ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1. Закономерности психофизического развития детей четвертого года
жизни 8
1.2. Формирование речи ребенка и особенности развития мелкой
моторики 12
1.3. Значение развития мелкой моторики детей раннего возраста 20
1.4. Роль игры в жизни детей раннего возраста 24
1.5. Приемы в работе по развитию мелкой моторики у детей раннего
возраста 26
1.6. Значение использования пальчиковых игр и нетрадиционных техник в
развитии детей раннего возраста 33
Выводы к первой главе
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение уровня развития мелкой моторики у детей первой младшей группы 44
2.2. Формирование у детей мелкой моторики в процессе проведения работы с
использованием пальчиковых игр и нетрадиционных техник 52
2.3. Анализ результатов проведенной работы 61
Выводы ко второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность.
Быстро пролетело время, и наши малыши уже пришли в детский сад, естественно, и родителей, и нас, педагогов, волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие наших детей?
Хотелось бы поговорить об одном из аспектов этой проблемы - о развитии мелкой моторики и координации движений пальцев.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около тысячи важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца . Безымянный палец - печени, средний - кишечника, указательный - желудка, большой - головы.
Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Опираясь на большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, воспитатели, полностью согласны с закономерностью, которую выявили ученые на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание связная речь.
Что дает развитие мелкой моторики детям?
Способствует овладению навыками мелкой моторики.
Помогает развивать речь.
Повышает работоспособность коры головного мозга.
Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
Снимает тревожность.
Этой проблемой занимались зарубежные и отечественные психологи и педагоги (М.М. Кольцова, В.В Цвынтарный, И.М. Сеченов, Л.С. Выготский, Т.Б. Филичева, Ж. Пиаже, Н.А. Бернштейн и другие).
Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома.
Психологи утверждают, что очень полезны также упражнения для ног. Мы ставим задачу - активизировать стопу и пальцы ног, заставить их выполнять тонкие, сложные движения, что способствует развитию коры головного мозга.
Во время работы основные задачи, стоящие перед педагогом по развитию мелкой моторики, - это активно-пассивная тренировка пальцев рук, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.
Для решения этих задач необходимо создать полноценную развивающую среду, соответствующую интересам и потребностям ребенка. При проведении этой работы для педагога совершенно необходимо помнить о главном условии успешности - ребенку должно быть интересно! У него должна быть создана положительная мотивация для занятий пальчиковой моторики с предметами и без них.
В результате выше сказанного ясно, что чем раньше мы начнем развивать мелкую моторику пальцев рук (и ног), тем полноценнее будет развитие ребенка. Поэтому мы будем рассматривать развитие мелкой моторики детей раннего возраста.
Цель исследования: изучение возможности использования пальчиковых игр и нетрадиционных техник для развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
Объект исследования: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
Предмет исследования: использование пальчиковых игр и нетрадиционных техник, как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.
2. Выявить уровень развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
3. Подобрать серию пальчиковых игр и нетрадиционных техник и составить систему работы по развитию мелкой моторики с детьми третьего года жизни.
4. Апробировать данную систему в опытно-экспериментальной работе с детьми и сделать выводы.
5. Выработать рекомендации по развитию мелкой моторики для родителей и воспитателей.
Практическая значимость заключается в практической направленности, результаты будут способствовать обогащению педагогического процесса методами развития детского изобразительного творчества в обучении нетрадиционному рисованию. Материалы могут использоваться в практике работы ДОУ.
Опытная база. Исследовательская работа была проведена на базе МДОУ «Начальная школа - Детский сад № 71 г. Нижнекамск.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.
Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше, красивее, талантливее, умнее. Природа им подарила эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут нас удивлять и восхищать. До самореализации долгий путь, но есть один короткий и очень важный период - детство.
Ребенок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объем информации. «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное расстояние», - писал Лев Николаевич Толстой. Путь дошкольника очень ответственный: он трудный и радостный, он приносит много разных встреч и открытий.
Чем больше дети познают, тем богаче будет их опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и все это позволит лучше учиться. Чтобы легко учиться у ребенка должны быть хорошо развиты и скоординированы движения мышц обеих рук.
Учитывая все факторы развития ребенка, специалисты пришли к выводу, что дошкольный период - один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни человека. Именно в этот период появляется и, возможно, раз и навсегда исчезает стремление постигать мир и себя.
Каким образом открыть перед малышом мир, в который он пришел, помочь не потеряться в нем, воспринимать добро, красоту с трепетом и улыбкой - это то, что волнует педагога. Педагог, словно актер на сцене, которому верят, которого любят. Ему подвластно слово, движение: он, как волшебник, помещает ребенка в обстановку, радующую глаз и помогающую его развитию. Педагог - словно чуткий целитель, знающий подходы к душе каждого ребенка.
В раннем возрасте основной формой общения ребенка со взрослым уже должно быть практическое, деловое сотрудничество, а действие с предметами - ведущей деятельностью.
