Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня методом наглядного моделирования (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 5
1.1 Понятие словообразования и его развитие в онтогенезе 5
1.2 Особенности сформированности навыка словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 13
ГЛАВА 2 МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 20
2.1 Метод наглядного моделирования и его использование в формировании навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Актуальность исследования. В современных условиях, где количество детей с нарушениями речи увеличивается, проблема формирования лексико-грамматических средств занимает важнейшее место в жизни педагогов, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из актуальных. Процесс развития словообразования в норме начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается к младшему школьному возрасту. Но у детей с нарушениями речи данный процесс задерживаются в развитии, затруднено усвоение норм и правил словообразования, это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и организованы на основе большого количества правил. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее – ОНР), проявляются трудности в овладении словообразовательными процессами. Поэтому, несмотря на актуальность и бесспорную значимость этой проблемы, необходимы эффективные средства развития словообразования у данной категории детей. Одним из таких средств является наглядное моделирование.
Цель исследования – изучить особенности формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством применения метода наглядного моделирования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть закономерности формирования навыков словообразования в онтогенезе.
2. Определить особенности формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Описать методику применения методов наглядного моделирования в формировании навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования:методы наглядного моделирования являются эффективным средством формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования – навыки словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования – особенности формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством применения метода наглядного моделирования.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сравнения, синтез и обобщение; экспериментальные – обобщение опыта работы практикующих педагогов.
Методологическая основа исследования. Проблема формирования навыков словообразования в онтогенезе при нормальном речевом развитии представлена в работах А.Н. Гвоздева, А.А. Леонтьева, А.М. Шахнаровича и др. Особенности сформированности навыков словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи раскрыты в трудах Л.А. Кухоренко, Р.И. Лалаевой, Е.Н. Соколовой, Л.П. Федоренко и др. Применение методов наглядного моделирования в работе по формированию навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня проанализировано в исследованиях Е.А. Коровко, Л.О. Кривощаповой, Т.А. Симаковой и др.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Процесс овладения навыками словообразования у детей в норме начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается уже в младшем школьном возрасте. У детей с общим недоразвитием речи словообразование формируются в той последовательности, что и у детей с нормой речевого развития, но задерживаются во времени: они не знают значений многих слов, затрудняются в образовании новых форм с помощью суффиксов, префиксов. Встречается большое количество ошибок в образовании всех частей речи. Этап усвоения норм и правил словообразования, самоконтроля, формирование критического отношения к речи начинается в 5,5-6 лет. Однако у детей с ОНР III уровня этот этап проходит дольше, это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и содержат большое количество правил.
Наглядное моделирование является актуальным современным эффективным методом обучения, воздействующим не только на речевое развитие, но и на всю познавательную деятельность и личность дошкольника с ОНР в целом. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет закреплять навыки словообразования.
Анализируя данные литературных источников можно сделать вывод о наличии различных особенностей детского словообразования в период дошкольного детства.
1. Процесс словообразования имен прилагательных у дошкольников с ОНР III уровня сформирован недостаточно. Самым трудным заданием для данной категории детей является словообразование глаголов. Среди типологических ошибок: входит – ухожу, подходит – уходит, входит – гуляет, подлетает – улетела. Дети, как правило, не умеют образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Можно выявить характерные ошибки допускаемые детьми с общим недоразвитием речи:
- неправильное употребление окончаний существительных, прилагательных;
- неправильное образование притяжательных прилагательных;
- неправильное использование предложно падежных конструкций.
Также анализ научных источников и опыт работы практикующих педагогов позволяет сделать заключение о том, что уровень словообразования у старших дошкольников с ОНР III уровня находится на низком уровне. Дети успешно понимают и преобразуют только слова, которые часто используются в их речевой среде. Низкий уровень овладения семантики слова, способов и средств их образования влияет на развитие устной речи детей, ее лексической стороны. В дальнейшем это приведет к проблемам усвоения школьной программы, к неуспеваемости ребенка в освоении орфографических знаний, умений и навыков.
У детей дошкольного возраста с ОНР III уровня процесс словообразования сопровождается значительными трудностями. Проведенное исследование позволило выявить типологические сложности и уровни сформированности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, которые необходимо учитывать при организации коррекционно-логопедической работы, применяя методы наглядного моделирования.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Артеменко, О. Н. Формирование навыков словообразвоания у детей с ОНР [Текст] / О. Н. Артеменко, Н. И. Семернина // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8. – С. 43-44.
2. Артемкова, К. В. Особенности употребления словосочетаний дошкольниками с общим недоразвитием речи [Текст] / К. В. Артемкова // Специальное образование. – 2016. – № 1. – С. 5-14.
