Изучение сформированности умений первоклассников выполнять действия сложения и вычитания на уроках математики (Нижневартовский Государственный Университет)
С целью изучения уровня сформированности у учащихся 1-го класса умений выполнять действия сложения и вычитания на уроках математики было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 20 учащихся 1-го класса.
Есть приложения.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВЫПОЛНЯТЬ ДЕЙСТВИЯ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ПЕРВОМ КЛАССЕ 6
1.1.Психолого-педагогические основы формирования вычислительных умений у младших школьников 6
1.2 Действия сложения и вычитания, изучаемых в начальной школе 11
1.3 Состояние проблемы формирования умений первоклассников выполнять действия сложения и вычитания 14
Глава 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ВЫПОЛНЯТЬ ДЕЙСТВИЯ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 20
2.1 Методика проведения констатирующего эксперимента 20
2.2 Дидактический материал для формирования умений обучающихся выполнять действия сложения и вычитания на уроках математики в 1 классе 22
Заключение 30
Список литературы 31
Приложение 34
Актуальность исследования. В педагогической практике разработано множество методов и приёмов формирования прочных вычислительных навыков младших школьников, однако проблема низкого уровня активности учащихся в процессе формирования вычислительной культуры остаётся по-прежнему актуальной. В традиционной системе обучения существует противоречие между разнообразием методов и приёмов формирования устных вычислительных навыков с одной стороны и низким уровнем активности младших школьников, недостаточно высоким уровнем сформированности знаний, приёмов вычислений, с другой стороны.
Данное противоречие требует от учителя поиска новых эффективных подходов к организации процесса формирования вычислительных умения сложения и вычитания у учащихся 1-го класса.
Степень разработанности проблемы. Проблема формирования у учащихся вычислительных умений и навыков всегда была во внимании психологов, методистов, учителей. В методике математики известны исследования А.А. Столяра, М.А. Бантовой, М.И. Моро и др. Сущность понятия «вычислительное умение» раскрыто в научных трудах М.А. Бантовой, С.Е. Царевой и др. Проблема формирования вычислительных умений у учащихся 1-го класса проанализирована в работах И.В. Шадриной, О.Б. Шелыгиной и др.
Каждое из этих исследований оказало особое влияние в разработку методической системы, которая использовалась в практике обучения, и отобразилась в учебниках по математике. Данную проблему нужно решать не только путём заучивания таблиц сложения и умножения, а также через применением методов поэтапного обучения.
Однако, несмотря на существующие подходы к формированию вычислительных умения сложения и вычитания в настоящее существуют противоречия:
- между необходимостью в формировании у первоклассников вычислительных умений сложения и вычитания и неподготовленностью учащихся к овладению данными умениями;
- между потребностью учителями начальных классов в современных технологиях формирования вычислительных умения сложения и вычитания у учащихся 1-го класса и их отсутствием.
Это противоречие обусловило проблему: каким способом необходимо формировать у учащихся 1-го класса вычислительные навыки сложения и вычитания.
Цель исследования – изучить особенности формирования у учащихся 1-го класса вычислительных действий сложения и вычитания.
Объект исследования – вычислительные умения сложения и вычитания.
Предмет исследования – формирование у учащихся 1-го класса вычислительных действий сложения и вычитания.
Гипотеза: мы предполагаем, что у учащихся 1-го класса вычислительные действия сложения и вычитания сформированы недостаточно.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы формирования у учащихся 1-го класса вычислительных действий сложения и вычитания.
2. Выявить в экспериментальном исследовании уровень сформированности у учащихся 1-го класса вычислительных действий сложения и вычитания.
3. Разработать рекомендации по формированию у учащихся 1-го класса вычислительных действий сложения и вычитания на уроках математики.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь – октябрь 2018 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (ноябрь 2018 г. – декабрь 2018 г.). На этом этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (январь-февраль 2019 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая основа исследования:
- подходы к понятию «вычислительный навык» – М.А. Бантовой, С.Е. Царевой и др.;
- подходы к формированию вычислительных умений у учащихся 1-го класса – В.Ф. Ефимова, Л.Р. Калямовой и др.
Практическая значимость состояла в том, что были на основе анализа результатов экспериментального исследования определены методы и приемы для формирования вычислительных умений сложения и вычитания у учащихся 1-го класса, которые могут быть использованы воспитателями ДОУ в практической работе.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Формирование вычислительных приемов и навыков является одной из важных задач, которая должна быть решена в ходе обучения математике младших школьников. Анализ психолого-педагогической литературы и практики работы в школе показал, что сформированность вычислительных приемов на уроках математики находится не на нужном уровне.
В ходе проведенного экспериментального исследования было установлено, что уровень сформированности выполнять вычислительные действия сложения и вычитания у первоклассников следующий: высокий уровень – 5 учащихся (25%); средний уровень – 12 учащихся (60%); низкий уровень – 3 учащихся (15%).
