Подготовке педагогических кадров с университетским образованием всегда придавалось большое значение. В различные периоды развития российского общества успешная деятельность университетов рассматривалась как один из важнейших показателей благополучия государства. Университеты как учебные заведения, осуществляющие подготовку преподавателей, играли исключительную роль в системе народного образования и особое внимание уделяли качеству профессиональной подготовки студенчества, которое пополняло педагогические коллективы школ. Вместе с тем необходимо отметить, что качество психолого¬педагогической подготовки студентов университета, получающих квалификацию педагога, желает оставлять лучшего. Настоящее исследование направлено на изучение подготовки педагогических кадров в образовательной системе «Университет». Рассмотрение и анализ системы подготовки педагогических кадров осуществлялись на базе Мордовского государственного университета, который отражает особенности отечественного университетского образования, имеющего давние традиции в подготовке педагогических кадров.
История высшего образования в Мордовии ведет свое начало с 1931 года, когда был образован Мордовский Агропедвуз, преобразованный впоследствии в Мордовский педагогический институт, основной целью которого была подготовка учителей средней школы.
В 1957 году педагогический институт был преобразован в Мордовский государственный университет. С изменением статуса учебного заведения коренным образом преобразились цели и содержание подготовки кадров, которая стала осуществляться в соответствии с принципами классического университета. Тем не менее, внутри этих принципов долгое время существовали непреодолимые противоречия, так как условия развивающегося общества требовали наибольшей технократизации обучения и подготовки профессиональных кадров для сельского хозяйства и промышленности республики. В связи с этим гуманитарная на-правленность обучения, характерная для университетов, имеющих статус классических, в 70-х годах ХХ века практически свелась на нет. И только с начала 90-х годов ХХ столетия Мордовский государственный университет начал постепенно возвращать себе статус классического университета: увеличилось количество и объем дисциплин гуманитарной направленности, получили поддержку гуманитарные научные исследования, стали проходить различные конференции гуманитарного профиля, больше внимания уделялось педагогической и психологической подготовке студентов как будущих преподавателей.
Отмеченные проблемы на сегодняшний день представляют особую значимость для педагогической науки, так как позволяют проследить на историческом материале существующие зависимости образовательных процессов от политической и экономической обстановки в стране и сделать соответствующие выводы, имеющие значение для развития качественной подготовки педагогических кадров в системе университетского образования.
3
Актуальность работы обусловлена историческим процессом коренного изменения целей, содержания и методов подготовки педагогических кадров с университетским образованием и выходом высшего образования на качественно новый уровень в соответствии с социально-экономическими изменениями в стране в целом и в Республике Мордовия в частности. Актуальность исследования рассматривается автором с трех принципиальных позиций: актуальность среды и ситуации (предполагающая отражение коренного переворота в современной системе образования, направленной на удовлетворение потребности общества в активной и деловой личности, деятельность которой либо незначительно, либо совсем не имеет никакого отношения к педагогической области, а также потери основного мотива получения высшего образования - стать профессионалом в своей области науки и получить педагогические навыки для «передачи» знаний последующим поколениям); актуальность контекста Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева (в условиях приема на обучение всех желающих получить образование путем расширения платного обучения количество выпускаемых профессиональных кадров в Мордовии значительно превышает востребованность, в результате чего подавляющее большинство выпускников не связывает свою дальнейшую деятельность с полученной специальностью и педагогикой, что и приводит к необходимости усиления принципов качественной профессиональной подготовки педагогических кадров и ценностного воспитания будущих педагогов); актуальность перспективы (в условиях наметившихся положительных изменений в общеполитической и экономико¬социальной обстановке в стране возникает необходимость в качественной под¬готовке кадров для осуществления прогнозируемого научного прогресса).
Кроме того, актуальность исследования в целом определяется социальным заказом современного общества на высококвалифицированного педагога, способного осуществлять качественную подготовку и воспитание подрастающего поколения, а также имеющего высокие профессиональные качества, позволяющие ориентироваться в условиях прогресса.
Указанные обстоятельства подчеркивают насущную потребность в более глубоком исследовании проблемы подготовки педагогических кадров в университете с новых теоретико-методологических позиций, позволяющих комплексно рассмотреть системообразующие компоненты педагогической системы «университет» в их непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости. Данная проблема является составной частью комплексного исследования проблемы научно¬теоретических и практических аспектов подготовки педагогических кадров в условиях университета, разрабатываемого на кафедре педагогики Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева.
Степень разработанности проблемы. Особенности университетского образования в целом рассмотрены достаточно широко российскими и зарубежными учеными, так как вопрос различия и разграничения специальной и общенаучной подготовки кадров, представленной соответственно в специальных учебных заведениях и в университетах, стал волновать ученых еще со времен образования
4
первых университетов. В данной диссертационной работе особый акцент делается на труды современных ученых с их пониманием проблем университетской подготовки педагогических кадров.