КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ: МЕХАНИЗМЫ, СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ИТАЛИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ 8
1.1. Сущность туризма и факторы его развития 8
1.2. Определение и виды культурно-познавательного туризма 13
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА ИТАЛИИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА 26
2.1. Общая оценка развития туристического бизнеса в Италии 26
2.2. Анализ культурно-познавательного потенциала Италии в развитии туристического бизнеса 46
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ИТАЛИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА 61
3.1. Возможности развития культурно-познавательного туризма, как
перспективного направления туристического бизнеса в Италии 61
3.2. Векторы и инструменты достижения стратегических приоритетов развития туризма на региональном рынке туристических услуг 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
ЛИТЕРАТУРА 86
Приложения
1. КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ 8
1.1. Сущность туризма и факторы его развития 8
1.2. Определение и виды культурно-познавательного туризма 13
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА ИТАЛИИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА 26
2.1. Общая оценка развития туристического бизнеса в Италии 26
2.2. Анализ культурно-познавательного потенциала Италии в развитии туристического бизнеса 46
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ИТАЛИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА 61
3.1. Возможности развития культурно-познавательного туризма, как
перспективного направления туристического бизнеса в Италии 61
3.2. Векторы и инструменты достижения стратегических приоритетов развития туризма на региональном рынке туристических услуг 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
ЛИТЕРАТУРА 86
Приложения
Актуальность исследования обусловлена тем, что для граждан всего мира культурно-познавательный туризм - это притягательная сфера прямого общения, импульс к взаимообогащению, взаимоуважению через культурную активность людей посредством путешествий.
Кроме того, культурно-познавательный туризм оказывает серьезное влияние не только на экономические показатели туристской деятельности. Этот вид путешествий выполняет и социальную функцию, заключающуюся в повышении культурного, а в ряде случаев и образовательного уровня населения. Материальной основой данного социального процесса выступают уникальные объекты природного, культурного и исторического наследия нашей планеты. Однако, использование культурно-исторического потенциала в процессе развития индустрии образовательных и просветительных поездок возможно при наличии соответствующей системы управления. Регулирование этой области должно базироваться на имеющемся опыте государственного руководства туристской деятельностью, который необходимо дополнить особым организационно-экономическим механизмом взаимодействия субъектов туристской инфраструктуры и организаций сферы культурно-исторического наследия. Здесь следует подчеркнуть, что вовлечение памятников природы и культурного наследия должно базироваться на принципах устойчивого развития, а потому стимулировать не только рост туристских потоков и развитие рекреационных территорий, но также способствовать восстановлению, улучшению системы использования объектов культурно-исторического наследия и природы.
Кроме того, культурно-познавательный туризм играет важную роль в превращении индустрии путешествий в экономически прибыльную отрасль с активной структурой въезда-выезда. Возможность познакомиться с культурными, природными достопримечательностями страны привлекает всё большее количество иностранных граждан.
Фактически, расходы туристов на поездки за границу удвоились и по прогнозам, в ближайшие десять лет возрастут еще на 50%. В 2018 году более миллиарда людей совершили поездку за границу с целью туризма.
Италия по-прежнему играет важную роль в международном туризме, но теряет долю рынка из-за европейских конкурентов. Туризм, однако, представляет собой значительный экономический сектор для Италии в национальной экономике, создавая возможности для трудоустройства.
Вклад туризма в валовой внутренний продукт Италии составляет более 130 миллиардов евро (около 9% национального производства) и люди, участвующие в этом (около 2,2 миллиона - каждый десятый рабочий). Туризм также выражает потенциал для коммуникации и межкультурной интеграции, что является актуальным в мире, который стал многополярным.
Туризм является выгодной и высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленностью, а также с автомобилестроением. Мировой опыт и практика экономической, социальной и политической стабильности подтверждают, что географическое положение государства, его природно-климатические ресурсы становятся всеобщим благом лишь посредством туризма. Для развития туризма в Италии существуют объективные предпосылки: открытость для туристов, большой природный и культурный потенциал, привлекательный и перспективный рынок
Несмотря на то, что туризм как таковой исторически начался именно с культурно-познавательного туризма, культурологический подход к изучению данной сферы только начинается. Так, вопросы изучения культурно-познавательного туризма отражены в работах Л.П. Воронковой, Т.Г. Богатыревой, В.А. Квартального, Т.В. Кузнецовой.
