Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕДИКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Работа №43837

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1259
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы предикторов социальных компетенций у детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика социального развития
дошкольников с комплексными нарушениями 7
1.2 Содержание и особенности становления социальных компетенций
дошкольников с комплексными нарушениями 18
1.3 Взаимоотношения в семье как основной предиктор социализации детей с
комплексными нарушениями 24
Выводы по главе 1 33
Глава II. Эмпирическое исследование предикторов социальных компетенций дошкольников с комплексными нарушениями в условиях дошкольной образовательной организации 35
2.1 Методы и этапы исследования 35
2.2 Анализ и обсуждение результатов исследования 37
Выводы по II главе 44
Заключение 46
Литература 48


Дошкольники с комплексными нарушениями самая уязвимая категория аномальных детей, и самая нуждающаяся в коррекции дети. Особые дети и их интеграция в социум актуальная проблема современности, в связи с изменениями в образовательной сфере, медицине данную тему интенсивно исследуют с медицинской, психологической и педагогической стороны.
Исследователи отметили, что детям с нарушениями в развитии характерны несформированность адекватных способов усвоения общественного опыта, потребность в общении с взрослыми и сверстниками, недостаточность знаний и представлений об окружающем мире, несвоевременное формирование предпосылок к овладению предметной, игровой, продуктивной, учебной деятельностью и, что немаловажно, нарушение процессов социализации.
Социализация — двусторонний процесс, включающий усвоение социального опыта и активное воспроизведение индивидуумом системы социальных связей, благодаря которым происходит становление личности, развитие самосознания. Процесс социализации совершается на основе постоянного преломления внешних средовых влияний через внутренние условия, и качество социальной ситуации определяет своеобразие этого процесса.
Различные аспекты исследований социальной компетентности нашли свое отражение в работах по психологии, педагогике, социологии. Выявление сущности компетентности и компетентностного подхода в образовании представлено в трудах Л.П. Алексеевой, В.И. Байденко, BA. Болотова, С.Г. Воровщикова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, O.E. Лебедева, B.C. Мерлина, Л.А. Петровской, Г.К. Селевко, В.В. Серикова, СБ. Серяковой, A.B. Хуторского и др.
Фундаментальные основы изучения социальной компетентности в отечественной науке заложены в исследованиях А.Г. Асмолова, Г.Э. Белицкой, В.Н. Куницыной, Г.У. Солдатовой и др. Феноменологические характеристики социальной компетентности описаны в работах H.H. Беденко, И.В. Дубровиной, Е.В. Земцовой, Е.В. Коблянской И.В. Черноусовым и др.
Несмотря на разносторонность представленных работ и их несомненную теоретическую и практическую значимость, задача изучения предикторов социальной компетентности старших дошкольников с комплексными нарушениями остается открытой для теоретического осмысления и экспериментального исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена сложившимся противоречием между необходимостью развития социальной компетентности старших дошкольников с комплексными нарушениями и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данного процесса.
Цель исследования: изучить предикторы социальной компетентности дошкольников с комплексными нарушениями.
Гипотеза исследования: особенность детско-родительских отношений является одним из факторов, способствующих социальной компетентности дошкольников с комплексными нарушениями.
Объект исследования - социальная компетентность у дошкольников с комплексными нарушениями.
Предмет исследования - предикторы социальной компетентности.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку основных задач исследования:
- Обосновать теоретические подходы к изучению факторов социальных компетенций дошкольников с комплексными нарушениями, конкретизировать понятие «предикторы социальных компетенций».
- Осуществить анализ детско-родительских отношений как предикторов социальной компетентности детей с комплексными
нарушениями;
- Определить уровень сформированное™ социальных компетенций у детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями;
- Изучить детско-родительские отношения в семьях с детьми с комплексными нарушениями;
- Проанализировать и сделать выводы по полученным результатам.
