Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности мотивационно-потребностной сферы у младших школьников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №43891

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы36
Год сдачи2019
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
362
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выборка исследования: 10 младших школьников с ОДА – учащиеся 3-4 классов составили экспериментальную группу.
Есть приложения ( в том числе и результаты исследования в табличном вид).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 6
1.1 Сущность понятия «мотивационно-потребностная сфера» 6
1.2 Особенности развития мотивационно-потребностной сферы у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 17
2.1. Процедура и методика исследования 17
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 32

Актуальность исследования. За последнее десятилетие исследования в области психологии показывают увеличение количества детей с нарушениями развития мотивационно-потребностной сферы. Обращение к заявленной теме обусловлено недостаточностью разработки проблемы развития мотивационно-потребностной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – ОДА) в теории и практике отечественной психологии и педагогики, а так же большой социальной педагогической значимостью изучаемой проблемы. Появляется и всё больше детей младшего школьного возраста с ОДА с нарушениями развития мотивационно-потребностной сферы, что в свою очередь затрудняет общение ребенка с окружающими, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности и в дальнейшем служит препятствием при овладении школьной программы.
Степень изученности. Проблемы развития мотивационно-потребностной сферы личности представлены в трудах Л.С. Выготского, Б.Ф. Ломова, А. Маслоу и др. Л.С. Выготский, А. Маслоу, В.Г. Пинигина и др. раскрыли подходы к понятию «мотивация» и «мотивационная сфера». В исследованиях О.Е. Кучеровой, Н.А. Лиман, А.М. Щетининой и др. дана характеристика понятия «мотивационно-потребностная сфера». А.И. Петровская, Н.Г. Черныш, Р.О. Юрчик и др. дана характеристика понятия «мотивационно-потребностная сфера» младших школьников с ОДА.
На современном этапе существует противоречие между требованиями ФГОС НОО к развитию мотивационно-потребностной сферы детей младшего школьного возраста и существующей практикой развития данных психологических качеств у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Необходимость разрешения данного противоречия определяет актуальность исследования и его проблему: особенности развития мотивационно-потребностной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Цель исследования – изучить особенности развития мотивационно-потребностной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования – мотивационно-потребностная сфера.
Предмет исследования – развитие мотивационно-потребностной сферы у детей младшего школьного возраста с ОДА.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ОДА оказывает влияние на развитие мотивационно-потребностной сферы младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «мотивационно-потребностная сфера» личности.
2. Проанализировать сущностные характеристики развития мотивационно-потребностной сферы у детей младшего школьного возраста с ОДА.
3. Выявить в экспериментальном исследовании особенности развития мотивационно-потребностной сферы у детей младшего школьного возраста с ОДА.
Методы исследования: в ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- организационные: определение базы исследования, формирование выборки, подбор диагностических методик;
- эмпирические: тестирование, констатирующий этап экспериментального исследования;
- интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов диагностики (в процентном соотношении).
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2018 г. – октябрь 2018 г.) организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный и методологический аппарат.
Второй этап (декабрь 2018 г.) содержательно-технологический – выявлялись критерии оценки, показатели и развития мотивационно-потребностной сферы у младших школьников с ОДА.
Третий этап (январь 2019 г.) – обработаны экспериментальные данные, сформулированы выводы по результатам констатирующего этапа исследования; систематизировались, обобщались, оформлялись результаты
Выборка. 10 детей младшего школьного возраста с ОДА – учащиеся 3-4 классов.
Объем и структура курсовой работы. Курсовая работа объемом 41 страницы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, 2-х приложений. Работа включает в себя 3 таблицы, 8 графиков, 8 рисунка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В младшем школьном возраста происходит существенная перестройка мотивационно-потребностной сферы. Формирование ценностных ориентаций, идеалов и установок, развитие самосознания и идентичности, личностное самоопределение, формирование устойчивых интересов младших школьников меняют характер мотивации в сторону все большей осознанности и произвольности. Наиболее в этот возрастной период развивается учебная мотивация. Принятие социальных значений и образование личностных смыслов учения находят выражение в целеобразовании и особенностях мотивации. Соотнесение мотивов и цели учебной деятельности определяет ее подлинный смысл для младшего школьника. На основе целеобразования возможны реализация актуальных и рождение новых мотивов учебной деятельности.
У младших школьников с ОДА, как правило, наблюдается отставание в развитии мотивационно-потребностной сферы, по сравнению со сверстниками с развитием в норме. У данной категории детей, как правило, потребности представлены личностными мотивами. Младшие школьники с ОДА также испытывают потребность в общении со сверстниками, но в силу своих личностных особенностей и в зависимости от тяжести дефекта, у них наблюдается проблемы в установлении взаимодействия с окружающими.
