Сегодня школа находится в состоянии активного поиска не просто форм, путей, но - идей организации всей системы обучения и воспитания. Развернувшийся реформационный процесс имеет импульсивный характер, процесс обучения литературе не является исключением Одну из причин такого положения ученые видят в отсутствии ясных целей, общей объединяющей идеи образования
Глубокий и обстоятельный анализ состояния российского образования в целом делает АП Валицкая в монографии «Образование в России стратегия выбора» Называя три компонента, составляющих парадигму образования, - «ребенок, учитель, процесс обучения», автор, в зависимости от главенствующего положения одного из них, выделяет «типы образования как социокулыурные системы гуманистический, если главный ориентир - ребенок, догматический, если в центре учитель, главное - сумма знаний, тоталитарно-социальный, если государство (от лица производства или общества в целом) диктует содержание обучения и характер отношений между учителем и ребенком» Решение проблемы ученые видят в культурологической гуманитарной модели, где и учитель, и ученик, и содержание учебных дисциплин как целостный культурный «текст» выступают суверенными субъектами, а отношения между ними носят характер общения «на равных», характер диалога
В наибольшей степени это относится к литературному образованию, так как диалогична сама природа изучаемого предмета Являясь частью художественной культуры, литература находится в постоянном и сложном взаимодействии с другими видами искусства
Восприятие художественного произведения также имеет диалогический характер Выявление закономерностей этого процесса, управление им - важнейшая задача методики Идея диалога может оказаться весьма плодотворной в ее решении Опора на диалог искусств может способствовать постижению вербально! о искусства как на уровне отдельного вида, так и на уровне конкретного произведения Диалог искусств может стать основой системы литературного образования, ее содержанием и формой на всех этапах и уровнях
Основанием для такого утверждения послужили исследования о диалоге М Л Баткина, М М Бахтина, В С Библера, М Бубера, М С Кагана, Д С Лихачева, Ю М Лотмана, ставшие на современном этапе развития науки методологической основой всего гуманитарного знания Общей мыслью в этих исследованиях является понимание диалогической сущности искусства Такое понимание распространяется как на отдельное произведение, так и на явления общего порядка от совокупности произведений как творчества одного автора до культуры в целом, где искусство является частью этого целого
Распространяясь на искусстве как область творческой деятельности человека, как способ познания действительности, идея диалога стала одной из центральных в исследованиях Р Арнхейма, Б Бершитейна, В В Ванслова,
Н А Дмитриевой, И И Иоффе, М С Кагана, Л М Мосоловой, I П Степанова, Л Н Столовича, Г К Щедриной, М Эпштейна Рассматривая разные виды ис¬кусства как составляющие одной системы, ученые выявляют специфику каждого из них и то общее, что делает их союз объективно существующей реальностью, уясняют характер взаимовлияний разных художественных систем в конкретные исторические эпохи «В разные исторические периоды виды искусства развиваются неодинаково В силу этого специфические выразительные средства одно! о вида искусств подчиняют себе средства других искусств Однако процесс взаимопроникновения не отрицает органического развития основных внутренних закономерностей каждого вида искусства» (Г П Степанов)
Проблема диалога становится одной из центральных в психологии искусства Р Арнхейм, Л С Выготский, Т Т Тадамер, А Я Зись, Д Овсянико Куликовский, Б С Мейлах, Я Мукаржовский, С X Раппопорт, П В Симонов, анализируя процессы создания произведения и его восприятия, обнаруживают их диалогический характер, проявляющийся в установке и автора, и реципиен га на понимание, на общение, на диалог Суть такого диалога в том, что реципиент завершает работу, начатую художником, который всей внешней и внутренней сутью произведения направляет мысли и чувства реципиент в «желаемое для него русло» Художественное произведение - это всегда возможность общения с личностью автора
Постичь художественное творение на уровне авторской идеи - цель трудная, но только на пути к ней возможен успех в совершенствовании системы литературною образования С другой стороны, личностное отношение реципиента к художественному произведению, «обретение школьником личностного смысла в художественном тексте» (И И Москвина) делает процесс восприятия актом сотворчества художника и реципиен га, плодотворным диалогом На этом пути возможно обогащение личности, формирование ее качеств, ее мировоззрения средствами литературы, шире - художественной культуры
Явления апперцепции, интерпретации, импровизации, лежащие в основе художественного творчества и его восприятия и являющиеся механизмами осуществления диалога, оказываются предметом глубокого анализа В 70-е го-ды двадцатого столетия при Научном совете по истории мировой культуры АН СССР создается Комиссия комплексного изучения художественного творчества, силами которой издаются сборники научных трудов по проблеме
Эти идеи находят отражение в педагогике Диалог становится формой организации учебного процесса, его сущностной характеристикой Диалогический принцип позволяет акцентировать внимание на личности как «микрокосме» (Я А Коменский), как самой большой ценности (Ю П Азаров, В А Кан-Калик, И Я Лернер, Л М Перминова, П Г Щедровицкий)
Идея диалога связана с идеей индивидуальности Она позволяет личностному началу актуализироваться в произведении, проявиться в деятельности читателя, реципиента, поскольку в диалоге реализуется художественный тип человека Разработку этой проблемы начал К Г Юнг.