Введение 4
1. Теоретические основы управления имуществом муниципальных образований 7
1.1. Определение и структура имущества муниципальных образований 7
1.2. Организационно-правовые основы управления муниципальным имуществом 14
1.3. Основные показатели эффективного управления имуществом
муниципальных образований 21
2. Взаимодействие Министерства земельных и имущественных отношений и
муниципальных образований 30
2.1. Характеристика Министерства земельных и имущественных отношений 30
2.2. Соглашение о взаимодействии между Министерством земельных и
имущественных отношений и муниципальными образованиями 38
2.3. Эффективность управления муниципальным имуществом 42
3. Повышение эффективности управления муниципальным имуществом 49
3.1. Проблемы и тенденции управления муниципальной собственностью 49
3.2. Предложения по повышению эффективности управления муниципальным
имуществом 58
Заключение 63
Список использованных источников 68
Эффективное управление имуществом является необходимым условием успешного функционирования и развития государства и различных хозяйствующих субъектов. Однако при оценке эффективности управления государственным и муниципальным имуществом неизбежно приходится учитывать его специфическую природу. Эффективность рассматривается как соотнесение достигнутых результатов к понесенным для их достижения затратам. Но результаты управления государственным имуществом имеют качественно различающиеся аспекты, так как государство в качестве собственника имущества выступает и как один из участников рыночных отношений, и как регулятор этих отношений и как гарант определенных социальных обязательств государства. В этом смысле можно говорить об «экономической» и «социальной» эффективности управления.
Наиболее простая для анализа и оценки составляющая экономической эффективности - доходность государственного и муниципального имущества. В условиях дефицита на всех уровнях бюджетной системы доходность от управления государственным имуществом - значимая составляющая результативности процесса управления. Уровень доходности зависит от степени вовлечения государственного имущества в хозяйственный оборот, адекватности оценки имущества, уровня претензионно-исковой работы.
Если рассмотреть регулятивный аспект управленческой деятельности публичных образований в сфере земельных и имущественных отношений, выходящий за рамки публичной собственности, то здесь можно выделить налоговую составляющую - земельный налог и налог на имущество. Объем поступлений в муниципальные бюджеты во многом зависит от активности муниципальных образований по расширению налоговой базы путем инвентаризации, понуждению к государственной регистрации земельных участков и объектов недвижимости, предотвращению самостоятельного захвата привлекательных земельных участков.
Поэтому в отношении оценки эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом можно сказать, что понятие «эффективность» применительно к процессу управления публичной собственностью предполагает соответствие деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления) потребностям, запросам и ресурсам общества по принципу «цели-результаты» при регламентированных затратах.
В соответствии с данным принципом в Республике Татарстан на сегодняшний день применяется индикативный подход к оценке результативности органов исполнительной власти, в том числе Министерства земельных и имущественных отношений (Минземимущества РТ), в рамках Государственного задания на управление исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан по индикаторам оценки качества жизни населения и эффективности их деятельности. При этом механизм индикативной оценки постоянно совершенствуется, в настоящее время реализуется проект «Система оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти», предполагающая оценку достигнутых показателей эффективности деятельности всех сотрудников органов исполнительной власти Республики Татарстан.
Исследованию проблем управления имуществом муниципальных образований всегда уделялось значительное внимание. Особое место в трудоправовой доктрине занимают работы учёных, таких как: Н. Райхесберг, А. Н. Миклашевский, С. М. Блеклов, И. С. Войтинский. Отдельные вопросы вознаграждения за труд нашли свой отклик в трудах таких учёных, как: Н. Г. Александров, М. И. Бару, Л.Я. Гинцбург, А. Д. Зайкин, Р. И. Кондратьев, М. М. Король, М. И. Кучма, В. И. Никитинский, Ю. П. Орловский, А. Е. Пашерстник, А.И. Процевский, В. А. Тарасова и др.
Цель работы - анализ проблем и путей совершенствования эффективности управления муниципальным имуществом в Республике Татарстан. Поставленная цель достигается решение следующих задач:
- рассмотреть основные понятия имущества муниципальных образований;
- изучить организационно-правовые основы управления муниципальным имуществом;
- исследовать показатели эффективного управления имуществом муниципальных образований;
- проанализировать взаимодействие Министерства земельных и имущественных отношений и муниципальных образований;
- предложить пути повышению эффективности управления муниципальным имуществом.
