Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития креативности у детей младшего школьного возраста 8
1.1. Сущность понятия «креативность», «творчество» в психологопедагогической литературе 8
1.2. Особенности развития креативности у детей младшего школьного
возраста 20
1.3. Содержание, формы и методы развития креативности у детей младшего
школьного возраста 30
Выводы по 1 главе 40
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития креативности у детей младшего школьного возраста 42
2.1. Организация эксперимента и исходный уровень креативности младших
школьников 42
2.2. Программа развития креативности у детей младшего школьного
возраста 55
2.3. Результаты проверки эффективности программы развития креативности
у детей младшего школьного возраста 65
Выводы по 2 главе 77
Заключение 79
Список литературы 83
Приложения
Актуальность исследования. В последние годы остро обозначилась потребность общества в воспитании и обучении творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, способных адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения.
Сегодня, когда перестраивается мышление, как никогда осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития. Развитие творческих способностей будет способствовать разностороннему развитию личности и преобразование им окружающего мира.
Младший школьный возраст представляет собой именно тот возрастной период, в котором дети проявляют свои способности. В этом возрасте совершенствуется работа головного мозга и нервной системы, появляются личностные новообразования, формируется образ «Я». Поэтому так важно в этот период воспитывать творческую личность.
Основным требованием к образованию сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования (далее ФГОС НОО) [41].
Поэтому основным направлением педагогического процесса помимо интеллектуального развития становится развитие личности ученика. Повысить эффективность деятельности, успешность обучения младшего школьника позволит использование креативного потенциала ребенка, где под понятием «креативность» в психологии понимается система интеллектуальных и личностных особенностей человека, способствующих самостоятельному выдвижению и нешаблонному решению проблем, генерированию оригинальных идей.
Проблемой изучения креативности занимались Ф. Баррон [47], Дж. Гилфорд [10], А. Маслоу [28], П. Торренс [48], Д.Б. Богоявленская [6], В.Н. Дружинин [14], Я.А. Пономарев [33]. В настоящее время исследованием проблем креативности занимаются также Л. Дорфман [12], Л. Футлик [43] Г.В. Ковалева [13] и др.
Согласно исследованиям Д.Б. Богоявленской [6] и других принято считать, что креативность можно развивать путем специального обучения, поскольку упражнения, направленные только на развитие интеллектуальных функций без опоры на личность, мало способствуют формированию креативности, в связи с этим необходима разработка и внедрение комплексных подходов к формированию креативности.
Однако на сегодня в системе начального школьного образования не реализуются специальные меры, направленные на развитие у детей креативности, продуктивного воображения, педагоги не имеют необходимого уровня знаний по основам психологии креативности, особенностей ее формирования, развития.
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить противоречие между объективной потребностью общества в развитии креативности у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов развития креативности младших школьников, с другой стороны.
Проблема исследования: каковы содержание, формы и методы развития креативности у детей младшего школьного возраста?
Объект исследования: процесс развития креативности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: содержание, формы и методы развития креативности у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с этим цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное развитие креативности у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: эффективность процесса развития
креативности у младших школьников может повыситься, если:
- опираться на сущностную характеристику понятия «креативность»;
- учитывать возрастные особенности творческого мышления младших школьников;
- разработать и внедрить в воспитательный процесс программу
«Фантазия» на формирующем этапе эксперимента для развития креативности, включающую разнообразные формы и методы
педагогического взаимодействия: сказкотерапию, беседы, экскурсии, игры, тренинги.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) Дать сущностную характеристику понятий «креативность», «творчество».
2) Определить особенности развития креативности у детей младшего школьного возраста.
3) Рассмотреть формы и методы развития креативности детей младшего школьного возраста.
4) Разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность программы «Фантазия» для развития креативности у детей младшего школьного возраста.
Методологическую основу исследования составили психологические, педагогические концепции зарубежной и отечественной педагогики и психологии, раскрывающие:
- сущность понятия «креативность» таких авторов, как А. Маслоу [28], Д. Б. Богоявленская [6], В. Н. Дружинин [14] и другие;
- проблемы возрастной динамики креативности П. Торренса [48], Н.С. Лейтеса [26], Д. Б. Богоявленской [6], В. Н. Дружинина [14] и другие;
- проблему соотношения креативности и интеллекта таких авторов, как Ф. Баррон [47], Дж. Гилфорд [10] П. Торренс [48], и другие.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация;
- эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент;
диагностическое тестирование с использованием методик «Теста креативности Э. П. Торренса», адаптированном в России Е.А. Авериной и Е.И. Щеблановой [23], методика диагностики личностной креативности автора Е.Е. Туник [40];
- методы обработки данных: использовались методы математической
статистики: вычисление среднего арифметического, вычисление
стандартного отклонения, проверки гипотез о достоверности разницы средних (t- критерий Стьюдента для зависимых выборок).