В работе были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ и обобщение философской, психолого-педагогической, методической, медицинской литературы по теме исследования, моделирование;
эмпирические методы: педагогическое наблюдение, анкетирование педагогов и родителей, педагогический эксперимент, опрос (устный и письменный), беседа;
- статистические методы: качественный и количественный анализ полученных в ходе эксперимента результатов (критерий t-Стьюдента).
Теоретическая значимость исследования заключается в определении содержания и особенностей формирования социальных компетенций детей с комплексными нарушениями; выделении начальных социальных компетенций, присущих детям с комплексными нарушениями; разработке показателей и критериев уровня сформированности начальных социальных компетенций; обосновании комплекса педагогических условий эффективного формирования начальных социальных компетенций детей с комплексными нарушениями.
Практическая значимость работы заключается в том, что экспериментальная программа социального развития дошкольников с комплексными нарушениями может быть использована в организации деятельности групп компенсирующей, комбинированной направленности в ДОО. Результаты проведенного исследования могут представлять интерес для работников дошкольных организаций комбинированного, компенсирующего вида, специалистов службы сопровождения детей с комплексными нарушениями; использоваться в процессе повышения квалификации специалистов дошкольного образования.
Структура дипломной работы определена задачами исследования, логикой раскрытия темы и состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной главе мы определили основные психолого-педагогические основы развития социальной компетентности детей, дали определение понятию предикторы социальной компетености и рассмотрели взаимоотношения в семье как основной фактор социального развития ребенка с комплексными нарушениями.
Основными компонентами социализации человека являются: -
формирование и развитие сознания, мировоззрения (усвоение языка, взглядов, интересов, социальных ценностей, идеалов); - овладение культурой, присущей данному обществу, социальной общности, группе (правила, нормы и шаблоны поведения); - усвоение социальных ролей, навыков общения, самопроявления в среде жизнедеятельности; - накопление опыта социального поведения. Отличительной особенностью человека является его предрасположенность к социальному развитию.
Социальное развитие личности — это количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования личности в результате ее социализации и воспитания. Оно представляет собой естественное и закономерное природное явление, характерное для человека, находящегося с рождения в социальной среде. Окружающая ребенка среда выступает одним из основных двигателей социального развития, без которого не может быть сформирована личность. В качестве движущих факторов развития выступает все то, посредством чего обеспечивается раскрытие внутреннего потенциала ребенка. Внутренние факторы включают биологические, наследственные и другие особенности ребенка, реализуемые в процессе его развития. Внешние — это окружающая ребенка среда, целенаправленная деятельность, воспитание, способствующие реализации и развитию внутреннего потенциала.
Таким образом, социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации. Овладение социальным опытом и культурой является естественной необходимостью, так как общество существует благодаря передаче новым поколениям исторического опыта. Развитие ребенка понимается как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества.
Итак, по проведенному исследованию мы получили низкие результаты по двум методикам. Дети экспериментальной группы имеют низкий уровень социальной компетентности.
По детско -родительским отношениям, родителям экспериментальной группы свойственны: инфантилизация, авторитарная гиперпротекция.
Далее для выявления взаимосвязи между типами родительского воспитания и социальной компетентностью детей мы использовали U- критерий Манна Уитни.
По полученным результатам, сделали вывод, что детско-родительские отношения напрямую влияют на социальную компетентность детей с комплексными нарушениями.



1. Беликова, Е.В. Теория и методика воспитания: учебное пособие [Текст]/ Беликова Е.В., Битаева О.И., Елисеева Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 с.
2. Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании[Текст] / А.Г.Бермус // Интернет-журнал «Эйдос». -2005. - с. 17.
3. Бреслав, Г.М., Эмоциональные особенности формирования личности в
детстве[Текст]: учебно-методическое пособие / Г.М.Бреслав. - М.: Педагогика, 2012.
4. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции [Электронный ресурс]: монография/ Вербицкий А.А., Ларионова О.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2009.— 336 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9064.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
5. Воронцов, Д.Б. Формирование социальной компетентности подростков группы риска [Текст]: дис. ... канд. пед. наук/ Д.Б. Воронцов. - Кострома,
2006. - 214 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология[Текст]: учебник / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 156 с.
