I. Введение 3
II. Основная часть 7
Глава 1. Предпосылки завоевания арабских стран Османской империей 7
Глава 2. Процесс османских завоеваний на арабском Востоке 17
Глава 3. Управление завоеванными территориями Османской империи 47
III. Заключение 61
IV. Список использованной литературы и источников 68
Данное исследование посвящено Османским завоеваниям арабских стран, которые происходили в ходе походов и войн в течение всего XVI века и привели к изменению политической карты Ближнего и Среднего Востока в то время.
Османская империя стала показательным примером того, как молодое государство под руководством амбициозных правителей быстро превратилось в мощную державу, став угрозой не только для Востока, но и для Запада. Благодаря военной мощи и грамотной политике великой Порты, к XVI веку Османская империя возвеличилась до небывалого уровня, значительно расширив свои границы.
Сформировав янычарские полки из немусульманских подданных, и создав сильное централизованное государство, османы на протяжении нескольких веков оказывали огромное влияние на соседние страны. Весь цивилизованный мир трепетал перед величием османов.
Изучение восточных походов турок и включение арабских стран в состав Османской империи представляет большой исследовательский интерес, так как этот феномен, когда за короткое время завоевываются огромные территории, до сих пор непонятен для большинства историков, изучающих прошлое Турции. 1
Актуальность темы данной работы заключается в необходимости понимания особенностей политики Османской империи в период завоевания стран Арабского Востока, что явилось важным этапом в истории Турции. Становление османского государства как мировой державы в период нового времени началось, в том числе после успешных восточных походов.
Истоки современных проблем в арабо-турецких отношениях восходят своими корнями к изучаемому нами периоду, поэтому четкое понимание предпосылок, хода событий и результатов османских завоеваний арабских
1 Гасратян М.А. Очерки истории Турции. М., 1983. С. 35. стран является насущной необходимостью в деле изучения прошлого турецкого государства.
Определенно, немаловажную роль в ослаблении арабских государств сыграл глубокий экономический кризис, повлекший за собой голод и разруху. Нельзя отрицать и влияние противоречий внутри самих стран. 2
Но не смотря на все отрицательные влияния, еще к началу XVI века, нельзя сказать о том, что арабские страны в чем-то уступали другим мировым державам. У арабов было достаточно ресурсов, как материальных, так и человеческих. Арабы вели оживленную торговлю с другими странами и не нуждались в продовольствии.
Одним из самых показательных моментов экономической самостоятельности арабов считается и то, что в странах было развито сельское хозяйство, в особенности производство зерна. Нельзя не заметить того факта, что арабы имели зерна больше, чем любая европейская страна.
До сих пор остается феноменом то, что государство с численностью населения 12,5 миллионов человек, смогло подчинить себе территорию с населением 19,5 миллионов.
Османофильство настолько прочно засело в умах арабов, что дальнейшее продвижение турок вглубь арабских стран казалось чем-то естественным. Мысли народа о божественной миссии Османской империи, несомненно, привнесли свой вклад.
На сегодняшний день существует ряд работ, посвященных теме Османских завоеваний арабских стран. Однако среди них нет такого источника, который включал бы себя весь ход захвата турками арабского востока и процесс управления вассальными территориями.
Объектом моего исследования являются непосредственно арабские страны в XVI веке. Как предмет исследования я выделяю причины и процесс завоевание османами арабских стран, а так же дальнейшее управление ими и 2 Петросян Ю.А. Османская империя. Могущество и гибель. СПб., 2017. С. 32.
предпринятые турками реформы. Исходя из этого, формируется ряд целей и задач данной научной работы.
Целью моего исследования является изучение причин упадка арабских стран, восточные походы осман и отношение османского правительства к новым подданным империи.
Исходя из поставленной цели, мною были выделены следующие задачи:
1) Предпосылки завоевания арабских стран Османской империей
2) Процесс османских завоеваний на арабском Востоке
3) Управление завоеванными территориями Османской империи
В дипломной работе были использованы научные исследования российских и зарубежных ученых. Среди них можно выделить наиболее важные:
1) Иванов Н.А. «Османское завоевание арабских стран 15161574». Автор полностью посвятил свое исследование ходу завоевательных процессов осман на Арабском востоке. Данное исследование дает хорошее представление о положении арабов к XVI веку и подробно описывает ход завоевательных войн.
