ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ
МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ
Введение 3
Глава I. Научно-теоретические основы изучения лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 7
1.1 Теоретические основы изучения лексико-грамматических категорий в
онтогенезе 7
1.2 Особенности лексико-грамматических категорий у детей с общим
недоразвитием речи 15
1.3 Коррекция лексико-грамматических нарушений у детей с ОНР
средствами малых фольклорных форм 21
Выводы по I главе 31
Глава II. Исследование особенностей сформированности лексикограмматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 33
2.1 Цель, задачи, организация исследования 33
2.2 Методика констатирующего этапа исследования 33
2.3 Результаты исследования сформированности лексико-грамматических
категорий старших дошкольников с ОНР 37
Выводы по II главе 51
Глава III. Разработка и оценка эффективности программы формирования лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм 52
3.1 Основные направления формирующей работы 52
3.2 Оценка эффективности формирующей программы. Контрольный этап
исследования 63
Выводы по III главе 69
Заключение 71
Список использованной литературы 74
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обуславливается существенным количеством детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, испытывающих трудности в коммуникативном развитии: низкий уровень словаря мешает им поделиться своими эмоциями, наладить контакт со сверстниками. Недостаточный уровень грамматической компетенции, а также сформированности лексической стороны речи таких детей будет способствовать снижению познания ребенком всех школьных наук при поступлении в школу, так как именно грамотная и развитая речь является не только предметом изучения, но и средством обучения ребенка в школе.
На сегодняшний день, в специальных исследованиях отражены научные данные, отражающие и характеризующие различные аспекты речевого развития детей с ОНР, тем не менее, организации логопедической помощи по формированию лексико-грамматической компетенции у детей данной категории несколько устарели и требуют новых подходов, с учетом развития информационно-коммуникационных технологий, личностного подхода, активного включения родителей в коррекционный процесс.
Дети старшего дошкольного возраста с ОНР нуждаются сегодня в более активной стимуляции умственной деятельности, чем их сверстники без патологии речи. Различные неблагоприятные социальные и психологические условия в близком окружении, в состоянии здоровья, при различных психотравмирующих ситуациях способствуют замедлению данного процесса, отягощая дефект при ОНР. В народных традициях лучшим средством воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста является использование малых фольклорных форм, которые несут в себе особый колорит и самобытность русских традиций в воспитании подрастающего поколения и развития у них мышления, внимания, воображения, памяти.
Включение малых фольклорных форм в логопедическую практику по формированию лексико-грамматических категорий дошкольников с речевой патологией существенно мотивирует детей к занятиям, повышает настроение, снимает тревожность, замкнутость детей. Несомненно, использование фольклора способствует повышению качества оказания логопедической помощи, способствует желанию детей к получению и усвоению новых знаний. Таким образом, существует противоречие между большим числом воспитанников дошкольных учреждений с речевой патологией, имеющих нарушения формирования лексико-грамматических категорий и недостаточного количества исследований, раскрывающих эффективность использования малых фольклорных форм в данной работе, что подтверждает проблему исследования.
Цель выпускной квалификационной работы: теоретически изучить и практически исследовать формирование лексико-грамматических категорий старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами малых фольклорных форм.
Объект исследования - лексико-грамматические категории у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с помощью малых фольклорных форм.
Гипотеза исследования: формирование лексико-грамматических
категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет эффективным при использовании малых фольклорных форм в следующих направлениях логопедической работы:
- активизации и обогащении словаря;
- развитии навыков словообразования и словоизменения;
- совершенствовании составления предложений различных типов.
Задачи исследования:
1. Выполнить теоретический обзор источников по проблеме формирования лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с ОНР.
2. Провести исследование по выявлению уровня и особенностей сформированности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Разработать и апробировать логопедическую программу по формированию лексико-грамматических категорий детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами малых фольклорных форм.
4. Посредством контрольного этапа исследования оценить эффективность проведенной логопедической программы.
Методологическая база исследования. Вопросы оптимизации коррекционной работы с детьми с речевой патологией широко обсуждаются в педагогической и психологической литературе. Исследование лексико- грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР широко исследованы такими авторами, как М.М. Алексеева и Б.И. Яшина, А.Н. Гвоздев, В.П. Глухов, Р.Е. Левина. Вопросы развития грамматической компетенции учащихся с речевой патологией рассматривались в трудах Т.В. Пятницы, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, А.В. Коротковой и Е.Н. Дроздовой, С.В. Коноваленко и других авторов. Использование малых фольклорных форм в логопедической практике изучались такими авторами, как К.А. Бораняк, А.А. Гуськовой, В.В. Пупыревой, Е.А. Гавриловой и другими авторами. Тем не менее, вопросы формирования лексико-грамматических категорий средствами фольклора в современных источниках рассмотрены недостаточно.