7. Гиенко, Л.Н. Формирование социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения [Текст]: дис. ... канд. пед. наук/ Л.Н. Гиенко. - Барнаул, 2009. - 202 с.
8. Годлиник, О.Б. Основные вопросы и концепции педагогики
[Электронный ресурс]: учебное пособие/ Годлиник О.Б., Соловьёва Е.А.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Санкт-Петербургский
государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2011.— 85 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19020.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
9. Ерохова, М. В. Помогающее поведение учителя как источник социальной компетентности учащихся//Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде [Текст] /М.В.Ерохова //. — Ульяновск, 2012. - Вып. 9. - с. 88-89.
10. Захаров, А.И., Как помочь детям избавиться от страха [Текст]: учебное пособие /А.И.Захаров//. - СПб.: Питер, 2015. - 418 с.
11. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст]: учебное пособие /И.А.Зимняя// - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2004. - 163 с.
12. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников [Электронный
ресурс]: учебное пособие/ Иващенко Ф.И.— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2006.— 189 с.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/20270.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
13. Исаева, Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя[Текст]: учебное пособие/ Т.Е.Исаева// Педагогика. - 2006. - № 9. - С. 15-16.
14. Казарина, В.В. Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков с проявлениями одарённости [Текст]: дис. ... канд.пед. наук/ В.В. Казарина. - М., 2015. - 241 с.
15. Казанцева, О. В. Особенности проведения психологической игры Г. Хорна и ее влияние на развитие социальной компетентности у детей - сирот//Социальная психология и семейная терапия [Текст]: учебное пособие /О.В.Казанцева// - 1999. - №1. — С. 37-41.
16. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей
[Электронный ресурс]: учебное пособие/ Карцева Л.В.— Электрон.
текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2012.— 224 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10956.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
17. Коблянская, Е. В. Психологические аспекты социальной компетентности: [Текст]:Автореф. дис. канд. пед. наук./ Е.В. Коблянская. - СПб., 1995. - 16 с.
18. Кон, И.С., Ребёнок и общество [Текст]: учебное пособие /И.С.Кон// - М.: Академия, 2011- 323с.
19. Кондратьев, М.Ю., Типологические особенности психосоциального
развития подростков [Текст]: учебно-методическое пособие
/М.Ю.Кондратьев // Вопросы психологии. - 2014. - № 3
20. Компетенции в образовании: опыт проектирования [Текст] : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с
21. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация
[Электронный ресурс]: монография/ Коробейников И.А.— Электрон.
текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2012.— 192 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7451.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
22. Костенкова, Ю.А. Культурологический подход в изучении детей с
задержкой психического развития [Электронный ресурс]/ Костенкова Ю.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2011.— 140 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/18582.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
23. Куницына, В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект:
структура, функции, взаимоотношение [Текст]: учебно-методическое
пособие/ В.Н. Куницына// Теоретические и прикладные вопросы психологии/ под. Ред. А.А. Крылова. - СПб., 1995.
24. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии [Текст]: учебник /О.Е.Лебедев// - 2004. - № 5. - С. 3-12.
25. Личко, А.Е., Психопатии и акцентуации характера у подростков, СПб.: Речь [Текст]: учебное пособие /А.Е.Личко //- 2010, - 256с
26. Лохов, М.И. Нестандартный, или «плохой хороший» ребенок [Электронный ресурс]/ Лохов М.И., Фесенко Е.В., Фесенко Ю.А.—
Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2011.— 328 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19452.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
27. Лузина, Л.М., Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и методах воспитания [Текст] : учебное пособие/ Л.М. Лузина, Е.Н. Степанов. - М.: Сфера, 2008. - 224 с.
28. Лукьянова, М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя[Текст]: Диагностика и развитие /М.И.Лукьянова// М., 2004. - 144 с.
29. Маллаев, Д.М. Теория и практика психотехнических игр [Электронный ресурс]/ Маллаев Д.М., Гасанова Д.И.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 268 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20419.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
30. Марасанов Г. И., Ротатаева Н. А. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте. — М.: Изд. КОГИТО-ЦЕНТР, 2003. - 172 с.
