ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ 6
1.1. Формы организации внеурочной деятельности школьников по технологии 6
1.2. Анализ программ внеурочной деятельности по технологии 11
Выводы по первой главе 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СОЗДАНИЮ АРТ-ОБЪЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ 16
2.1. Понятие «арт-дизайн» и виды арт-объектов 16
2.2. Разработка программы внеурочной деятельности по технологии «Арт-
дизайн» 20
Выводы по второй главе 25
ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ АРТ-ОБЪЕКТА ИЗ ПРОВОЛОКИ И
КАПРОНА 26
3.1. Разработка художественной концепции арт-объекта из проволоки и капрона 26
3.2. Технологическая последовательность изготовления арт-объекта из проволоки и капрона 28
Выводы по третьей главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ
Цветы во все времена считались самым лучшим украшением для дома. Но у них есть большой недочет - они очень стремительно вянут, и даже самый шикарный букет приходится выкидывать уже через 6-7 дней. Из-за этого умельцы во все времена старались сотворить розу, тюльпан, нарцисс, хризантему и другие цветы из бумаги, тканей, пластмассы, воска. Все помнят сказочную историю про то, как Данила - мастер сделал магической красы цветок из малахита, казалось бы что материал не подходит для таких целей. И на сегодняшний день много умельцев которые из чего угодно могут красоту, в том числе из старых капроновых колготок. При этом букеты из данного вида текстиля нередко просто неотличимы от реальных и даже привлекательнее [2, с. 46].
История цветов захватывает дух, а их значение в Викторианскую эпоху трудно переоценить. А как трогательно воспринимают цветы японцы. Вдохновляйтесь красочными иллюстрациями из журналов и книг, сопроводите этим эйфорию атмосферы ручного созидания. В наши дни цветы из капрона и проволоки приходят к нам с Востока, удивляя нас своей креативностью, красотой, и поражающим воображение сходством с живыми цветами. А ведь наши предки создавали великолепные и роскошные венки, декорируя их рукотворными цветам.
Элегантные, прозрачные и комфортные колготки теперь само собой разумеющийся аксессуар в женском гардеробе, однако только в 1960 году эта деталь туалета стала широкодоступной [6, с. 78].
Как и любое искусство, изготовление цветов из капрона имеет свою уникальную историю. У цветов из ткани есть свои корни. В древнем Египте еще 3 тысячи лет назад до нашей эры появились первые искусственные цветы из папируса. И, конечно же, они не осталось без внимания. Позднее это искусство позаимствовали древние римляне и греки. Была мода, когда женщины пропитывали цветы духами, и носили как аксессуар. Надушенные корсажи и броши из цветов имели двойное назначение: цветы служили украшением платья, а духи использовались для обольщения поклонников. Изысканность духов и уникальность выполненных цветов говорили о высоком статусе их обладательницы. Мало кто мог позволить себе подобную роскошь.
А в эпоху средневековья церкви Италии и Испании украшались тканевыми цветами, сделанными в монастырях.
Букеты различались по величине и стоимости: большие букеты носили в виде броши, а маленькие вплетали в волосы, это соответствовало общим принципам моды. Модно было украшать цветами платья и прически. В первой половине 19 века среди дамских украшений стали популярны цветы укрепленные на браслетах. Мужчины носили бутоньерки с одним или несколькими цветами. Спустя время цветы стали появляться как украшения дамских шляп. Наряду с живыми цветами появляются интерьерные букеты из искусственных цветов. Существовало направление, в котором использовалось декорирование народного костюма цветами [8, с. 25].
Искусство изготовления цветов имеет многовековую традицию и все же, научиться делать цветы доступно каждому.
Времена менялись, а вместе с ними и нравы. В настоящее время техника изготовления текстильных цветов стало многим доступно многим.
Техника изготовление цветов из капрона и проволоки наиболее хорошо отражает межпредметные связи и способы их реализации, знакомит с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей, формирует у учащихся технико-технологическую грамотность, технологическую культуру, культуру труда и деловых межличностных отношений, а также способствует приобретению умений в прикладной творческой деятельности на основе профессионального самоопределения.
Занятия различными видами творчества - это особенный вид трудовой деятельности, эффективное средство воспитания трудолюбия, умения заканчивать начатое дело до конца. Психологи рассматривают искусство как вид духовнопрактической деятельности, непосредственно связанной с материальной обработкой предметов.
Актуальность исследования определило тему выпускной квалификационной работы: «Методика обучения учащихся созданию арт-объектов во внеурочной деятельности по технологии».
Объект исследования: внеурочная деятельность по технологии.
Предмет исследования: методика обучения учащихся созданию арт- объектов.
Цель исследования: разработать дидактическое обеспечение темы «создание арт-объекта» для внеурочной деятельности технологии.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были сформированы следующие задачи:
1) изучить виды арт-объектов;
2) проанализировать программы внеурочной деятельности по технологии;
3) разработать программу внеурочной деятельности по технологии «Арт- дизайн»;
4) спроектировать и изготовить арт-объект - светильник «Ваза с цветами» из капрона, проволоки и светодиодной гирлянды.
