Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня методом наглядного моделирования (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 5
1.1 Понятие словообразования и его развитие в онтогенезе 5
1.2 Особенности сформированности навыка словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 13
ГЛАВА 2 МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 20
2.1 Метод наглядного моделирования и его использование в формировании навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 5
1.1 Понятие словообразования и его развитие в онтогенезе 5
1.2 Особенности сформированности навыка словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 13
ГЛАВА 2 МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 20
2.1 Метод наглядного моделирования и его использование в формировании навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Актуальность исследования. В современных условиях, где количество детей с нарушениями речи увеличивается, проблема формирования лексико-грамматических средств занимает важнейшее место в жизни педагогов, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из актуальных. Процесс развития словообразования в норме начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается к младшему школьному возрасту. Но у детей с нарушениями речи данный процесс задерживаются в развитии, затруднено усвоение норм и правил словообразования, это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и организованы на основе большого количества правил. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее – ОНР), проявляются трудности в овладении словообразовательными процессами. Поэтому, несмотря на актуальность и бесспорную значимость этой проблемы, необходимы эффективные средства развития словообразования у данной категории детей. Одним из таких средств является наглядное моделирование.
Цель исследования – изучить особенности формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством применения метода наглядного моделирования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть закономерности формирования навыков словообразования в онтогенезе.
2. Определить особенности формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Описать методику применения методов наглядного моделирования в формировании навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования:методы наглядного моделирования являются эффективным средством формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования – навыки словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования – особенности формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством применения метода наглядного моделирования.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сравнения, синтез и обобщение; экспериментальные – обобщение опыта работы практикующих педагогов.
Методологическая основа исследования. Проблема формирования навыков словообразования в онтогенезе при нормальном речевом развитии представлена в работах А.Н. Гвоздева, А.А. Леонтьева, А.М. Шахнаровича и др. Особенности сформированности навыков словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи раскрыты в трудах Л.А. Кухоренко, Р.И. Лалаевой, Е.Н. Соколовой, Л.П. Федоренко и др. Применение методов наглядного моделирования в работе по формированию навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня проанализировано в исследованиях Е.А. Коровко, Л.О. Кривощаповой, Т.А. Симаковой и др.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Цель исследования – изучить особенности формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством применения метода наглядного моделирования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть закономерности формирования навыков словообразования в онтогенезе.
2. Определить особенности формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Описать методику применения методов наглядного моделирования в формировании навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования:методы наглядного моделирования являются эффективным средством формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования – навыки словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования – особенности формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством применения метода наглядного моделирования.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сравнения, синтез и обобщение; экспериментальные – обобщение опыта работы практикующих педагогов.
Методологическая основа исследования. Проблема формирования навыков словообразования в онтогенезе при нормальном речевом развитии представлена в работах А.Н. Гвоздева, А.А. Леонтьева, А.М. Шахнаровича и др. Особенности сформированности навыков словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи раскрыты в трудах Л.А. Кухоренко, Р.И. Лалаевой, Е.Н. Соколовой, Л.П. Федоренко и др. Применение методов наглядного моделирования в работе по формированию навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня проанализировано в исследованиях Е.А. Коровко, Л.О. Кривощаповой, Т.А. Симаковой и др.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Процесс овладения навыками словообразования у детей в норме начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается уже в младшем школьном возрасте. У детей с общим недоразвитием речи словообразование формируются в той последовательности, что и у детей с нормой речевого развития, но задерживаются во времени: они не знают значений многих слов, затрудняются в образовании новых форм с помощью суффиксов, префиксов. Встречается большое количество ошибок в образовании всех частей речи. Этап усвоения норм и правил словообразования, самоконтроля, формирование критического отношения к речи начинается в 5,5-6 лет. Однако у детей с ОНР III уровня этот этап проходит дольше, это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и содержат большое количество правил.
Наглядное моделирование является актуальным современным эффективным методом обучения, воздействующим не только на речевое развитие, но и на всю познавательную деятельность и личность дошкольника с ОНР в целом. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет закреплять навыки словообразования.
Анализируя данные литературных источников можно сделать вывод о наличии различных особенностей детского словообразования в период дошкольного детства.
1. Процесс словообразования имен прилагательных у дошкольников с ОНР III уровня сформирован недостаточно. Самым трудным заданием для данной категории детей является словообразование глаголов. Среди типологических ошибок: входит – ухожу, подходит – уходит, входит – гуляет, подлетает – улетела. Дети, как правило, не умеют образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Можно выявить характерные ошибки допускаемые детьми с общим недоразвитием речи:
- неправильное употребление окончаний существительных, прилагательных;
- неправильное образование притяжательных прилагательных;
- неправильное использование предложно падежных конструкций.
Также анализ научных источников и опыт работы практикующих педагогов позволяет сделать заключение о том, что уровень словообразования у старших дошкольников с ОНР III уровня находится на низком уровне. Дети успешно понимают и преобразуют только слова, которые часто используются в их речевой среде. Низкий уровень овладения семантики слова, способов и средств их образования влияет на развитие устной речи детей, ее лексической стороны. В дальнейшем это приведет к проблемам усвоения школьной программы, к неуспеваемости ребенка в освоении орфографических знаний, умений и навыков.
У детей дошкольного возраста с ОНР III уровня процесс словообразования сопровождается значительными трудностями. Проведенное исследование позволило выявить типологические сложности и уровни сформированности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, которые необходимо учитывать при организации коррекционно-логопедической работы, применяя методы наглядного моделирования.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Наглядное моделирование является актуальным современным эффективным методом обучения, воздействующим не только на речевое развитие, но и на всю познавательную деятельность и личность дошкольника с ОНР в целом. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет закреплять навыки словообразования.
Анализируя данные литературных источников можно сделать вывод о наличии различных особенностей детского словообразования в период дошкольного детства.
1. Процесс словообразования имен прилагательных у дошкольников с ОНР III уровня сформирован недостаточно. Самым трудным заданием для данной категории детей является словообразование глаголов. Среди типологических ошибок: входит – ухожу, подходит – уходит, входит – гуляет, подлетает – улетела. Дети, как правило, не умеют образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Можно выявить характерные ошибки допускаемые детьми с общим недоразвитием речи:
- неправильное употребление окончаний существительных, прилагательных;
- неправильное образование притяжательных прилагательных;
- неправильное использование предложно падежных конструкций.
Также анализ научных источников и опыт работы практикующих педагогов позволяет сделать заключение о том, что уровень словообразования у старших дошкольников с ОНР III уровня находится на низком уровне. Дети успешно понимают и преобразуют только слова, которые часто используются в их речевой среде. Низкий уровень овладения семантики слова, способов и средств их образования влияет на развитие устной речи детей, ее лексической стороны. В дальнейшем это приведет к проблемам усвоения школьной программы, к неуспеваемости ребенка в освоении орфографических знаний, умений и навыков.
У детей дошкольного возраста с ОНР III уровня процесс словообразования сопровождается значительными трудностями. Проведенное исследование позволило выявить типологические сложности и уровни сформированности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, которые необходимо учитывать при организации коррекционно-логопедической работы, применяя методы наглядного моделирования.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков приставочного словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня методом наглядного моделирования (Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019