2) Кэролайн Финкель «История Османской империи. Видение Османа». Пособие представляет нам историю Османской империи с момента ее основания. Финкель дает нам представление о том, какую завоевательную политику вели османские султаны и каким образом относились к своим арабским подданным.
3) Петросян Ю.А. «Османская империя. Могущество и гибель». Известный востоковед, Петросян, подробно описывает всю историю Османской империи. Из данного источника мы так же можем узнать о могуществе турок в XVI веке.
Методологическую основу исследования можно определить спецификой объекта и исследования. При изучении темы был использован историко-сравнительный метод.
Научные монографии и исследования, которые дают нам возможность понять и раскрыть заявленную тему, так же являются основой для систематизации и более четкого раскрытия историографии данного вопроса. Использованная литература дает хорошее представление об Османской империи, ее завоеваниях и реформах, которые великая Порта проводила по отношению к своим арабским подданным.
Структура дипломной работы определяется не только ее целью и задачами, а так же логикой исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Исследуя тему завоеваний Османской империи в арабских странах, в глаза явно бросается один факт, мимо которого невозможно пройти. Угнетенное население арабских стран само приветствовало приход осман на их территорию. Практически в каждом поселении можно было найти изменников, при любой возможности готовых сдать свое правительство и открыть ворота от города для османского султана.
Армия арабских стран не хотела воевать с турками, при любой удобной возможности, войска и вооруженное местное население было готово перейти на сторону Османской империи.
Из вышеизложенных фактов мы четко понимаем то, что арабы сами ждали прихода турок на их территорию и не сопротивлялись завоеваниям.
Так что же послужило причиной такой ненависти арабов к собственному правительству? Несомненно, неграмотная политика была одной из причин недовольства народа. Мусульманский Восток хотел видеть во главе своих государств сильного халифа, христианские завоеватели никаким образом не устраивали население.
Устраивая вечные поборы, вырезая и грабя жителей, вводя налоги, не соответствующие законам шариата, испанцы и португальцы своими руками настроили против себя основную часть населения.
Османы же, в свою очередь вели борьбу не под эгидой завоевания новых земель, а под лозунгом освобождения братьев по религии и объединения их всех под одним «знаменем». Такая политика принесла свои плоды.
Лозунг борьбы за религию лежал в основе доктрины Порты. Именно он составлял основной смысл социальной, экономической и политической доктрины Османской империи. Однако по своей сути доктрина осман была в своем роде некой утопией, берущей корни еще со времен правления Османа 1.
Возможно, именно османская «утопия» стала причиной повального увлечения арабов турками. Ведь она прописывала необходимость переустройства общества и борьбу за социальные идеалы.
Арабы считали, что правители Османской империи достойны звания халифов и верили с божественный умысел завоеваний.
Будучи в составе Османской империи, арабские страны не чувствовали себя угнетенными. Великая Порта вела грамотную политику и наместники султана правили от его имени, не чувствуя ущемления своих прав.
Арабский историк Зейн Н. Зейн пишет о том, что: «Османы не завоевывали земли у арабов. Они воевали с мамлюками, испанцами, персами, но не с арабами».150
К тому же турки, до 1908 года, не предпринимали никаких попыток отуречивания местного населения и всегда оставались для арабов иностранцами.
После включения арабских стран в состав Османской империи мы не наблюдаем абсолютно никакого национального гнета. Арабы по-прежнему говорили на своем языке и чтили собственную культуру. Им не навязывали новые жизненные устои и не заставляли повально изучать язык и традиции Османской империи.
Одной из причин ведения такой политики Османской империи было то, что по своему составу сами османы не были однородны. Процент чистокровных турок, проживающих на территории империи, был очень мал. Среди населения можно было встретить огромное количество разных национальностей.