Методы исследования:
1. теоретический (анализ психолого-педагогической, логопедической, методической литературы);
2. эмпирические (эксперимент, наблюдение);
3. организационные (сравнительный, математико-статистический, качественный и количественный анализ).
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная серия логопедических мероприятий с активным включением малых фольклорных форм может использоваться логопедами, а также родителями в системе формирования и развития лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР. Также материалы могут быть полезными для студентов, обучающихся по курсу «Логопедия».
Апробация. Программа по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего и результаты исследования были обсуждены на конференции: итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2018 г.
В заключении выпускной квалификационной работы можно сделать выводы.
Для решения первой задачи исследования был проведен обзор источников по проблеме формирования лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР. Теоретический обзор источников показал, что лексика - это совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях. Лексико-грамматическая компетенция это готовность и способность воспитанников к коммуникативно-целесообразному и ситуативно-адекватному использованию грамматических знаний, навыков и умений в целях реализации своего речевого поведения в процессе общения. К общему недоразвитию речи авторы относят разные сложные расстройства речи, при которых у ребенка нарушено формирование всей компонентов системы речи, в том числе звуковой, смысловой сторон при нормальном интеллектуальном развитии и нормальном слухе. Характерными особенностям речи детей с общим ее недоразвитием являются: нарушение лексического и грамматического компонентов как одно из наиболее важных в структуре данной патологии.
Для решения второй задачи, в рамках выпускной квалификационной работы было проведено эмпирическое исследование с целью изучения сформированности лексико-грамматического строя у старших дошкольников с ОНР III уровня. В исследовании принимали участие воспитанники с ОНР III уровня в количестве 20 человек.
Исследование показало, что уровень лексико-грамматических категорий развития старших дошкольников с ОНР III уровня не достигает возрастной нормы. У старших дошкольников отмечаются трудности в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением с непродуктивными суффиксами; частые ошибки: в подборе прилагательных к существительному, глаголов к существительным; в назывании прилагательных по материалу, назывании глаголов в прошедшем времени; трудности возникали при назывании глагола несовершенного вида. Воспитанники данной группы не могли правильно произнести сложные для них слова и предложения включающие эти слова, при этом наблюдалась перестановка и замена звуков в слогах при относительно сохранной слоговой структуре.
Операциями словоизменения дошкольники с ОНР также овладевают со значительными трудностями. Наличие недостаточного уровня речевого развития, чувства языка не позволяет испытуемым этой группы осуществлять полноценную дифференциацию внутри словообразовательной системы, выделять и использовать в собственной речи непродуктивные способы словообразования как исключение из общего правила. В связи с недоразвитием познавательной деятельности, в том числе и процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, у детей с ОНР обнаруживаются и нарушения словоизменения как существительных, так и глаголов, обнаруживаются трудности при усвоении предложно-падежных конструкций, категорий рода и числа существительных.
Анализ результатов исследования дал возможность выделить три группы среди испытуемых с ОНР по уровню развития у них грамматического строя в экспрессивной речи (грамматические операции на уровне импрессивной речи у всех испытуемых оказались сформированы на достаточном уровне): высокий, средний и низкий уровни. Было отмечено, что недоразвитие грамматических категорий, таким образом, в сочетании с нарушениями других компонентов речевой системы приводит к трудностям формирования фразы и связной речи.
Для решения третьей задачи, в рамках работы был разработан комплекс логопедических занятий с использованием малых фольклорных форм по формированию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР. В данной формирующей работе принимали участие часть участников: 10 старших дошкольников с ОНР III уровня. Вторая часть воспитанников, 10
старших дошкольников с ОНР III уровня, получала логопедическую помощь по традиционной программе.
Основные направления формирующей работы с активным использованием малых фольклорных форм:
1. Создание коррекционно-развивающей среды.
2. Активизация словаря.
3. Работа по формированию словообразования.
4. Работа по формированию словоизменения.
5. Работа с предлогами.
6. Развитие навыков употребления предложений.
7. Организация работы с родителями.
8. Создание коррекционно-развивающей среды.
