ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения Интернет-зависимости 9
1.1. Сущностно-содержательная характеристика Интернет-зависимости .. 9
1.2. Характерные особенности подростков, склонных к Интернет-зависимости 20
1.3. Методы, формы профилактики и коррекции Интернет-зависимости
подростков 29
Выводы по Главе I 39
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по профилактике и коррекции Интернет-зависимости подростков 42
2.1. Организация методики исследования 42
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
эксперимента 44
2.3. Описание формирующего этапа эксперимента 48
2.3. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа эксперимента
Выводы по Главе II 57
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения 69
Глава I. Теоретические аспекты изучения Интернет-зависимости 9
1.1. Сущностно-содержательная характеристика Интернет-зависимости .. 9
1.2. Характерные особенности подростков, склонных к Интернет-зависимости 20
1.3. Методы, формы профилактики и коррекции Интернет-зависимости
подростков 29
Выводы по Главе I 39
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по профилактике и коррекции Интернет-зависимости подростков 42
2.1. Организация методики исследования 42
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
эксперимента 44
2.3. Описание формирующего этапа эксперимента 48
2.3. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа эксперимента
Выводы по Главе II 57
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения 69
Актуальность проблемы исследования. В связи с повсеместным распространением Интернета проблема Интернет-зависимости приобрела большое значение. Уделяя чрезмерное внимание сети Интернет, люди начали терять социальные связи в реальном мире, уходить от решения насущных проблем. На сегодняшний день перед медициной, психологией и педагогикой встает ряд вопросов, требующих теоретического осмысления, новых исследований.
Интернет, являясь информационным источником, имеет огромное значение. Благодаря Интернету стали доступными различные виды информации. Безусловно, молодое поколение должно стремиться к освоению новых технологий, и, прежде всего, компьютерных. Вместе с тем мы не должны обращать внимание исключительно на положительные результаты развития компьютерных и Интернет технологий. В частности, за последние годы бурно развивалась индустрия интернет-игр онлайн. В результате чего, уже сейчас можно отметить негативные последствия воздействия компьютерных игр на подрастающее поколение. Чрезмерная увлеченность работой в Интернете представляет опасность стать зависимым от компьютера и Интернета. В частности, интернет-зависимость особенно подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются почти единственным средством коммуникации с миром и в определенном смысле они страдают нарушением процессов обмена информацией. Особое влияние Интернета распространяется на молодое поколение, у которого еще не сформированы навыки общения и взаимодействия в социальной среде.
В реалиях настоящего времени интернет-зависимость, из-за всеобщей доступности Интернета, стала проявляться в раннем возрасте, что затрудняет социализацию в подростковой среде, препятствует успешному развитию, и дальнейшему создании карьеры и семьи. Часто приходится слышать от
родителей и педагогов, что Интернет становится неотъемлемой частью жизни подростков.
В современном обществе компьютер и интернет есть практически в каждом доме. Большинство пользователей компьютеров уже не представляют свою жизнь без Интернета.
Интернет одно из самых значимых изобретений человека в последние годы развития, и он по праву распространился и "завоевал" весь мир, он сделал нашу жизнь немного интересней и легче. Эта мировая сеть разрушила границы общения между людьми из разных стран и материков. Мы ежедневно работаем в Интернете, общаемся с друзьями, смотрим видео, слушаем музыку, ищем информацию, играем в игры, совершаем покупки и обсуждаем разнообразные вопросы на форумах.
Проблема Интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые подростки стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать интернетреальность, проводя за компьютером до 18 часов в день, бесконечно путешествия по Всемирной паутине: поиск информации, виртуальное общение и виртуальное знакомство.
Впервые научный подход к изучению феномена зависимости от Интернета был предложен в работах американских исследователей К. Янг [69] и А. Голдберг [19]. Также аспекты зависимого поведения представлены в работах зарубежных ученых, таких как К. Кердлан [29], К. Янг [69] и др., и российских исследователей, таких как: Ю.Д. Бабаева [7], Л.И. Божович [9], Ц.П. Короленко [33], В.А. Лоскутова [43],
В.Д. Менделевич [44] и др.
Актуальность исследования проблемы профилактики Интернетзависимости в подростковом возрасте определяется:
1) постоянным увеличением числа детей - пользователей Интернета, так как не хватает «живого» общения, нет контроля со стороны родителей;
2) чрезмерным пристрастием к Интернету, который разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на его психику, усиливает агрессивность по отношению к себе и другим;
3) увеличением числа детей, проводящих в сети Интернет все свое время;
4) расширением целевой аудитории, вовлекаемой в Интернетпространство за счет детей подросткового возраста. Целая индустрия занимается вовлечением молодого поколения в сеть Интернет. Развернуты маркетинговые кампании по привлечению подростков в игровое Интернетпространство.
Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между:
1) социальным заказом общества необходимостью проводить психолого-педагогическую работу по снижению Интернет - зависимости подростков с одной стороны, и недостаточным количеством исследований по изучению особенностей Интернет-зависимости подростков с другой стороны;
2) необходимостью эффективной профилактической и коррекционной работой среди подростков с одной стороны и недостаточной разработанностью форм и методов преодоления Интернет-зависимости подростков с другой стороны.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы профилактики и коррекции Интернетзависимости у подростков?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективную профилактику и коррекцию Интернетзависимости подростков.
Объект исследования: процесс профилактики и коррекции Интернетзависимости подростков.
Предмет исследования: содержание, формы, методы профилактики и коррекции Интернет-зависимости подростков.
Гипотеза исследования: эффективность процесса формирования профилактики и коррекции Интернет-зависимости повысится, если:
1) опираться на сущностные характеристики Интернетзависимости;
2) учитывать характерные возрастные особенности проявления Интернет-зависимости подростков;
3) организовывать профилактические мероприятия на основе специальной программы «Полезный Интернет», включающей эффективные методы и формы профилактики Интернет-зависимости.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) на основе анализа зарубежной и отечественной психологопедагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий «Интернет-зависимость», «аддикция»;
2) определить возрастные особенности Интернет-зависимости подростков;
3) проанализировать комплекс методов и форм профилактики и коррекции Интернет-зависимости;
4) в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы профилактики и коррекции Интернет-зависимости подростков, включающей формы и методы профилактики и коррекции Интернет-зависимости подростков.
Методологическую основу данного исследования составили:
психологические, педагогические концепции в зарубежной, отечественной педагогике и психологии, раскрывающие сущность понятия «Интернетзависимость»: Л.И. Божович [9], Л.П. Гурьева [20], Ц.П. Короленко [33],
В.А. Лоскутова [43], В.Д. Менделевич [44] и др.; в области профилактики
6
«Интернет-зависимости» А.Е. Войскунский [15], А Голдберг [19], А.Е. Жичкина [24], К. Янг [69].
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседы с классным руководителем, учащимися; диагностическое тестирование с использованием такой методики «Интернет-зависимость» (К. Янг [69], адаптированной В.А. Лоскутовой);
- методы математической обработки данных (t-критерий Стьюдента).
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Средняя
общеобразовательная русско-татарская школа №147» Авиастроительного района г. Казани. В исследовании приняли участие 32 человека, в возрасте 13-14 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоритическом) этапе осуществляется анализ проблемы в педагогической, психологической и специальной литературе по теме исследования; определяется научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с детьми подросткового возраста с целью профилактики и коррекции Интернет-зависимости.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы
профилактики и коррекции Интернет-зависимости подростков, которые в
7
совокупности нашли отражение в разработанной программе «Полезный Интернет».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Полезный Интернет» может использоваться педагогами и психологами в практике образовательных учреждений основного общего образования, достигнута положительная динамика в профилактике и коррекции Интернет-зависимости подростков в целом.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Интернет, являясь информационным источником, имеет огромное значение. Благодаря Интернету стали доступными различные виды информации. Безусловно, молодое поколение должно стремиться к освоению новых технологий, и, прежде всего, компьютерных. Вместе с тем мы не должны обращать внимание исключительно на положительные результаты развития компьютерных и Интернет технологий. В частности, за последние годы бурно развивалась индустрия интернет-игр онлайн. В результате чего, уже сейчас можно отметить негативные последствия воздействия компьютерных игр на подрастающее поколение. Чрезмерная увлеченность работой в Интернете представляет опасность стать зависимым от компьютера и Интернета. В частности, интернет-зависимость особенно подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются почти единственным средством коммуникации с миром и в определенном смысле они страдают нарушением процессов обмена информацией. Особое влияние Интернета распространяется на молодое поколение, у которого еще не сформированы навыки общения и взаимодействия в социальной среде.
В реалиях настоящего времени интернет-зависимость, из-за всеобщей доступности Интернета, стала проявляться в раннем возрасте, что затрудняет социализацию в подростковой среде, препятствует успешному развитию, и дальнейшему создании карьеры и семьи. Часто приходится слышать от
родителей и педагогов, что Интернет становится неотъемлемой частью жизни подростков.
