Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ

Работа №43856

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
489
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения Интернет-зависимости 9
1.1. Сущностно-содержательная характеристика Интернет-зависимости .. 9
1.2. Характерные особенности подростков, склонных к Интернет-зависимости 20
1.3. Методы, формы профилактики и коррекции Интернет-зависимости
подростков 29
Выводы по Главе I 39
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по профилактике и коррекции Интернет-зависимости подростков 42
2.1. Организация методики исследования 42
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
эксперимента 44
2.3. Описание формирующего этапа эксперимента 48
2.3. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа эксперимента
Выводы по Главе II 57
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения 69


Актуальность проблемы исследования. В связи с повсеместным распространением Интернета проблема Интернет-зависимости приобрела большое значение. Уделяя чрезмерное внимание сети Интернет, люди начали терять социальные связи в реальном мире, уходить от решения насущных проблем. На сегодняшний день перед медициной, психологией и педагогикой встает ряд вопросов, требующих теоретического осмысления, новых исследований.
Интернет, являясь информационным источником, имеет огромное значение. Благодаря Интернету стали доступными различные виды информации. Безусловно, молодое поколение должно стремиться к освоению новых технологий, и, прежде всего, компьютерных. Вместе с тем мы не должны обращать внимание исключительно на положительные результаты развития компьютерных и Интернет технологий. В частности, за последние годы бурно развивалась индустрия интернет-игр онлайн. В результате чего, уже сейчас можно отметить негативные последствия воздействия компьютерных игр на подрастающее поколение. Чрезмерная увлеченность работой в Интернете представляет опасность стать зависимым от компьютера и Интернета. В частности, интернет-зависимость особенно подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются почти единственным средством коммуникации с миром и в определенном смысле они страдают нарушением процессов обмена информацией. Особое влияние Интернета распространяется на молодое поколение, у которого еще не сформированы навыки общения и взаимодействия в социальной среде.
В реалиях настоящего времени интернет-зависимость, из-за всеобщей доступности Интернета, стала проявляться в раннем возрасте, что затрудняет социализацию в подростковой среде, препятствует успешному развитию, и дальнейшему создании карьеры и семьи. Часто приходится слышать от
родителей и педагогов, что Интернет становится неотъемлемой частью жизни подростков.
В современном обществе компьютер и интернет есть практически в каждом доме. Большинство пользователей компьютеров уже не представляют свою жизнь без Интернета.
Интернет одно из самых значимых изобретений человека в последние годы развития, и он по праву распространился и "завоевал" весь мир, он сделал нашу жизнь немного интересней и легче. Эта мировая сеть разрушила границы общения между людьми из разных стран и материков. Мы ежедневно работаем в Интернете, общаемся с друзьями, смотрим видео, слушаем музыку, ищем информацию, играем в игры, совершаем покупки и обсуждаем разнообразные вопросы на форумах.
Проблема Интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые подростки стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать интернетреальность, проводя за компьютером до 18 часов в день, бесконечно путешествия по Всемирной паутине: поиск информации, виртуальное общение и виртуальное знакомство.
Впервые научный подход к изучению феномена зависимости от Интернета был предложен в работах американских исследователей К. Янг [69] и А. Голдберг [19]. Также аспекты зависимого поведения представлены в работах зарубежных ученых, таких как К. Кердлан [29], К. Янг [69] и др., и российских исследователей, таких как: Ю.Д. Бабаева [7], Л.И. Божович [9], Ц.П. Короленко [33], В.А. Лоскутова [43],
В.Д. Менделевич [44] и др.
Актуальность исследования проблемы профилактики Интернетзависимости в подростковом возрасте определяется:
1) постоянным увеличением числа детей - пользователей Интернета, так как не хватает «живого» общения, нет контроля со стороны родителей;
2) чрезмерным пристрастием к Интернету, который разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на его психику, усиливает агрессивность по отношению к себе и другим;
3) увеличением числа детей, проводящих в сети Интернет все свое время;
4) расширением целевой аудитории, вовлекаемой в Интернетпространство за счет детей подросткового возраста. Целая индустрия занимается вовлечением молодого поколения в сеть Интернет. Развернуты маркетинговые кампании по привлечению подростков в игровое Интернетпространство.
Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между:
1) социальным заказом общества необходимостью проводить психолого-педагогическую работу по снижению Интернет - зависимости подростков с одной стороны, и недостаточным количеством исследований по изучению особенностей Интернет-зависимости подростков с другой стороны;
2) необходимостью эффективной профилактической и коррекционной работой среди подростков с одной стороны и недостаточной разработанностью форм и методов преодоления Интернет-зависимости подростков с другой стороны.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы профилактики и коррекции Интернетзависимости у подростков?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективную профилактику и коррекцию Интернетзависимости подростков.
Объект исследования: процесс профилактики и коррекции Интернетзависимости подростков.
Предмет исследования: содержание, формы, методы профилактики и коррекции Интернет-зависимости подростков.
Гипотеза исследования: эффективность процесса формирования профилактики и коррекции Интернет-зависимости повысится, если:
1) опираться на сущностные характеристики Интернетзависимости;
2) учитывать характерные возрастные особенности проявления Интернет-зависимости подростков;
3) организовывать профилактические мероприятия на основе специальной программы «Полезный Интернет», включающей эффективные методы и формы профилактики Интернет-зависимости.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) на основе анализа зарубежной и отечественной психологопедагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий «Интернет-зависимость», «аддикция»;
2) определить возрастные особенности Интернет-зависимости подростков;
3) проанализировать комплекс методов и форм профилактики и коррекции Интернет-зависимости;
4) в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы профилактики и коррекции Интернет-зависимости подростков, включающей формы и методы профилактики и коррекции Интернет-зависимости подростков.
Методологическую основу данного исследования составили:
психологические, педагогические концепции в зарубежной, отечественной педагогике и психологии, раскрывающие сущность понятия «Интернетзависимость»: Л.И. Божович [9], Л.П. Гурьева [20], Ц.П. Короленко [33],
В.А. Лоскутова [43], В.Д. Менделевич [44] и др.; в области профилактики
6
«Интернет-зависимости» А.Е. Войскунский [15], А Голдберг [19], А.Е. Жичкина [24], К. Янг [69].
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседы с классным руководителем, учащимися; диагностическое тестирование с использованием такой методики «Интернет-зависимость» (К. Янг [69], адаптированной В.А. Лоскутовой);
- методы математической обработки данных (t-критерий Стьюдента).
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Средняя
общеобразовательная русско-татарская школа №147» Авиастроительного района г. Казани. В исследовании приняли участие 32 человека, в возрасте 13-14 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоритическом) этапе осуществляется анализ проблемы в педагогической, психологической и специальной литературе по теме исследования; определяется научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с детьми подросткового возраста с целью профилактики и коррекции Интернет-зависимости.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы
профилактики и коррекции Интернет-зависимости подростков, которые в
7
совокупности нашли отражение в разработанной программе «Полезный Интернет».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Полезный Интернет» может использоваться педагогами и психологами в практике образовательных учреждений основного общего образования, достигнута положительная динамика в профилактике и коррекции Интернет-зависимости подростков в целом.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Решая первую задачу, мы изучили различные научные концепции таких ученых, как А.В. Бенедиктова [12], Л.И. Божович [9], А.Е. Войскунский [15], А. Голдберг [19], Е.Н. Шизянов [63], Л.Н. Юрьева [66], К. Янг [69] и др. и сущность понятия Интернет-зависимость мы понимаем как психопатологический феномен непреодолимого неразумного влечения к использованию Интернета, которое не только причиняет вред психологическому и физическому здоровью, но и оказывает пагубное влияние на межличностные отношения.
Решая вторую задачу, мы изучили характерные возрастные особенности подростков, склонных к Интеренет-зависимости, и определили, что ими являются являются:
1) неустойчивая или заниженная самооценка;
2) несформированная способность к саморегуляции;
3) невысокая переносимость проблем, слабо сформированные механизмы психологической защиты;
4) импульсивность, тяготение к незнакомому, опасному;
5) стремление к противодействиям, упрямствам, возражениям, «войне» против общевоспитательных авторитетов; усиленное влечение к взрослению;
6) слабо сформированные коммуникативные навыки.
Мы выделили следующие эффективные методы и формы профилактики Интернет-зависимости подростков. Классические лекция, беседа и диспут, дискуссия, ролевая игра, а также наиболее эффективную форму профилактики - тренинг. А есть специальные методы, к ним относятся такой метод как перевод негативного пользования Интернет ресурсами в позитивный.
