Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУШАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на примере татарских детских песен)

Работа №43711

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
431
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в процессе музыкально-слушательской деятельности 8
1.1. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников
как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Потенциал музыкально-слушательской деятельности в развитии
эмоциональной отзывчивости старших дошкольников 16
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Практический опыт развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в процессе музыкально-слушательской деятельности на материале татарских детских песен 26
2.1. Разработка и апробация аудиохрестоматии «Татар жърлары
тьщлаганда.. ,»для развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников 26
2.2. Оценка эффективности развития эмоциональной отзывчивости на музыку старших дошкольников в процессе слушания татарских детских песен 37
Выводы по главе 2 47
Заключение 49
Список литературы 53
Приложение 59


Актуальность исследования. Эмоциональная сфера является важной составляющей психологической структуры личности, оказывая влияние на различные аспекты человеческой жизни: общение, деятельность, самоактуализацию. Способность понимать свои эмоции и управлять ими, «читать» эмоциональное состояние другого человека и эмоционально отзываться на происходящее вокруг позволяет не только социально адаптироваться, но и обогащать собственную жизнь яркими впечатлениями, воспринимать многообразие чувств и эмоциональных нюансов.
Воспитание эмоциональной отзывчивости представляет собой одну из актуальных и важных социальных и психолого-педагогических задач. Развитие эмоциональной сферы сопровождает человека на протяжении всей его жизни, и чем раньше будет сформирована способность эмоционально откликаться на явления действительности, адекватно выражать свой отклик и, если это необходимо, управлять им, в чем и заключается сущность эмоционального развития, тем лучше будет происходить адаптация ребенка в обществе, эффективнее налаживаться коммуникативные связи.
В настоящее время развитие эмоциональной отзывчивости происходит, в основном, стихийно, что ведет не только к низкому уровню эмоциональной культуры, но и к различным ее дефектам, а порой и к нарушениям в эмоциональной сфере личности. Осуществление данной цели возможно только при условии грамотной организации процессе эмоционального развития личности, начиная с дошкольного возраста.
Способность воспринимать эмоциональное содержание музыкальных произведений является показателем эмоциональной отзывчивости на музыку, или музыкальности - одной из важнейших музыкальных способностей, проявляющихся уже в раннем детстве.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, одной из задач социально-коммуникативного развития личности детей является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; среди задач художественно-эстетического развития детей обозначены формирование способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений [50].
Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку признается учеными принципиально значимым в процессе музыкального образования дошкольников в дошкольной образовательной организации (ДОО) и может эффективно осуществляться в различных видах музыкальной деятельности детей: слушательской, исполнительской, творческой, образовательной.
В этой связи выявление потенциала музыкально-слушательской деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости старших дошкольников представляется значимым для теории и практики дошкольного музыкального образования.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Анализ литературы, посвященной проблеме, показал, что психологические аспекты эмоций и возрастные аспекты эмоционального развития раскрыты в трудах таких ученых, как В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, К. Изард, Е.П. Ильин, Г.Х. Шингаров и др.
Эмоциональная отзывчивость на музыку как музыкально-психологическое явление рассмотрена в трудах таких авторов, как
В.П. Анисимов, А.Л. Готсдинер, В.Г. Ражников, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов и др.
Педагогические основы организации музыкально-слушательской деятельности дошкольников в дошкольной образовательной организации раскрыты в работах таких авторов, как Ю.Б. Алиев, Т.С. Бабаджан, Л.А. Безбородова, Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, И.Л. Дзержинская, В.А. Деркунская, Е.А. Дубровская, Т.А. Замятина, А.Н. Зимина, М.С.Осеннева, О.П. Радынова и др.
Однако специальных работ, посвященных проблеме развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в процессе слушания татарских детских песен в ДОО, нами не было обнаружено.
Актуальность и недостаточная изученность данной проблемы позволили сформулировать цель исследования - проанализировать научно-педагогические и методические аспекты развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в процессе слушания татарских детских песен в ДОО.
Объект исследования - музыкальное образование старших дошкольников в ДОО.
Предмет исследования - развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников в процессе музыкально-слушательской деятельности на материале татарских детских песен.
