 23
ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 25
2.1 Цели и описание опытно-экспериментальной работы 25
2.2 Ход и анализ результата опытно-экспериментальной работы 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ

Как известно, стиль жизни формирует 50% здоровья, в то время как наследственность и экология занимают в этой структуре по 20%, а состояние здравоохранения - всего 10%. Поэтому не случайно формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) стало одним из приоритетных направлений развития государства на 2010-2020гг.
К сожалению, в настоящее время официальная статистика неумолима: 25% детей живут в неудовлетворительных жилищно-бытовых условиях, 38.3% в семьях с доходом ниже прожиточного минимума, более 50% подростков живут в состоянии стресса [22, c. 7].
Факторы, формирующие образ жизни - это двигательная активность, привычки, питание и режим дня. Но, ни для кого не секрет, что все эти составляющие образа жизни сильно искажены. Телевизор и компьютер заменили занятие спортом, "Фастфуд” вытеснил здоровое, сбалансированное питание, режим сна постоянно нарушается, не говоря о возрастании популярности вредных привычек среди подростков, молодежи.
Обоснованное беспокойство вызывает состояние здоровья детей школьного возраста особенно среди подростков старшей возрастной группы. Анализ результатов общероссийской диспансеризации свидетельствует о том, что эта возрастная группа может быть охарактеризована как критическая: распространение инфекционных заболеваний, ВИЧ-инфекции. Стремительно среди детей увеличиваются так называемые "болезни поведения”, в том числе: алкоголизм, табакокурение, наркомания, токсикомания, сексуальная распущенность, рост проявлений девиантного и делинквенного поведения, наблюдается увеличения числа убийств и самоубийств среди несовершеннолетних. Причем постоянно снижается возраст приобщения детей к алкоголю, наркотическим и токсическим веществам.
Вопросами развития учения о здоровом образе жизни занимались А.Г. Щедрина, Л.Г. Апанасенко, Р.И. Айзман, Э.М. Казин, В.П. Казначеев и др. Необходимость формирования здорового образа жизни рассматривалась в исследованиях педагогов-валеологов и физиологов Н.П. Абаскаловой, Г.А. Апанасенко, Р.И. Айзмана, JI.B. Байкаловой, Н.А. Бирюкова, Э.Н. Вайнера, В.Н. Ирхина, Э.М. Казина, Г.А. Калачева, Б.А. Классова, А.А. Кокшарова, В.Н. Кулюткина, С.А. Лядовой, Т.П. Романенко, А.С. Сухейл, С.Н. Чаркина, А.Г. Щедриной и др.
Исходя из вышесказанного, темой нашей выпускной квалификационной работы было выбрано «Формирование здорового стиля жизни у школьников в процессе физического воспитания».
Актуальность данной проблематики определяется тем, что проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы, в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников.
Объект нашего исследования - особенности формирования здорового стиля жизни у школьников.
Предмет исследования - специфика организационно-педагогической деятельности классного руководителя по формированию здорового стиля жизни у школьников.
Цель исследования - определить особенности деятельности классного руководителя по формированию здорового стиля жизни у школьников в процессе физического воспитания (на примере различных возрастных групп).
Для достижения цели нашего исследования перед нами были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть здоровый стиль жизни как социально-педагогическое явление;
- определить особенности формирования здорового стиля жизни в современной школе;
- выделить цели и предоставить описание опытно-экспериментальной работы;
- изложить ход и анализ результата опытно-экспериментальной работы. Практическая ценность работы состоит в возможности использования её результатов при реализации организационно-педагогической деятельности классного руководителя по формированию здорового стиля жизни старшеклассников.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе исследовательской работы мы провели комплексный анализ вопросов, связанных с ведением здорового стиля жизни. Нами были рассмотрены специфические особенности формирования здорового стиля жизни в общеобразовательном учебном заведении.
В практической части исследования мы провели эксперимент, который доказал, что систематическая работа над формированием здорового стиля жизни школьников не только имеет непосредственное воздействие на успеваемость школьников, но и значительным образом улучшает состояние здоровья самих старшеклассников и их родителей, которые были привлечены к проведению нашего эксперимента.
Под задачей формирования здорового стиля жизни понимается следование простым правилам и нормам, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья. Можно выделить два типа факторов, оказывающих прямое и косвенное влияние на здоровье человека.
К положительным факторам относятся:
- рациональное питание
- занятия физкультурой и спортом
- соблюдение режима дня (сон)
- хорошие взаимоотношения с окружающими К отрицательным факторам
- курение, алкоголь, наркотики
- эмоциональная и психическая напряженность, стрессы
- неблагоприятная экология
Поэтому, учет факторов влияющих на состояние здоровья и есть основная задача формирования здорового образа жизни.
Воспитание детей и молодежи в современной обстановке происходит в условиях экономического и политического реформирования государства, которое вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения. Вследствие этого возникает конфликтность отношений в семье, разрушаются сложившиеся нравственно-эстетические нормы. Порой родители занимаются "зарабатыванием" денег, забывая о здоровье ребенка, как физическом, так и моральном.
Высказывание о том, что здоровье - основа долгой, счастливой жизни ни у кого не вызывает сомнения. Но жизненный опыт показывает, и каждый может найти множество тому подтверждений, что заботиться о своем здоровье люди обычно начинают только после того, как недуг даст о себе знать. Часто обстоятельства заставляют человека самостоятельно искать путь к выздоровлению или оказывать помощь своим близким в домашних условиях. А ведь можно предотвратить эти заболевания намного раньше в корне, и для этого не потребуется каких-то сверхъестественных усилий. Нужно всего лишь вести здоровый образ жизни. Классный руководитель должен стараться формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни в учебной и внеучебной деятельности.
