Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛИМОДАЛЬНОЕ Я: ЭТНИЧЕСКИЙ И КРОССКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ (НА МАТЕРИАЛЕ УДМУРТСКИХ И РУССКИХ СТУДЕНТОВ) (19. 00. 01)

Работа №4374

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы24 стр.
Год сдачи2004
Стоимость170 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1407
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проблема Я-концепции является одной из центральных в общей психологии и психологии личности. Несмотря на огромный поток работ, понимание Я-концепции - ее природы, строения, функций, социальных и культурных аспектов, особенностей проявления в различных сферах жизнедеятельности человека и в его отношениях с другими людьми - нуждается в дальнейшем изучении и осмыслении. Недостаточно разработанными являются также представления об этнических и кросскультурных аспектах Я-концепции. Эта проблема имеет большое теоретическое значение, но также она важна для решения прикладных задач в области культуры, образования, национальной политики.
Актуальность проблемы. До сих пор этнический и кросскультурный аспекты Я-концепции изучались, как правило, разрозненно. В последнее время в этой области исследований наметились интегративные тенденции, однако они выражены достаточно слабо. Например, В. Ю. Хотинец (1999, 2000а, 2000б) применила интегральный подход к изучению особенностей этнического самосознания. А. А. Выскочил (2003) исследовала идентичность, интегрируя ее этнический и кросскультурный аспекты. Таких исследований весьма немного, и их предметом являются скорее смежные феномены, чем собственно Я-концепция.
Для того чтобы понять и раскрыть механизмы интеграции этнических и кросскультурных аспектов Я-концепции, необходимо саму Я-концепцию рассматривать как интегральное образование. Такая перспектива намечается с позиций концепции метаиндивидуального мира и концептуальной модели полимодального Я (Л. Я. Дорфман, 1993, 1997, 1998, 2002, 2004а, 2004б), а также концепции метаиндивидуального этнического мира (В. Ю. Хотинец, 1999, 2000а, 2000б). С этих позиций проблема Я-концепции ставилась и изучалась в кросскультурном аспекте (Е. Е. Будалина, В. Ю. Хотинец 2004). Полимодальное Я изучалось в связи с особенностями личности (Л. Я. Дорфман, 2002; Л. Я. Дорфман, А. Н. Быков, И. М. Гольдберг, 2000; Л. Я. Дорфман, А. И. Зворыгина, Н. В. Калинина, 2000; Л. Я. Дорфман, Г. В. Ковалева, 2000; Л. Я. Дорфман, Н. В. Соболева, 2000; Л. Я. Дорфман, О. П. Феногентова, 2000; Л. Я. Дорфман, О. П. Феногентова, А. В. Дзюба, 2000; L. Dorfman, O. Vartanian, C. Martindale, I. Goldberg, A. Bykov, & A. Vedrov, 2000). Однако проблема этнокросскультурных особенностей Я-концепции не ставилась и не изучалась.
В литературе имеются данные об аффилиативных мотивах как важнейшей характеристике личности, объясняющей ее привязанность к «своей» этнической группе, и как факторе кросскультурных различий (А. А. Выскочил, 2003; Б. А. Вяткин, В. Ю. Хотинец, 1996; М. Козлова, 2000; Д. Пибоди, А. Г. Шмелев, М. К. Андреева, А. Е. Граменицкий, 1993; В. В.

4
Пименов, 1977; Г. У. Солдатова, 1998; В. Ю. Хотинец, 2000; В. Kaplan, 1961). Однако не изучались этнический и кросскультурный аспекты Я-концепции в качестве детерминант аффилиативных мотивов.
Попытка восполнить обозначенные выше пробелы в области исследований этнического и кросскультурного аспектов Я-концепции определяет актуальность настоящей работы.
Целью исследования является изучение Я-концепции человека в сфере этноса и кросскультурных различий.
Объектом исследования является Я-концепция, этнический и кросскультурный факторы как ее социальные детерминанты.
Предметом исследования является этнический и кросскультурный аспекты полимодального Я и аффилиативных мотивов студентов, представителей удмуртского и русского этносов.
Методологической и теоретической основой исследования являются системный подход (Б. А. Вяткин, 2000; В. С. Мерлин, 1986), концепция метаиндивидуального мира и концептуальная модель полимодального Я (Л. Я. Дорфман, 1993, 1997, 1998, 2002, 2004а, 2004б), концепция метаиндивидуального этнического мира (В. Ю. Хотинец, 1999, 2000а, 2000б).
Теоретическое значение исследования выражается в том, что предпринята попытка разработать этно-кросскультурную интегративную модель Я- концепции. Показано, что этническое Я и кросскультурные различия, полимодальное Я и аффилиативные мотивы являются не разрозненными, а образуют единую систему. Об интегративных тенденциях в этой системе можно судить, применяя три уровня анализа: на уровне этнического Я и кросскультурных различий, на уровне полимодального Я и аффилиативных мотивов, на уровне этнического Я и кросскультурных различий, приводящих к изменениям полимодального Я и аффилиативных мотивов.
Научная новизна работы выражается в том, что впервые разработан конструкт этнического Я и его круговая структура. Впервые обнаружено, что этническое Я и кросскультурные различия могут приводить к изменениям полимодального Я и аффилиативных мотивов. Разработана эмпирическая модель Я-концепции, интегрирующая ее этнический и кросскультурный аспекты.
Были поставлены четыре задачи исследования:
1. Разработать конструкт этнического Я и подвергнуть его эмпирическому тестированию.
2. Выяснить, приводит ли этническое Я к изменениям полимодального Я и аффилиативных мотивов.
3. Выяснить, существуют ли кросскультурные различия между представителями удмуртского и русского этносов по полимодальному Я и аффилиативным мотивам.

5
4. Построить эмпирическую модель Я-концепции, интегрируя ее
этнический и кросскультурный аспекты.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