В современном обществе компьютер и интернет есть практически в каждом доме. Большинство пользователей компьютеров уже не представляют свою жизнь без Интернета.
Интернет одно из самых значимых изобретений человека в последние годы развития, и он по праву распространился и "завоевал" весь мир, он сделал нашу жизнь немного интересней и легче. Эта мировая сеть разрушила границы общения между людьми из разных стран и материков. Мы ежедневно работаем в Интернете, общаемся с друзьями, смотрим видео, слушаем музыку, ищем информацию, играем в игры, совершаем покупки и обсуждаем разнообразные вопросы на форумах.
Проблема Интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые подростки стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать интернетреальность, проводя за компьютером до 18 часов в день, бесконечно путешествия по Всемирной паутине: поиск информации, виртуальное общение и виртуальное знакомство.
Впервые научный подход к изучению феномена зависимости от Интернета был предложен в работах американских исследователей К. Янг [69] и А. Голдберг [19]. Также аспекты зависимого поведения представлены в работах зарубежных ученых, таких как К. Кердлан [29], К. Янг [69] и др., и российских исследователей, таких как: Ю.Д. Бабаева [7], Л.И. Божович [9], Ц.П. Короленко [33], В.А. Лоскутова [43],
В.Д. Менделевич [44] и др.
Актуальность исследования проблемы профилактики Интернетзависимости в подростковом возрасте определяется:
1) постоянным увеличением числа детей - пользователей Интернета, так как не хватает «живого» общения, нет контроля со стороны родителей;
2) чрезмерным пристрастием к Интернету, который разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на его психику, усиливает агрессивность по отношению к себе и другим;
3) увеличением числа детей, проводящих в сети Интернет все свое время;
4) расширением целевой аудитории, вовлекаемой в Интернетпространство за счет детей подросткового возраста. Целая индустрия занимается вовлечением молодого поколения в сеть Интернет. Развернуты маркетинговые кампании по привлечению подростков в игровое Интернетпространство.
Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между:
1) социальным заказом общества необходимостью проводить психолого-педагогическую работу по снижению Интернет - зависимости подростков с одной стороны, и недостаточным количеством исследований по изучению особенностей Интернет-зависимости подростков с другой стороны;
2) необходимостью эффективной профилактической и коррекционной работой среди подростков с одной стороны и недостаточной разработанностью форм и методов преодоления Интернет-зависимости подростков с другой стороны.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы профилактики и коррекции Интернетзависимости у подростков?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективную профилактику и коррекцию Интернетзависимости подростков.
Объект исследования: процесс профилактики и коррекции Интернетзависимости подростков.
Предмет исследования: содержание, формы, методы профилактики и коррекции Интернет-зависимости подростков.
Гипотеза исследования: эффективность процесса формирования профилактики и коррекции Интернет-зависимости повысится, если:
1) опираться на сущностные характеристики Интернетзависимости;
2) учитывать характерные возрастные особенности проявления Интернет-зависимости подростков;
3) организовывать профилактические мероприятия на основе специальной программы «Полезный Интернет», включающей эффективные методы и формы профилактики Интернет-зависимости.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) на основе анализа зарубежной и отечественной психологопедагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий «Интернет-зависимость», «аддикция»;
2) определить возрастные особенности Интернет-зависимости подростков;
3) проанализировать комплекс методов и форм профилактики и коррекции Интернет-зависимости;
4) в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы профилактики и коррекции Интернет-зависимости подростков, включающей формы и методы профилактики и коррекции Интернет-зависимости подростков.
Методологическую основу данного исследования составили:
психологические, педагогические концепции в зарубежной, отечественной педагогике и психологии, раскрывающие сущность понятия «Интернетзависимость»: Л.И. Божович [9], Л.П. Гурьева [20], Ц.П. Короленко [33],
В.А. Лоскутова [43], В.Д. Менделевич [44] и др.; в области профилактики
6
«Интернет-зависимости» А.Е. Войскунский [15], А Голдберг [19], А.Е. Жичкина [24], К. Янг [69].
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседы с классным руководителем, учащимися; диагностическое тестирование с использованием такой методики «Интернет-зависимость» (К. Янг [69], адаптированной В.А. Лоскутовой);
- методы математической обработки данных (t-критерий Стьюдента).