Гипотеза исследования: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников будет осуществляться более эффективно, если:
- организация музыкально-образовательного процесса в ДОО будет осуществляться с учетом возрастных особенностей эмоционального развития дошкольников;
- в процессе музыкально-слушательской деятельности в ДОО будет использована аудиохрестоматия «Татар жырлары тьщлаганда..
составленная на материале татарских детских песен.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие эмоциональной отзывчивости на музыку старших дошкольников как психолого-педагогическую проблему.
2. Охарактеризовать музыкально-слушательскую деятельность старших дошкольников и выявить ее потенциал в развитии эмоциональной отзывчивости старших дошкольников.
3. Разработать и апробировать аудиохрестоматию «Татар жырлары тыцлаганда...» для развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников.
4. Осуществить диагностику развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников и оценить эффективность развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в процессе музыкально-слушательской деятельности на материале татарских детских песен.
Теоретико-методологическая основа исследования: системный, личностно-деятельностный подходы, фундаментальные труды в области психологии эмоций (К. Изард, Е.П. Ильин, Г.Х. Шингаров и др.), музыкальной психологии (В.П. Анисимов, А.Л. Готсдинер, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов и др.), музыкального образования дошкольников (Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, А.Н. Зимина, О.П. Радынова и др.).
Методы исследования. Теоретические методы: методы научного познания - анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и т.д.; изучение литературы по проблеме; эмпирические методы: наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная база исследования: МАДОУ «Детский сад №293» г. Казани.
Новизна исследования и теоретическая значимость работы в том, что выявлен педагогический потенциал татарского песенного репертуара в развитии эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в процессе музыкально-слушательской деятельности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования, в частности, аудиохрестоматия «Татар жърлары тьщлаганда...» для развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников, могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки и практической деятельности музыкально-педагогических кадров системы дошкольного образования.
Структура работы, введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Список литературы содержит 52 источника.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования проблемы развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в процессе музыкально-слушательской деятельности на примере татарских детских песен мы пришли к следующим выводам.
Проблема развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей выступает как важная задача музыкально-воспитательного процесса, направленного на формирование способности к переживанию содержания музыки, ценностно-смысловое осознание своих эмоций в процессе музыкальной деятельности.
Эмоциональная отзывчивость на музыку - важнейшая музыкальная способность, которая выступает признаком музыкальности, необходимой для занятий музыкальной деятельностью.
Она развивается, прежде всего, в процессе музыкального восприятия (слушания музыки), а также в музыкально-исполнительской деятельности (вокальной, инструментальной, музыкально-ритмических движениях), импровизации.
Музыкально-слушательская деятельность - один из основополагающих видов музыкальной деятельности дошкольников, важнейший элемент в системе дошкольного музыкального образования и мощное средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку.
Эмоциональная отзывчивость дошкольников на музыку в процессе ее слушания и восприятия имеет различные внешние проявления: в двигательных реакциях и подпевании, желании поделиться своими впечатлениями и эмоциями о музыке, проявлении любознательности и интереса к музыке, желании прослушать его еще раз.
Наряду с организацией музыкально-слушательской деятельности на музыкальных занятиях, восприятие музыки детьми может осуществляться в других формах педагогического процесса ДОО: в повседневной жизни детского сада, в организации режимных моментов, самостоятельной и игровой деятельности детей.
Активное включение музыки в жизнь детей будет способствовать эмоциональному развитию личности средствами музыки, вместе с тем помогать педагогу-музыканту осуществлять развитие эмоциональной отзывчивости в процессе музыкального образования.
Наиболее сильную эмоциональную отзывчивость в процессе слушания вызывает у дошкольника тот музыкальный образ, который становится для него конкретным и понятным благодаря сочетанию средств музыкальной выразительности с поэтическим словом (в песне), сюжетом (в программной музыке), действием (драматизированной игре, танце).
С точки зрения доступности достаточно эффективно использовать программную музыку, т.е. произведения, имеющие названия либо написанные на определенный сюжет, литературный текст. При этом необходимо ориентироваться прежде всего на возможности восприятия ребенком эмоционального, а не предметно-изобразительного содержания музыки.
