Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ: МЕХАНИЗМЫ, СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ИТАЛИИ

Работа №43869

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

туризм

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
786
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ 8
1.1. Сущность туризма и факторы его развития 8
1.2. Определение и виды культурно-познавательного туризма 13
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА ИТАЛИИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА 26
2.1. Общая оценка развития туристического бизнеса в Италии 26
2.2. Анализ культурно-познавательного потенциала Италии в развитии туристического бизнеса 46
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ИТАЛИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА 61
3.1. Возможности развития культурно-познавательного туризма, как
перспективного направления туристического бизнеса в Италии 61
3.2. Векторы и инструменты достижения стратегических приоритетов развития туризма на региональном рынке туристических услуг 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
ЛИТЕРАТУРА 86
Приложения

Актуальность исследования обусловлена тем, что для граждан всего мира культурно-познавательный туризм - это притягательная сфера прямого общения, импульс к взаимообогащению, взаимоуважению через культурную активность людей посредством путешествий.
Кроме того, культурно-познавательный туризм оказывает серьезное влияние не только на экономические показатели туристской деятельности. Этот вид путешествий выполняет и социальную функцию, заключающуюся в повышении культурного, а в ряде случаев и образовательного уровня населения. Материальной основой данного социального процесса выступают уникальные объекты природного, культурного и исторического наследия нашей планеты. Однако, использование культурно-исторического потенциала в процессе развития индустрии образовательных и просветительных поездок возможно при наличии соответствующей системы управления. Регулирование этой области должно базироваться на имеющемся опыте государственного руководства туристской деятельностью, который необходимо дополнить особым организационно-экономическим механизмом взаимодействия субъектов туристской инфраструктуры и организаций сферы культурно-исторического наследия. Здесь следует подчеркнуть, что вовлечение памятников природы и культурного наследия должно базироваться на принципах устойчивого развития, а потому стимулировать не только рост туристских потоков и развитие рекреационных территорий, но также способствовать восстановлению, улучшению системы использования объектов культурно-исторического наследия и природы.
Кроме того, культурно-познавательный туризм играет важную роль в превращении индустрии путешествий в экономически прибыльную отрасль с активной структурой въезда-выезда. Возможность познакомиться с культурными, природными достопримечательностями страны привлекает всё большее количество иностранных граждан.
Фактически, расходы туристов на поездки за границу удвоились и по прогнозам, в ближайшие десять лет возрастут еще на 50%. В 2018 году более миллиарда людей совершили поездку за границу с целью туризма.
Италия по-прежнему играет важную роль в международном туризме, но теряет долю рынка из-за европейских конкурентов. Туризм, однако, представляет собой значительный экономический сектор для Италии в национальной экономике, создавая возможности для трудоустройства.
Вклад туризма в валовой внутренний продукт Италии составляет более 130 миллиардов евро (около 9% национального производства) и люди, участвующие в этом (около 2,2 миллиона - каждый десятый рабочий). Туризм также выражает потенциал для коммуникации и межкультурной интеграции, что является актуальным в мире, который стал многополярным.
Туризм является выгодной и высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленностью, а также с автомобилестроением. Мировой опыт и практика экономической, социальной и политической стабильности подтверждают, что географическое положение государства, его природно-климатические ресурсы становятся всеобщим благом лишь посредством туризма. Для развития туризма в Италии существуют объективные предпосылки: открытость для туристов, большой природный и культурный потенциал, привлекательный и перспективный рынок
Несмотря на то, что туризм как таковой исторически начался именно с культурно-познавательного туризма, культурологический подход к изучению данной сферы только начинается. Так, вопросы изучения культурно-познавательного туризма отражены в работах Л.П. Воронковой, Т.Г. Богатыревой, В.А. Квартального, Т.В. Кузнецовой.
Исследование экономических и социально-экономических проблем развития туризма в целом отражены в трудах В.И. Азара, Л.А.Волковой, В.Г.
Гуляева, А.Ю.Александровой, В.И.Сенина, А.Т.Кириллова, И.В.Зорина.
Вместе с тем, вопросы использования потенциала Италии в развитии культурно-познавательного туризма остаются неизученными, не систематизированными и не обобщенными. Так же нет специальных монографических, научно-теоретических источников по изучению влияния культурно-познавательного туризма на развитие региона.
Объект исследования - культурно-познавательный туризм.
Предмет исследования - стратегия развития туристического бизнеса в Италии.
Гипотеза состоит в том, что развитие культурно-познавательного туризма в Италии будет успешным, если разработана стратегия туристического бизнеса.