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Средняя
общеобразовательная русско-татарская школа №147» Авиастроительного района г. Казани. В исследовании приняли участие 32 человека, в возрасте 13-14 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоритическом) этапе осуществляется анализ проблемы в педагогической, психологической и специальной литературе по теме исследования; определяется научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с детьми подросткового возраста с целью профилактики и коррекции Интернет-зависимости.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы
профилактики и коррекции Интернет-зависимости подростков, которые в
7
совокупности нашли отражение в разработанной программе «Полезный Интернет».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Полезный Интернет» может использоваться педагогами и психологами в практике образовательных учреждений основного общего образования, достигнута положительная динамика в профилактике и коррекции Интернет-зависимости подростков в целом.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Решая первую задачу, мы изучили различные научные концепции таких ученых, как А.В. Бенедиктова [12], Л.И. Божович [9], А.Е. Войскунский [15], А. Голдберг [19], Е.Н. Шизянов [63], Л.Н. Юрьева [66], К. Янг [69] и др. и сущность понятия Интернет-зависимость мы понимаем как психопатологический феномен непреодолимого неразумного влечения к использованию Интернета, которое не только причиняет вред психологическому и физическому здоровью, но и оказывает пагубное влияние на межличностные отношения.
Решая вторую задачу, мы изучили характерные возрастные особенности подростков, склонных к Интеренет-зависимости, и определили, что ими являются являются:
1) неустойчивая или заниженная самооценка;
2) несформированная способность к саморегуляции;
3) невысокая переносимость проблем, слабо сформированные механизмы психологической защиты;
4) импульсивность, тяготение к незнакомому, опасному;
5) стремление к противодействиям, упрямствам, возражениям, «войне» против общевоспитательных авторитетов; усиленное влечение к взрослению;
6) слабо сформированные коммуникативные навыки.
Мы выделили следующие эффективные методы и формы профилактики Интернет-зависимости подростков. Классические лекция, беседа и диспут, дискуссия, ролевая игра, а также наиболее эффективную форму профилактики - тренинг. А есть специальные методы, к ним относятся такой метод как перевод негативного пользования Интернет ресурсами в позитивный.
Решая третью задачу, мы разработали содержание программы профилактики и коррекции Интернет-зависимости подростков «Полезный Интернет».
Основными методами в нашей работе выступили: беседа, дискуссия, психологические упражнения; игры, ситуативное проигрывание. Предметом обсуждения на наших занятиях были чувства, эмоции, настроения, ощущения и переживания каждого из участников.
Решая четвертую задачу, мы в опытно-экспериментальной работе проверили эффективность разработанной программы «Полезный Интернет».
Опытно - экспериментальной базой стало МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №147» Авиастроительного района г. Казани, Республики Татарстан. В процессе диагностики были исследованы на выявления Интернет - зависимости 32 подростка, учащиеся седьмого класса, возраст 13-14 лет.
Мы разработали и апробировали программу «Полезный Интернет», которая может использоваться педагогами, психологами в практике образовательных учреждений; достигнута положительная динамика в профилактике Интернет-зависимости подростков в целом.
В ходе формирующего этапа эксперимента мы провели контрольный замер. Стоит отметить, что после проведения программы «Полезный Интернет», высокий уровень Интернет-зависимости понизился с 25% до 19%, средний уровень повысился с 53% до 47%, низкий уровень Интернетзависимости повысился с 22% до 34%. Таким образом, уровень Интернетзависимости в группе испытуемых заметно снизился. Мы в нашей работе использовали t-критерий Стьюдента, для зависимых выборок, для проверки гипотез о достоверности разницы средних при анализе количественных данных. Различия между средними значениями уровня интернет-зависимости до эксперимента и после его проведения - достоверны, так как 1эмп >^р ^эмп= 3,84) при р=0,01, в этом случае мы принимаем гипотезу H1.
Экспериментальная проверка эффективности профилактической программы «Полезный Интернет» показала, что ее использование способствует снижению Интернет-зависимости, способствует социализации детей, налаживаю контактов со сверстниками и взрослыми. Данный вывод подтвержден методами математической статистики, гипотеза исследования подтвердилась полностью.
На наш взгляд, введение подобных программ в воспитательную систему образовательных учреждений необходимо для того, чтобы дети могли свою чрезмерную страсть Интернетом сделать полезной в учебе и личностном развитии.
Таким образом, нами решены поставленные задачи: раскрыта сущность и основные характеристики понятия Интернет-аддикции подростков; выявлены особенности подростков, склонных к Интернет-аддикции; разработана программа профилактики и коррекции Интернет-зависимости подростков «Полезный Интернет»; в опытно-экспериментальной работе была проверена эффективность разработанной программы профилактики и коррекции «Полезный Интернет».
