База исследования: Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа» (Амурская область, Михайловский район, село Калинино).
Для изучения уровня сформированности профессионального самоопределения было отобрано 5 человек – учеников 11 класса.
Много приложений.
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Сущность и факторы профессионального самоопределения личности 5
1.2 Профориентационная работа как средство профессионального самоопределения старшеклассников 12
2 ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ 21
2.1 Изучение сформированности профессионального самоопределения учащихся одиннадцатого класса 21
2.2 Рекомендации по организации профориентационных мероприятий 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Приложение А 41
Приложение Б 43
Приложение В 46
Приложение Г 48
Приложение Д 50
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, начиная с начальной школы, ученики должны получить первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества[2].
Выпускник основной школы должен ориентироваться в мире профессий и понимать значение профессиональной деятельности для человека в интересах развития общества. Реформирование современной системы образования обусловило появление новых подходов к проблеме формирования профессиональной направленности старшеклассников, которые связаны с созданием оптимальных условий для профессионального самоопределения.
Профессиональная направленность учащихся является одной из его характеристик, которая выражается в интересах, склонностях, намерениях на будущее. В задачи современной школы входит и целенаправленная деятельность по подготовке учеников к выбору профессиональной сферы и получения дальнейшего образования. Вместе с тем осуществление такого выбора весьма сложно.
Изучением данной проблемы занимались и занимаются значительное количество исследователей, среди которых можно отметить Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, Л.И, Божовича, В.А. Бодрова, Л.Г.Набиулина. Таким образом, в современных исследованиях, теоретические аспекты представлены достаточно полно, однако, практические вопросы остаются не до конца решенными. Можно отметить существование следующих проблем: несоответствие форм и методов профориентационной работы характеру изменениям в общественной жизни, отсутствие комплексной системы такой работы, незнание педагогами современных технологий ее организации, незнание научного обоснования профессиональной ориентации.
Таким образом, актуальность указанной проблемы определяется недостаточной изученностью профессионального самоопределения в многообразии его аспектов.
Цель данного исследования заключается в изучении процесса формирования профессионального самоопределения старшеклассников.
Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:
1. Рассмотреть сущность понятия профессиональное самоопределение и его основные факторы.
2. Изучить требования к организации профориентационной работы в школе, как основного средства профессионального самоопределения.
3. Провести диагностику уровня сформированности профессионального самоопределения учеников 11 класса.
4. Разработать рекомендации по организации профориентации в сельской школе.
Объект исследования – профессиональное самоопределение личности.
Предмет – профессиональное самоопределение старшеклассников.
Методология и задачи работы обусловили применение комплекса общенаучных методов: системно-структурного анализа, системно-функционального анализа, синтеза, обобщения. Терминологический анализ позволили определить сущность понятий: самоопределения, профессионального самоопределения и профессиональной ориентации. В результате анализа специальной литературы, были выявлены современные требования к формированию профессионального самоопределения школьников. Кроме теоретических, использовались и диагностические методы исследования: «Личностная шкала проявления тревоги» (В.Г.Норакидзе), «Карта интересов» (А.Е. Голоштан), «Дифференциально-диагностический опросник» (Е.А. Климов).
Для написания работы использовался ряд источников: монографии, публикации в периодических изданиях и сети Интернет. Понятие профессионального самоопределения рассматриваются в работах И.А. Криволя, И.А. Левицкой, Л.В. Махлеева, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистякова, Г.П.Юрьева.
Проблемы профориентационной работы поднимаются в исследованиях А.Н. Гусева, В.Г. Милославского, Т.А. Антопольского, А.В. Саломатова, И.П. Смирнова.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений. Во введении определены цели и задачи, объект и предмет, а также обоснована актуальность темы исследовательской работы.
Первая глава основной части отражает теоретические аспекты проблемы, Вторая часть описывает проведение диагностики сформированности профессионального самоопределения старшеклассников, на основании которой делаются соответствующие выводы и даются рекомендации по организации профориентационной работы.
В заключении делаются соответствующие выводы, в приложении представлены материалы, иллюстрирующие основные положения работы.
Преобразования российского общества предопределили актуальность проблемы формирования профессионального самоопределения у выпускников общеобразовательных учреждений.