Целью работы является выявление особенностей потенциала Италии для развития культурно-познавательного туризма.
Цель исследования конкретизируется в его задачах:
1. Изучить сущность и виды культурно-познавательного туризма.
2. Дать понятие, сущность и классификацию туристских ресурсов.
3. Проанализировать культурно-познавательный потенциал Италии.
4. Выявить проблемы использования культурно-познавательных ресурсов.
5. Предложить векторы и направления для повышения потенциала Италии в развитии культурно-познавательного туризма и туристического бизнеса в целом.
Теоретико-методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам развития туризма, материалы научных семинаров и конференций, положения общей теории культуры.
Эмпирическую базу исследования составили данные статистики, законы, стратегия развития туризма в Италии, материалы туристических агентств, данные, публикуемые в периодической печати.
Научная новизна полученных результатов исследования состоит в следующем:
1. обоснована концепция двух моделей организации культурно - познавательного туризма: где элемент познания и общения выступает или как целеполагание тура, или как дополнительная услуга, что характерно для туристских продуктов курортной территории и увеличивает их качество;
2. разработана методическая основа совершенствования способов регулирования культурно-познавательного туризма на базе использования механизма обратной связи в системе административных и общественных форм управления.
Положения, выносимые на защиту:
1. Культурно-познавательная услуга может быть целью тура на территории с высоким культурно-историческим потенциалом и уникальными природными объектами. В других случаях культурно-познавательная услуга может быть дополнительной, то есть осуществлять функции основной услуги другими способами, повышая качество тура в целом; предложено авторское определение структуры эффекта потребления туристской услуги на курортных территориях, которая состоит из двух основных элементов: улучшение физического состояния как результата действия оздоровительных услуг и улучшение эмоционального состояния как результата использования культурно-познавательного потенциала территории.
2. На основании выявленных преимуществ и недостатков развития культурно-познавательного туризма в Италии как туристского кластера сформулированы задачи, которые должна решать эффективная система управления, и предложена схема организации управления культурно-познавательным туризмом, которая сочетает в себе эффективное государственное управление и практические навыки хозяйствующих субъектов, обеспечивает создание инфраструктурных связей, характеризуется наличием оперативной информации для проведения законодательного и нормативно-правового регулирования со стороны органов исполнительной власти, в том числе в области экологии, инновационного развития и поддержки субъектов предпринимательства.
Методы исследования. В процессе исследования применялись методы: анализа и обобщения статистических данных, компаративный, системный, факторный, прогностический. В ходе исследования были использованы такие общие и специальные методы как анализ и синтез, сравнение, классификация, моделирование, методы экономического, статистического и социологического анализа.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что предложенные практические рекомендации могут быть использованы в деятельности туроператоров для повышения культурно-познавательных ресурсов Италии.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенной работы было установлено, что: культурно-познавательный туризм, как туристический продукт, включает посещение культурных и исторических объектов наследия, национальных парков и охраняемых территорий, с обязательным использованием музейных и экскурсионных услуг, а также поездки на современные культурные мероприятия. Туристический продукт - это комплекс услуг от разных производителей. Процесс производства для каждого из них уникален и созданный сервис является самостоятельным продуктом. Однако уровень взаимозависимости настолько высок, что для того, чтобы создать успешный культурный и образовательный тур, необходимо учитывать особенности работы каждого участника.
Эффективность туристической деятельности зависит от уровня нормативной поддержки сектора услуг. Возможность создания качественного продукта и системы обеспечения качества зависит от его состояния. Защита интересов граждан государством в области качества туристических услуг стимулирует развитие туризма и рост валового внутреннего продукта.
В результате анализа нормативного регулирования культурного и образовательного туризма в Италии были выявлены недостатки и определены критерии, на основе которых должна быть сформирована стратегия развития туризма. Анкета, разработанная для анализа структуры рынка по выбранным критериям, позволила получить данные в региональном контексте по целевым сегментам и показала высокую популярность Италии как страны культурного и образовательного туризма.
Богатый экскурсионный потенциал Италии и его высокая плотность могут обеспечить стабильность спроса на культурный и образовательный туристический продукт, а управление качеством культурного и образовательного туризма в этом районе должно стать ключом к сохранению
его рыночных позиций.