Методы исследования: теоретические (изучение литературных источников, теоретический анализ), эмпирические (изучение опыта и продуктов деятельности).
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для преподавателей по обучению изготовления цветов из капрона. Разработанная методика обучения может помочь учащимся приобрести навыки, который широко пользуется спросом на рынке дизайнерских услуг, а также расширит их развитие. Результаты исследования могут быть использованы учителями технологии во внеурочной деятельности, на уроках технологии.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и выводов по ним, заключения, списка используемых источников, приложения.
Арт-объекта – это не всегда очень сложный объект. Арт-объектом может
стать уникальное изделие для интерьера, экстерьера или даже ландшафтного дизайна, способное стать чем-то особенным, создать настроение.
Арт-объект может быть изготовлен из разных материалов в разных же техниках. Поэтому изготовление арт-объектов во внеурочной деятельности по технологии очень целесообразно для достижения цели развития творческих способностей
учащихся, формирования проектной культуры, приобщения к прекрасному и др.
В первой главе «Теоретические основы внеурочной деятельности по технологии» мы рассмотрели формы организации внеурочной деятельности школьников по технологии. Выявили, что существуют следующие виды внеурочной деятельности: познавательная деятельность; игровая деятельность; проблемноценностное общение; художественное творчество; досуговое общение; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность; социальное творчество [35, c. 101]. Кроме того, для анализа соответствия структуры
рабочих программ по внеурочной деятельности требованиям основной общеобразовательной программы (ООП) образовательной организации рассмотрим три
программы по внеурочной деятельности по технологии трех различных общеобразовательных школ: «Чудесная мастерская», «Декоративная отделка в быту»,
«Рукоделочка».
Во второй главе «Методические аспекты обучения учащихся созданию артобъектов во внеурочной деятельности по технологии» мы рассмотрели понятие
«арт-дизайн» и виды арт-объектов. Существует два вида арт-объектов: готовое
изделие, которому предается некий смысл и, возможно, дополняется какими-либо
деталями или объект, созданный с самого начала, то есть автор сам воспроизводит
свою задумку. Нами были выявлены отличительные черты арт-объектов: необычные формы, которые не характерны для произведений искусства; редкие или
чрезвычайно дорогие материалы; часто используются переработанные либо же43
старые вещи; желание художника привлечь максимальное внимание к произведению; отсутствие стандартов и ограничений.
На основе проанализированных в параграфе 1.2. программ по внеурочной деятельности нами разработана программа внеурочной деятельности по технологии
«Арт-дизайн», целью которой является развитие у учащихся гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального интереса,
воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к
труду.
В третьей главе «Проектирование арт-объекта из проволоки и капрона» нами
разработана художественная концепция арт-объекта из проволоки и капрона, а
также представлена технологическая последовательность изготовления артобъекта из проволоки и капрона
Поставленные перед нами задачи в исследовании были решены в полном
объеме. Материалы данной дипломной работы могут быть использованы учителями в своей педагогической деятельности. Эта выпускная квалификационная работа может стать основой, на которой учителя, не теряя времени на очень трудоемкую работу по первичному отбору материалов содержания на занятиях, и его
дидактической обработке. Они могут на ее основе, создать свою собственную педагогическую систему. Материалы, представленные в данной дипломной работе,
могут стать полезными как для студентов педагогических вузов и педагогических
колледжей, так и для учителей, руководителей художественных кружков и студий.
Все это делает нашу дипломную работу не только мотивирующей и вдохновляющей, но и непосредственно необходимой и полезной учителю. И так, применение дидактического обеспечения по теме «создание арт-объекта» в процессе
обучения декоративно-прикладному искусству, будет способствовать формировать эстетический вкус, развивать интерес учащихся к изучению техники изготовления искусственных цветов и изготовлению изделий.
Абдрахманова, А. М. Внеурочная деятельность: виды, формы организации,
образовательные результаты [Электронный ресурс] / А. М. Абдрахманова. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnayashkola/materialymo/2012/12/16/vneurochnaya-deyatelnost-vidy-formy-organizatsii.
2. Айсмен, Л. Цветовая гамма вашего дома и вашего настроения / Л. Айсмен.
– М.:Эксмо, 2005. – 172 с.
3. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2013. – 176 с.
4. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2014. – 176 c.
5. Бесчастнов, Н. П. Изображение растительных мотивов: Учеб. пособ. для
вузов / Н. П. Бесчастнов. – М.: Белый город, 2006. – 298с.
6. Бхаскаран, Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве / Л. Бхаскаран. – М.: Просвещение, 2006. – 256 с.
7. Бышкина, Д. А. Цветы из ткани. Декоративные украшения для гардероба и
интерьера / Д. А. Бышкина, В. В. Тундалева. – М.: Вече, 2014. – 107 с.