Значимость репертуара и необходимость тщательного отбора произведений для слушания актуализировали разработку нами аудиохрестоматии «Татар жърлары тьщлаганда...», основанной на татарских детских песнях и составленной с целью развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников.
Отбор татарских детских песен был осуществлен в соответствии с принципами художественности и доступности. В аудиохрестоматии представлены детские композиторские песни и татарские народные песни.
Песни были сгруппированы по эмоциональному содержанию - ведущей эмоции, отраженной в музыкальном образе каждого произведения в пять разделов: «Радость, веселье», «Элегичность, грусть», «Энергичность, смелость», «Взволнованность, воодушевленность», «Спокойствие, уверенность».
Разработка аудиохрестоматии «Татар жърлары тьщлаганда...» для старших дошкольников проводилась нами в соответствии с основной образовательной программой МАДОУ «Детский сад №293» г. Казани, составленной на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
В ходе опытно-экспериментальной работы была проведена оценка эффективности аудиохрестоматии «Татар жърлары тыцлаганда...» для слушания в МАДОУ «Детский сад №293» г.Казани. В работе приняли участие 24 воспитанника старшего школьного возраста (12 человек - экспериментальная группа; 12 человек - контрольная группа); 2 педагога (музыкальных работника).
Для определения уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку старших дошкольников мы использовали следующие методы эмпирического исследования: наблюдение, тестирование.
Тестирование проводилось с использованием методики оценки эмоциональной отзывчивости на музыку В.П. Анисимова «Музыкальная палитра».
Проведенная в ходе диагностики сравнительная оценка развития эмоциональной отзывчивости на музыку старших дошкольников позволила доказать эффективность аудиохрестоматии «Татар жърлары тыцлаганда.».
В результате проведенной работы не только повысился уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей экспериментальной группы, но и в целом было отмечено повышение их интереса к музыкальным занятиям, укрепление их уверенности и проявление самостоятельности в области музыкально-слушательской деятельности.
Доказательством эффективности работы являются и более активное участие детей в творческих мероприятиях ДОО, желание выразить свою позицию по отношению к звучащей музыке, что подтверждает исходную гипотезу исследования.



1. Абдуллин Э.Б. Теория и методика преподавания музыки // Музыкальное образование: методолого -методическая подготовка учителя музыки. Программы дисциплины по специальности 030700 Музыкальное образование. - М.: Флинта, 2000. С. 146-198.
2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: учебник для студ. высш.пед.учеб.заведений / Под общей редакцией М.И. Ройтерштейна. - М.: Музыка, 2006. - 336 с.
3. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе) [Электронный ресурс]. - Воронеж: МОДЭК, 1998. - 100 с. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 12.01.2018)
4. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 128 с.
5. Анисимов В.П. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития// Дошкольное воспитание. - 2010. - №3. С. 13-17.
6. Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста
[Электронный ресурс]. -М.: Просвещение, 1967. -192 с. URL:
http://www.twirpx.com (дата обращения 12.01.2018)
7. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2014. - 512 с.
8. Белобородова В.К. Развитие эмоций младших школьников средствами музыки [Электронный ресурс] // Советская педагогика. -1985. - № 6. С. 29-32. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 11.12.2017).
9. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-200 с.
10. Вербовская В.С. От эмоциональной отзывчивости на музыку к эмоциональной отзывчивости на человека // Вестник Томского
56
государственного педагогического университета. - 2017. -№ 12 (189). С. 129133.
11. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др.Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошк. воспитание» [Электронный ресурс] / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1982. - 271 с. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 1.10.2017).
12. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений [Электронный ресурс]. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 142 с. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 26.04.2018).
13. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005. - 320 с.
14. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология [Электронный ресурс]. - М.: Просвещение, 1993. -100 с. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 12.03.2018).
15. Груздова И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2011. - № 7. С. 18-19.
16. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников [Электронный ресурс]. - М.: Просвещение, 1985. -160 с. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 11.11.2017).
17. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова.- СПб.: Речь, 2002. -171 с.
