Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГЕНДЕРНАЯ АССИМЕТРИЯ В ПОЛИТИКЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Работа №43723

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы87
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
380
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел I. Теоретико-методологические подходы к исследованию участия
женщин в политике 10
Раздел II. Участие женщин в политике 28
Раздел III. Представительство женщин в органах государственной власти
республики Татарстан и Самарской области 48
Заключение 75
Список использованной литературы 79

Актуальность исследования. На рубеже XIX - XX столетия в мире произошла революция в представлении гендерного участия в политике. Развитие политических институтов, процессов и взаимоотношений внутри политической системы на основе демократических принципов способствовало пересмотру роли женщин в политике и включению в политический процесс всех без исключения членов общества, а значит, и женщин. В таких условиях участие женщин в политических институтах на всех уровнях и во всех областях жизни является важнейшей проблемой для любой страны мира, в том числе и для России.
Особенности демографического и этнического состава Российской Федерации, существующие в обществе гендерные стереотипы с одной стороны детерминируют определенные сложности для политического участия женщин, с другой - создают предпосылки для подобного участия в политике.
Данные статистики о численности женщин в органах власти в России свидетельствуют о существующем систематическом гендерном дисбалансе. Разница в процентных показателях политического представительства российских мужчин и женщин на сегодняшний день колеблется между 90 и 100% (в случаях, когда женщины вообще не представлены) для высших уровней федеральной и региональной власти. При таком раскладе следует говорить о фактической непредставленности женщин в руководстве страной.
Разнородность политического арены Российской Федерации определила необходимость изучить представительство женщин в органах государственной власти на примере конкретного региона. С одной стороны, централизация государственной власти, ее унификация - это факторы, влияющие на формирование общих характеристик гендерного участия на всем поле российской политики. С другой стороны, этнические, конфессиональные, культурологические и другие особенности регионов России привносят определенную специфику в представительства женщин в органах государственной власти. В связи с этим возникает необходимость изучить, в каком объеме на региональном уровне действуют общероссийские тенденции и закономерности политических практик женщин, насколько представительство женщин в органах государственной власти зависит от региональной специфики.
Значимость исследования представительства женщин в органах государственной власти обусловлена также необходимостью выявления тех предпосылок, факторов, общественных условий, которые способствуют созданию условий для подобного политического участия. А также наоборот, определением факторов и условий, которые препятствуют полной реализации пассивного избирательного права у женщин.
Исходя из вышеописанных тезисов, можно заключить, что проблематика политического представительства женщин в органах государственной власти является актуальной и важной в современной России, требующей глубокого анализа и усердного изучения.
Степень изученности темы. Многоаспектный характер изучаемой проблемы заставляет обратиться к широкому кругу литературы по политологии, истории политической мысли, юриспруденции, психологии, социологии, которую можно поделить на несколько групп.
К первой группе можно отнести труды авторов, разработавших теорию и методологию гендерных исследований. Г ендерной подход в политологии развивают
О.А. Воронина , Е. А. Здравомыслова , А. А. Темкина , О. Г. Овчарова , Н.С.
Григорьева и др. Исследованию гендерных стереотипов посвящены работы И. В. Грошева , Т. Б. Рябовой , М.В. Томской и др.
Ко второй группе можно отнести исследователей, рассматривающих проблематику политического участия и лидерства женщин. Среди них наиболее интересными представляются работы Н. Шведовой , С. Г. Айвазовой , Н. Л. Пушкаревой , Р. М. Канапьяновой , Г. Г. Силласте , О. А. Хасбулатовой , Т.В. Бендас , А. Е. Чириковой и др. Многие из перечисленных выше исследователей рассматривают специфику лидерства женщин не только на федеральном, но и на региональном уровнях. Так, А. Е. Чирикова и Н. Ю. Лапина анализируют тенденции представительства женщин в высших эшелонах власти в Тамбовской области и Пермском крае ; А.А. Темкина изучает опыт политического рекрутирования на примере Санкт-Петербурга ; Л.Р. Исмагилова исследует особенности политического участия женщин в Республике Татарстан ; О. Г. Овчарова обращает внимание на региональную специфику участия женщин в Саратовской области .