Структура работы обусловлена поставленными задачами и состоит из введения, основной части, а также заключения и списка использованных источников. Во введении определяется актуальность темы исследования, ее предмет, объект, цели и задачи работы. В основной части рассматриваются особенности управления муниципальным имуществом в Республике Татарстан. В заключении сформулированы основные выводы по данной теме работы.
При проведении исследования использовались следующие методы: анализ литературных источников; комплексный подход; системный подход.
В соответствие с поставленными во введении целью и задачами в работе рассмотрены основные понятия имущества муниципальных образований, изучены организационно-правовые основы управления муниципальным имуществом, исследованы показатели эффективного управления имуществом муниципальных образований, проанализировано взаимодействие Министерства земельных и имущественных отношений и муниципальных образований; предложены пути повышению эффективности управления муниципальным имуществом, что позволило сделать следующие выводы.
Муниципальное имущество - имущество, которым владеют административные органы власти муниципальных образований. В структуру муниципального имущества входит: имущество унитарных или казенных предприятий, имущество муниципальных учреждений, имущество казны. В составе муниципального имущества находятся: внебюджетные фонды, наличность местного бюджета, учреждения культуры и образования, компании, работающие в сфере обслуживания и промышленности, помещения жилого (нежилого) фонда.
Правовую основу муниципальной собственности составляют: Конституция РФ, ГК РФ, федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федеральный закон «О защите конкуренции», муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы формирования, владения, пользования, распоряжения, управления муниципальной собственностью.
Для оценки эффективности управления имуществом муниципальных организаций в зависимости от особенностей объектов управления, результатов деятельности, интересов собственников, управляющих и общества в целом, могут быть использованы следующие виды эффективности:
- социальная эффективность, которая проявляется в мере достижения установленных нормативов общественных благ - качества жизни населения, состояния среды обитания, уровня здравоохранения, санитарной культуры, образования, инновационной активности, обеспечения национальной безопасности;
- бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия реализации мероприятий в области управления собственностью для федерального, регионального и местного бюджета;
- коммерческая (финансовая) эффективность, свидетельствующая о финансовых последствиях мероприятий по управлению муниципальной собственностью для их непосредственных участников;
- экономическая эффективность, учитывающая связанные с реализацией мероприятий по управлению собственностью результаты и затраты, выходящие за пределы непосредственных финансовых интересов участников.
По отдельным сферам деятельности муниципальных предприятий могут быть также использованы удельные нормативные показатели: допустимого рационального расхода ресурсов на содержание муниципальной собственности; минимально приемлемых отчислений в бюджет и внебюджетные фонды в расчете на квадратный метр используемой площади; объема производства товаров или предоставления услуг в расчете на квадратный метр используемой площади.
Министерство земельных и имущественных отношений и муниципал ьных образований проводит единую государственную политику в области земельных и имущественных отношений; осуществляет полномочия собственника имущества, находящегося в государственной собственности Республики Татарстан, в том числе приватизацию, управляет и распоряжается государственным имуществом и земельными ресурсами.
Основной целью Министерства является пополнение дохода бюджета Республики Татарстан, сохранение и эффективное использование госимущества , повышение ликвидности государственного имущества путем привлечения частных инвестиций.
Министерством земельных и имущественных отношений РТ инициировано заключение соглашений со всеми муниципальными образованиями в целях обеспечения проведения в Республике Татарстан политики в сфере земельных и имущественных отношений, предусматривающее взаимодействие по вопросам:
- разграничения государственной собственности;
- оказания муниципальным образованиям консультационной, методической помощи;
- обеспечения управления и распоряжения муниципальной собственностью и земельными ресурсами в соответствии с единой методологией управления собственностью на территории Республики Татарстан;
- согласования кандидатур, назначаемых на должность руководителя Палат (не со всеми муниципалитетами);
- согласования вопросов приватизации земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена.
В 2017 году Министерством рассмотрено 2 445 обращений от МО РТ по 3 060 сделкам, из них не выявлено существенных замечаний в 809 сделках, по 1 997 сделкам даны замечания, документы направлены на доработку. В ходе проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности из 126 предприятий выявлено 59 убыточных МУП, что составляет 47 % от общего числа действующих МУП.
Министерством постоянно проводится работа с муниципальными образованиями, в рамках которой рекомендовано проводить торги по реализации муниципального имущества и прав в электронной форме на площадке: sale.zakazrf.ru.