Исследование экономических и социально-экономических проблем развития туризма в целом отражены в трудах В.И. Азара, Л.А.Волковой, В.Г.
Гуляева, А.Ю.Александровой, В.И.Сенина, А.Т.Кириллова, И.В.Зорина.
Вместе с тем, вопросы использования потенциала Италии в развитии культурно-познавательного туризма остаются неизученными, не систематизированными и не обобщенными. Так же нет специальных монографических, научно-теоретических источников по изучению влияния культурно-познавательного туризма на развитие региона.
Объект исследования - культурно-познавательный туризм.
Предмет исследования - стратегия развития туристического бизнеса в Италии.
Гипотеза состоит в том, что развитие культурно-познавательного туризма в Италии будет успешным, если разработана стратегия туристического бизнеса.
Целью работы является выявление особенностей потенциала Италии для развития культурно-познавательного туризма.
Цель исследования конкретизируется в его задачах:
1. Изучить сущность и виды культурно-познавательного туризма.
2. Дать понятие, сущность и классификацию туристских ресурсов.
3. Проанализировать культурно-познавательный потенциал Италии.
4. Выявить проблемы использования культурно-познавательных ресурсов.
5. Предложить векторы и направления для повышения потенциала Италии в развитии культурно-познавательного туризма и туристического бизнеса в целом.
Теоретико-методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам развития туризма, материалы научных семинаров и конференций, положения общей теории культуры.
Эмпирическую базу исследования составили данные статистики, законы, стратегия развития туризма в Италии, материалы туристических агентств, данные, публикуемые в периодической печати.
Научная новизна полученных результатов исследования состоит в следующем:
1. обоснована концепция двух моделей организации культурно - познавательного туризма: где элемент познания и общения выступает или как целеполагание тура, или как дополнительная услуга, что характерно для туристских продуктов курортной территории и увеличивает их качество;
2. разработана методическая основа совершенствования способов регулирования культурно-познавательного туризма на базе использования механизма обратной связи в системе административных и общественных форм управления.
Положения, выносимые на защиту:
1. Культурно-познавательная услуга может быть целью тура на территории с высоким культурно-историческим потенциалом и уникальными природными объектами. В других случаях культурно-познавательная услуга может быть дополнительной, то есть осуществлять функции основной услуги другими способами, повышая качество тура в целом; предложено авторское определение структуры эффекта потребления туристской услуги на курортных территориях, которая состоит из двух основных элементов: улучшение физического состояния как результата действия оздоровительных услуг и улучшение эмоционального состояния как результата использования культурно-познавательного потенциала территории.
2. На основании выявленных преимуществ и недостатков развития культурно-познавательного туризма в Италии как туристского кластера сформулированы задачи, которые должна решать эффективная система управления, и предложена схема организации управления культурно-познавательным туризмом, которая сочетает в себе эффективное государственное управление и практические навыки хозяйствующих субъектов, обеспечивает создание инфраструктурных связей, характеризуется наличием оперативной информации для проведения законодательного и нормативно-правового регулирования со стороны органов исполнительной власти, в том числе в области экологии, инновационного развития и поддержки субъектов предпринимательства.
Методы исследования. В процессе исследования применялись методы: анализа и обобщения статистических данных, компаративный, системный, факторный, прогностический. В ходе исследования были использованы такие общие и специальные методы как анализ и синтез, сравнение, классификация, моделирование, методы экономического, статистического и социологического анализа.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что предложенные практические рекомендации могут быть использованы в деятельности туроператоров для повышения культурно-познавательных ресурсов Италии.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Кроме того, культурно-познавательный туризм оказывает серьезное влияние не только на экономические показатели туристской деятельности. Этот вид путешествий выполняет и социальную функцию, заключающуюся в повышении культурного, а в ряде случаев и образовательного уровня населения. Материальной основой данного социального процесса выступают уникальные объекты природного, культурного и исторического наследия нашей планеты. Однако, использование культурно-исторического потенциала в процессе развития индустрии образовательных и просветительных поездок возможно при наличии соответствующей системы управления. Регулирование этой области должно базироваться на имеющемся опыте государственного руководства туристской деятельностью, который необходимо дополнить особым организационно-экономическим механизмом взаимодействия субъектов туристской инфраструктуры и организаций сферы культурно-исторического наследия. Здесь следует подчеркнуть, что вовлечение памятников природы и культурного наследия должно базироваться на принципах устойчивого развития, а потому стимулировать не только рост туристских потоков и развитие рекреационных территорий, но также способствовать восстановлению, улучшению системы использования объектов культурно-исторического наследия и природы.
