Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Театрализованная деятельность как средство формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Работа №43874

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
856
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Сущность понятия «самооценка» 7
1.2 Виды самооценки и факторы ее формирования 13
1.3 Сущность понятия «театрализованная деятельность дошкольников» 17
1.4 Театрализованная деятельность как средство формирования самооценки
у детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1 Выявление исходного уровня самооценки детей старшего дошкольного
возраста 28
2.2 Разработка и реализация программы театрализованной деятельности как
средство формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста 35
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
ПРИЛОЖЕНИЕ

В психолого-педагогических исследованиях вопросы самооценки исследуются достаточно широко. Наиболее полная разработка ее теоретических и практических аспектов отражена в трудах как отечественных, так и зарубежных психологов (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, У.Джеймс, И.С.Кон, Л.И. Липкина, В.В.Овсянникова, К.Рожджерс, В.Ф.Сафин, В.В. Столин, Х.Хекхаузен, И.И.Чеснокова, Е.В.Шорохова, Э.Эриксон).
Всем известно, что для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был спокоен, лучше адаптировался и преодолевал трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе, адекватную самооценку. Необходимо показывать ребенку свою любовь и уважение к нему.
Для детей самооценка играет важную роль, так как она затрагивает многие сферы жизни. Чем увереннее в себе будет ребенок, тем проще ему будет добиться успехов. Так, неуверенность будет вытекать в большую вероятность неудач ребенка. На формирование самооценки большое влияние как и многие другие факторы оказывает театрализованная деятельность. Потому что мир творчества, всегда захватывал детей «с головой».
В наше время компьютерных технологий, родителям легче дать ребенку в руки гаджет, чем заняться с ним какой-либо театрализованной или творческой деятельностью. По такой причине, все больше отмечаются дети с низкой самооценкой, замкнутые в себе. Низкая самооценка ребенка в дальнейшем мешает ему благополучно учиться, быть уверенным в своих силах. Таким образом, решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов.
Сегодня только творчески относящийся к работе человек может решить весь комплекс практических и теоретических задач, которые ставит перед ним научно-технический прогресс.
В связи с вышесказанным, мы нашли актуальным рассмотрение специфики вопроса взаимосвязи занятий театрализованной деятельности и самооценки у детей старшего дошкольного возраста, что и определило тему нашего исследования «Формирование самооценки посредством занятия театрализованной деятельностью».
Актуальность формирования самооценки обусловлена тем, что на современном этапе развития нашего общества возрастает роль общественно значимой активности творческой личности, способной креативно мыслить, находить выход из любой сложившейся ситуации. Также, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность, как в отношении к другим людям, так и к самой себе.
Цель исследования: изучить особенности процесса развития самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством занятий театральной деятельностью.
Задачи исследования:
1. Дать понятие и характеристику самооценки дошкольников.
2. Выявить исходный уровень самооценки детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальных группах.
3. Разработать и реализовать систему занятий по театрализованной деятельности для формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
4. Обосновать условия эффективности формирования адекватной самооценки детей дошкольного возраста.
5. Исследовать уровень самооценки детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования.
6. Выявить эффективность проведенных коррекционно-развивающих мероприятий.
Объект исследования: процесс формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрализованная деятельность как фактор формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: театрализованная деятельность положительно влияет на формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования. Для решения поставленных задач исследования нами были применены следующие методы:
- теоретический (анализ литературы, синтез полученной информации);
- эмпирический (методика «Лесенка», «Какой я»; количественный и качественный анализ полученных данных; система занятий с дошкольниками старшего дошкольного возраста).
Теоретико-методологической основой исследования стали работы в области педагогики, возрастной психологии. При написании дипломного исследования мы опирались на труды, авторами которых являются
Практическая значимость: нами составлены рекомендации для родителей и педагогов по формированию адекватной самооценки; советы для родителей в организации театрализованной деятельности в домашних условиях.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ детский сад №8 города Агрыз.
Выборка исследования: 50 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), 25 детей в экспериментальной и 25 детей в контрольной группах.
Структура выпускной квалификационной работы - введение, две главы (1 глава - «Теоретический анализ проблемы театрализованной деятельности как средство формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста»; 2 глава - «Опытно -экспериментальная работа по проблеме театрализованной деятельности как средство формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста»), заключение; список литературы; приложение.