Контрольный этап исследования позволил сделать вывод об эффективности проведенных мероприятий с включением малых фольклорных форм: общий уровень лексико-грамматических категорий у старших
дошкольников с ОНР III уровня 2-ой подгруппы значительно улучшилось. Таким образом, все поставленные в работе задачи - выполнены.
1. Азова О.И. Диагностика письменной речи у старших дошкольников /
О.И. Азова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.
2. Артамонова С.В. Особенности и условия преодоления трудностей общения у учащихся с нарушениями речи/ С.В. Артамонова // Изв. Юж. федер. ун-та. Пед. науки. - 2008. - № 7. - С. 55-61.
3. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 410 с.
4. Арушанова А. Развитие у детей коммуникативных способностей / А. Арушанова, Н. Дурова, Е. Рычагова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 11. - С.26-27
5. Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. - М.: ЛКИ, 2007. - 216 с.
6. Бабина Г.В. Категоризация глагольной лексики в процессе ее усвоения дошкольниками с общим недоразвитием речи / Г.В. Бабина, Е.В. Белобородова, М.М. Любимова//Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина, 2014. - № 4 (14). - С. 24-35.
7. Бораняк К.А. Русский фольклор в развитии речи дошкольников / К.А. Бораняк. - Мн.: Новое время, 2017. - .74 с.
8. Божович Е. Д. Учителю о языковой компетенции школьника: психолого - педагогические аспекты языкового образования / Е. Д. Божович. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 287 с.
9. Бовина Т.М. Формирование лексико-грамматических категорий как средство развития образной речи у старших дошкольников с ОНР / Т.М. Бовина//Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2016. - № 8 (46). - С. 124-130.
10. Волковская Т.Н. К проблеме научного аппарата логопсихологии / Т. Н. Волковская // Специальная психология. - 2009. - N 1 (15). - С. 26-37.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-пресс, 1999. - 536 с.
12. Гвоздев А.Н. Избранные труды / А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 2000. - 460с.
13. Громова О. Е. К вопросу оценки сформированности начального детского лексикона у детей раннего возраста / О. Е. Громова // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. - 2003. - Вып. 2. - С. 85 - 96.
14. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе /О. С. Гомзяк. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. - 160 с.
15. Лалаева Р.И. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 240 с.
16. Душка Н. Д. Обучение диалогу детей старшего дошкольного возраста / Н. Д. Душка, Н. И. Соколова // Логопед. - 2011. - N 7. - С.35-51.
17. Дроздова Н.В., Нарушения устной и письменной речи: учеб.-метод. Пособие / Н.В. Дроздова, Л.А.Зайцева, С.П.Хабарова, Е.А. Харитонова, Е.А. и др. - Мн.: УО «БГПУ», 2003. - 64 с.
18. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1991 - 224 с.
19. Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1958. - 130с.
20. Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи / Г.И. Жаренкова. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 656с.
21. Зикеев А. Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений /А.Г.Зикеев - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 176 с.
22. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.
23. Казинская Л. Ф. Формирование навыков звукового анализа и синтеза старших дошкольников с нарушением звукопроизношением / Л. Ф. Казинская, Г. С. Айрумян // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). - СПб.: Реноме, 2013. - С. 131-133.
24. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников / И.Д. Коненкова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2015. - 80 с.
25. Ковшиков В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности: учебное пособие для студентов педвузов / В. А. Ковшиков, В. П. Глухов. - М.: АСТ: Астрель 2011. - 420 с.
26. Кондаков И.М. Психологический словарь / И.М. Кондаков. - М.: Юрайт 2005. - 690с.
27. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. - СПб.: М, 2002. - 286 с.
28. Кузнецова Е.В. Сюжетно-тематическая организация рабочего пространства как способ формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР / Е.В. Кузнецова. В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной заочной научнопрактической конференции 31 мая 2012г.: в 5 частях, 2012. - С. 75-76.
29. Кусова М. Л. Филологическое образование в период детства: векторы развития ребенка и науки / М. Л. Кусова, С. В. Плотникова // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. - С.69-75.
30. Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда общеобразовательной школы / Е.В. Кузьмина // Логопед - 2008. - № 5. - С. 4-7
31. Кудрявцева И.А. Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи / И.А. Кудрявцева // Современное образование: традиции и инновации, 2017. - № 3. - С. 49-52.
32. Лалаева Р. И. Проблемы логопедической диагностики / Р. И. Лалаева // Логопедия. - 2007. - N 3. - С. 37-43
33. Лалаева Р.И. Логопедия: методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов Нарушения письменной речи. Дислексия. Дисграфия / Р. И. Лалаева - М.: Владос 2007. -
2010. - 303 с.