Оценка преимуществ и недостатков Италии как туристического кластера показала, что к положительным характеристикам относятся: современная инфраструктура, работа которой сопровождается экономической, социальной и экологической эффективностью; высокий уровень конкуренции; экономический эффект масштаба; уровень организации и опыта местных органов туризма. Недостатки функционирования кластера связаны с организацией системы управления и проявляются в отсутствии текущего контроля за качеством предоставляемых услуг, в том числе за счет реализации государственных программ; снижение активности малого бизнеса; ограничения для облегчения процесса специализации на рынке туристических продуктов.
На основе выявленных преимуществ и недостатков сформулированы задачи, которые должны решаться с помощью эффективной системы управления, также предлагается схема организации управления культурным и образовательным туризмом. Новая форма управления культурным туризмом сочетает эффективное государственное управление и практические навыки бизнес-структур. Система предусматривает создание инфраструктурных связей, наличие оперативной информации об экономической ситуации и формирование базы данных для законодательного и нормативного регулирования со стороны исполнительных органов власти, в том числе в области экологии, инновационного развития и поддержки хозяйствующих субъектов.
Кроме того, предлагаемая форма информационного обеспечения системы управления, ответственность за формирование которой предлагается наложить на общественную организацию - Общественный совет по развитию культурного и образовательного туризма муниципалитета. На основе сформулированных принципов Общественного совета была предложена модель его организации.
Основным преимуществом предлагаемой совещательной и аналитической структуры является то, что, по мнению автора, она расширит каналы обратной
связи органов управления туризмом с предприятиями и потребителями туристических услуг. Без использования механизма обратной связи невозможно разработать точные и оптимальные процедуры для экономического воздействия административных органов на механизм использования потенциала образовательного туризма (особенно если это происходит по мере необходимости в режиме «ручного управления»). Предлагаемая система организационно-экономического управления позволит устранить
существующие недостатки в функционировании итальянского кластера и полностью достичь целей, поставленных в стратегическом и тактическом планировании.
Для анализа эффективности предприятий культурного и образовательного туризма и использования различных источников
финансирования в курортной зоне необходимо определить и контролировать стратегические факторы использования ресурсов курортной территории. Формализация этих условий предлагается в виде системы векторов. Предлагаемые векторы являются инструментом для оценки экономических, социальных и экологических показателей образовательного туризма.
Таким образом, были рассмотрены направления развития научно-методологической основы для использования потенциала культурно - познавательного туризма, предложены принципы оценки этого потенциала, разработаны конкретные направления и механизмы повышения его использования.


1. Абабков Ю.Н., Абабкова М.Ю., Филиппова И.Г. Международный маркетинг в туризме (проблемы теории и практики): Монография. - «Издательство СУРАО», 2016. - 140 с.
2. Абрамян, М.А. Значение туристических ресурсов в развитии туризма / М.А. Абрамян // Молодой ученый. — 2015. — №6. - Т.1. — С. 138-139.
3. Азар В.И. Структурная перестройка туристского рынка в России / Туризм. Практика, проблемы, перспективы. 1997 -№ 3. - С. 87-94
4. Амирханова Е.А. Теориетико-организационные основы понятия «туризм» // Право и государство: теория и практика. - 2016. - №6 (66). - 151с.
5. Аристов О.В. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. - М: ИНФРА-М, 2016. - 240 с.
6. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014. - 252 с.
7. Бережнова Е.И., Бородин В.В. Проблемы формирования методик оценки социально-экономической эффективности деятельности туристских организаций // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Научная индустрия Европейского континента» URL: http: //www. rusnauka. com/3 0_NIEK_2009/Economics/54197.doc. htm
8. Бережнова Е.И., Бородин В.В. Социальный и экономический эффекты в туризме: проблемы синтеза и анализа // Экономический анализ: теория и практика. 2015. - №35. - С. 50-53.
9. Биржаков М. Б. Специальные виды туризма. Конспект лекций. / М. Б. Биржаков. - СПБ. : СПбГИЭУ, 2015. - 320с.
10. Богданов Е.И., Богомолова Е.С., Орловская В.П. Экономика отрасли туризм: Учебник // Под ред. проф. Е.И. Богданова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 318 с.
11. Боголюбов В.С. Системные факторы и связи самоорганизации в туристических центрах крупных городов // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия Экономика. - №1(60), 2013. - C.163-169.
12. Васильев А.В. Проблемы проектирования туристских кластеров и современные технологии их моделирования // Проблемы современной экономики. - №2 (42), 2016. - С. 404-407.
13. Верещака, Т.В., Природное и культурное наследие: возможности
исследования и картографирование наследия России/ Т.В.Верещака, А.А.Лютый. - М.: Институт Наследия, 2015. - 155 с.
