Актуальность темы исследования.
Рассматриваемая проблема обусловлена социальной необходимостью развития свободной монологической речи, которой выпускники школ владеют недостаточно. Последнее общеизвестно. Непринужденный, свободный монолог, когда говорящий ведет себя без всякой натянутости, требуется в самых различных сферах общения. Непринужденная речь чаще всего проявляется в диалогической речи, между тем непринужденная монологическая речь во многих случаях не менее сложна, чем диалог.
Что касается устных жанров бытового характера, то им практически не уделяется должного внимания на уроках развития речи, хотя, например, застольное монологическое высказывание является распространенным жанром устных высказываний. Так, общение за столом - реальная ситуация, где теоретические основы развития речи (в том числе монологической) находят свое практическое применение.
В данном случае особый интерес представляет речевой жанр застольного слова (тоста), где участники застолья могут говорить непринужденно в дружеской неофициальной обстановке.
Праздники и застольные собрания с древних веков служили для духовного сближения и объединения людей. Неслучайно большой праздник отмечался «пиром на весь мир», в котором участвовали все от мала до велика, различные по возрасту и по званию. И само пиршество приобретало символический смысл: миряне - мирные христиане объединялись за столом, духовно сплачивались, становились «миром», единым целым. За столом собирались для разрешения каких-то проблем, начиная от политических и заканчивая семейно-бытовыми. И обеденный стол становился «столом переговоров», за которым улаживались многие сложные конфликты.
В чем же заключается своеобразие общения за столом? За праздничным столом всегда создается особая атмосфера доброжелательности и непринужденности. Собеседники веселятся, пытаются друг другу доставить приятное. Застолье - это особое место, где каждый может высказаться по поводу торжества, услышать мнение окружающих на этот счет. А застольное слово, тост становится своего рода ритуалом, обязательным на любом празднике, который главным объектом за столом делает не употребление спиртных напитков, а сам коммуникативный процесс. Застолье - это особое место, понимаем ли мы его в узком или в широком значении этого слова. Даже буквальное рассмотрение этого слова «за-стол» определяет его как «нахождение за столом», где главное не обычный прием пищи, а коммуникация сидящих за столом, особенно если собирается праздничное застолье. Застольная речь является неотъемлемой частью торжественной церемонии: празднуется ли Новый год, или старинные друзья отмечают встречу, или жители празднуют День любимого города - всегда звучат добрые слова, душевные поздравления.
Общение за праздничным столом должно быть полезным и поучительным в плане нравственно-речевого этикета. Чтобы достигнуть этого, необходимо свободное владение искусством непринужденного монолога вообще и застольной речи в частности. Поднять культурный уровень застольной коммуникации, привить соблюдение этикетных форм общения за столом - главные задачи обучения тосту. Эти правила проявляются в частности в уместности употребления грамматико-семантических средств застольного слова, т.е. на вербальном уровне, но также и в использовании паралингвистических средств (мимика, жесты и т.д.) Мы считаем, что, обучая коммуникации за столом, мы неназойливо воспитываем и культуру поведения за столом.
Однако если собеседники не владеют определенным запасом коммуникативных умений, не умеют произносить уместные, деликатные застольные высказывания, то праздничные слова могут ограничиться только пожеланиями добра (счастья, здоровья, всех благ и т.д.). Подобные поздравления, конечно, приятны, поскольку отражают добрые чувства говорящего. Между тем
нельзя забывать, что эти фразы как бы кочуют, переходя из уст в уста, и при этом первоначально точные и образные, нередко превращаются в «стершиеся и избитые» выражения, которые уже не вызывают большого эмоционального отклика у того, кому они адресованы.