Опытно-экспериментальной базой стала Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лаишевская школа №2 Лаишевского муниципального района Республики Татарстан. Выборку составили школьники 3 «А» класса и 3 «Б» класса: 62 школьника 9-10 лет, из них 34 мальчиков и 28 девочек.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы психолого-педагогического воздействия с детьми младшего школьного возраста с целью развития креативности.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования: выявлены, обоснованы и
апробированы на практике содержание, формы и методы развития креативности у детей младшего школьного возраста, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Фантазия».
Практическая значимость работы состоит в том, что позволила углубить и систематизировать представления об особенностях развития креативности младших школьников, выявить психолого-педагогические основы развития креативности младших школьников, эмпирически определить эффективность развития креативности средствами интерпретации сказок.
Результаты исследования и разработанная программа «Фантазия» могут быть использованы в практике образовательных организаций начального образования: в работе преподавателей, психологов и социальных педагогов.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, включающих
шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений.
1. Понятие «креативность» в современной науке трактуется как многомерное и многоаспектное понятие:
-в широком смысле - это самостоятельный феномен, который представляет собой единую целостную систему и функционирует во всех сферах жизни человека как креативный процесс, креативный продукт - результат творческого процесса и свойства (качества) личности креативного типа;
- в узком же смысле (аспект нашего исследования) креативность определяется как общая универсальной познавательной способности, общей творческой способности (согласно Дж. Гилфорду, Е.П. Торренсу), которая в той или иной степени свойствена каждому человеку.
2. Особенностями развития креативности в младшем школьном возрасте являются: влияние психолого-педагогических особенностей данного возраста.
1) Креативность в младшем школьном возрасте развивается в направлениях как в качественно-содержательном, так и в процессуальном. Появление учебной деятельности формирует связи социального опыта с личным.
2) Творчество приобретает внутреннюю связь между процессуальным компонентом и личностно-регулятивной частью. Разложение материала на элементы (анализ) дается детям легче, чем синтез, поэтому творческие аналитические задачи младшими школьниками даются гораздо успешнее, чем синтетические. Поэтому творческое мышление младших школьников часто развивается дивергентного типа, то есть направленная на поиск нескольких вариантов. Поэтому школьники склонны к аналитическому подходу, что более выражено в способности к операциям сравнения, поиска различий, а не сходства.
3) Творческое мышление младших школьников характеризуется специфической особенностью - наличием в творческом процессе механизмов эмоционального и интеллектуального предвосхищения.
4) В младшем школьном возрасте в центре невербальной креативности оказывается оригинальность при создании образных элементов. В подструктуре вербальной креативности основным элементом остается беглость при создании семантических импликаций.
5) У младших школьников наблюдаются половые различия по креативности: невербальная креативность одинакова у мальчиков и девочек, а вербальная креативность выше у девочек и за счет нее у них же выше и общая креативность.
В развитии важен профессиональный образец, поддерживающее влияние микросреды, отождествление себя с идеальным образцом творца (педагога) - основные факторы формирования креативности обучающихся.
В творческом процессе ограничены запреты, грубость, насмешки, и создается благоприятная творческая атмосфера для обучающихся, способствующая изменению ценностной ориентации всех участников образовательного процесса, повышению престижа творческого мышления. В развитии креативности важным является творческий педагог с нестандартным мышлением, с чувством юмора может разрешить данное противоречие, делая акцент на творческие задания
3. Креативные способности во многом зависят и формируются в деятельности самих обучающихся, и только практический опыт исследования их развивает. Чтобы передать творческий опыт, необходимо конструировать специальные ситуации, требующие творческого решения и создающие для него условия. Одним из условий успешного формирования креативности младших школьников является включение в развивающий процесс игровых и интерактивных методов, которые позволяют учащимся взаимодействовать между собой.
В развитии креативности эффективны специальные занятия с детьми, которые не выработали привычку к стереотипным решениям и поиску правильного, одобряемого взрослыми ответа. В качестве основных форм и методов развития креативности на практике используются интерактивные (тренинг, мозговой штурм и другие), игровые технологии, сказкотерапия.
4. Эмпирическое исследование развитие креативности младших школьников проводилось на базе Лаишевской СОШ №2. В качестве диагностических методик выбраны методика Э. П. Торренса, адаптированном в России Е. А. Авериной и Е. И. Щеблановой, методика диагностики личностной креативности автора Е.Е. Туник.