Решая третью задачу, мы разработали содержание программы профилактики и коррекции Интернет-зависимости подростков «Полезный Интернет».
Основными методами в нашей работе выступили: беседа, дискуссия, психологические упражнения; игры, ситуативное проигрывание. Предметом обсуждения на наших занятиях были чувства, эмоции, настроения, ощущения и переживания каждого из участников.
Решая четвертую задачу, мы в опытно-экспериментальной работе проверили эффективность разработанной программы «Полезный Интернет».
Опытно - экспериментальной базой стало МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №147» Авиастроительного района г. Казани, Республики Татарстан. В процессе диагностики были исследованы на выявления Интернет - зависимости 32 подростка, учащиеся седьмого класса, возраст 13-14 лет.
Мы разработали и апробировали программу «Полезный Интернет», которая может использоваться педагогами, психологами в практике образовательных учреждений; достигнута положительная динамика в профилактике Интернет-зависимости подростков в целом.
В ходе формирующего этапа эксперимента мы провели контрольный замер. Стоит отметить, что после проведения программы «Полезный Интернет», высокий уровень Интернет-зависимости понизился с 25% до 19%, средний уровень повысился с 53% до 47%, низкий уровень Интернетзависимости повысился с 22% до 34%. Таким образом, уровень Интернетзависимости в группе испытуемых заметно снизился. Мы в нашей работе использовали t-критерий Стьюдента, для зависимых выборок, для проверки гипотез о достоверности разницы средних при анализе количественных данных. Различия между средними значениями уровня интернет-зависимости до эксперимента и после его проведения - достоверны, так как 1эмп >^р ^эмп= 3,84) при р=0,01, в этом случае мы принимаем гипотезу H1.
Экспериментальная проверка эффективности профилактической программы «Полезный Интернет» показала, что ее использование способствует снижению Интернет-зависимости, способствует социализации детей, налаживаю контактов со сверстниками и взрослыми. Данный вывод подтвержден методами математической статистики, гипотеза исследования подтвердилась полностью.
На наш взгляд, введение подобных программ в воспитательную систему образовательных учреждений необходимо для того, чтобы дети могли свою чрезмерную страсть Интернетом сделать полезной в учебе и личностном развитии.
Таким образом, нами решены поставленные задачи: раскрыта сущность и основные характеристики понятия Интернет-аддикции подростков; выявлены особенности подростков, склонных к Интернет-аддикции; разработана программа профилактики и коррекции Интернет-зависимости подростков «Полезный Интернет»; в опытно-экспериментальной работе была проверена эффективность разработанной программы профилактики и коррекции «Полезный Интернет».
Отметим, что проводимое исследование было не достаточно полным. Взяв больший интервал времени и большее количество групп подростков, можно было бы отследить динамику профилактики и коррекции Интернетзависимости подростков. В ходе проведенной работе я столкнулась со следующими трудностями: недостаточное количество разработанных
методик для проведения исследования, недостаток времени для проведения более полного исследования.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
2. Аверченко Л.К. Управление общением. Теория и практикумы для социального работника: Учебное пособие / Л.К. Аверченко. - М: Инфра-М,
2015. - 265 с.
3. Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости /
A. Е. Айвазова. - СПб.: Речь, 2016. - 120 с.
4. Акопов А.Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности / А. Ю. Акопов. - СПб.: Речь, 2008, - 278 с.
5. Александров В.В. Интеллект и компьютер / В.В. Александров. - СПб.: Анатолия, 2004. - 285 с.
6. Арестова О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях:
психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский // Вестник Моск. ун-та. психология. - 1996. - № 4. - С. 14-20.
7. Бабаева Ю.Д. Психологические последствия информатизации / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский // Психологический журнал. - 1998.-№1. -С. 89-100.
8. Бодкер С. Взаимодействие человека с компьютером с позиции теории деятельности / С.Бодкер // Психологический журнал. - 1993. - №4.- С. 71-81.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович: - М., Педагогика, 1968. - 286 с.