Отметим, что проводимое исследование было не достаточно полным. Взяв больший интервал времени и большее количество групп подростков, можно было бы отследить динамику профилактики и коррекции Интернетзависимости подростков. В ходе проведенной работе я столкнулась со следующими трудностями: недостаточное количество разработанных
методик для проведения исследования, недостаток времени для проведения более полного исследования.
Решая вторую задачу, мы изучили характерные возрастные особенности подростков, склонных к Интеренет-зависимости, и определили, что ими являются являются:
1) неустойчивая или заниженная самооценка;
2) несформированная способность к саморегуляции;
3) невысокая переносимость проблем, слабо сформированные механизмы психологической защиты;
4) импульсивность, тяготение к незнакомому, опасному;
5) стремление к противодействиям, упрямствам, возражениям, «войне» против общевоспитательных авторитетов; усиленное влечение к взрослению;
6) слабо сформированные коммуникативные навыки.
Мы выделили следующие эффективные методы и формы профилактики Интернет-зависимости подростков. Классические лекция, беседа и диспут, дискуссия, ролевая игра, а также наиболее эффективную форму профилактики - тренинг. А есть специальные методы, к ним относятся такой метод как перевод негативного пользования Интернет ресурсами в позитивный.
Решая третью задачу, мы разработали содержание программы профилактики и коррекции Интернет-зависимости подростков «Полезный Интернет».
Основными методами в нашей работе выступили: беседа, дискуссия, психологические упражнения; игры, ситуативное проигрывание. Предметом обсуждения на наших занятиях были чувства, эмоции, настроения, ощущения и переживания каждого из участников.
Решая четвертую задачу, мы в опытно-экспериментальной работе проверили эффективность разработанной программы «Полезный Интернет».
Опытно - экспериментальной базой стало МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №147» Авиастроительного района г. Казани, Республики Татарстан. В процессе диагностики были исследованы на выявления Интернет - зависимости 32 подростка, учащиеся седьмого класса, возраст 13-14 лет.
Мы разработали и апробировали программу «Полезный Интернет», которая может использоваться педагогами, психологами в практике образовательных учреждений; достигнута положительная динамика в профилактике Интернет-зависимости подростков в целом.
В ходе формирующего этапа эксперимента мы провели контрольный замер. Стоит отметить, что после проведения программы «Полезный Интернет», высокий уровень Интернет-зависимости понизился с 25% до 19%, средний уровень повысился с 53% до 47%, низкий уровень Интернетзависимости повысился с 22% до 34%. Таким образом, уровень Интернетзависимости в группе испытуемых заметно снизился. Мы в нашей работе использовали t-критерий Стьюдента, для зависимых выборок, для проверки гипотез о достоверности разницы средних при анализе количественных данных. Различия между средними значениями уровня интернет-зависимости до эксперимента и после его проведения - достоверны, так как 1эмп >^р ^эмп= 3,84) при р=0,01, в этом случае мы принимаем гипотезу H1.
Экспериментальная проверка эффективности профилактической программы «Полезный Интернет» показала, что ее использование способствует снижению Интернет-зависимости, способствует социализации детей, налаживаю контактов со сверстниками и взрослыми. Данный вывод подтвержден методами математической статистики, гипотеза исследования подтвердилась полностью.
На наш взгляд, введение подобных программ в воспитательную систему образовательных учреждений необходимо для того, чтобы дети могли свою чрезмерную страсть Интернетом сделать полезной в учебе и личностном развитии.
Таким образом, нами решены поставленные задачи: раскрыта сущность и основные характеристики понятия Интернет-аддикции подростков; выявлены особенности подростков, склонных к Интернет-аддикции; разработана программа профилактики и коррекции Интернет-зависимости подростков «Полезный Интернет»; в опытно-экспериментальной работе была проверена эффективность разработанной программы профилактики и коррекции «Полезный Интернет».
Отметим, что проводимое исследование было не достаточно полным. Взяв больший интервал времени и большее количество групп подростков, можно было бы отследить динамику профилактики и коррекции Интернетзависимости подростков. В ходе проведенной работе я столкнулась со следующими трудностями: недостаточное количество разработанных
методик для проведения исследования, недостаток времени для проведения более полного исследования.
Подобные работы
- Психологические особенности интернет-зависимости у подростков и методы их коррекции (Уфимский Университет Науки и Технологий)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ ПИЩЕВОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция интернет-аддикций подростков посредством тренинга социальных навыков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Коррекция компьютерной зависимости подростков посредством занятий с элементами тренинга
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Диагностика и профилактика игровой и интернет- зависимости в подростковом возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Диагностика и профилактика интернет-зависимости в подростковом возрасте
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