18. Додонов Б. И. Эмоция как ценность [Электронный ресурс]. -М.: Политиздат, 1978. - 272 с. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 11.11.2017).
19. Дубровская Е.А. Теория и методика музыкального воспитания [Электронный ресурс]. - М: Музыка, 1991.URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 15.04.2018).
20. Жигун О.Ю. Развитие эмоциональной сферы детей старшей группы детского сада посредством введения в музыкальные занятия элементов театрализации // European Research. - 2016. - № 8 (19). С. 90-92.
21. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб.для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Гуманит. изд, центр ВЛАДОС, 2000. - 304 с.
22. Изард К.Э. Психология эмоций. -СПб: Питер, 2000.- 464 с.
23. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. -СПб.: Питер, 2002. -752 с.
24. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. -2000. -№ 2. -С. 65-69.
25. Кобозева И.С., Чинякова Н.И. Развитие эмоциональной отзывчивости как проблема современного музыкального образования // Вестник психофизиологии. - 2016. - № 4. С. 45-48.
26. Лаушкина Р.Н. Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей старшего дошкольного возраста средствами взаимосвязи разных видов искусства // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - № 5. С. 346-352.
27. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции: Конспект лекции. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2011. - 240 с.
28. Люсин Д.В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты // Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен / Под ред.Г.А. Емельянова. -М.: Смысл, 2000. С. 27-63.
29. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов. - М.: Академия, 2002. -456 с.
30. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, Факты. Проблемы
[Электронный ресурс]. - М.: Академия, 1995. -360 с. URL:
http://www.twirpx.com (дата обращения 12.03.2018).
31. Осеннева М.С., Безбородова И.А. Методы музыкального воспитания дошкольников: методическое пособие. -М.: Академия, 2001. - 368 с.
32. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 368 с.
33. Пилипенко Л.Л. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в условиях детского музыкального театра: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. -Екатеринбург, 1999. -18 с.
34. Платонов К.К. Занимательная психология [Электронный ресурс]. - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 288 с.(Серия «Азбука психологии»). URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 12.03.2018)
35. Практическая психология образования: Учебное пособие / Под редакцией И. В. Дубровиной. -СПб.: Питер, 2004. -592 с.
36. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб. пособие / Под ред. Г.М. Цыпина. -М.: Академия, 2003. -368 с.
37. Психология: учебник / Под ред. А.А.Крылова. -М.: Проспект, 1998. - 584 с.
38. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. В 2 ч.- Ч. 2
[Электронный ресурс]. -М.: Педагогика, 1997. -400 с. URL:
http://www.twirpx.com (дата обращения 11.11.2017).
39. Радынова О.А. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. -М.: ГНОМ и Д, 2000. - 80 с.
40. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. В 2 ч. [Электронный ресурс]. Ч. 1. -М.: Педагогика, 1997. - 608 с.. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 11.11.2017).
41. Ражников В.Г. Постижение сущности эстетических эмоций и художественных переживаний (авторский словарь и методика его применения) // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. - 2013. - № 4. С. 54-63.
42. Ражников В.Г. Словарь признаков характера звучания // Диалоги о музыкальной педагогике. -М.: Классика-XXI, 2004. С.132-136.
43. Ражников В.Г. Язык эмоциональной культуры и практика его методологического использования // Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. -2012. -№ 3 (3). С. 9.
44. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. -М.: Педагогика, 1986. -173 с.. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 11.11.2017).
45. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 2008. -1160 с.
46. Рубинштейн С.Л. Эмоции [Электронный ресурс] // Основы общей психологии: В 2-х томах. -М.: Педагогика, 1989. -Т. 2.С. 140-181. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 12.03.2018)
47. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 416 с. - (Библиотека психологии, психоанализа, психотерапии)
48. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей [Электронный ресурс]. - М.: Педагогика, 1988. -176 с. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 12.03.2018)
49. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. Труды: В 2-х тт. -М.: Педагогика, 1985. -Т. 1. С. 42-222.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 // Российская газета - Федеральный выпуск №6241 (265). - 25 ноября 2013 г.
51. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. - М.: Наука, 1971. - 223 с.
52. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. - Воронеж: МОДЭК; М.: Институт практической психологии, 1998. - 304 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