Так же однородности осман мешало и то, что у них не было как такового общего языка. Турецкий язык окончательно сформировался лишь после реформ Мустафы Кемаля Ататюрка.
Ататюрк в своих речах не раз подчеркивал то, что: «Письменность османского языка была на основе арабской графики, лексика - в основном арабская и персидская, а грамматический строй, хотя и был преимущественно турецким, но включал в себя много элементов персидской и арабской грамматики».
Подводя итог вышесказанному, можно написать о том, что у осман попросту не было общей нации и языка. Именно поэтому они не проводили жесткую национализацию завоеванных территорий.
Второй причиной того, что турки не проводили политику ассимиляции арабского народа было то, что их язык, традиции и культура, являлись почтительными для всех мусульман. Османы, будучи религиозными людьми в почтением относились к Корану и всему, что касалось арабского языка.
Во всех медресе Османской империи детям преподавали арабский язык, Коран так же читался на арабском. Вся интеллигенция Османской империи знала язык, без него невозможно было даже осуществлять торговлю или строить корабли.
Именно поэтому, получив во владение арабские земли, турки старались относиться к населению с глубоким почтением и уважением. Благодаря своим завоеваниям на Востоке, Османская империя усилила свое влияние, как мусульманское государство. Получив титул халифа, султан брал на себя обязанность защиты и покровительства над мусульманами всего мира.
С приходом турок, в арабских странах коренным образом поменялась система аграрных отношений.
В первую очередь, завоеватели уничтожили такие формы землевладения, как икта. Абсолютно все земли, предназначенные для сельского хозяйства, некогда принадлежавшие феодалам, оказались в распоряжении государство. А государство в свою очередь раздавало их крестьянам, теперь простые люди имели свои владения и могли передавать их в наследство.
Далее стоит отметить, что турки отменили феодальную повинность для крестьян. В канун-наме османы прописывали абсолютно все налоги, которые разрешается и запрещается взимать с населения. Таким образом, с приходом турок, арабские крестьяне освободились от закабаляющих их налогов. Налоги турок же, взимались строго по законам шариата, что не могло не радовать арабов. 151
Подобные мероприятия турки осуществляли не только в деревнях, новая налоговая система затронула и крупные города. К примеру, в Египте турки отдали государству часть помещений, предназначенных для жилья и производства. Помещения были отобраны у лиц, которые, по мнению османов, владели ими незаконно.
Османские реформы положили конец господствующему в арабских странах классу. Массовым репрессиям и изгнанию подверглись мамлюки, йеменские абиды, бедуинские эмиры, а так же местные правители и известные династии. Членов данных групп жестко преследовали по всему Востоку, объявляли их «лже-мусульманами». Поместья и другие владения знатных семей так же были отданы в руки государства.
Так же, в числе пострадавших от осман оказались айяны, купцы и племена бедуинов. Для айянов и купцов были отменены практически все привилегии. Многие из них жаловались на то, что ведение торговли стало невозможным, в связи с поборами турок.
Бедуинов так же лишили всех привилегий, которые предоставляли им бывшие арабские правители. К тому же, кочевников обязали беспрекословно подчиняться новым законам. В случае непослушания, бедуинов строго карали. Существует много воспоминаний о том, каким пыткам подвергали вождей бедуинских племен, оказывавших сопротивление новым правителям.
Кочевым племенам не оставили другого выхода, как подчиниться великой Порте. Чтобы продолжить свое существование, племена зачастую переходили под власть Османской империи.
Приход турок в арабские страны доставлял восторг мусульманскому духовенству и простому населению. Так как политика осман была
направлена на заботу о жизни крестьян. Турки помнили о своей миссии защиты простого населения и подвергали казням тех, кто угнетал обычных жителей. Крестьянам отдавались дома и владения, некогда принадлежавшие зажиточным семьям, так же им выдавали продовольствие.
Часть реформ, проводимых османскими властями, была направлена на помощь обездоленным. Именно поэтому жители деревень с таким ликованием встречали турок. Большинство чиновников великой Порты когда-то сами были простыми крестьянами. Возможно в связи с этим фактом, их политика была направлена на улучшение жизни населения.
