ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования проблемы влияния денег на процессы социализации современных подростков определяется рядом обстоятельств, среди которых можно обозначить:
- социально-экономический кризис общественного развития, втягивающий в денежные отношения подрастающее поколение;
- социальное расслоение семей с высоким и чрезмерно низким финансовым доходом;
- значительные изменения в институте образования: позитивные (вариативность школ, новые технологии в подготовке учителей, свобода выбора и др.) и негативные (распад бесплатной системы дополнительного образования, повышение оплаты за учебно-методическую литературу и
др.);
- поляризация детского сообщества (по материальному, образовательному и др. признакам), криминализация детской среды, утрата ценностных ориентации и духовный вакуум;
- ответно-защитные реакции подростков на процесс самостоятельного разрешения проблемных ситуаций, связанный с реализацией материальных и духовных потребностей;
- отсутствие информации о влиянии денег на процессы социализации подростков и необходимость учета этого фактора в воспитательном процессе.
Анализ научной литературы показал, что философами, психологами, педагогами и социологами достаточно изучены понятия: « социализация» (В.М.Бехтерев, С.Е.Зяочевский, И.С.Кон, Дж.Мид, А.В.Мудрик,
А.В.Петровский и др.), « ценности » (П.П.Гайденко, Н.Н. Давыдов,
Н.О.Лосский, В.Б.Ольшанский, И.Попелова, В.П.Тугаринов и др.) и « ценностные ориентации » (М.И.Боблева, Л.И.Божович, В.И. Додонов, М.С.Каган, Л.Н.Коган, А.Н.Леонтьев и др.).
Предварительный анализ теоретических источников по проблеме влияния денег на процессы социализации подростков и пилотажный эксперимент, выявляющий суждения и оценки детей, родителей и учителей по данному вопросу, показал, что проблема эта мало изучена Мы не встретили научно¬исследовательских работ педагогов, в которых влияние денег на процессы социализации подростка выступило бы самостоятельным предметом исследования
Вместе с тем, есть значительное количество современных социологических исследований, в которых зависимость процессов социализации от материального достатка и, в частности, от денег, проанализирована достаточно полно. Мы имеем в виду работы, рассматривающие подходы отклоняющегося поведения личности вследствие нормального реагирования на социальную ситуацию (Р К Мертон), раскрывающие явление аномии (Э Дюркгейм), выявляющие проблему девиантности в современном обществе (Я И Гилинский, Ж Кнухова, О С Осипова и др), изучающие связь между трудовой деятельностью, денежным вознаграждением и ценностными ориентациями подростков (П П Блонский, А С Макаренко, С Т Шацкий и др
)
Проблема денег, обуславливающая ценностные ориентации подростков, необычайно остра Происходит смещение в системе жизненных ценностей детей, переосмысливается значимость денег в жизни Таким образом, существует теоретическая база, позволяющая исследовать влияние денег на процессы социализации подростков как социально-педагогическую проблему
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования, определило цель, задачи, объект и предмет исследования
Объект исследования - процессы социализации подростков в условиях противоречивой динамики современного общества
Предмет исследования - влияние денег на процессы социализации подростков