Введение
Глава I. Общая характеристика Международного валютного фонда
1.1 Правовые и экономические основания заключения соглашения о создании МВФ
1.2 История Международного валютного фонда и его структура
1.3 Пути реформирования Международного валютного фонда
Глава II. Проблемы и перспективы развития Международного валютного фонда
2.1 Новые региональные валютно-финансовые системы в контексте усиления международного влияния валют евразийских государств и реформы МВФ
2.2 Современные тенденции развития международных валютнофинансовых отношений РФ
Глава III. Роль МВФ в регулировании международных валютных отношений
3.1Правовое регулирование международного валютного фонда
3.2 МВФ: решение проблемы финансовых кризисов и развития стран в условиях финансовой глобализации
3.3 Регулирование международных валютных правоотношений на универсальном и региональном уровнях
Заключение
Список используемой литературы
Интеграция российской экономики в мировое хозяйство является сложным и противоречивым процессом. Длительная относительная экономическая самоизоляция СССР и стран Запада, и задачи воссоздания рыночных отношений обуславливают необходимость активизации внешнеэкономического сотрудничества в целях скорейшего восстановления экономики России и использования выгод от участия в международном разделении труда.
Последовательное проведение Россией курса на внешнеэкономическую открытость является объективной необходимостью, и осуществляться оно должно с учетом обеспечения экономической безопасности и соблюдения национальных интересов нашей страны.
Процесс экономических реформ и интеграции России в систему международной экономики начался с нарастающего сотрудничества с рядом международных экономических организаций, и, прежде всего, с Международным валютным фондом (МВФ).
МВФ занимает центральное место в международной системе валютнофинансовых отношений и является, пожалуй, единственной международной финансовой организацией, к авторитетному мнению которой прислушиваются любые инвесторы, будь то правительства, частные корпорации или банки.
Позитивное развитие взаимоотношений с МВФ повышает шансы России ускорить процесс возрождения экономики, открывает возможность полноценного возврата на мировые финансовые, фондовые и товарные рынки. Кроме того, эффективное взаимодействие с МВФ, может способствовать успешному решению острейшей на данный момент внешнеэкономической проблемы России, связанной с урегулированием ее долговых обязательств перед Лондонским и Парижским клубами кредиторов, а также коммерческими кредиторами, не входящими ни в один из этих клубов.
В настоящей работе особое внимание уделяется вопросу сценарного развития экономики России, ибо от реализации наиболее рационального варианта зависит определенность мотиваций взаимного сближения России и Запада, а также эффект всех предпринимаемых в данном направлении шагов. Если Россия и дальше сохранит направленность на рыночный тип экономики, и, пройдя переходный период ей удастся восстановить промышленное производство - базис, обеспечивающий экономическую независимость любой страны - то рано или поздно, в силу расширения внешнеэкономической деятельности перед ней встанет вопрос об увеличении своего влияния в сфере международных валютно-финансовых отношений, что может быть обеспечено путем дальнейшего развития отношений с МВФ и укрепления позиций в этой организации.
Учитывая теоретическую широту рассматриваемой темы, в данной работе основное внимание уделено исследованию вопросов, связанных с особенностями эволюции функционирования МВФ, практическим опытом взаимоотношений России и МВФ в период, а также проблем, касающихся перспектив этих взаимоотношений.
Многие практические и теоретические вопросы исследуемой темы нашли отражение в трудах как отечественных, так и зарубежных ученых:
C. B. Горбунова, А.П. Вавилова, Г.Ю. Трофимова, Д.В. Смыслова, Д.А. Митяева, О.Т. Богомолова, А.Г. Саркисяна, А.И. Горшкова, С.А. Шестакова, И.Г. Доронина, С.П. Грязных, И.М. Молчановой, И.В. Лукиной, Пола Р.
Кругмана, Мориса Обстфельда, Давида Д. Дрисколла, Малколма Найта, Пауля Фишера, Е.М. Майбурда, К. Шиллера и др.
Целью диссертационного исследования является изучение особенностей функционирования Международного валютного фонда, его эволюции и места в современной системе валютно-финансовых отношений, а также анализ причин вступления России в МВФ и практических результатов сотрудничества между ними. Кроме того, оцениваются перспективы сотрудничества между Россией и МВФ, с учетом возможных вариантов развития экономики России и роли Фонда в их реализации.
Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:
- проанализировать правовые и экономические основания заключения соглашения о создании МВФ;
- изучить историю Международного валютного фонда и его структуру;
- охарактеризовать пути реформирования Международного валютного фонда;
- рассмотреть новые региональные валютно-финансовые системы в контексте усиления международного влияния валют евразийских государств и реформы МВФ;
- описать современные тенденции развития международных валютно-финансовых отношений РФ;
- изучить правовое регулирование международного валютного фонда;
- дать анализ решению проблемы финансовых кризисов и развития стран в условиях финансовой глобализации;
- проанализировать регулирование международных валютных правоотношений на универсальном и региональном уровнях.
Предметом исследования являются взаимоотношения Российской Федерации и МВФ и их результаты.
Объектом исследования является деятельность Международного валютного фонда и внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных, классических и современных ученых по проблемам международных валютно-финансовых отношений, определяющие место, роль и функции МВФ в современной валютно-финансовой системе. В работе использованы оригинальные документы, регламентирующие финансовую и консультационную деятельность МВФ.
Для рассмотрения вопросов, которые непосредственно касаются практического опыта взаимодействий между Россией и МВФ, использованы оригинальные материалы, также привлечен целый ряд нормативных документов, утвержденных Президентом, Правительством и Центральным Банком РФ, которые регламентировали основные направления сотрудничества между Россией и МВФ. В работе использованы обзоры российских и зарубежных экономистов; доклады и прогнозы Министерства экономики РФ, Министерства финансов РФ, а также аналитические материалы российских независимых экономистов. Использовались материалы российской и зарубежной прессы по вопросам практических взаимодействий между РФ и Международным валютным фондом.
При решении поставленных задач использованы такие методы научного исследования, как: системный и ситуационный анализ, метод логического мышления, методы прогнозирования и моделирования.
Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что автором разработаны рекомендации по построению новых организационных форм сотрудничества между Российской Федерацией и МВФ в целях обеспечения экономического развития России, что делает возможным их применение при разработке программ взаимодействия с МВФ. Некоторые положения работы могут быть использованы при выработке Правительством РФ государственной программы развития России.
Настоящая работа состоит из введения, трёх глав, включающие в себя параграфы, заключения и списка используемой литературы.
Международный валютный фонд - это международная валютно-кредитная организация ООН, целями которой являются содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путём установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их выполнением, усовершенствование многосторонней системы платежей, предоставление странам-членам средств в иностранной валюте для выравнивания платёжного баланса.
МВФ занимает среди международных экономических организаций важное место, поскольку регулирует мировую валютно-финансовую систему и обеспечивает глобальную экономическую стабильность. Система классификации организаций является разнообразной (а значит, и положение в ней МВФ) зависит от критериев, которые применяются: от вида социально-экономических систем, по географическому признаку, по характеру членства (характер деятельности), по характеру полномочий (соотношению объема компетенции), по функциональной направленности (кругу компетенции), по условиям участия в членстве (условиям приема в члены), по кругу участников, по сфере деятельности, в зависимости от их связи с ООН и др.
Официальные цели МВФ: содействие международному валютному сотрудничеству путём консультаций и взаимодействия по валютным проблемам; создание благоприятных условий для расширения и сбалансированного роста международной торговли; содействие стабильности валютных курсов, поддержание упорядоченных валютных взаимоотношений, избежание девальваций валют, вызываемой конкуренцией; оказание помощи в создании многосторонней системы платежей и в устранении ограничений на обмен валюты, препятствующих развитию мировой торговли; предоставление на временной основе финансовых средств странам-членам для корректировки их платёжных балансов, а также сокращение продолжительности и масштабов дефицита их международных платёжных балансов.
Кредиты МВФ имеют несколько видов в зависимости от причин, вызвавших несбалансированность платёжного баланса. В рамках каждой формы кредитования существуют различные механизмы предоставления кредитов, различающиеся в зависимости от целей, объёмов, сроков предо ставления.