Для арабов же, турки представлялись как борцы за справедливость и спасители от иностранного гнета. Причем, крестьян не делили по религии. В одной из своих речей, Д.Е.Еремеев привел пример того, как турки относились к крестьянам на завоеванной территории.
Историк сослался на слова великого визиря: «Мудро и искусно собирали султаны среди всех племен людей, обреченных на несчастную мужицкую жизнь, не почитающих единого Бога, о котором возвестил пророк. Их они сделали благочестивыми и счастливыми, наградили чинами и славными должностями. Из этих людей происхожу и я, и значительная часть
слушающих меня».
Османы, в отличие от Западной Европы, не вели политику меркантилизма. Для осман, благополучие страны представлялось в том случае, если на рынок переполнен товаром, а его цена не завышена. Порта выступала за увеличение импорта и за уменьшение экспорта. Власти поощряли ввоз в страну иностранных товаров, не учитывая при этом положение местных купцов и торговцев.
Как нам известно, в Османской империи не существовало никаких форм личной зависимости крестьян. Крестьянам предоставлялись всевозможные привилегии, они могли спокойно пользоваться общими ресурсами, рыбалка и охота не карались налогами.
Единственным обременением крестьян, была временная уплата наложенных на них налогов. Сравнивая налоги Османских крестьян, с налогами других стран, можно отметить то, что они были достаточно низкими.
Установив свои порядки и законы на арабской территории, османы смогли на какое-то время «вдохнуть жизнь» в деревни. В первое время, явно наблюдался рост сельскохозяйственного производства и прирост населения в деревнях.
Вышеизложенный фактор способствовал тому, что возрос уровень жизни крестьян.
Так называемая «крестьянская правда» сыграла важную роль в жизни арабских стран. Именно благодаря ей, Османская империя, без особых сопротивлений со стороны населения, смогла захватить Восточный регион.
Туркам удалось навязать завоеванному населению новую идеологию. Арабы же, сами того не понимая, слепо пошли на поводу у Османской империи. Веря в «крестьянскую правду» население стало жить по нормам турок.
Со временем миф о божественном предназначении осман рухнул, уже в конце XVI века в арабских странах началась смута. Население стало проявлять свое недовольство, однако у них не было другой перспективы развития.
У арабов не было своих идеалов, которые помогли бы им в дальнейшем развитии своего государства. Крестьянские протесты принимали форму некого непослушание, однако люди не понимали, за что они хотят бороться.
Такое поведение привело к массовым восстаниям, которые охватили всю Османскую империю. Протест населения выражал собой некую «революцию». Она знаменовала собой то, что эпоха «великих» завоеваний Османской империи подходит к концу.
Подводя итоги моего исследования, я могу сказать о том, что в ходе работы были выполнены все поставленные цели и задачи. Благодаря использованной литературе был раскрыт вопрос ослабления арабских стран, завоевания их османами и рассмотрено дальнейшее управление завоеванными территориями.
Забегая вперед, стоит сказать о том, что вскоре Османская империя начала ослабевать и среди населения арабских стран развеялся миф и несокрушимости турок. Однако, по моему мнению, на рассматриваемый период османский султан и его приближенные сделали все возможное для прекращения упадка арабских стран и их дальнейшего развития.
1. Базили К.М. Очерки Константинополя / К.М. Базили - СПб.: Типография Н. Греча, 1835. - С. 136-140.
2. Базили К.М. Босфор и новые очерки Константинополя / К.М. Базили - СПб.: Типография Н. Греча, 1836. - С. 201-203.
3. Коробейников Т. Путешествие в Иерусалим, Египет и к Синайской горе в 1583 г. / Т. Коробейников - СПб.: Типография П. Кузнецова, 1826. - С. 87-99.
4. Тверетинова А.С. Аграрный строй Османской империи XV-XVII вв. Документы и материалы / А.С. Тверетинова - М.: Изд-во восточной литературы, 1963. С. 78-194.
