ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Роль делового туризма в современном мире 6
1.2 Тенденции и перспективы развития делового туризма 24
Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
2.1 Туристские ресурсы делового туризма Приволжского федерального округа 28
2.2 Потенциальные направления позиционирования Приволжского
федерального округа как центра индустрии делового туризма 37
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА 56
3.1 Приоритетные направления развития делового туризма на современном этапе 56
3.2 Оценка и перспективы разработанности делового туризма на примере
г. Казани 62
3.3 Правовые механизмы развития делового туризма 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
ЛИТЕРАТУРА
Актуальность темы исследования объясняется низкой степенью развития теории делового туризма как специфической отрасли мирового туризма. Туризм - высокорентабельная отрасль, эффективность инвестиций сопоставима с нефтегазодобывающей и перерабатывающей отраслями. Этот сектор имеет большое значение для государства в целом, регионов, муниципалитетов, а также отдельных лиц. В развитие туризма вовлечены различные группы населения, как производители, так и потребители туристических услуг. Туризм принимает участие в формировании валового внутреннего продукта (национального дохода), является продуктом эффективности рыночных отношений и государственного бюджетирования как социальной сферы, гарантированного повышения уровня жизни и сохранения качества жизни.
За последние три десятилетия эта отрасль интенсивно развивается в сфере мирового туризма. Доходы от этой отрасли имеют высокую долю в структуре доходов. В зарубежной экономической и географической науке за последние десятилетия были изучены причины возникновения и развития делового туризма. Появились статистические данные организации мирового туризма по его основным показателям. В последние годы ученые и эксперты в области туризма, отмечают возрастающий интерес к деловому туризму. В то же время анализ концептуального аппарата, используемого специалистами в этом бизнесе, позволяет включать различные, зачастую противоречивые интерпретации категории «деловой туризм». Перспективы делового туризма требуют предельной ясности и устранении существующих споров. Деловой туризм - относительно новый вид туризма. Сегодня туризм с деловыми целями является, одним из наиболее эффективных способов стимулирование для персонала компаний. В последние годы в мире стали уделять больше внимания развитию делового туризма. Развитие посредством воспроизводства культурно-исторической роли в развитии индустрии туризма имеет большой мультипликативный результат: от возрождения финансового положения и сглаживания социальной напряженности до выравнивания региональной политики и актуализации культурного потенциала. В Российской Федерации деловой туризм - это совершенно новое явление, а также туризм в целом. В российской экономико-географической науке феномен делового туризма практически не изучается. В настоящее время объем туристических потоков в России значительно увеличивается иностранными и российскими бизнес- туристами. По мнению экспертов, мир ожидает буквально взрыв бизнес - туризма в ближайшие десять лет. В этом процессе наш а страна, которая все чаще участвует в глобальных экономических процессах, следуя общей тенденции глобализации, также должна занять должное место.
Сегодняшний рынок стал более распространенным, чем несколько десятилетий назад. С одной стороны, финансовая деятельность и бизнес становятся все более глобальными, а с развитием деловых контактов расширяются туристические потоки, укрепляются международные и культурные связи, растут бизнес-активность и потоки инвестиций. В этом контексте деловой туризм является фактором, способствующим развитию экономического потенциала и ее интеграции, что важно, имеет высокую рентабельность. Это один из самых важных ресурсов для развития предприятий и компаний, укрепление их позиций международном рынке посредством участия в выставках и конгрессах, посредством бизнес-образования.В связи положительным спросом на поездки в рамках делового туризма в мире и увеличения капитала в экономику стран, а также неуправляемый пока характера ее развития, существует потребность научного исследования делового туризма.
Объектом дипломной работы является деловой туризм.
Предметом дипломной работы выступают проблемы, тенденции и перспективы делового туризма.
Цель работы- раскрыть и проанализировать проблемы и тенденции развития делового туризма.
Реализация цели требует решения ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить термины делового туризма как направления в туристской деятельности.
2. Проанализировать состояние делового туризма в мире и на примере Приволжского Федерального округа.
Эмпирической базой исследования послужили материалы и данные о деловом туризме.
В работе были использованы статистические данные развития делового туризма в мире и в Приволжском Федеральном округе.
Практическая значимость работы. Материалы и результаты исследования могут быть полезны начинающим предпринимателям и менеджерам в сфере делового туризма.