Следует отметить, что некоторые вопросы исследуемой темы нашли также отражение в диссертационных работах, в которых затрагиваются некоторые вопросы исследуемой темы: это труды Л. . Исмагиловой , исследовавшей вопросы гендерного равенства; М.А. Добриогло , изучавшей особенности участия женщин в политическом процессе России и США; Т.В. Федоровой , анализирующей влияние гендерных стереотипов на формирование имиджа политика, Е.В. Отц , выделившей социально-психологические особенности влияния имиджа на отношение электората, С.В. Вилкова , делающего акцент на политических технологиях на выборах регионального уровня, А.Б. Сазантович , рассматривающего роль женщин-политиков в избирательном процессе России в целом, и других авторов.
Объектом исследования выступает политическое представительство женщин.
Предметом исследования является политическое представительство женщин в органах государственной власти Республики Татарстан и Самарской области.
Целью исследования является выявление особенностей и факторов политического представительства женщин в органах государственной власти Республики Татарстан и Самарской области.
Исходя из поставленной цели исследования, сформулируем совокупность задач исследования, которые будет направлены на достижение цели исследования:
1) определение значений категорий «политическое участие», «представительство», «орган государственной власти», «региональные органы государственной власти», «региональная политика»;
2) рассмотреть проблему гендерного неравенства в политике;
3) определить основные механизмы, стратегии участия женщин в политике;
выявить сходства и различия политического представительства женщин в
органах государственной власти Республики Татарстан и Самарской области;
4) определить факторы, влияющие как позитивно, так и негативно на гендерное представительство в органах государственной власти в Республики Татарстан и Самарской области.
Теоретико-методологическая база исследования обусловлена его объектом, предметом, характером поставленных задач.
Теоретическую базу составили труды отечественных и зарубежных политологов, социологов, юристов, представляющие собой разные теоретические объяснения природы политической деятельности женщин.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы различные методы: синтез, анализ, анализ статистических данных. В работе использовался исторический подход для анализа в ретроспективном ракурсе представительства женщин в органах государственной власти Республики Татарстан и Самарской области, с целью выявления динамики изменения уровня представительства женщин в структуре органов государственной власти. Важное место занимает культурологический подход, позволивший учесть
социокультурный контекст политической деятельности женщин и его проекцию на воспроизводство властных отношений в обществе.
Применение институционального метода позволил определить
нормативные рамки политического представительства женщин в структуре органов государственной власти. Системный подход позволил рассмотреть участие женщин в политике как целостный феномен, определить как внутренние, так и внешние детерминанты данного участия.
В исследовании применялся сравнительный метод, позволяющий выделить общие и особенные черты в представительстве женщин в органах государственной власти Республики Татарстан и Самарской области. Применение исторического, культурологического и структурно-функционального подходов позволило выявить факторы, объясняющие схожесть и различие двух указанных региональных политических систем в вопросе политчисекого представительства женщин.
В работе применялся метод экспертных оценок, что позволило оценить возможности представительства женщин в российской региональной политике, выявить наиболее эффективные механизмы обеспечения участия женщин в политике, основные факторы, обуславливающие низкий уровень участия и
представительства женщин в политике.
Важным методом в работе является индексный анализ представительства женщин в органах государственной власти Республики Татарстан и Самарской области.
Структура работы представлена введением, 3 разделами и заключением. В первом разделе «Теоретико-методологические основы исследования представительства женщин в органах государственной власти» определяется понимание основных категорий, используемых в данном исследовании.
Во втором разделе «Представительство женщин в российской политике: факторы и механизмы реализации» раскрываются проблема гендерного неравенства, роль женщин в политике, основные механизмы и стратегии участия женщин в политике, определяются основные факторы, влияющие на политическое участие женщин.