Мы пришли к выводу о том, что воспитание и обучение будет проходить эффективно, если оно базируется на объективных научных знаниях. В решении этой проблемы может помочь психолого-педагогическая диагностика, которая для психолога или педагога не является самоцелью. Она подчинена главной задаче - разработке рекомендаций или программ коррекции обнаруженного явления. Основным назначением диагностической работы является: познание подростка, его семьи, образа жизни, социума, изучение общения и взаимоотношений в значимых для его развития системах отношений в подростковом обществе, в семье, «подросток-педагог». Такая деятельность очень важна, поскольку процессы социализации личности, включение человека в социум, преобразование самого социума происходит под влиянием разнообразных социально-педагогических институтов.



1. Агаджанян Н. А., Катков А. Ю. Резервы нашего организма. - М.: Знание, 1990. - 240 с.
2. Айдаркин Е.К. Интегральная оценка уровня здоровья человека на основе технологии индивидуальных психофизиологических портретов // Здоровьесберегающие технологии - основа качества образования: Сб. науч. трудов / Под ред. Е.К. Айдаркина, Л.Н. Иваницкой. М.,2006. С.12-14.
3. Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования. - Новосибирск, 1996.
4. Активный образ жизни и здоровья студентов. /Под ред. Г. Ф. Коротько и Н. В. Данилова - Ташкент: Медицина, 1988. - 341 с.
5. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - Киев, 1990.
6. Андреев Ю. А. Три кита здоровья. - М.: ФиС, 1991. - 335 с.
7. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. - М., 1997.
8. Белов В. И. Энциклопедия здоровья. - М.: Медицина, 1993. - 400 с.
9. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М., 1993.
10. Белов В.И., Михайлович Ф.Ф. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие. - М., 1999.
11. Брегг П. Системы оздоровления. - М., 1993.
12. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье - М.: Физ, 1990. - 280 с.: ил.
13. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М., 1990.
14. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. - М., 2001.
15. Вайнер Э.Н. Двигательная активность и здоровье. - Липецк, 1999.
16. Вайнер Э.Н. Основы рационального питания. - Липецк, 1999.
17. Вайнер Э.Н. Терморгуляция и закаливание. - Липецк, 1999.
18. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: Учебный практикум. - М., 2002.
19. Васильева З. А., Любинская С. Н. Резервы здоровья. - М.: Медицина, 1994. - 270 с.
20. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1988.
21. Грезнева О.Ю. Здоровьесберегающие педагогические технологии. - Липецк, 2001.
22. Грезнева О.Ю. Профилактика вредных привычек у школьников. - Липецк, 2000.
23. Грезнева О.Ю., Бекетова Л.М. Валеологические аспекты работы с родителями. - Липецк, 1998.
24. Дмитриев А.А. Оздоровительная направленность обучения как один из важнейших принципов педагогической валеологии. Проблемы педагогической валеологии: Сб. науч. трудов / Под ред. В.В.Колбанова. СПб., 1997. С15-17.
25. Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья.
26. Климов В. Н. Человек и его здоровье. - М.: Знание, 1990. - 220 с.
27. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии М.,2004. С37-39.
28. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы / В.И. Ковалько. - М.: «ВАКО», 2004. - 296с.
29. Колбанов В.В. Валеология. - СПб., 1998.
30. Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. - СПб., 1992.
31. Коломинский Я.Л. Человек среди людей: Кн. для старшеклассников. -- Мн.: Нар. асвета, 1987. -- 239 с.
32. Кудрявцев В., Егоров Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М., 2000
33. Кузнецова Л.М. Современные особенности здоровья детей и подростков и их взаимосвязь с проблемами образования // Перемены, 2000.№2, С.148-149
34. Куинджи М. В. Валеология в школе. - М., 2000.
35. Малахов Г. П. Целительные силы. - С-Пб.: Знание, 1993. - 285 с.
36. Медведев В.И. Физиологические принципы разработки режимов труда и отдыха. - Л., 1984.
37. Мир детства: подросток // Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.,1989.
38. Мир детства: юность // Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.,1991.
39. Неумывакин И. П. Здоровье в ваших руках. - М.: ФиС, 1994. - 255 с.
40. Никитины Б. и Л. Резервы здоровья наших детей. - М., 1990.
41. Педагогика здоровья. - М., 1990.
42. Педагогика здоровья. - М., 1990.
43. Рабочая книга школьного психолога // Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1991.
44. Рабочая тетрадь для практических занятий по валеологии (составитель Р.И. Айзман). Ч. 1. - Новосибирск, 1997.
45. Светов А.А., Школьникова Н.В. Физическая культура в семье. - М.,1981.
46. Тихомирова Л.Ф. Деятельность учреждений образования по охране и укреплению здоровья детей: Учеб.- метод. пособие. Ярославль, 2000.
47. Торохова Е.И. Валеология. Словарь. - М. 1999.
48. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991. -- 288 с.
49. Фридман М.Г. Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха. - М., 1991.
50. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М.,1990.
51. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. - М.,1988.
52. Чайцев В.Г. Практическая валеология. Принципы сохранения, укрепления здоровья и долголетия. - Рязань, 1997.
53. Чумаков Б.Н. Валеология. - М.: РПА, 1997. - 245.
54. Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе / авт.-сост. И.В. Чупаха и др. // Научнопрактический сборник инновационного опыта. - М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001. - 400с.
55. Энциклопедия здоровья: В 4 т./ Гл. ред. Покровский - М.: Автор, 1992.
56. Энциклопедия народной медицины: В 4 т. - М.: АНС, 1994.
57. http://festival.1september.ru/articles/518755/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