34. Лопухина И.С. Логопедия-речь, ритм, движение:[Пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина. - СПб: Дельта, 1999.- 253 с.
35. Лурия А. Р. Психологическое содержание процесса письма // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 656с.
36. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Е.М. Мастюкова. - М.: Классикс Стиль, 2003. — 320 с.
37. Мерзляков С.В. Место и роль формирования грамматической компетенции при автономном обучении иностранному языку/ С.В. Мерзляков // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. С. 33-34
38. Микляева Н.В. Развитие языковой способности У детей 6-7 лет с ОНР / Н.В. Микляева. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 64 с.
39. Мигурская А.А.Нарушение лексико-грамматического прогнозирования в процессе понимания читаемого младшими школьниками с дислексией /А.А. Мигурская // В сборнике: Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии: материалы VII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, 2012. - С. 267-270.
40. Новицкая М.Ю. Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры): сборник текстов русского детского народного творчества и методических рекомендаций к ним в помощь учителю начальных классов /М. Ю. Новицкая. - М.: АРКТИ, 1999. - 112 с.
41. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии /Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 2009. - 365 с.
42. Павлова И. Ю. Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста / И. Ю. Павлова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 212-215.
43. Петрулина А.Ю. Состояние понимания синтаксических конструкций у школьников с общим недоразвитием речи / А.Ю. Петрулина // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее, 2012. - № 1. - С. 93-97.
44. Пупырева В.В., Развитие и коррекция связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на материале фольклора / Е.В. Гаврилова, В.В. Пупырева. - Пермь: Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т., 2014. - С. 115-124.
45. Пятница Т.В. Лексика + грамматика = : пособие по развитию лексикограмматического строя речи у детей 4-6 лет / Т.В. Пятница. - Мозырь: Белый Ветер, 2010. - 120 с.
46. Провозина Э.Н. Формирование лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с нарушением речи / Э.Н. Провозина, Л.В. Юдина, Т.Н. Субботина, Н.В. Иванова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития, 2016. - № 3 (10). - С. 136-140
47. Рубан Т.В. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора/ Т.В. Рубан // Экономика и социум, 2013. - № 4-3 (9). - С. 273-276.
48. Селезнева Е. Н. Комплексное сопровождение речевого развития школьников/ Е. Н. Селезнева // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. - 2011. - N 9. - С.68-71
49. Семенова Т.Н. Активизация артибутивной лексики у детей с ОНР средствами наглядного моделирования / Т.Н. Семенова // В сборнике: Социокультурная интеграция и специальное образование Сборник научных
статей, - М.: Саратовский государственный университет имени Н.Г.
Чернышевского, 2015. - С. 388-393.
50. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А. Л. Сиротюк. - М.: Творч. центр «Сфера», 2003. - 284 c
51. Сохин Ф.А. Некоторые вопросы овладения ребенком грамматическим строем в свете физиологического учения И.П. Павлова / Ф.А. Сохин // Сов. педагогика. - 1975. - № 7. С .22-24
52. Поваляева М.А. Справочник логопеда /Под ред. М.А. Поваляевой. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 237 с.
53. Тиханова М.Ю. Роль устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня / М.Ю. Тиханова. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор Н.П. Павлова, 2013. - С. 217-220.
54. Трошин О.В. Логопсихология: Учебное пособие / О.В. Трушин, Е.В. Жулина. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 256 с.
55. Уварова Т.Б. Формирование навыков образования прилагательных от существительных с использованием наглядно-игровых средств // Дошкольное воспитание / Т.Б. Уварова. - 2009. - №2. - с.50-53
56. Воейкова М.Д. Усвоение детьми лексических единиц : учеб. задания / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцен /М. Д. Воейкова. - СПб: Образование, 1994. - 25 с.
57. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 288 с.
58. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. - М.: Дрофа, 2009. - 189 с.
59. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов /Т.А.Фотекова, Т.В.Ахутина. - М.: АРКТИ, 2002. - 136 с
60. Черепкова Н.В. Изучение лексико-грамматической стороны речи у детей с нарушением чтения и письма/ Н.В. Черепкова, Е.А. Стахеева. В сборнике: Образование людей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 50-летнему юбилею Института специального образования. Научные редакторы: И. А. Филатова, О. В. Алмазова, 2014. - С. 176-181.
61. Ястребова А.В. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. /А.В.Ястребова,Т.П.Бессонова- М.: АРКТИ, 2007. - 360 с