Основная проблема при управлении земельными ресурсами, находящимися в распоряжении муниципальных образований - рост задолженности по арендной плате за земельные участки. Задолженность по земле возросла более чем в 2 раза, в то время как по аренде имущества имеет место снижение задолженности. Имеется ряд объективных причин, которые способствуют сохранению и росту задолженности, такие как снижение платежеспособности арендаторов, значительное число которых находится в предбанкротном состоянии или в банкротстве; повышение кадастровой стоимости на земельные участки.
За период действия соглашений с апреля 2015 - по август 2017, было проанализировано около 5,2 тысяч отчетов об оценке земельные участков и имущества. В течение 2-х с половиной лет сохраняется негативна! динамика возвратов в муниципальные образования некачественно подготовленных отчетов по оценке.
Остается не решенной до конца проблема оформления прав собственности на невостребованные земельные доли сельхозугодий. В целом, по республике на 01.01.2018г. насчитывалось 384,3 тыс. га невостребованных долей. Судебные решения имеются по 225,2 тыс. гектаров, при этом более 72% из них зарегистрировано в муниципальную собственность. Неоформленные в муниц ипальную собственность невостребованные сельхозземли не могут быта переданы на законных основаниях сельхозпроизводителям, их обработка экономически не выгодна ввиду отсутствия субсидий и других форм поддержки.
Из более чем 300 рассмотренных в течение 2016-2017 годов Министе рством земельных и имущественных отношений РТ проектов генпланов и изменений к ним, более 60 % не были согласованы. Основные причины отклонения проектов следующие:
- отсутствие обоснования включения земельных участков сельхозназначения в границы населенных пунктов;
- несоответствие границ поселений Законам Республики Татарстан и пересечение границ земельных участков с границами населенных пунктов;
- одновременное внесение в генплан нескольких изменений, противор ечащих друг другу;
- отсутствие размещения проекта на сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования.
В целях эффективного управления муниципальным имуществом, повышения его доходности, совместно с муниципальными образованиями должно быть:
- обеспечить тщательную проверку отчётов об оценке муниципального имущества при их приёмке по заключенным контрактам, определив конкретного сотрудника палаты земельных и имущественных отношений муниципальных образований, ответственного за данную работу;
- направлять в реестр оценщиков претензии по некачественным отчётам оценки муниципального имущества;
- при неоднократных выявлениях в отчётах методологических, технических ошибок, нарушений требований федерального законодательства об оценочной деятельности.
Минземимуществом РТ совместно Министерством информатизации и связи Республики Татарстан проводится работа по разработке единой информационной системы учета и управления государственным и муниципальным имуществом Республики Татарстан (ЕИС МЗИО РТ).
Основная задача в области совершенствования государственного и муниципального учета - внедрение единой методологии учета и управления государственным (муниципальным) имуществом Республики Татарстан и завершение разработки и внедрение единой информационной системы по учету и управлению государственным и муниципальным имуществом Республики Татарстан.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (с измен. и дополнен. от 05.02.18г.) // Собрание законодательства. - 2018. - №9.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994г. №51-ФЗ (с измен. и дополнен. от 28.12.17г.) // Российская газета. - 2018. - №1.
3. Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с измен. и дополнен. от 13.10.17г.) // Российская газета. - 2017. - №28.
4. Федеральный закон от 21.12.2001г. №17-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с измен. и дополнен. от 16.05.17г.) // Российская газета. - 2017. - №17.
5. Федеральный закон от 16.07.1998г. №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (с измен. и дополнен. от 18.06.17г.) // Российская газета. - 2017. - №19.
6. Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ 16.07.1998г. «О защите конкуренции» (с измен. и дополнен. от 24.07.17г.) // Российская газета. - 2017. - №22.
Учебники, учебные пособия и материалы
7. Астахова Н.И. Теория управления. Учебное пособие / Н.И. Астахова, Г.И. Москвитин. - М.: Юрайт, 2016. - 375 с.
8. Бараненко С.П. Теория управления. Учебно-методический комплекс / С.П. Бараненко. - М.: Элит, 2016. - 247 с.
9. Бурганова Л.А. Теория управления. Учебное пособие / Л.А. Бурганова. - М.: Инфра-М, 2016. - 160 с.
10. Васильев В.П. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В.П. Васильев. - М.: Дело и сервис, 2014. - 281 с.
11. Гилев Н.А. Муниципальное управление: Учебник / Н.А. Гилев. - М.:
Наука, 2014. - 477 с.
12. Гиневский А.С. Теория управления: Учебник / А.С. Гиневский. - М.: Дашков и К, 2014. - 547 с.