В соответствии с исследованием проблемы и цели исследования, указанные во введении, были обоснованы и решены. В первой главе были раскрыты термины и отличительные особенности делового туризма. Во второй главе рассмотрено состояние рынка делового туризма Приволжского федерального округа. Так же было изучено состояние субъектов Приволжского федерального округа, занимающихся развитием привлекательности делового туризма в регионе. В третьей главе были рассмотрены основные требования организационной и экономической поддержки развития делового туризма в мире в целом и разработка делового тура примере г. Казани.
Сфера туризма является наиболее активно развивающимся направлением сферы услуг. На основании проведенного во второй главе теоретического анализа, а также анализа статистических материалов выявлено, что MICE - туризм, являясь относительно новой отраслью для туристического рынка, уже завоевывает ведущие позиции по темпам роста. При этом в перспективе объемы рынка делового туризма составят не менее 25-35% всего объема оказываемых услуг.
В ходе анализа выявлены проблемы развития MICE. В первую очередь необходимость повышения профессионализма персонала. На сегодняшний день практически нет образовательных программ, дающих базовое образование для специалистов в этой отрасли. В основном все ограничивается некоторыми курсами повышения профессионального мастерства или переподготовки.
Вторая серьезная проблема - это отсутствие необходимой туристической инфраструктуры, в этом отношении необходимо обратить внимание на различные аспекты, связанные с размещением и организацией досуга, проведением крупных мероприятий. Размещение большого числа участников, возможно лишь в крупнейших центрах, там же есть возможность проведения конгрессов и семинаров.
Несмотря на все эти недостатки, деловой туризм имеет огромный потенциал, в первую очередь связанный с разнообразием сфер деятельности, активным развитием промышленности, повышением инвестиционной привлекательности регионов. Поэтому необходимо создание новых туристских продуктов в региональном масштабе, активное их продвижение не только на внутреннем рынке, но и активная реклама на внешнем.
1. Андренко, И.Б. Классификация делового туризма /И.Б. Андренко // Научно-технический сборник. - 2010. - №50. - С. 182
2. Адельшин А.А. Туристский потенциал Республики Татарстан//Актуальные проблемы экономики и права. 2012, №7. С.134 - 137.
3. Бабкин А.В. Специальные виды туризма [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/babkin06.htm
4. Бабкин А.В. Специальные виды туризма / А.В. Бабкин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 252 .
5. Биржаков, М. Б. Введение в туризм / М. Б. Биржаков. — М. : СПб. «Издательский дом Герда», 2007. — 358 с.
6. Бутузов А. Г. Состояние и перспективы развития этнокультурного туризма в Российской Федерации // Сервис в России и за рубежом. -2009. - № 4. - С. 11-15.
7. Гасиев М. Основы делового туризма и индустрии MICE: сравнение и тенденции.// Деловой туризм и индустрия MICE: основы, понятия и тенденции (практический опыт). М. 2004.
8. Деловой туризм в России [Электронный ресурс]: Режим
доступа:http://portal-1.ru/tur/delovoytur.html
9. Зорина, Г. И. Основы туристской деятельности : учебник / Г. И. Зорина, Е. Н. Ильина, Е. В. Мошняга. — М. : Советский спорт, 2004. — 200 с. — ISBN 5- 85009-636-1.
10. Квартальнов В.А.. Туризм: Учебник - М.: Финансы и статистика, 2006 - с. 226
11. Шугаев, М. Деловой туризм. Сфера деловых интересов / М. Шугаев // Турбизнес. - 2011. - №5. - С. 13
12. Петрова, Т.В. Влияние делового туризма на инвестиционную привлекательность региона / Т.В. Петрова // Современные аспекты экономики. - №1 (94). - СПб: Инфо-да, 2010
13. Козырев, В.М. Основы современной экономики: учебник / В.М. Козырев. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 365 с.
14.Чуднаковский, А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство: учебник / Под ред. А.Д. Чудновского. - Изд. 2-е, 2-е, перераб. и доп. - М.: ЮРКНИГА, 2003. - 369 с.
15. Хамидуллина М.Н. «Регулирование турбизнеса: перспективы развития, стратегия продвижения» // «Актуальные проблемы в сфере туристического бизнеса»: Материалы VII научно-практической
конференции студентов и аспирантов. - Казань: ТАРИ - 2002. - 45 с.
16.Чудновский А.Д. - «Гостиничный и туристический бизнес», учебное пособие. - Ассоциация авторов и издателей: ЭКСМОС. - 1999. - 460 с.
17. Бухмина М.П. Научный руководитель: Тимербаева Н.В.. к.ф.н, доцент. Перспективы развития туризма республики Татарстан в свет Универсиады 2013
18. Севастьянова С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства. М.: КНОРУС, 2010. С. 245.