10. Бурова В.А. Механизмы формирования Интернет-аддикции /
B. А. Буров, В. И. Есаулов // Материалы XIII съезда психиатров России.- М., 2000. - С. 290-291.
11. Бухановский А.О. Зависимое поведение: клиника, динамика,
систематика, лечение, профилактика: Пособие для врачей /
62
А.О. Бухановский, А. С. Андреева, А. О. Бухановская. - Ростов н/Д: ЛИНЦ Феникс, 2002. - 378 с.
12. Бенедиктова А.В. Исследование Интернет-аддикции и ее социально-психологической значимости в студенческих группах / А.В. Бенедиктова // Психологическая наука и образование. - 2016. - № 5. - С. 228-236.
13. Виртуальная реальность: философские и психологические
проблемы / Под. ред. Н. А. Носова. - М.: Центр виртуалистики ИЧ РАН, 1997.
- 543 с.
14. Виртуальные реальности в психологии и психопрактике / Под ред. Н.А. Носова и О.И. Генисаретского. - М.: Центр виртуалистики ИЧ РАН,
1995. - 276 с.
15. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. - 2004. - № 1. - С. 90-100.
16. Говорухина М.Ю. Виртуализация современного мира: раздвоение реальности / М.Ю. Говорухина. - Екатеринбург, 2015. - 15 с.
17. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. Т.2. /Ж. Годфруа.
- М.: «Мир», 1992. - 970 с.
18. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 543 с.
19. Голберг А. Диагностические критерии Интернет-аддикции [электронный ресурс]/А. Голдберг. - М.: «КМ», 2009. - режим доступа: (http: //web .urz.uniheidelberg. de/Netzdienste/anleitung/wwwtips/8/addict.html
20. Гурьева Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты / Л.П. Гурьева//Вопросы психологии. - 1993. - № 3. - С. 5-16.
21. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости / А.Ю. Егоров. - СПб.: Речь, 2007. - 324 с.
22. Егоров А.Ю. Особенности личности подростков с Интернетзависимостью / А.Ю. Егоров, Н.А. Кузнецова, Е.А. Петрова // Вопросы психологического здоровья детей и подростков. - 2005. - №2. - С. 20-27.
23. Жилкин В. О понятии «информационная субкультура» /
B. О. Жилкин //Высшее образование в России. - 2004. - №.10. - С. 152-153.
24. Жичкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет / А.Е. Жичкина // Психологический журнал.- 2000. - № 2. - С. 75-78.
25. Жичкина А.Е. Пространство, населенное Другими /
А.Е. Жичкина // Планета Интернет. - 1999. - № 16. - С. 76-81.
26. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская.
— М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 288 с.
27. Ильин Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. -
315 с.
28. Краснова С.В. Как справиться с компьютерной зависимостью /
C. В. Краснова, Н.Р. Казарян, В.С. Тундалева и др. - М.: Эскмо, 2008. - 324 с.
29. Керделан К. Дети процессора: как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых / К. Керделан, Г. Грезийон; пер. с фр. А. Лущанова. - Екатеринбург: У - Фактория, 2014. - 432 с.
30. Калин В.К. Волевая регуляция деятельности // Вестник психологии СОРАН. - 2007. №2. - с. 85-91
31. Кислов В.Л. Субъективное ощущение одиночества, как одна из актуальных проблем современного общества. // Вестник психологии СОРАН.
- 2007. №3. - с. 17-26
32. Колесникова Г.И. Девиантное поведение: учеб. пособие / Г.И. Колесникова. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 218 с.
33. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко // Обозрение психиатрии и
медицинской психологии. - 1991. - № 1. - С. 8-15.
64
34. Короленко Ц.П. Семь путей к катастрофе. Деструктивное поведение в современном мире / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. - Новосибирск: Наука, 1990. -224 с.
35. Котляров А.В. Другие наркотики или Homo Addictus: Человек зависимый / А.В. Котляров. - М.: Психотерапия, 2006. - 342 с.
36. Котляров А.В. Освобождение от зависимостей, или школа успешного выбора / А.В. Котляров. - М.: Изд-во Института психотерапии,
2005. - 432 с.
37. Красильников Г.Т. Существует ли предрасположенность к аддикциям (факторы риска) / Г.Т. Красильников, Я. П. Гирич // Консилиум. - 1999. - № 2. - С. 21-22.