Проанализировав воспитательно-образовательную работу в ДОУ нужно отметить, что не всегда у педагогов хватает времени и желания развивать мелкую моторику, поэтому нами самостоятельно разработаны задания, основным принципом которых является развитие мелкой моторики рук и ног.
Систематическая работа с детьми дали положительные результаты. Дети научились застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать, сортировать фасоль. Очень нравится детям отыскивать в песке спрятанные игрушки, рисовать ладошками и ножками.
Но, пожалуй, самым ценным и значимым для нас стал эмоциональный отклик, устойчивый интерес детей к пальчиковым играм и упражнениям, а также активное участие родителей в педагогическом процессе. Данная работа будет продолжена и в дальнейшем.
1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. Статья: Воспитание детей раннего возраста. - М., 2010.
2. Галанов А.С. Дневник развития ребенка от 2 до 4 лет: Книга для воспитателей и родителей. - Спб.: КАРО, 2015. - 144 с.: ил. - (Серия «Мой малыш день за днем»).
3. Галанов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст] / А.С. Галанов. - М.: Просвещение, 2009. - 80с.
4. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: Просвещение, 2015. - 64с.
5. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. - СПб.:Речь, 2014. - 128
6. Деркунская В.А. Игры-экспериментирования в воспитании младшего
дошкольника как субъекта здовроьесберегающей
деятельности//Дошкольная педагогика - 2010. №5(62)июль. - с. 11-12.
7. Дмитриева В.Г. Академия раннего развития. Методика Марии Монтессори, или Помоги мне это сделать самому. - М.:Аст; СПб.: Сова, 2015. - 96с.:ил. - Маленькие гении.
8. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет.садов/Под ред. С.Л. Новоселовой; Изд. 3-е, испр. - М.: Просвещение, 2013.
9. Дудьев В.П. Развитие тонкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи.//Сибирский учитель. - октябрь 2014. - №5(9).
10. Епачинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - СПб.:ООО Издательство «Детство-Пресс» - 2015. - 80с.
11. Запорожец, Л.В. Избранные психологические труды [Текст] /
Л.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 2006 - 356с.
12. Карасюк Н.Н. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников//Дошкольная педагогика. - 2015. - №1(66)/январь. - с. 63 - 67.
13. Комарова,Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Педагогика, 2014. - 144с.
14. Комарова,Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Педагогика, 2015. - 120с.
15. Комарова,Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 2005 - 271с.
16. Комарова,Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 2013 - 256с.
17. Кормилицина Е.С. Игры с бельевыми прищепками. Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста с ОНР//Дошкольная педагогика. - 2016. - №5(32)/сентябрь-октябрь. - с. 64-65./М.:ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2014. - 220 с., ил. (Серия «Развитие с пеленок»)
18. Кузнецова А.Е., Самойленко И.В., Неверко К.Э. Игры в памперсах.
19. Монтессори М., Дети - другие. - М.:ИД «Карапуз», 2014, 258 с.
20. Петровский,А.В. Роль фантазии в развитии творчества личности [Текст] / А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 2013. - 227с.
21. Подколузина, Е. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. Методические пособия [Текст] / Е. Подколузина - М.: Линия - Пресс, 2014. - 68с.
22. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.
Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на- Дону: Владис, М.:РИПОЛ классик, 2016. - 320 с. (Родителям и детям).
23. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. - СПб.:КРИСТАЛЛ. - 336 с., ил.
24. Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. - СПб.:ООО Издательство «Детство-Пресс», 2015. - 64 с. (Кабинет логопеда).
25. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 2014. - 48 с.
26. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы/Сост. Н.В. Нищева. - СПб.:ООО Издательство «ДетствоПресс», 2011. - 128 с.
27. Смирнова Е.О., Ерсолова Т.В., Мещярекова С.Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 64 с.
28. Смирнова Е.О. Холмогорова В.М. Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми 1 -3 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 64 с.
29. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошк. возраста. - СПб.:ООО Издательство «Детство-Пресс», 2013. - 144 с.
30. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / под ред. В.Б. Косминской, В.Б. Васильевой. - М.: Просвещение, 2015. -255с.
31. Фесюкова,Л.Б. От трех до семи [Текст] / Л.Б. Фесюкова. - Спб.: Кристалл, 2006. - 446с.
32. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкою моторику, М. Издательство ЭКСМО, 2007.
33. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2015.
34. Формирование речи у детей раннего возраста/Г.Л. Розенгард-Пупко. - М.:2013. - 294 с.
35. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. - М.: Просвещение, 2016. - 347с.
36. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / Г.С. Швайко.- М.: Владос, 2010. - 176с.
37. Шмелева Е.Б. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. - М.:Издательство «Ювента», 2008. - 48 с.:ил.
38. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. М.:2014, 239 с.
39. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. ООО Издательство «Дом XXI век”, 2007. - 186 с. - серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
40. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.:Мозаика-Синтез, 2009. - 56 с.