Анализ работ учащихся позволили выявить типичные ошибки, которые допускают ученики при выполнении действия сложения и вычитания. Причины таких ошибок могут быть связаны с тем, что у учащихся несформированны умения выполнять отдельные операции, входящие в вычислительный прием или плохо усвоены знания, который являются теоретической основой вычислительных приемов. Ошибка может быть также связана с невнимательностью учащихся при выполнении заданий, например, дети могут перепутать знаки арифметических действий или выполнить не все операции, входящие в вычислительный прием.
На всех этапах формирования у младших школьников вычислительных умений и навыков приоритетная роль должна отводиться обучающим заданиям, которые могут выполняться как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы учащихся. Важно, чтобы полученные результаты самостоятельной работы обсуждались и создавали условия для осознанного овладения приемами вычислений.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Аргинская, И. И. Математика. Метод. пособие для учителя [Текст] / И. И. Аргинская. – Москва : Издатель А.В. Мерзлов, 2015. – 132 с.
2. Байрамукова, П. У. Методика обучения математике в начальных классах : курс лекций [Текст] / П. У. Байрамукова, А. У. Уртенова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009 – 299 с.
3. Бантова, М. А. – Система формирования вычислительных навыков [Текст] / М. А. Бантова // Начальная школа. – 2005. – №11 – С. 38 – 43.
4. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст] / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. – Москва : Просвещение, 2002. – 420 с.
5. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе : Курс лекций [Текст] / А. В. Белошистая. – Москва : Владос, 2015. – 455 с.
6. Волошина, М. И. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках математики [Текст] / М. И. Волошина // Начальная школа. – 2012. – №9. – С. 15-16.
7. Далингер, В. А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутрипредметных связей [Текст] / В. А. Далингер. – Омск : ОмИПКРО. – 2013. – 323 с.
8. Дрозд, В. Л. Практикум по методике начального обучения математике [Текст] / В. Л. Дрозд, Л. П. Катасонова, Л. В. Савицкая, А. А. Столяр. – Минск : Высш. шк., 2014. – 197 с.
9. Ефимов, В. Ф. Формирование вычислительной культуры младших школьников [Текст] / В. Ф. Ефимов // Начальная школа. – 2014. – № 1. – С. 61 – 66.
10. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах : Развивающее обучение [Текст] / Н. Б. Истомина. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2009. – 288 с.
11. Калямова, Л. Р. Формирование вычислительных навыков в начальном курсе математики [Текст] / науч. рук. Н.Г. Шмелева // Развитие современного образования : теория, методика и практика: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2016 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др.] – 2016. – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1 (7). – С. 82-84.
12. Козловский, С. Н. Методика обучения математике [Текст] : Учебное пособие / С. Н. Козловский. – Санкт-Петербург : Лань, 2015. – 512 c.
13. Манвелов, С. Г. Конструирование современного урока математики : кн. для учителя / 2-е изд. [Текст] / С. Г. Манвелов. – Москва : Просвещение, 2015. – 175 с.
14. Моро, М. И. Математика. 3 класс : 1 часть [Текст] / М. И. Моро. – Москва : Просвещение, 2012. – 124 с.
15. Моро, М. И. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах [Текст] / М. И. Моро, А. М. Пышкало. – Москва : Просвещение, 1987. – 256 с.
16. Петерсон, Л. Г. Математика : 1 класс. Часть 1 [Текст] / Л.Г. Петерсон. – Мл Издательство «Ювента», 2010. – 96 с.
17. Слепцова, Л. Н. Совершенствование вычислительных навыков на уроках математики / Л. Н. Слепцова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 309–314.
18. Стойлова, Л. П. Математика : Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений [Текст] / Л. П. Стойлова – 2-е издание , стереотип. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 424 с.
19. Чекин, А. Л. Обучение математике в начальной школе : алгоритмическая содержательная линия [Текст] / А. Чекин // Школа будущего. – 2015. – №2. – С. 154-159
20. Шадрина, И. В. Обучение математике в начальных классах : пособие для учителей, родителей, студентов педвузов [Текст] / И. В. Шадрина. – Москва : Школьная пресса, 2003. – 143 с.
21. Шелыгина, О. Б. Использование многоцелевых заданий в процессе изучения внетабличного умножения и деления в начальной школе [Текст] / О. Б. Шелигина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 20. – С.3.
22. Школа России: Сборник рабочих программ. 1-4 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Текст] / С. В. Аващенкова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – Москва : Просвещение, 2011. – 528 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС НОО [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
24. Фридман, Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе [Текст] / Л. Д. Фридман. – Москва : Просвещение, 1983. – 160 с.
25. Царева, С. Е. Формирование вычислительных умений в новых условиях [Текст] / С. Е. Царева // Начальная школа. – 2012. – № 11. – С. 51 – 60.