13. Гнедов Г.М. Система муниципального управления: Учебник / Г.М. Гнедов. - Санкт-Петербург: Энергоатомиздат, 2014. - 580 с.
14. Гордеева, М.В. Государственное и муниципальное управление: Учебник / М.В. Гордеева. - М.: Образование, 2015. - 331 с.
15. Горчакова Е.А. Теория управления: Учебник / Е.А. Горчакова. - М.: Дашков и К, 2016. - 477 с.
16. Григорьев С.И. Экономические процессы: Учебник / С.И. Григорьев.
- М.: Эксмо, 2016. - 328 с.
17. Дмитриева И.М. Государственное регулирование экономики: учебное пособие для бакалавров / И.М. Дмитриева. - М.: Юрайт, 2016. - 207 с.
18. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С.Г. Капканщиков. - М.: КноРус, 2016. - 520 с.
19. Коваленко Е.Г. Государственное и муниципальное управление. Итоговая государственная аттестация студентов: учебное пособие / Е.Г. Коваленко.
- М.: Инфра-М, 2014. - 350 с.
20. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики: учебник / В.И. Кушлин. - М.: ГУ ВШЭ, 2016. - 495 с.
21. Лаптева В.Ф. Муниципальная служба: Учебник / В.Ф. Лаптева. - Санкт-Петербург: Энергоатомиздат, 2014. - 485 с.
22. Ларкин В.В. Муниципальная собственность в России: Учебник / В.В. Ларкин. - М.: Книга, 2015. - 237 с.
23. Лепнин А.С. Система государственного управления: Учебник / А.С. Лепнин. - М.: Сфера, 2014. - 745 с.
24. Лужин А.П. Муниципальная собственность в России: Учебник / А.П. Лужин. - М.: Альфа-книга, 2015. - 566 с.
25. Муравченко В.Б. Институт муниципальной службы. Политикоправовое исследование: монография. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 83 с.
26. Муравченко В.Б. Правовая регламентация субъектами Российской Федерации муниципальной службы: монография. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 199 с.
27. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебник / Р.Т. Мухаев. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 684 с.
28. Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 с.
29. Орешин В.П. Региональная экономика и управление: учебное пособие / В.П. Орешин, Г.Г. Фетисов. - М.: РИОР, 2014. - 155 с.
30. Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России: учебник / под ред. Н.В. Постового. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юриспруденция, 2016. - 456 с.
31. Рой О.М. О системе государственного и муниципального управления: учебное пособие / О.М. Рой. - СПб.: Питер, 2016. - 344 с.
32. Смоленский А.М. Муниципальная собственность: Учебник / А.М. Смоленский. - С.: Книга, 2017. - 288 с.
33. Соловьев В.П. Проблемы управления муниципальной собственностью: Учебник / В.П. Соловьев. - М., 2017. - 412 с.
34. Старков А.Е. Местное самоуправление: Учебник / А.Е. Старков. - М.: Дрофа, 2016. - 228 с.
35. Стебелев П.И. Местное самоуправление: Учебник / П.И. Стебелев. - М.: Эксмо, 2016. - 321 с.
36. Степанов В.А. Муниципальная собственность: Учебник / В.А. Степанов. - Л.: Мир, 2015. - 347 с.
37. Шедько Ю.Н. Система государственного и муниципального управления. Учебник / Ю.Н. Шедько. - М.: Юрайт, 2016. - 570 с.
38. Яновский В.В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. - М.: Образование, 2016. - 255 с.
Монографии и статьи
39. Ерошкин А. К. Проблемы управления муниципальной собственностью в Российской Федерации / А.К. Ерошкин // Молодой ученый. - 2015. - №9.
- С. 603-606.
40. Мишина С.В. Муниципальная собственность: особенности и проблемы формирования // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2016. № 18. - С. 17 - 22.
41. Садчиков М.Н. Самообложение граждан, местные налоги и налоговый суверенитет Российской Федерации: к вопросу об источниках финансирования дефицитов местных бюджетов // Налоги. - 2016. - № 3. - С. 9 - 11.
42. Серегина Л.В. Социальные гарантии в сфере занятости населения: понятие, признаки и классификация / Л.В. Серегина // Журнал российского права.
- 2015. - № 2. - С. 12-18.
43. Тхабисимов Х.А. Некоторые особенности становления и развития института муниципальной собственности в России // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 3. - С. 63 - 70.