Кроме того, культурно-познавательный туризм играет важную роль в превращении индустрии путешествий в экономически прибыльную отрасль с активной структурой въезда-выезда. Возможность познакомиться с культурными, природными достопримечательностями страны привлекает всё большее количество иностранных граждан.
Фактически, расходы туристов на поездки за границу удвоились и по прогнозам, в ближайшие десять лет возрастут еще на 50%. В 2018 году более миллиарда людей совершили поездку за границу с целью туризма.
Италия по-прежнему играет важную роль в международном туризме, но теряет долю рынка из-за европейских конкурентов. Туризм, однако, представляет собой значительный экономический сектор для Италии в национальной экономике, создавая возможности для трудоустройства.
Вклад туризма в валовой внутренний продукт Италии составляет более 130 миллиардов евро (около 9% национального производства) и люди, участвующие в этом (около 2,2 миллиона - каждый десятый рабочий). Туризм также выражает потенциал для коммуникации и межкультурной интеграции, что является актуальным в мире, который стал многополярным.
Туризм является выгодной и высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленностью, а также с автомобилестроением. Мировой опыт и практика экономической, социальной и политической стабильности подтверждают, что географическое положение государства, его природно-климатические ресурсы становятся всеобщим благом лишь посредством туризма. Для развития туризма в Италии существуют объективные предпосылки: открытость для туристов, большой природный и культурный потенциал, привлекательный и перспективный рынок
Несмотря на то, что туризм как таковой исторически начался именно с культурно-познавательного туризма, культурологический подход к изучению данной сферы только начинается. Так, вопросы изучения культурно-познавательного туризма отражены в работах Л.П. Воронковой, Т.Г. Богатыревой, В.А. Квартального, Т.В. Кузнецовой.
Исследование экономических и социально-экономических проблем развития туризма в целом отражены в трудах В.И. Азара, Л.А.Волковой, В.Г.
Гуляева, А.Ю.Александровой, В.И.Сенина, А.Т.Кириллова, И.В.Зорина.
Вместе с тем, вопросы использования потенциала Италии в развитии культурно-познавательного туризма остаются неизученными, не систематизированными и не обобщенными. Так же нет специальных монографических, научно-теоретических источников по изучению влияния культурно-познавательного туризма на развитие региона.
Объект исследования - культурно-познавательный туризм.
Предмет исследования - стратегия развития туристического бизнеса в Италии.
Гипотеза состоит в том, что развитие культурно-познавательного туризма в Италии будет успешным, если разработана стратегия туристического бизнеса.
Целью работы является выявление особенностей потенциала Италии для развития культурно-познавательного туризма.
Цель исследования конкретизируется в его задачах:
1. Изучить сущность и виды культурно-познавательного туризма.
2. Дать понятие, сущность и классификацию туристских ресурсов.
3. Проанализировать культурно-познавательный потенциал Италии.
4. Выявить проблемы использования культурно-познавательных ресурсов.
5. Предложить векторы и направления для повышения потенциала Италии в развитии культурно-познавательного туризма и туристического бизнеса в целом.
Теоретико-методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам развития туризма, материалы научных семинаров и конференций, положения общей теории культуры.
Эмпирическую базу исследования составили данные статистики, законы, стратегия развития туризма в Италии, материалы туристических агентств, данные, публикуемые в периодической печати.
Научная новизна полученных результатов исследования состоит в следующем:
1. обоснована концепция двух моделей организации культурно - познавательного туризма: где элемент познания и общения выступает или как целеполагание тура, или как дополнительная услуга, что характерно для туристских продуктов курортной территории и увеличивает их качество;
2. разработана методическая основа совершенствования способов регулирования культурно-познавательного туризма на базе использования механизма обратной связи в системе административных и общественных форм управления.
Положения, выносимые на защиту:
1. Культурно-познавательная услуга может быть целью тура на территории с высоким культурно-историческим потенциалом и уникальными природными объектами. В других случаях культурно-познавательная услуга может быть дополнительной, то есть осуществлять функции основной услуги другими способами, повышая качество тура в целом; предложено авторское определение структуры эффекта потребления туристской услуги на курортных территориях, которая состоит из двух основных элементов: улучшение физического состояния как результата действия оздоровительных услуг и улучшение эмоционального состояния как результата использования культурно-познавательного потенциала территории.