В третьем разделе «Сравнительный анализ представительства женщин в органах государственной власти Республики Татарстан и Самарской области» рассматривается структура органов государственной власти Республики Татарстан и Самарской области, формируется система критериев сравнительного исследования. На основе сформулированных критериев исследования проводится сравнительный анализ представительства женщин в органах государственной власти Республики Татарстан и Самарской области. На основе полученных эмпирических данных проверяются на соответствии действительности выдвинутые гипотезы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современное общество становится все более сложной системой, в которой появляются все новые социальные требования со стороны населения, направленные к органам государственной власти. Человек устроен таким образом, что им движет постоянное стремление к более справедливому обществу, в котором создаются более комфортные условия для жизни и развития личности. Одним из основополагающих требований по справедливости является равное право принимать участие в принятие важных политических решений и участие в осуществление государственной власти.
Исходя из этого, потребность в одинаковой степени представительства в органах государственной власти, в отсутствии любых дискриминаций по каким- либо основаниям будет возрастать. Поэтому проблема гендерного неравенства будет еще долгое время оставаться актуальной, в том числе и для нашей страны, которая находится лишь на начальном этапе демократического развития.
В своем исследовании мы рассмотрели ОООООО женщин в политической жизни региона, а точнее, заниматься политической (государственной деятельностью).
Были изучены основные категории исследования - «политическое представительство», «политическое участие», «орган государственной власти», «региональные органы государственной власти», «территориальные органы государственной власти», «региональная политика».
Также выявлены основные подходы к пониманию сущности региональной политики - с точки зрения реляционистского, структурно-функционального и деятельностного подхода.
В исследовании определена проблема гендерного неравенства в политике, под которой будем понимать ущемление интересов и возможностей одного из полов в процессе осуществления политической деятельности.
Проблема гендерного неравенства в политике определяется на основе 3 аспектов: недоступность образования для женщин, неравноправное положение женщин в гражданской дееспособности и культурные ценности, традиции и обычаи, формирующие представления о роли женщин в обществе.
Проведенный экспертный опрос (см. Приложение 1) и исследование специальной литературы позволили выделить следующие основные механизмы участия женщин в политике на государственном уровне - два вида квотирования мандатов для женской части населения: европейская модель (жесткое
квотирование); мягкое квотирование.
Целью нашей исследовательской работы являлось определение особенностей и факторов политического представительства женщин в органах государственной власти Республики Татарстан и Самарской области. На основе проведенного исследования и данных экспертного интервью, подтвердились вторая и третья гипотеза исследования о наличии двух основных факторов, влияющих на политическое представительство женщин в региональных органах государственной власти - именно политическая культура и демократичность системы влияют на политическое представительство женщин в органах государственной власти. То есть, можно заключить, что основными факторами, способствующими равному представительству мужчин и женщин в политике является демократичность системы и соответствующая политическая культура, в которой преобладают ценности и черты культуры участия.
Для индексного анализа представительства женщин в региональных органах государственной власти в работе описана региональная структура органов государственной власти, состоящая из законодательного, высшего исполнительного, судебного органов государственной власти, высшего должностного лица субъекта РФ. В результате оценивания степени политического представительства женщин в органах государственной власти субъекта РФ через индексный анализ, Самарская область получила индекс 4 против индекса
Республики Татарстан, равный 3. Таким образом, результаты индексного исследования показали, что степень политического представительства женщин в органах государственной власти Самарской области выше, чем в Республики Татарстан.
Схожесть в политическом представительстве женщин в двух субъектах проявляется в том, что наиболее значимые посты - руководящие должности - занимают мужчины. Высшее должностное лицо субъекта РФ, спикеры парламентов, председатели правительства представлены мужчинами, как в Самарской области, так и в Республики Татарстан. Женщины, как показало исследование, в правительстве возглавляет министерства социальной ориентированности - труда и социального развития.