На констатирующем этапе были выявлены следующие результаты: По показателю «беглость» в 3 «А» классе (ЭГ) - низкий уровень у 65% школьников, в 3 «Б» (КГ) классе - низкий уровень у 61% школьников, высокий уровень не выявлен, «оригинальность» в 3 «А» классе (ЭГ) - низкий уровень у 74% школьников, в 3 «Б» (КГ) классе - низкий уровень у 65% школьников, высокий уровень не выявлен, «гибкость» в 3 «А» классе (ЭГ) - высокий уровень - у 13%, низкий уровень у 48% школьников, в 3 «Б» (КГ) классе - высокий уровень - у 10%, низкий уровень у 51% школьников, показателю «вариативность» в 3 «А» классе (ЭГ) - низкий уровень у 61% школьников, средний у 39 %, в 3 «Б» (КГ) классе - низкий уровень у 65% школьников, средний - 35%, высокий уровень не выявлен. По методике личностная креативность - менее выражены «сложность» и «склонность к риску» в обоих классах.
Таким образом, наименее выражены такие компоненты, как «оригинальность», «сложность» и «склонность к риску».
На основании полученных результатов была разработана и апробирована программа развития креативности младших школьников.
5. Особенностью программы является применение таких форм и методов, как сказкотерапия, арт-терапия, тренинговые занятия. В работу также были включены родители, и педагоги, с которыми были проведены
лекции по педагогическому просвещению по проблеме развития кретивности и создания условий для ее развития.
На этапе контрольного эксперимента была проведена повторная диагностика по методикам констатирующего этапа.
6. С помощью T-критерия Стьюдента для зависимых выборок мы определили достоверность различий полученных реультатов по методикам констатирующего этапа.
В ЭГ классе на начало и конец исследования выявлены достоверные различия по компонентам: «беглость» (3,977), «вариативность» (6,05), «гибкость» (8,89). По компоненту «оригинальность» (0,358) достоверных различий не выявлено. При этом наиболее выражены различия по компоненту «гибкость», менее выражено «оригинальность», что позволяет предположить об эффективности разработанной программы в развитии креативности младших школьников. В КГ достоверных различий не выявлено.
По методике диагностики личностной креативности Т.Т. Туник результатам диагностики выявлены достоверные различия по всем компонентам: «любознательность» (6,19), «воображение» (2,103),
«сложность» (4,38), «склонность к риску» (2,14). Наиболее выражены различия по компоненту «любознательность», менее выражены по компоненту «воображение». Данные позволяет предположить об эффективности разработанной программы в развитии креативности младших школьников. В КГ достоверных различий не выявлено.
Таким образом, в ходе проведенного исследования цель была достигнута, гипотеза - подтверждена.
1. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность / Пер. с англ. М.: "Когито-центр", 2012. - 107 с.
2. Банзелюк Е. И. Возрастная динамика показателей креативности у детей6-9лет / Е.И. Банзелюк // Вопросы психологии. - 2011=4. - № 3. - С.55- 60.
3. Барышева Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. - СПб.: Питер, 2013. - 268 с.
4. Бибикова Н.В. Развитие креативности младших школьников в педагогическом процессе: дис. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2009. - 230 с.
5. Бибикова Н.В. Социально-психологические и духовно
нравственные аспекты развития творческой личности / Н.В. Бибикова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2015. - № 1. - С. 213-217.
6. Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы / Д. Б. Богоявленская // Современные концепции одаренности и творчества / под ред. Д. Б. Богоявленской. - М.: Владос, 2014. - 217 с.
7. Боно Э. де. Латеральное мышление / Э. де Боно. - СПб.: Питер, 2010. - 296 с.
8. Выготский Л.С. Проблема возраста // Л.С. Выготский Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 2008. - С. 244-268.
9. Г алкина Т. В.Диагностика и развитие креативности: Развитие и диагностика способностей / Т.В. Галкина. - М.: Педагогика, 2001. - С. 170178.
10. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. - М.: Просвещение, 2009. - 456 с.
11. Дзикини А. Творчество в науке / А. Дзикини. - М.: Просвещение, 2014. - 227 с.
12. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования / Л.Я. Дорфман. - М.: Смысл, 2009. - 424 с.
13. Дорфман Л. Я. Основные направления исследований
креативности в науке и искусстве / Л.Я. Дорфман, Г.В. Ковалева // Вопросы психологии. - 2009. - № 2. - С.101-105.
14. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - М.: Просвещение, 2009. - 304 с.
15. Еремина Л.И. Педагогические условия развития креативности обучающихся / Л.И. Еремина, Н.В. Бибикова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2017. - № 4 (31) - С.23-28.