31. Миллер, С. Психология развития: методы исследования [Текст]./ С.Миллер.; - СПб.: Питер, 2010 - 321с.
32. Морозов, В.П. Невербальная коммуникация. Экспериментально - психологические исследования [Электронный ресурс]/ Морозов В.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2011.— 528 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15554.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
33. Опевалова, Е.В. Психодиагностика [Электронный ресурс]: практикум/ Опевалова Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2009.— 232 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22269.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
34. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности [Текст]: Методы исследования и диагностики./ А.К. Осницкий; - М.: Нальчик. Изд. центр «Альфа», 2012.
35. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Выпуск 5 [Электронный ресурс]: научно-практический сборник/ Д.В. Ермолаев [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Теревинф, 2012.— 204 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12774.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
36. Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми [Электронный ресурс]: монография/ А.Л. Битова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Теревинф, 2012.— 240 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12776.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
37. Первин, Л.А.Психология личности: теория и исследование [Текст]: пособие/ Л.А. Первин, О.П. Джон. - М.: Аспект Пресс, 2011-223с.
38. Подымова, Л.С. Психолого-педагогическая инноватика. Личностный
аспект [Электронный ресурс]: монография/ Подымова Л.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический
государственный университет, 2012.— 207 с.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/18608.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
39. Поливанова, К.Н., Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии [Текст]: учебник /К.Н.Поливанова// - 2013. - № 1.
40. Потребич, А.В. Основы анатомии и физиологии центральной нервной
системы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Потребич А.В.—
Электрон. текстовые данные.— Калининград: Российский государственный университет им. Иммануила Канта, 2006.— 114 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23861.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
41. Прихожан, А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста [Текст] : учебник /А.М.Прихожан// - М.: АНО «Пэб», 2007-345с.
42. Резепина, О.Л. Структура и формирование личности. Психологопедагогические особенности [Электронный ресурс]/ Резепина О.Л.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Российская академия театрального искусства - Г осударственный институт театрального искусства, 2006.— 32 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15652.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
43. Рыжковская, Т.Л. Основы психологии и педагогики [Текст]: учебнометодическое пособие /Т.Л.Рыжковская// - Минск.: Изд-во МИУ, 2010-136с.
44. Самсонова, Т.И. Социальная компетентность подростков и технологии ее формирования [Текст]: дис. ... канд. социол. наук/ Т.И. Самсонова. - СПб., 2006. - 193 с.
45. Селевко, Г. Компетентности и их классификация.// Народное образование [Текст]: учебник /Г.Селевко// - 2004. - № 4. - С. 9.
46. Сельчихина, Е.Б. Общая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Сельчихина Е.Б.— Электрон. текстовые данные.— Калининград: Калининградский государственный университет, 2004.— 115 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24097.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
47. Современные подходы в образовании». //А.И. Кукуев, В.А. Шевченко. - РостовСтоляренко, А.М. Общая педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Столяренко А.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2010.— 479 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8103.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
48. Теория обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Е.М. Буслаева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6347.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
49. Толстых, Н.Н. Практическая психология образования: учебное пособие для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. - СПб.: «ПИТЕР», 2009. - 592 с.
50. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 390 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18340.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
51. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость,
старость[Текст]: Учебник для вузов / О.В. Хухлаева; - М.: Логос, 2013.
52. Шаргородская, Л.В. Формирование и развитие предметно
практической деятельности на индивидуальных занятиях [Электронный ресурс]: монография/ Шаргородская Л.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Теревинф, 2012.— 32 с.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/12787.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
53. Швецова, М.Н. Социально-психологическое сопровождение
замещающей семьи [Электронный ресурс]: монография/ Швецова М.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2013.— 188 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/18620.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
54. Чошанов, М. A. Гибкая технология проблемно-модульного
обучения[Текст]: Методическое пособие /М.А.Чошанов// - М.: Народное образование, 1996. - 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