14. Воронов А.А., Валькович О.Н. Факторы и методы измерения конкурентоспособности отраслей и регионов в современных условиях хозяйствования // Машиностроитель. - 2014. № 4. - С. 18-22.
15. Долженко Г.П. Основы туризма. Учебное пособие. - М.: ИКТ МарТ, Ростов-на-Дону, Издательский центр МарТ, 2018. - 320с.
16. Драчева Е.Л. Специальные виды туризма. Лечебный туризм: учебное пособие / Е.Л. Драчева. - М.: КНОРУС, 2016. - 152 с.
17. Дурович А. П. Практика маркетинговых исследования: основные концепции и методы. - Мн.: Издательство Гревцова, 2018. - 256с.
18. Дурович А.П. Организация туризма. Учебное пособие - Спб: Питер. - 440с.
19. Жертовская Е.В. Оценка социальной эффективности развития сферы туризма, когнитивный подход // Гуманитарные и социально - экономические науки. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2017. - С.143-155.
20. Зайцева Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме: Учеб. пособие. - М.: ФОРУМ. ИНФРА-М, 2017. - 368 с.
21. Зайцева Н.А., Каурова О.В., Юманова О.С. Факторы, обеспечивающие эффективность деятельности предприятий туристкой индустрии: теоретические и методологические аспекты. Монография: М. издатель Степаненко, 2018. - 171 с.
22. Зайцева Н.А., Ларионова А.А, Сурова С.А, Чубарин А.Н. Современные
подходы к оценке стоимости и повышению эффективности деятельности многофункциональных туристских комплексов. Монография. - М.: МГПУ,
2016. - 162 с.
23. Кара А.Н., Ерохина Л.И. и др. Формирование организационно -
экономического механизма управления качеством услуг: Коллективная
монография // Под ред. Л.И. Ерохиной. - Санкт-Петербург: Инфо-Да, 2017. - 296 с.
24. Карпова Г.А., Сигова М.В., Никифоров И.В. Воздействие процессов глобализации на формы и методы государственного регулирования развития туризма // Известия Сочинского государственного университета. - №4, 2016. -
С.59-65.
25. Климанова, О.А. Географические аспекты туристского страноведения/ О.А.Климанова, Н.В.Шабалина // География туризма. - М.: Кнорус, 2018. - 592 с.
26. Кузнецова, Л.П. Информационно правовое обеспечение в области охраны недвижимых памятников истории и культуры / Л.П. Кузнецова // Наследие и современность: инф. сб. — вып. №6.— М: Институт наследия, 2016- 137 с.
27. Культурный туризм: учебное пособие / М.Д. Сущинская. - СПб.: Изд-во СПюГУЭФ, 2017. - 128 с.
28. Кусков А. С. Основы Туризма : учебник / А. С. Кусков. Ю. А. Джаладян. - М. : КНОРУС, 2017. - 400 с.
29. Лёвочкина Н.А. Природно-ресурсный потенциал территории как основа формирования туристского каркаса региона // Омский научный вестник. - Омск: ОмГТУ, 2016. - С.189-190.
30. Методические подходы к формированию систем управления в туристскорекреационных комплексах / Романов С.М., Василенко П.П. // Известия Сочинского государственного университета, 2013, №4-1(27). - С. 165-172
31. Мошняга Е. В. Международный культурный туризм как фактор межкультурной коммуникации // Научные труды Московского Гуманитарного университета. 2015. - Выпуск 55. - С.128-147.
32. Организация туризма: Учеб. пособие для студентов вузов по
специальности «Экономика и упр. соц.-культур. сферой» / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др. - Минск: Новое знание, 2013. - 630 с.
33. Организация туристской индустрии: учебное пособие / Ю.А. Матюхина. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2018. - 304 с.
34. Орловская В.П. Технология и организация предприятия туризма: Учебник / Под ред. проф. засл. раб-ка высшей школы Российской Федерации Е.И. Богданова - М.: ИНФРАМ, 2013. - 176 с.
35. Основы профессиональной деятельности в туризме и экотуризме: учеб. пособие для вузов / В.Ф. Буйленко. - Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглори,
2018. - 378 с.
36. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / пер. с англ. Е. Калининой. - М.: «Альпина Паблишер», 2018 (4-е изд.). - 720 с.
37. Портер М. Экономическое развитие регионов // Пространственная экономика. 2016. №4. - С.89-138.
38. Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. и др. Современный экономический словарь. 5-е изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 495с.