3. Баева, А. И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи [Текст] / А. И. Баева // Логопед. – №2. – 2015 – С. 40-43.
4. Воробьева, В. К. Методика развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР : Учебное пособие [Текст] / В. К. Воробьева. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2017. – 471 с.
5. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций // Собрание сочинений т.4 [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Изд-во МГУ, 2016. – 587 с.
6. Гвоздев, А. Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка. – В кн. : Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – Санкт-Петербург : Питер. 2015. – 471 с.
7. Глухов, В. П. Методика логопедической работы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов – Екатеринбург : Центр проблем детства, 2016. – 114 с.
8. Зорина, С. В. Логопедическая работа по дифференциации грамматических форм слова у дошкольников с ОНР [Текст] / С. В. Зорина // Дефектология. – 2016. – №4. – С. 85-88.
9. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – 2-е изд., перераб. [Текст] / Н. С. Жукова. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 239 с.
10. Ковалева, О. А. Лексика, грамматика, связная речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / О. А. Ковалева. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 119 с.
11. Козырева, О. А. Лексика, грамматика, связная речь : учеб.пособие для детей с ОНР ст. дошк. возраста [Текст] / О. А. Козырева. – Москва : ВЛАДОС, 2014. – 202 с.
12. Коровко, Е. А. Исследование логико-смысловой организации высказывания у старших дошкольников при нарушениях лексико-грамматического строя речи [Текст] / Е. А. Коровко // Специальное образование. – 2016. – № 1. – С. 22-33.
13. Кривощапова, Л. О. Пути формирования навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л. О. Кривощапова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2017. – Т. 2. – № 10. – С. 124-131.
14. Кухоренко, Л. А. Речевое развитие дошкольников [Текст] / Л. А. Кухоренко. – Нижний Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2016. – 248 с.
15. Ладогова, И. М. Методы и приемы пополнения словаря дошкольников с ОНР [Текст] / И. М. Ладогова. – Санкт-Петербург : Изд-во «СОЮЗ», 2013. – 249 с.
16. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург : Изд-во «СОЮЗ», 2018. – 249 с.
17. Леонтьев, А. А. Психофизиологические механизмы речи [Текст] / А. А. Леонтьев // Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. – Москва : Гном – Пресс, 2017. – 478 с.
18. Лещенко, К. С. Методика развития лексической стороны речи на занятиях в детском саду [Текст] / К. С. Лещенко. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 156 с.
19. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С. А. Миронова. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 125 с.
20. Перышкина, О. Л. Речевая деятельность дошкольников на занятиях в детском саду [Текст] / О. Л. Перышкина // Логопед. – 2016. – №3. – С. 32-34.
21. Руденко, В. И. Логопедия: практическое пособие [Текст] / В. И. Руденко. – Изд. 10- е – Ростов н/Д. : Феникс, 2015. – 287 с.
22. Светличная, А. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А. Светличная // Коррекционная педагогика. – 2016. – № 3 (май-июнь). – С. 58-62.
23. Симакова, Т. А. Учимся, играя [Текст] / Т. А. Симакова // Логопедия сегодня. – 2016. – № 4 (окт.-дек.). – С. 19-23.
24. Смирнова, И. А. Обследование словаря прилагательных у старших дошкольников с ОНР [Текст] / И. А. Смирнова // Логопедия сегодня. – 2016. – № 4 (окт.-дек.). – С. 19-23.
25. Соколова, Е. Н. Развитие словаря дошкольников [Текст] / Е. Н. Соколова // Дефектология. – 2017. – №2. – С. 52-56.
26. Терентьева, В. И. Особенности грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР [Текст] / В. И. Терентьева // Дефектология. – 2015. – № 4. – С. 74-77.
27. Тушканова, Г. Е. Особенности словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Г. Е. Тушканова // Дефектология. – 2015. – №3. – С. 23-25.
28. Федоренко, Л. П. Этапы формирования словаря дошкольника [Текст] / Л. П. Федоренко // Логопед. – 2016. – №3. – С. 61-65.
29. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : Практическое пособие [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва : Айрис-пресс, 2015. – 224 с.
30. Шахнарович, А. М. Проблема формирования языковой способности // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи [Текст] / А. М. Шахнарович. – Москва : Инфра-М, 2015. –741 с.
31. Хватцев, М. Е. Логопедия : работа с дошкольниками [Текст] / М. Е. Хватцев. – Москва : АСТ, 2016. – 266 с.
32. Чуковский, К. И. От двух до пяти… / К. И. Чуковский. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 458 с.