Этапы исследования: констатирующий (выявление исходного уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста), формирующий (формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста), контрольный (выявление изменения уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В нашей работе мы выявили исходный уровень самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Качественный анализ работы показал, что в двух группах преобладает количество детей с завышенной самооценкой: в контрольной группе их 18 детей по методике «Лесенка» 16 по методике «Какой Я». В экспериментальной - 15 детей по методике «Лесенка» и 19 по методике «Какой Я». Количество детей с адекватной самооценкой почти одинаково в обеих группах.
На констатирующем этапе мы получили в двух группах результаты завышенной, средней, низкой и резко заниженной самооценки. На счет завышенной самооценки можно сказать, в этом возрасте она является нормой. И такое большое количество детей с высокой самооценкой мы посчитали за позитивные признаки. Но, с низкой и с резко заниженной в итоге выявили 8 детей.
На формирующем этапе для реализации задач формирования адекватной самооценки посредством театрализованной деятельности и интереса к ней была разработана система занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели мы использовали систему занятий, направленных на формирование самооценки. Система занятий представляет собой встречи, которые имеют свою тематику.
Контрольный этап был реализован при помощи повторного проведения методик и сравнения полученного результата с начальными.
В результате, мы обнаружили что число детей с адевактной самооценкой увеличилось. А детей с низкой самооценкой не осталось. Таким образом, согласно этим двум методикам изменения в уровне самооценки детей пошли на позитивную сторону. Ее уровень в группе значительно повысился.
В ходе проведенной повторно диагностики мы видим, что самооценка стала более высокой во всех случаях. В этом случае мы склонны утверждать, что разработанный нами комплекс мероприятий в виде игровых занятий оказывает положительное влияние на формирование самооценки дошкольников. Каждый «примерил на себя» то или иное качество характера или манеры поведения. И только «пропустив через себя», ощутив на личном, пусть игровом, но опыте, понял те моральные нормы, которые общество воспринимает адекватно. Во второй половине игровых занятий нами использовались коммуникативные игры, на которых проводилась коррекция взаимоотношений детей в группе. с некоторыми детьми эти игры мы проводили индивидуально. Это все сказалось и на самооценке ребят. Судя по этим данным, можно сделать вывод, что формирующий этап принес положительные результаты в формировании адекватной самооценки посредством театрализованной деятельности. А это значит, что мы подтвердили нашу гипотезу: театрализованная деятельность положительно влияет на формирование самооценки у старших дошкольников.



1. Аверин В.А. Развитие личности ребенка от трех до пяти [Текст] : пособие для родителей и педагогов / В.А. Аверин, И. М. Слободчиков - М.: 2015. - 265 с.
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] : пособие для воспитателей / Е.А. Антипина - М.: 2013. - 134с.
3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] : пособие для воспитателей / Е.А. Антипина - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128 с.
4. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] : пособие для воспитателей / Л.В. Артемова - М.: 2009. - 174 с.
5. Бардешева Т.Ж. Рассказываем стихи руками [Текст] : пособие для ДОУ / Т.Ж. Бардешева - М.: 2014. - 230 с.
6. Ботнарь В.Д. Игры-драматизации - основа знакомства с культурой других народов [Текст] : пособие для ДОУ / В.Д. Ботнарь, Э.К. Суслова - М.: 2013. - 120 с.
7. Вачков И.В. Волшебство происходит вовремя, или как использовать сказку в детском саду и семье [Текст] : пособие для родителей и педагогов / И.В. Вачков - М.: 2016. - 210 с.
8. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] : пособие для ДОУ / И.Г. Вечканова - М.: 2011. - 78 с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] : пособие для ДОУ / Л.С. Выготский - М.: 2003. - 294 с.
10. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика [Текст] : учебник для студентов / Л.Н. Галигузова М.: - 2016. - 320 с.
11. Головей Л.А. Психология развития и возрастная психология [Текст]
: учебник для прикладного бакалавриата / Л.А. Головей - М.: 2016. - 235 с.
12. Гюру Э.Р. Самооценка у детей и подростков [Текст] : пособие для родителей / Э.Р. Гюру, Н.К. Шинкаренко - М.: 2015. - 294 с.
13. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности [Текст] : пособие для воспитателей / Т.Н. Доронова - М.: 2011. - 126 с.
14. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества [Текст] : пособие для воспитателей / М.В.Ермолаева - М.: 2006. - 235с.
15. Ерофеева Т.И., Зверева О.Л. Игра-драматизация [Текст] : пособие для родителей и воспитателей / Т.И. Ерофеева - М.: 2006. 240 с.
16. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании [Текст] : пособие для ДОУ / А.П. Ершова
- М.: 2007.-234 с.
17. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] : пособие для ДОУ / Р.И. Жуковская - М.: 2000. - 310 с.
18. Заворыгина Е.К. Особенности воображения детей в игре [Текст] : пособие для родителей и воспитателей / Е.К. Заворыгина - М.: 2007.
- 230 с.
19. Зимина И.К. Театр и театрализованные игры в детском саду [Текст]
: пособие для воспитателей / И.К. Зимина - М.: 2010. - 206 с.
20. Дронова Т.Н. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет [Текст] : пособие для воспитателей / Т.Н. Дронова - М.: 2013. - 130 с.
21. Исратова О.Н. Психологическое обследование детей [Текст] : пособие для педагогов / О.Н. Исратова - М.: 2014. - 189 с.
22. Кошелева А.Д. Игры-драматизации [Текст] : пособие для родителей и воспитателей / А.Д. Кошелева - М.: 2009. - 340 с.
23. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей [Текст] : пособие для воспитателей / Н.С. Карпинская - М.: 2014.- 230 с.
24. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст] : пособие для воспитателей / С.А. Козлова, Т.А. Куликова - М.: 2006. - 230 с.
25. Конович А.А. Театрализованный праздник и обряды [Текст] : пособие для воспитателей / А.А. Конович - М.: 2001.- 230 с.
26. Копосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства [Текст] : пособие для воспитателей / М.В. Копосова - М.: 2010.- 230 с.
27. Куцакова Л.В. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. [Текст] : пособие для воспитателей / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова - М.: 2006. - 120 с.
28. Куцакова Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого [Текст] : пособие для воспитателей / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова - М.: 2013.-230 с.
29. Лихачева Е.Н. Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ [Текст] : пособие для воспитателей / Е.Н. Лихачева - М.: 2015. - 250 с.
30. Маханева М.Ю. Театрализованная деятельность дошкольников [Текст] : пособие для воспитателей / М.Ю. Махагнва - М.: 2008. - 120 с.
31. Мелик-ПашаевА.А. Педагогика искусства и творческие способности [Текст] : пособие для воспитателей / А.А. Мелик-Паваев - М.: 2000.
- 230 с.
32. Нахимовский А.М. Театральное действо от А до Я [Текст] : пособие для педагогов / А.М. Нахимовский - М.: 2009. - 209 с.
33. Немов Р.С. Психология [Текст] : пособие для студентов / Р.С. Немов
- М.: 2013.- 325 с.
34. Неменова Т.К. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр [Текст] : пособие для воспитателей / Т.К. Неменова - М.: 2000. - 230 с.
35. Николаичева А.П. Инсценирование литературных произведений [Текст] : пособие для педагогов / А.П. Николаичева - М.: 2000. - 230 с.
36. Обухова Л.Ф. Возрастная психология [Текст] : пособие для студентов / Л.Ф.Обухова - М.: 2016. - 249 с.
37. Паблишер А.Ю. Уверенность в себе [Текст] : пособие для родителей / А.Ю. Паблишер - М.: 2015. - 247 с.
38. Паблишер А.Ю. Самооценка у детей и подростков [Текст] : пособие для родителей / А.Ю. Публишер - М.: 2014. - 250 с.
39. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями [Текст] : пособие для воспитателей / Т.И. Петрова
- М.: 2014. - 230 с.
40. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника [Текст] : пособие для вопитателей / Н.Н. Поддяков - М.: 2004.-230 с.
41. Пономарев Я.Г. Психология творчества [Текст] : пособие для воспитателей / Я.Г. Пономарев - М.: 2002. - 120 с.
42. Рубенок Е.Н. Игры-драматизации в воспитании дошкольника [Текст] : пособие для воспитателей / Е.Н. Рубенок - М.: 2000. - 120 с.
43. Сигуткина Р.Н. Рекомендации к организации театрализованных игр [Текст] : пособие для воспитателей / Р.Н. Сигуткина - М.: 2001. - 230 с.
44. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] : пособие для воспитателей / Э.Г. Чурилова - М.: 2013. - 300 с.
45. Шорохова О.Н. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия поразвитию связной речи дошкольников [Текст] : пособие для воспитателей / О.Н. Шорохова - М.: 2011. - 208 с.
46. Царенко Н.В. Как мы портим наших детей [Текст] : пособие для родителей / Н.В.Царенко - М.: 2014. - 180 с.
47. Экки Л.С. Театрально-игровая деятельность [Текст] : пособие для педагогов / Л.С. Экки - М.: 2005. - 306 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