38. Кристал Г. Нарушение эмоционального развития при аддективном поведении / Психология и лечение зависимого поведения. - 2007. - №4 - С.16
39. Кудрявцев В.А. Интернет, или «экологически чистый» наркотик / В.А. Кудрявцев //Воспитание школьников. - 1999. - № 5. - С. 23-25.
40. Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков / С.А. Кулаков. - М.-СПб.: Гардарика, 2003. - 470 с.
41. Лепский В.Е. Моделирование и поддержка сообществ в Интернет / В.Е. Лепский, А.Г. Рапуто. - М.: Институт психологии РАН, 1999. - 276 с.
42. Лисецкий К.С. Психология негативных зависимостей / К.С. Лисецкий, Е.В. Литягина. - Самара: Изд-во «Универс групп», 2006. - 654 с.
43. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость - патология XXI века / В.А. Лоскутова // Вопросы ментальной медицины и экологии. - 2000.-№1,-С.
11- 13.
44. Менделевич В.Д. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации) / В.Д. Менделевич, Р.Г. Садыкова // Вестник клинической психологии. - 2003. - № 2. - С. 153-158.
45. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие / В.Д. Менделевич. - СПб.: Речь, 2005. - 432 с.
46. Мехтиханова Н.Н. Психология зависимого поведения: учеб. пособие / Н.Н. Мехтиханова. -2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2008. - 398 с.
47. Носов Н.А. Виртуальная психология / Н. А. Носов. - М.: Аграф, 2000. - 496 с.
48. Носов Н.А. Психология виртуальных реальностей / Н. А. Носов //Психологическое обозрение. - 1998. - № 1. - С. 91-99.
49. Носов Н.А. Психология и психотехника виртуальных реальностей / Н.А. Носов, Е.В. Вучетич // Московский психотерапевтический журнал. - 1993. -№ 3. - С. 181-182.
50. Реан А.А. Психология и педагогика. / А.А. Реан, Н.В. Бордовская,
С.И. Розум. -СПб.: Питер, 2010. - 432 с.
51. Руденко Л.Д. Девиантология: Учебное пособие / Л.Д. Руденко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2014. - 104 с
52. Симатова О.Б. Психологические механизмы формирования аддиктивного поведения / О.Б. Симатова // Вестник ЧитГУ. - 2008. - № 1. - С. 83-92.
53. Слободчиков И.М. Современные исследования переживания одиночества // Психологическая наука и образование. -2007. -№3. -C. 27 - 35
54. Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития / Под. ред. Н.А. Носова. - М.: ИТАР-ТАСС, 1996. - 160 с.
55. Тихомиров О.К. Психология компьютеризации / О.К. Тихомиров. - Киев: Знание, 1988. - 327 с.
56. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2015. - 765 с.
57. Фромм Э. Бегство от свободы / под редакцией П.С. Гуревича. М.: АСТ. 2016. - 288 с.
58. Холл Ст. Пробелемы воспитания / Ст. Холл: М.: АСТ.2007. -
267 с.
59. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость,
старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / О. В. Хухлаева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 208 с.
60. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы / А. А. Чернов. - М.: Издательскоторговая корпорация "Дашков и К°", 2009. - 287 с.
61. Чудова И.В. Особенности образа «Я» «жителя Интернета» / И.В. Чудова // Психологический журнал. - 2002. - № 1. - С. 113-117.
62. Шабалина В.В. Психологическая зависимость и ее образ / В.В. Шабалина //Мир детства. - 2002. - № 2. - С. 32- 35.
63. Шиянов Е.Н. Интернет-зависимость и ее профилактика у студентов : учебно-методическое пособие / Е.Н. Шиянов, М.И. Дрепа. - Ставрополь: Изд-во «Графа», 2015.
64. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: академический Прект; Трикста, 2005., С.128-139.
65. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон - Мск: «Армада», 2010, - 389 с.
66. Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование,
диагностика, коррекция и профилактика : монография / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. - Днепропетровск: Пороги, 2015. - 196 с.
67. Якушина Е.В. Подростки в Интернете: специфика
информационного взаимодействия / Е.В. Якушина // Педагогика. - 2001. - №4.-С.55-61.
68. Яврый Г.Г. Интернет и человек. / Г.Г. Яврый, Ставрополь: Изд-во «Графа», 2014. - 432 с.
69. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость / К. Янг // Мир Интернет. - 2000. - № 2. - С. 24-29.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