2. На основании выявленных преимуществ и недостатков развития культурно-познавательного туризма в Италии как туристского кластера сформулированы задачи, которые должна решать эффективная система управления, и предложена схема организации управления культурно-познавательным туризмом, которая сочетает в себе эффективное государственное управление и практические навыки хозяйствующих субъектов, обеспечивает создание инфраструктурных связей, характеризуется наличием оперативной информации для проведения законодательного и нормативно-правового регулирования со стороны органов исполнительной власти, в том числе в области экологии, инновационного развития и поддержки субъектов предпринимательства.
Методы исследования. В процессе исследования применялись методы: анализа и обобщения статистических данных, компаративный, системный, факторный, прогностический. В ходе исследования были использованы такие общие и специальные методы как анализ и синтез, сравнение, классификация, моделирование, методы экономического, статистического и социологического анализа.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что предложенные практические рекомендации могут быть использованы в деятельности туроператоров для повышения культурно-познавательных ресурсов Италии.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В ходе проведенной работы было установлено, что: культурно-познавательный туризм, как туристический продукт, включает посещение культурных и исторических объектов наследия, национальных парков и охраняемых территорий, с обязательным использованием музейных и экскурсионных услуг, а также поездки на современные культурные мероприятия. Туристический продукт - это комплекс услуг от разных производителей. Процесс производства для каждого из них уникален и созданный сервис является самостоятельным продуктом. Однако уровень взаимозависимости настолько высок, что для того, чтобы создать успешный культурный и образовательный тур, необходимо учитывать особенности работы каждого участника.
Эффективность туристической деятельности зависит от уровня нормативной поддержки сектора услуг. Возможность создания качественного продукта и системы обеспечения качества зависит от его состояния. Защита интересов граждан государством в области качества туристических услуг стимулирует развитие туризма и рост валового внутреннего продукта.
В результате анализа нормативного регулирования культурного и образовательного туризма в Италии были выявлены недостатки и определены критерии, на основе которых должна быть сформирована стратегия развития туризма. Анкета, разработанная для анализа структуры рынка по выбранным критериям, позволила получить данные в региональном контексте по целевым сегментам и показала высокую популярность Италии как страны культурного и образовательного туризма.
Богатый экскурсионный потенциал Италии и его высокая плотность могут обеспечить стабильность спроса на культурный и образовательный туристический продукт, а управление качеством культурного и образовательного туризма в этом районе должно стать ключом к сохранению
его рыночных позиций.
Оценка преимуществ и недостатков Италии как туристического кластера показала, что к положительным характеристикам относятся: современная инфраструктура, работа которой сопровождается экономической, социальной и экологической эффективностью; высокий уровень конкуренции; экономический эффект масштаба; уровень организации и опыта местных органов туризма. Недостатки функционирования кластера связаны с организацией системы управления и проявляются в отсутствии текущего контроля за качеством предоставляемых услуг, в том числе за счет реализации государственных программ; снижение активности малого бизнеса; ограничения для облегчения процесса специализации на рынке туристических продуктов.
На основе выявленных преимуществ и недостатков сформулированы задачи, которые должны решаться с помощью эффективной системы управления, также предлагается схема организации управления культурным и образовательным туризмом. Новая форма управления культурным туризмом сочетает эффективное государственное управление и практические навыки бизнес-структур. Система предусматривает создание инфраструктурных связей, наличие оперативной информации об экономической ситуации и формирование базы данных для законодательного и нормативного регулирования со стороны исполнительных органов власти, в том числе в области экологии, инновационного развития и поддержки хозяйствующих субъектов.
Кроме того, предлагаемая форма информационного обеспечения системы управления, ответственность за формирование которой предлагается наложить на общественную организацию - Общественный совет по развитию культурного и образовательного туризма муниципалитета. На основе сформулированных принципов Общественного совета была предложена модель его организации.
Основным преимуществом предлагаемой совещательной и аналитической структуры является то, что, по мнению автора, она расширит каналы обратной
связи органов управления туризмом с предприятиями и потребителями туристических услуг. Без использования механизма обратной связи невозможно разработать точные и оптимальные процедуры для экономического воздействия административных органов на механизм использования потенциала образовательного туризма (особенно если это происходит по мере необходимости в режиме «ручного управления»). Предлагаемая система организационно-экономического управления позволит устранить
существующие недостатки в функционировании итальянского кластера и полностью достичь целей, поставленных в стратегическом и тактическом планировании.