Особенностью в политическом представительстве женщин в региональных органах государственной власти выступает то, что численность депутатов, избранных по одномандатным округам, в Самарской области намного больше, чем численность таких же депутатов в Республики Татарстан. Это свидетельствует о том, что женщины могут использовать свое пассивное право выдвигать свои кандидатуры на выборах в парламент, и население голосует за женских кандидатов, то есть, образ женщины как политика положительно воспринимается в глазах избирателей.
Автор исследования понимает, что для подтверждения гипотез было рассмотрено мало случаев. Поэтому, тема остается незакрытой, предполагающей дальнейшего активного изучения на основе разработанного метода исследования.
На основе проведенного исследования, мы делаем вывод о том, что до сих пор проблема гендерного дисбаланса в политике не является приоритетной для политической элиты российского общества. Данное положение в современной России, как показывает и мировой, и отечественный опыт, слабо способствует устойчивому экономическому развитию, а, следовательно, стабильности общества. Решение проблемы видится в изменении основных социальных парадигм, представлений и ориентаций о роли женщин в политике.


1. Устав Самарской Области [Электронный ресурс]. URL:
http://www.samregion.ru/documents/rules, (дата обращения: 15.03.2018).
2. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Консультант Плюс. [Электронный ресурс] URL:http://www.consultant.ru/doc ment/cons_doc_LAW_14058/8af653c4b38d2c63f3b9402ed4de8a5f39c97525/, (дата обращения: 02.03.2018).
3. Избирательный кодекс Республики Татарстан. URL: http://docs.cntd.ru/document/429055855, (дата обращения: 14.03.2018).
4. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально
психологические проблемы / В.С. Агеев. М.: РОСНО, 2000. 450 с.
5. Ажгихина Н. Правнучки викингов у себя дома./ Н. Ажгихина. М.: 1999. С. 75-76.
6. Баскакова М.Е. Гендерное неравенство в современной России в зеркале статистики / М.Е. Баскакова. М.: Едиториал, 2004. 46с.
7. Ветров Г.Ю. Управление муниципальным экономическим развитием / Г.Ю. Ветров. М.: Фонд «Институт экономики города», 2009. 141 с.
8. Вилков А.А. Хрестоматия по политической науке / А.А. Вилков. Саратов: Изд. СГУ, 2007. 150 с.
9. Волков Ю.Г. Регионоведение: Учебное пособие / Ю.Г. Волков. Ростов н/Д: 2004. 241 с.
10. Гардинер Ф., Лейенар М. «Робкие и решительные»: анализ политики «государства, дружественного женщинам» в Ирландии и Нидерландах // Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы / Ф. Гардинер, М. Лейенар. М.: 2000. С. 94-133
11. Гендерные проблемы и развитие. Стимулирование развития через гендерное равенство в правах, в доступности ресурсов и возможности выражать свои интересы / пер. с англ. М.: Издательство «Весь МИР». 2008. С. 80.
12. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник / Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев. СПб.: Питер, 2008. 241 с.
13. Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза / А.Г. Гранберг. М.: Экономика, 2000. 140 с.
14. Данилова О.А. Гендерное воспитание // Вестник МОУ СОШ №5 г. Суворов. 2013. №3. С. 38-51.
15. Дегтярев, А. А. Принятие политических решений: Учебное пособие /
А. А. Дегтярев. М.: КДУ, 2004. 416 с.
16. Дергачев В.А. Регионоведение / В.А. Дергачев. М.: ЮНИТИ, 2004.
178 с.
17. Женщины в национальном парламенте [Электронный ресурс]. URL: http://www.ipu.org/wmn-e/world.htm, (дата обращения 29.03.2018).
18. Зимин В.А. Женщина в российской политике и структурах власти // Социс. №2. 2015. С. 54-57.
19. Информационной кампании «Право на жизнь без насилия». ЮНИФЕМ. 2001- 2002 [Электронный ресурс]. URL: http://www.nasilie.net, (дата обращения: 12.03.2018).
20. Коростылева Н. Гендерное распределение в системе государственной гражданской службы // Государственная служба. 2015. №5. С. 88-115.