Терминологический анализ понятия «профессиональное самоопределение» позволил сделать вывод о его сложности и неоднозначности. Данный процесс по-разному понимается зарубежными и российскими исследователями. В зарубежной науке он определяется как процесс раскрытие резервов личности, ее творческого начала, уникальности и неповторимости. Отечественными исследователями это явление рассматривается как разновидность самоопределения, который охватывает весь период профессиональной деятельности человека. Профессиональным самоопределением человек занимается всю трудовую жизнь: выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование в выбранной сфере. Важную роль при этом, играют ценности личности, в соответствии с которыми различаются следующие типы профессиональной ориентации: гармоничная, дисгармоничная, относительно гармоничная, относительно дисгармоничная.
На процесс выбора будущей профессии оказывают влияние несколько факторов: мнение старших членов семьи, позиция товарищей, позиция педагогов, личные профессиональные планы, способности учащегося. В образовательном учреждении основным средством профессионального самоопределения школьников является профессиональная ориентация.
Работа в данном направлении строится на основании следующих подходов: активизирующего, диагностико-консультативного, развивающего, информационного. Используемые при этом методы распределяются по группам: информационно-справочные, профессиональной диагностики, методы морально-эмоциональной поддержки.
К старшему школьному возрасту, большинство учащихся уже определились с будущей профессией, поэтому профориентационная работа нацелена на формирование убежденности в правильности выбранной профессии.
В ходе проведенной диагностики, среди учеников 11 класса сельской школы, был определен недостаточный уровень профессионального самоопределения. Общий анализ результатов исследования показал необходимость проведения профориентационных мероприятий для повышения указанного уровня. Выводы, сделанные в результате диагностики стали основой для определения комплекса педагогических средств, которые будут способствовать формированию профессионального самоопределения старшеклассников.
На основании изучения современной литературы были разработаны рекомендации по организации профориентационной работы в школе, которая должна представлять собой единую систему. Были определены возможные варианты организации: создание Центра планирования карьеры, комиссия по профориентации или назначение ответственного педагогического работника. В рамках указанной системы необходимо включать как занятия теоретического характера, так и практикоориентированные мероприятия. В процессе проведения теоретических занятия, целесообразно использование активных методов, поэтому предпочтительней в этом плане будут дискуссии, круглый стол, беседа-интервью. К мероприятиям практической направленности относятся профессиональные пробы, игровые и тренинговые ситуации. В качестве эффективного практического курса был выделен курс «В поисках своего призвания».
Таким образом, все поставленные задачи были выполнены и цель работы достигнуты.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 05.04.2019).
2. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2019 г. №1897 [Электронный ресурс] //Федеральный портала Российское образование Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 05.04.2019)
3. Асеева С.С. Ориентир – профессиональное будущее/ С.С. Асеева// Профессиональное образование в России и зарубежом.- 2016.- №3.- С. 73
4. Будагов Г. П. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению как психолого-педагогическая проблема/ Г.П. Будаков// Вектор науки Томского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 50–52.
5. Воронина Е. В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному само- определению школьников[Электронный ресурс]/Е.В. Воронина // Концепт: Научно-методический электронный журнал . – 2013. – № 04 (апрель). – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/13081.htm.- (06.04.2019)
6. Громова Е.Н. Инновационные технологии в профессиональном самоопределении школьников/ Е.Н. Громова// Вестник РМАТ.- 2012.- №2.- С. 46
7. Гусев А. Н., Экспертная система профориентации школьников «Выбирай и поступай»/ А.Н. Гусев, Н.С. Пряжников // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология.- 2016.- №4. - С. 55-60.
8. Долгушина Т.Н. Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления личности/Т. Н. Долгушина, С. Н. Юревич// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-практический журнал.- 2013-№3-4.- С. 102
9. Дорожкин Е. М., Научно-прикладные основания профориентации: теория и практика/ Е.М. Дорожкин, Э.Ф. Зеер // Сибирский психологический журнал. -2014.- № 52.- С. 67–78.