Для анализа эффективности предприятий культурного и образовательного туризма и использования различных источников
финансирования в курортной зоне необходимо определить и контролировать стратегические факторы использования ресурсов курортной территории. Формализация этих условий предлагается в виде системы векторов. Предлагаемые векторы являются инструментом для оценки экономических, социальных и экологических показателей образовательного туризма.
Таким образом, были рассмотрены направления развития научно-методологической основы для использования потенциала культурно - познавательного туризма, предложены принципы оценки этого потенциала, разработаны конкретные направления и механизмы повышения его использования.
Эффективность туристической деятельности зависит от уровня нормативной поддержки сектора услуг. Возможность создания качественного продукта и системы обеспечения качества зависит от его состояния. Защита интересов граждан государством в области качества туристических услуг стимулирует развитие туризма и рост валового внутреннего продукта.
В результате анализа нормативного регулирования культурного и образовательного туризма в Италии были выявлены недостатки и определены критерии, на основе которых должна быть сформирована стратегия развития туризма. Анкета, разработанная для анализа структуры рынка по выбранным критериям, позволила получить данные в региональном контексте по целевым сегментам и показала высокую популярность Италии как страны культурного и образовательного туризма.
Богатый экскурсионный потенциал Италии и его высокая плотность могут обеспечить стабильность спроса на культурный и образовательный туристический продукт, а управление качеством культурного и образовательного туризма в этом районе должно стать ключом к сохранению
его рыночных позиций.
Оценка преимуществ и недостатков Италии как туристического кластера показала, что к положительным характеристикам относятся: современная инфраструктура, работа которой сопровождается экономической, социальной и экологической эффективностью; высокий уровень конкуренции; экономический эффект масштаба; уровень организации и опыта местных органов туризма. Недостатки функционирования кластера связаны с организацией системы управления и проявляются в отсутствии текущего контроля за качеством предоставляемых услуг, в том числе за счет реализации государственных программ; снижение активности малого бизнеса; ограничения для облегчения процесса специализации на рынке туристических продуктов.
На основе выявленных преимуществ и недостатков сформулированы задачи, которые должны решаться с помощью эффективной системы управления, также предлагается схема организации управления культурным и образовательным туризмом. Новая форма управления культурным туризмом сочетает эффективное государственное управление и практические навыки бизнес-структур. Система предусматривает создание инфраструктурных связей, наличие оперативной информации об экономической ситуации и формирование базы данных для законодательного и нормативного регулирования со стороны исполнительных органов власти, в том числе в области экологии, инновационного развития и поддержки хозяйствующих субъектов.
Кроме того, предлагаемая форма информационного обеспечения системы управления, ответственность за формирование которой предлагается наложить на общественную организацию - Общественный совет по развитию культурного и образовательного туризма муниципалитета. На основе сформулированных принципов Общественного совета была предложена модель его организации.
Основным преимуществом предлагаемой совещательной и аналитической структуры является то, что, по мнению автора, она расширит каналы обратной
связи органов управления туризмом с предприятиями и потребителями туристических услуг. Без использования механизма обратной связи невозможно разработать точные и оптимальные процедуры для экономического воздействия административных органов на механизм использования потенциала образовательного туризма (особенно если это происходит по мере необходимости в режиме «ручного управления»). Предлагаемая система организационно-экономического управления позволит устранить
существующие недостатки в функционировании итальянского кластера и полностью достичь целей, поставленных в стратегическом и тактическом планировании.
Для анализа эффективности предприятий культурного и образовательного туризма и использования различных источников
финансирования в курортной зоне необходимо определить и контролировать стратегические факторы использования ресурсов курортной территории. Формализация этих условий предлагается в виде системы векторов. Предлагаемые векторы являются инструментом для оценки экономических, социальных и экологических показателей образовательного туризма.
Таким образом, были рассмотрены направления развития научно-методологической основы для использования потенциала культурно - познавательного туризма, предложены принципы оценки этого потенциала, разработаны конкретные направления и механизмы повышения его использования.
Подобные работы
- Исследование влияния методов управления бизнесом на повышение конкурентоспособности сферы туризма
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018 - Перспективы развития международного туризма в России (на основе опыта Италии и Испании)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2023