39. Реутова Ю.Н. Теоретические аспекты оценки рекреационного и инвестиционного потенциалов санаторно-курортного комплекса // Журнал TERRA ECONOMICUS №1-2, том 9, 2017. - С.77-82.
40. Романов С.М., Романова Г.М. Формирование рынка туристских услуг / Проблемы функционирования и развития курортно-туристской сферы в условиях рынка // Сочи: Изд-во СГУТиКД, 2015. - С.2-23
41. Саак А.Э., Жертовская Е.В. Управление развитием туристского комплекса муниципального образования: Учебное пособие. - М.: КУРС, ИНФРА-М, 2016. - 304с.
42. Салимова Т.А. Диверсификация управления качеством. Монография //
Саранск: Изд-во Мордовск. ун-та, 2014. - 171 с.
43. Седова Н. А. Культурно-просветительный туризм : учеб. пособие / Н. А. Седова. - М : Советский спорт, 2013. - 96 с.
44. Сущинская М. Д. Культурный туризм : учебное пособие / М. Д. Сущинская. - СПб. : СПбГУЭФ, 2015. - 128 с.
45. Теория туризма. О.А. Старовойтенко. - М.: МПСУ ; Воронеж : МОДЕК,
2018. - 800 с.
46. Топсахалова Ф.М.-Г., Теунаева З.Н., Айбазова Ф.М. Стратегическое
управление формированием и развитием регионального туристкорекреационного комплекса в условиях социально-экономической
трансформации. Монография // Издательство Академия Естествознания, 2015. - 189 с.
47. Управление качеством в туризме: учебник для студ. высш. учеб. заведений. Л.В. Баумгартен. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 304 с.
48.Черненко В. А., Колпащикова Т. Ю. Развитие культурно-познавательного туризма в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации : монография / В. А. Черненко, Т. Ю. Колпащикова. - СПб. : СПбГУСЭ, 2016. - 179 с.
49. Шенгелия Н.О. Общие тенденции развития туризма в малых и средних исторических городах на основе международного опыта в этой сфере // Труды Академии Туризма. Выпуск 1. - СПб.: ТОО «ОЛБИС», 2018. - 266с.
50. Экономика и организация туризма. Международный туризм / Е.Л. Драчева, Ю.В. Исмаев и др.; под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2015. - 576 с.
51. Энциклопедия стран мира (Россия - Крым) //»Geo»: Научно- популярный журнал. - 2015. - № 6
52. Эффективное развитие туризма (методологические аспекты): Монография / колл. авторов. В. С. Боголюбов (науч . ред.) и др. - СПб.: СПбГИЭУ, 2018. - 126 с.
53. Официальный сайт Всемирной Туристской Организации http://unwto.org
54. Mario Adua. Le aziende agrituristiche in Italia al 31 dicembre 2010 // сайт Национального института статистики - http://istat.it
55. Keller P. The future of small and medium size enterprises in tourism // сайт университета Бергамо - http://www.unibg.it/dati/corsi/44014/47865
56. Saxena, Atul. New trend in tourism and hotel industry. - Delhi, IND: Global Media, 2008. 305 p.
57. Singh S. P. International tourism development. - Jaipur, IND: Global Media, 2010. 230 p.
58. http://www.agritourism.ru/association/sciencework/105 - сайт Ассоциации содействия развитию агротуризма
59. http://www.bancaditalia.it/statistiche/rapp_estero/altre_stat/turismo-int - сайт Банка Италии
60. http://www.blogoitaliano.com - сайт Blogoitaliano: вся Италия
61. http://bp21.org.by/ru/art/a080211.html - сайт Государственного национального парка «Беловежская пуща»
62. http: //www.datscha-booking.com/173/agrotourismo/agroturism-italy.html - интернет портал «Дома в аренду»
63. http://www.ecocluster.ru - сайт Экокластера
64. http://www.enit.it - сайт Национального агентства Италии по туризму
65. http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/tourism/data/main_tables - сайт статистической службы Европейского союза
66. http://www.institutiones.com/general/1420-razvitie-turizma.html - сайт Экономического портала
67. http://istat.it - сайт Национального института статистики
68. http://www.sostav.ru/news/2011/07/19/cod18 - сайт Реклама Маркетинг PR
69. http://www.trademarkitalia.com/ - сайт организации «Trademark Italia»
70. http://www.unibg.it/dati/corsi/44014/47865 - сайт университета Бергамо
71. http://unwto.org - сайт Всемирной туристской организации 
72. http://www.wttc.org/site_media/uploads/downloads/italy2013_1 .pdf Всемирного совета путешествий и туризма.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