16. Еремина Л.И. Формирование креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе : дис. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2011. - 215 с.
17. Еремина Л.И. Развитие креативности личности: психологический аспект / Л.И Еремина // Общество: социология, психология, педагогика. - 2014. - № 1. - С. 42-47.
18. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: "Златоуст", 2008. — 352 с.
19. Иванчихин В.Г. Формы и методы формирования креативности личности школьника / В.Г. Иванчихин // Молодой ученый. — 2009. — №4. — С. 259-263.
20. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.
21. Клюге К. Й. Цель обучения интеллектуально одаренных: «Думая, делать ход конем» / К. Й. Клюге // Современные концепции одаренности и творчества / под ред. Д. Б. Богоявленской. - М.: Владос, 2007. - С. 96-110.
22. Корнилова Т.В. Толерантность к неопределенности и интеллект как предпосылка креативности / Т.В. Корнилова // Вопросы психологии. 2010. - № 5. - С. 3-13.
23. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма / под ред. Е.И. Щеблановой, И.С. Авериной. - М.: Владос, 2009. - 69 с.
24. Кыштымова И.М. Креативность школьников:
психосемиотический подход : автореф. дис. ... д-ра псих. наук. - М., 2009. - 44 с.
25. Лебедева Л.Д. Креативность младших школьников: контекст «развитие» / Л.Д. Лебедева. - Ульяновск: УлГПУ, 2014. - 194 с.
26. Лейтес Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. - 2005. - № 1.- С. 9-18.
27. Макшанов С.И. Тренинг креативности: основания, задачи,
содержание: Тезисы научно-практической конференции «Б. Г. Ананьев и Ленинградская школа в развитии современной психологии» / С.И. Макшанов, Н. Ю.Хрящева. - СПб.: Питер, 2008. - 207 с.
28. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.
29. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2009. - № 6. - С. 29-33.
30. Монкс Ф. Одаренные дети / Ф. Монкс, И. Ипенбург; пер. с голланд. - М.: Когито-центр, 2014. - 132 с.
31. Морозов А. В. Современные подходы к проблеме креативности / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский // Креативная педагогика и психология. - 2013. - №4. - С.39-46.
32. Пащенко М. Н. Сказкотерапия как способ развития творческого воображения школьника / М.Н. Пащенко // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 676-679.
33. Пономарев Я. А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М.: Владос, 2009. - 297 с.
34. Прохорова Т.Н., Диагностика сформированности творческого мышления младших школьников в условиях школы-интерната / Т.Н.
Прохорова, Т.Г. Филатова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2015. - № 1. - С. 249-252.
35. Разумникова О. М. Проявление половых различий в творческой деятельности / О.М. Разумникова // Вопросы психологии. - 2014. - № 1. С.105-112.
36. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р. Роджерс. - М.: Владос, 2009. - 480 с.
37. Рождественская Н.В. Креативность: пути развития и тренинги / Н.В. Рождественская, А.В. Трошин. - СПб.: Речь, 2016. - 320 с.
38. Сорокина М. А. В кн.: Методы психологии / М.А. Сорокина. Т. 3. Вып. 1. - Ростов-н/Д: Ежегодник РПО, 2011. - 227 с.
39. Стернберг Р. Учись думать творчески! (Двенадцать теоретически обоснованных стратегий обучения творческому мышлению) / под ред. Д. Б. Богоявленской. - М.: Владос, 2007. - 398 с.
40. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления.
Диагностика креативности. Тест П. Торренса: Методическое руководство / Е.Е. Туник. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2008. - 170 с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. - М., 2014. - 42 с.
42. Фромм Э. Здоровое общество (The Sane Society) / Перевод Т. В. Банкетовой. — М.: Аст, Хранитель, 2006. - 207 с.
43. Футлик Л. Я вхожу в мир искусств / Л.Я. Футлик. - М.: Всероссийский центр художественного творчества, 2011. - 143 с.
44. Холодная М. А. Теоретические представления Л. М. Веккера о природе концептуальных структур в контексте исследования креативности / М.А, Холодная// Психологический журнал. - 2013. - № 5. - С.21-31.
45. Шубович М.М. Развитие креативности в условиях современного личностно-ориентированного образования / М.М. Шубович // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - № 3. - С. 14-19.
46. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах:
Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. - 416 с.
47. Barron F. Putting Creativity to Work // The Nature of Creativity / Sternberg R.J. (Ed.). Cambridge. - 1988. - P. 76-98.
48. Torrance E.P. Guiding creative talent. Englewood Cliffs, W.J. - 1964.
234 p.