8. Верхола А. А. Картины из цветов и листьев своими руками / А. А. Верхола.
– СПб.: Питер, 2017. – 64 с.
9. Внеурочная деятельность. 1 – 11 классы. Теория и практика. – М.: ВАКО,
2015. – 288 c.
10. Гликина, Н. А. Букет от всей души. Цветы из ткани / Н. А. Гликина. – М.:
АСТ, Сова, 2006. – 32 с.
11. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2014. – 224 c.
12. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников : метод. пособие
для учителей / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М..: Просвещение, 2010. – 125 с.
13. Доржиева, Л. А. Стромилова, Л. М. Организация внеурочной деятельности школьников в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС45
[Электронный ресурс]: / Л. А. Доржиева, Л. М. Стромилова. – Режим доступа:http://sch11.rybadm.ru/1/DswMedia/organizaciyavneurochnoydeyatelnosti.doc
14. Евладова, Е. Б.,Логинова Л.Г. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования. Методическое пособие ФГОС 15г / Е.
Б. Евладова, Л. Г. Логинова. – М.: Просвещение, 2015. – 482 c.
15. Зайцева, О. Н. Декоративные цветы из ткани, бумаги, кожи. Практическое руководство / О. Н. Зайцева. – СПб.: АСТ, Астрель–СПб, 2008.
– 183 с.
16. Зайцева, А. Е. Цветы из ткани. Оригинальная техника работы с трикотажным полотном / А. Е. Зайцева, Е. Н. Моисеева. – М.: Эксмо, 2012. – 80 с.
17. Звонарева, А. Т. Рукоделие для дома / А. Т. Звонарева. – М.: Центрполиграф, 2008. – 126 с.
18. Золотые правила дизайна. – М., 2005. – 174 с.
19. Иттен, Й. Искусство цвета / Й. Иттен. – М.: Изд. Д.Аронов, 2001. – 96 с.
20. Иттен, Й. Искусство формы / Й.Иттен – М.: Изд. Д.Аронов, 2001. – 136 с.
21. Кавешникова, Н. А. Дизайн история развития / Н. А. Кавешникова. – М.:
Просвещение, 2006. – 234 с.
22. Кари, М. Цветы из лент, ткани и тесьмы. Модные украшения своими руками / М. Кари. – М.: Контэнт, 2014. – 234 с.
23. Кимберли, К. Цветы из ткани. Все техники / К. Кимберли – М.: Контэнт,
2014. – 48 с.
24. Криволапова, Н. А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5 – 8 классы / Н.А. Криволапова. – М.:
Просвещение, 2012. – 850 c.
25. Криволапова, Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5 – 8 классы / Н.А. Криволапова. –
М.: Просвещение, 2013. – 224 c.
26. Кристен, Б. Цветы из лент. Приемы, техники, мастер–классы / Б. Кристен.
– М.: Контэнт, 2013. – 160 с.
27. Корелова, А. А. Цветы из шелка. Создание украшений / А. А. Корелова. –46
Ростов–на–Дону: Феникс, 2015. – 112 с.
28. Курандина, Н. Е. Кандзаси. Цветы из ткани / Н. Е. Курандина. – Ростов–
на–Дону: Феникс, 2015. – 64 с.
29. Лаврентьев, А. Н. История дизайна / А. Н. Лаврентьева. – М.: Гардарики,
2007. – 148 с.
30. Левада, А. С. Оригинальные картины из цветов и листьев / А. С. Левада. –
М.: Контэнт, 2010. – 64 с.
31. Мангей, М. Картины из искусственных цветов / М. Магней. – М.: Арт–
Родник, 2007. – 32 с.
32. Нестеренко, О. И. Краткая энциклопедия дизайна / О. И. Нестеренко. –
М.: Просвещение, 2005. – 315 с.
33. Райли, Н. Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до Постмодернизма / Н. Райли. – М.: Белый город, 2004. – 544 с.
34. Сильви, Б. Цветы из ткани канзаши. Украшения для волос, модные аксессуары и декор / Б. Сильви. – М.: Контэнт, 2014. – 89 с.
35. Степанов, П. В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной
деятельности в основной школе / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2014. – 128 c.
36. Степанов, П. В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте
начального общего образования / П. В. Степанов, И. В. Степанова. – М.: Центр
"Педагогический поиск", 2011. – 832 c.
37. Токарева, Е. И. Цветы из ткани и лент. Красиво и просто / Е. И. Токарева.
– М.: Эксмо, 2014. – 32 с.
38. Третьякова, М. Е. Ганутель. Цветы из ниток и проволоки / М. Е. Третьякова. – М.: Эксмо, 2013. – 64 с.
39. Шимко, В. Т. Основы дизайна и средовое проектирование Учеб. Пособие
/ В. Т. Шимко. – М., 2005 – 160 с.