5. Базили К.М. Сирия и Палестина под турецким правительством в
историческом и политическом отношениях / К.М. Базили - М., Мосты
культуры, 2007. - С. 156-265.
Литература
6. Петросян Ю.А. Османская империя. Могущество и гибель / Ю.А. Петросян
- СПб.: Наука, 2017. - С. 60-221.
7. Иванов Н.А. Османское завоевание арабских стран 1516-1574 / Н.А. Иванов - М.: Восточная литература Ран, 2001. - С. 5-286.
8. Гасратян М.А. Очерки истории Турции / М.А. Гасратян - М., Наука, 1983.
- С. 35-164.
9. Зеленев Е.И. Египет: Средние века. Новое время / Е.И. Зеленев - Спб.: Изд-во СПбГУ, 1999. - С. 150-189.
10. Илюшина М.Ю. Последний мамлюкский султанат в войне с османами / М.Ю. Илюшина // Вестник СПбГУ. - 2016. - №1. - С. 1-13.
11. Удалова Г.М. Йемен в период первого Османского завоевания 1538-1635 / Г.М. Удалова - М.: Наука, 1988. С. 40-78.
12. Рыбаков Р.Б. История Востока том III / Р.Б. Рыбаков - М.: Восточная литература РАН, 2000. С. 134-261.
13. Смирин М.М. Всемирная история том IV / М.М. Смирин - М.: Изд-во социально-экономической литературы,1958. - С. 198-236.
14. Алаев Л.Б. История Востока том II / Л.Б. Алаев - М.:, Восточная литература РАН, 2002. - С. 330-384.
15. Еремеев Д.Е. История Турции в средние века и новое время. / Д.Е. Еремеев - М.: Изд-во МГУ, 1992. - С. 100-159.
16. Еремеев Д.Е. На стыке Азии и Европы: очерки о Турции и турках. / Д.Е. Еремеев - М.: ГРВЛ, 1980. С. 134-168.
17. Новичев А.Д. История Турции. Эпоха феодализма. / А.Д. Новичев - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. С. 205-287.
18. Еремеев Д.Е. Этногенез турок: происхождение и основные этапы этнической истории / Д.Е. Еремеев - М.: ГРВЛ, 1971. С. 78-92.
19. Финкель К. История Османской империи. Видение Османа / К. Финкель - М.: АСТ, 2014. С. 101-158.
20. Ихсаноглу Э. История Османского государства, общество и цивилизация том I / Э. Ихсаноглу - М.: Восточная литература, 2006. С. 149-254.
21. Ихсаноглу Э. История Османского государства, общество и цивилизация том II / Э. Ихсаноглу - М.: Восточная литература, 2006. С. 152-209.
22. Кингросс Л. Расцвет и упадок Османской империи / Л. Кингросс - М.: Крон-Пресс, 1999. С. 215-301.
23. Хитцель Ф. Османская империя / Ф. Хитцель - М.: Вече, 2006. С. 209-217.
24. Родригес А.М. Новая история стран Азии и Африки XVI-XIX века / А.М. Родригес - М.: Владос, 2004. С. 146-151.
25. Витол А.В. Османская Империя начало XVIII / А.В. Витол - М.: Наука, 1987. С. 136-137.
На иностранных языках:
26. Agustos G. Encyclopedia of the Ottoman Empire / G. Agustos. - New York, 2009. C. 141-149.
27. Davison R. Reform in the Ottoman Empire 1856-1876 / R.Davison . - Princeton: Princeton University Press, 1963. C. 165-168.
28. Nasim S. The Capitulatory Regime of Turkey, Its History, Origin and Nature /
S. Nasim. - Baltimore: The John Hopkins Press, 1933. C. 56-98.
29. Uzunfar^il i I.H. Osmanli Tarihi. III c. I. kisim / I.H. Uzunfar^ili. - Ankara: TTK yayini, 2011. C. 130-171.
30. Uzunfar§ili I.H. Osmanli Tarihi. IV c. I. kisim / I.H. Uzunfar§ili. - Ankara: TTK yayini, 2011. C. 45-54.