19. Лайко М.Ю., Кобяк М.В. Современные тенденции и перспективы развития Московского рынка гостинично-туристских услуг / М.Ю. Лайко // Российский внешнеэкономический вестник. 2010г. № 11. С. 5-6.
20. Маклашина Л. Р. Деловой туризм - инструмент продвижения индустрии туризма / Л. Р. Маклашина // Актуальные вопросы экономических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.). Уфа: Лето, 2011. С. 122-125.
21. Нехаева Н. Е. Межрегиональный этнический маршрут как инновационный туристский продукт / Н. Е. Нехаева, Е. Н. Гуркина // Инновации в науке. - 2014. -№ 31-2. - С. 119-124.
22. Растегаева, Т.Е. Генезис делового туризма в мире [Текст] / Т.Е. Растегаева // Европейский исследователь. Международный
мультидисциплинарный журнал. - Сочи, 2012 г. - № 5-2 (21). - 0,3 п.л.
23. Растегаева, Т.Е. Оценка организационно -экономических условии функционирования делового туризма в России [Текст] / Т.Е. Растегаева // Приволжский научный вестник. Научно-практический журнал. - Ижевск,2012 г.-№4(8).-0,3 пл.
24. Бизнес-туризм - что это? [Электронный ресурс]: Режим
доступа:http://www.tyr74.m/artides/artide134.html
25. Всероссийская перепись населения 2010 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.perepis-2010.ru/
26. Тихонова Т.Ю. Этнический туризм в развитии регионов. - [Электронный
ресурс]. -Режим доступа:
http://www.rusnauka.com/17_AVSN_2012/Geographia/1_112134.doc.htm
27. Туристическая библиотека. Все о туризме. Этнический туризм. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://tourlib.net/statti_tourism/ethnic_tourism.htm
28. Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/
29. Федеральный портал protown.ru. Развитие туризма в республике. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.protown.ru/russia/obl/articles/3475.html
30. Деловой туризм [Электронный ресурс]: Режим
доступа:http://a4.topdient.ra/Ыog/busmess -tourism/
31. Деловой туризм [Электронный ресурс]: Режим
доступа:http://www.sochi-riviera.ru
32. Деловой туризм: мир и Россия [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// solbylab.ru/rynok-mice/delovoj -turizm-mir-i-rossiya/
33. Десять московских отелей аттестованы как отели, удобные для деловых
туристов [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://center.ria.ru/economy/20120411/82643788.html
34. Деятельность российских отраслевых объединений и компаний в индустрии MICE [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://all- hotels.ru/publications.ru.html?aid=21820
35. Деятельность российских отраслевых объединений и компаний в индустрии [Электронный ресурс]: Режим доступа: MICE http://all- hotels.ru/publications.ru.html?aid=21820
36. Долженко, Г. П. Опыт разработки классификации современного
российского туризма [Электронный ресурс]: Режим
доступа: http://www.mtacadem.m/statji/dolzhenko-g.p.-opyt-razrabotki- klassifikatsii- sovremennogo-rossiyskogo turizma.html
37. К 2020 году доходность индустрии MICE возрастет в 5 раз [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.tourprom.ru/news/25632/
38. Ключевые игроки и эксперты российской MICE-индустрии [Электронный
ресурс]: Режим доступа:
http://www.trcw.ru/articles/detail.php?ID=2934
39. [Электронный ресурс]: Режим доступа:
https://www.partnersearch.ru/okruga/privolg.php
40. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ru.kan
therm.com/contact/kan/main/Distributors_and_partners/Volga.html
41. [Электронный ресурс]: Режим доступа:
https ://aviado.ru/ airport/russia/kazan/
42. [Электронный ресурс]: Режим доступа:
https://localway.ru/kazan/poi/korston_275268
43. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.orbitz.com/Nizhny- Novgorod-Hotels-Courtyard-By-Marriott-Nizhny-Novgorod-City- Center.h12817452.Hotel-Information
44. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://strana.ru/places/20847139
45. [Электронный ресурс]: Режим доступа:
https://amsrus.ru/2018/04/17/avtovaz-menyaet-glavu/
46. [Электронный ресурс]: Режим доступа:
https://www.booking.com/hotel/ru/president-ufa.ru.html
47. [Электронный ресурс]: Режим доступа:
https://www.booking.com/hotel/ru/hilton-garden-inn-ufa-riverside.ru.html
48. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://fountravel.ru/rechnye-kruizy- po-rossii-v-2016
49. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.2r.ru/objects/34273
50. https://www.booking.com/hotel/ru/suleiman-palace.ru.html