10. Ермаков Д.С.Профессиональное самоопределениеи профессиональная ориентация школьников:историко-педагогические аспекты, современный взгляд/Д.С. Ермаков//Профессиональное образование в России и за рубежом.- 2017.- №3.- С. 53
11. Занина Л. В. Профессиональная успешность как ключевая цель системы повышения квалификации учителя /Л. В. Занина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. –№ 1 (14). – С. 5–9.
12. Зеер Э.Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования/ Э.Ф. Зеер//Педагогическое образование в России.- 2012.- №5.- С126.
13. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихсяв условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев, Е. В. Зачесова и др. - М.: Перо, 2014.-38 с.
14. Криволь И.А. Государственная политика в области профессионального самоопределения обучающихся/ И.А. Криволь// Профессиональное образование в России и зарубежом.- 2016.- №3.- С. 76.
15. Левицкая И.А.Профессиональное самоопределение как социокультурный процесс/ И. А. Левицкая//Вестник Кемеровского государственного университета.- 2014.- № 2 (58).- Т. 2.- С. 83.
16. Махлеева Л. В. Профессиональное самоопределение школьников: сущность и содержание/ Л.В. Махлеева // Молодой ученый. - 2015. - №24. - С. 1088.
17. Милославский В. Г., Теория и практика профориентации в России: проблемы и перспективы/ В.Г. Милославский, Н.Х. Алиева, С.М. Соловьев // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 905-911.
18. Мордовская А. В. Основы профориентологии : пособие для бакалавров/ А.В. Мордовская, С.В. Панина, Т.А. Макаренко. 2-е изд.,испр. и доп. М. : Юрайт, 2013. 237 с.
19. Набиулин Л.Г. Социально-профессиональные ценности учащихся как фактор их творческого и личностного развития/ Л.Г. Набиулина// Педагогика.-2014.- №1.- С. 46.
20. Овсянникова С.К.Организация профориентационной работы в школе: Методическое пособие/ С.К. Овсянникова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. - 362 с.
21. Профессиональная ориентация учащейся молодёжи: теория и практика развития / Т.А. Антопольская [и др.]; под общ. ред. Т.А. Антопольской..- Курск: ИП Андрушко Е.Н., 2016. - 226 с.
22. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика : учеб.пособие / Н. С. Пряжников. – М. : Академия, 2008. –117 с.
23. Пряжников, Н. С. Профориентология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. С. Пряжников. -М. : Издательство Юрайт, 2016. - 405 с. – (Бакалавр. Академический курс)
24. Саломатов А. В. Профориентация на базе интернет-технологий: просто, доступно, продуктивно / А.В. Саломатов// Профессиональное образование и рынок труда. 2014. – №5. – С. 32-33.
25. Смирнов И. П. Система профессиональной ориентации: менять или развивать?/ И.П. Смирнов // Профессиональное образованиев России и за рубежом. – 2017. – № 1 (25). – С. 18–21.
26. Хасанова И. И., Проблема использования инновационных технологий в профессиональном самоопределении молодежи/ И.И. Хасанова, С.С. Котова // European journal of education and appliedpsychology.-2015. – № 3. – С. 19–23.
27. Храпов А. В. Теоретический анализ проблемы роли личности в построение успешной профессиональной карьеры в исследованиях зарубежных психологов/ А.В. Храпов, Л.Э. Кузнецова// Психологические науки: теория и практика: материалы VIМеждунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). -Краснодар: Новация, 2018. - С. 4-8.
28. Чистякова С.Н. Изменение проблемного поля поддержки профессионального самоопределения обучающихся/ С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев // Непрерывность образования и профессиональная карьера учащейся молодежи: вчера, сегодня, завтра: сб. материалов. М.: Экон-Информ, 2017. С. 5–9.
29.Чистякова С.Н. От учебы к профессиональной карьере : учеб.пособие / С.Н.Чистякова, Н.Ф.Родичев. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 176 с. - (Профессиональная ориентация).
30. Юрьева Г. П. Педагогические условия эффективности профес-сионального самоопределения старшеклассников[Электронный ресурс]/Г.П. Юрьева // Концепт: Научно-методический электронный журнал. – 2015. – № 05 (май). – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/15150.htm. – (06.04.2019).