В ходе анализа результатов экспериментального исследования был сформулирован вывод о том. Что у младших школьников с ОДА учебная мотивация сформирована в основном на среднем *(40%) и низком (40%) уровнях. По методике Р.Дж. Валлеранда «Структура мотивации» было установлено, что у младших школьников наиболее не сформированы мотивация должествования, мотивация на смещение цели, мотивация саморазвития. Также было выявлено преобладание в группе младших школьников с ОДА личностной направленности (50%) потребности и коллективисткой (30%).
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Антонова, И. В. Проблема личностной идентичности [Текст] / И. В. Антонова // Психология самосознания: хрестоматия. – Самара : Бахрах, 2014. – 254 с.
2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В. Г. Асеев. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 458 с.
3. Болотова, А. К. Развитие самосознания личности : временной аспект [Текст] / А. К. Болотова // Вопросы психологии. – 2011. – №4. – С. 16 – 125.
4. Выготский, Л. С. Общая психология : учебное пособие [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия развития, 2012. – 879 с.
5. Дорофеев, Д. Ю. Развитие «самости» и «самополагания» личности младшего школьника с ДЦП [Текст] / Д. Ю. Дорофеев // Психологические исследования. – 2014. – №1. – С. 54-59.
6. Калашникова, М. В. Клиническая характеристика детей младшего дошкольного возраста с ОДА [Текст] / М. В. Калашникова, В. В. Буянова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2015. – № 1. – С. 114-116.
7. Котова, Е. О. О коррекции мотивационной сферы младших школьников с ДЦП [Текст] / Е. О. Котова // Дефектология. – 2012. – № 4. – С. 52-55.
8. Кучерова, О. Е. Становление Человека и основные каноны педагогической поддержки личности [Текст] / О. Е. Кучерова // Известия Академии педагогических и социальных наук. – 2015. – № 2. – С. 174–178.
9. Лиман, Н. А. Мотивационно-потребностная сфера школьников с нарушениями в развитии [Текст] / Н. А. Лиман // Коррекционная педагогика. – 2016. – №2. – С. 87-88.
10. Ломов, Б. Ф. Общая психология : учебное пособие [Текст] / Б. Ф. Ломов. – Москва : академия, 2016. – 478 с.
11. Максимова, Н. Ю. Курс лекций по детской патопсихологии : учеб. пособие [Текст] / Н. Ю. Максимова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2014. – 288 с.
12. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – Москва : Eдитopиaл УРСС, 2011. – 224 с.
13. Миланич, Ю. М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с ОДА [Текст] / Ю. М. Миланич. – Москва : АСТ, 2015. – 274 с.
14. Пермякова, М. Е. Специальная педагогика : [учеб. пособие] [Текст] / М. Е. Пермякова, О. С. Чаликова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 120 с.
15. Петровская, А. И. Мотивации и интересы младших школьников с ОВЗ [Текст] / А. И. Петровская // Дефектология. – 2018. – №2. – С. 85-89.
16. Пинигин, В. Г. Возрастные изменения эмоциональных свойств личности [Текст] / В .Г. Пинигин // Педагогика. – 2014. – №1. – С. 17-23.
17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Эксмо, 2013. – 720 с.
18. Слободчиков, В. И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей [Текст] / В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов // Вопросы психологии. – 2015. – № 4. – С. 91–105.
19. Собчик, Л. Н. Введение в психологию индивидуальности [Текст] / Л. Н. Собчик. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 741 с.
20. Терентьева, Ю. В. Учебная деятельность младших школьников с ОДА [Текст] / Ю. В. Терентьева // Социология образования. – 2015. – №4. – С. 74-77.
21. Щетинина, А. М. Восприятие и понимание младшими школьниками с ОДА эмоционального состояния человека [Текст] / А. М. Щетинина // Вопросы психологии. –2014. – №3. – С. 61-66.
22. Щукина, М. А. Саморазвитие личности: история и современное состояние проблемы в отечественной психологии [Текст] / М. А. Щукина // Вестник Санкт- Петербургского университета. – 2014. – №3. – С. 52-55.
23. Черныш, Н. Г. Социализация младших школьников с ОДА в условиях дополнительного образования [Текст] / Н. Г. Черныш // Социус. – 2014. – №5. – С. 42-46.
24. Юрчик, Р. О. Мотивационная сфера младших школьников с ДЦП [Текст] / Р. О. Юрчик // Дефектология. – 2015. – №3. – С. 24-31.
25. Яцук, И. И. Методы и приемы развития мотивационно-потребностной сферы младших школьников с ОДА [Текст] / И. И. Яцук // Педагогика. – 2016. – №2. – С. 74-77.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