21. Курьянов М.А., Наумова М.Д. Политология в вопросах и ответах / М.А.Курьянов, М.Д. Наумова. Тамбов: ТГТУ, 2005. 100 с.
22. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права / В.В. Лазарев,
С.В. Липень. М.: 1998. 451 с.
23. Лексин В.Н. Государство и регионы / В.Н. Лексин. М.: ЛКИ, 2007. 174 с.
24. Макаренков Е.В., Сушков В.И. Политология в схемах / Е.В. Макаренков, И.В. Сушков. СПб: Питер, 2009. 208 с.
25. Малышева М.М. Гендерные стереотипы в политике / М.М. Малышева М.: МАКС Пресс, 2007. 230 с.
26. Морозова Е.Г. Политические манипуляции или покорение толпы / Е.Г. Морозова. М.: Время, 1999. 305 с.
27. Мухаев Р.Т. Политология / Р.Т. Мухаев. М.: Знание, 2013. 145 с.
28. Козлов Н.Д. Политические культуры регионов России: уравнение со многими неизвестными. Электронная библиотека Гражданского общество в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Kozlov_20 08_4.pdf, (дата обращения 01.03.2018).
29. Национальные счета субъектов Российской Федерации. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#, (дата обращения 04.03.2018).
30. Овчарова О. Г. Женщины в российских органах власти: региональное измерение // Проблемы модернизации российской государственности: стратегии, институты, акторы: сб. науч. тр. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «СГАП», 2010. С. 253 - 255.
31. Официальный сайт Государственного совета Республики Татарстан. URL: http://www.gossov.tatarstan.ru/deputaty/, (дата обращения: 15.03.2018).
32. Официальный сайт Правительства Республики Татарстан - Состав Кабинета Министров РТ. URL: http://prav.tatarstan.ru/pravit.htm, (дата обращения:
14.03.2018) .
33. Правительство Самарской области. URL: http://www.samregion.ru/ authorities/, (дата обращения: 01.03.2018).
34. Региональное Бюро ПРООН по странам Европы и Содружества Независимых Государств / Повышение роли и расширение участия женщин в политических процессах: аналитический обзор и рекомендации для стран Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых Государств - Брастилава, 2009г. [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/development/ surveys/docs/women_polit_participation.pdf, (дата обращения: 25.02.2018).
35. Риановости / Политика / Названы самые влиятельные женщины- политики России за 2012 год - 4.03.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/politics/20130304/925635127.html, (дата обращения 28.02.2018).
36. Рогатин В.П. Региональная политика: современные тенденции // Точка зрения. 2012. №4. С. 108-114.
37. Соловьев А.И. Политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев. М.: Москва, 2005. 350 с.
38. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и
А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002. 256 с.
39. Тройнова Т. Возможен ли в России цивилизационный подход к равенству полов? / Женщина плюс. 2002. №2. С. 20-21.
40. Ускова Т.В. и др. Социально-экономические проблемы локальных территорий: монография / Т.В. Ускова, Н.В. Ворошилов, Е.А. Гутникова, С.А. Кожевников. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. 145 с.
41. Хамзаева С.Д. Механизмы включения гендерного компонента в политику и управление // Вестник КРСУ. №8. Т.4. 2004. С. 230-233.
42. Чиркова А.А. Понятие территориального органа государственной
власти. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ponyatie-
territorialnogo-organa-gosudarstvennoy-vlasti, (дата обращения 10.01.2018).
43. Щурко Т. Женщина-политик: реальность или нонсенс? // Новая Европа. №4. 2013. С. 36-37.
44. Яннеке ван дер Рос. Реализация политики равенства полов на местном уровне: опыт Норвегии // Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы./ Яннеке ван дер Рос. М.: 2000. 217 с.
45. Harward business review/ Женщины в лабиринте власти [Электронный ресурс]. URL: http://hbr-russia.ru/liderstvo/psikhologiya-liderstva/a9463/, (дата
обращения 02.02.2018).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