МВФ управлял международной валютной системой (возникшей по итогам конференции в Бреттон - Вудсе в 1944), искусственно поддерживающей валютные курсы, до ее краха в 1971. Также Фонд предоставлял кредиты странам, испытывавшим проблемы с платежным балансом. МВФ организует регулярные встречи с целью обсуждения проблем мировой экономики, готовит финансовые программы стабилизации для кризисных и переходных экономик. В 1990-е гг. миссия МВФ (в числе активных участников переговоров которой был и председатель МВФ в 1987-2000 гг. М. Камдесю) участвовала в финансировании экономических программ правительств стран бывшего СССР, в значительной степени написанных с использованием рекомендаций Фонда.
МВФ, тем не менее, играет важную роль в развитии международной валютной системы, занимая одно из центральных мест в системе международных валютно-финансовых институтов. Предоставляемые МВФ кредиты используются странами-заёмщиками для преодоления своих экономических затруднений, что играет не менее важную роль в развитии, как внутренней экономики таких стран, так и мировой экономики в целом.
Немаловажно отметить и необходимость осуществления налоговой и структурной бюджетной реформы. Главной целью совершенствования бюджетно-налоговой политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.
В перспективе Россия должна будет восстанавливать и укреплять свои позиции в мировой финансовой системе, стараясь не воспроизводить при этом недостатки докризисной интеграционной модели. Важным условием повышения эффективности участия страны в международных финансах выступает проведение государством активной политики, направленной на регулирование рыночными методами ввоза и вывоза капитала, а также процессов интернационализации рубля.
1. Договор о Евразийском экономическом союзе. [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170264/.
2. Итоговая Декларация Саммита стран-членов БРИКС в г. Гоа (Индия) 16-18 октября 2016 г. http://www.rbc.ru/politics/ 16/10/2016/580360429a7947ae93b1b7af
Специальная литература
3. Абалкина А.А. Формы и методы экспансии российских банков за рубеж // Деньги и кредит. 2014. № 3. С. 22-26.
4. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник.- М.: Экономистъ, 2017.- 366 с.
5. Аганбегян А.Г. Экономика России: от стагнации к рецессии // Деньги и кредит. 2016. № 5. С. 10-20.
6. Альтшулер А. Б. Международное валютное право: моногр. / А. Б. Альтшулер. - М.: Междунар. отношения, 2000. - С. 254.
7. Антонов В. А. Мировая Валютная система и международные расчеты: моногр. / В. А. Антонов. - М.: Изд-во ТЕИС, 2014. - С. 193.
8. Афоничкин, А.И., Топорков, А.М. Теоретические аспекты формирования параметров стратегии устойчивого развития экономических систем // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2015. - №1(33).
9. Богуславский М. М. Международное экономическое право : моногр. / М. М. Богуславский. - М. : Междунар. отношения, 1986. - С. 104.
10. Борисов С.М. Использование рубля в международных расчетах и резервах (количественный аспект). - М.: ИМЭМО РАН, - 2011, - С. 42.
11. Борисова И.Ю., Замараев Б.А., Козлова И.Г. и др. Российская экономика под гнетом санкций и дешевой нефти // Вопросы экономики.
2016. № 7. С. 5-35.
12. Булатов А.С. Участие России в международном экспорте капитала // Вестник МГИМО-Университета. - 2012. № 6. С. 126-133.
13. Булатов А.С., Кузнецов А.В. и др. Россия в международном движении капитала в 2014-2015 годах // Вестник Российской академии наук. 2016. Т.
86. № 5. С. 422-433.
14. Бусько В.Л., Достанко Е.А. Формирование Евразийского экономического союза: социально-политические аспекты. Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2013. - № 13.
15. Васильев, А.Н., Ножнин, И.Н., Щукина, А.Я. Сравнительный анализ степени реализации устойчивого развития стран мира и России // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2014. - №3(34).
16. Ващенко, И.Ю. Регулирование международного валютного фонда. Материалы XIII Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (21-24 апреля 2016) // Актуальные проблемы юридической науки: в 5 томах. Том 3.
- Тольятти: Изд-во Волжского университета имени В.Н. Татищева, 2016. - С. 78-85.
17. Волова Л.И. Международные договоры в правовых системах федеративных государств. Ростов-на-Дону, - 2004. - С. 111.
18. Горбунов С. В. Международный валютный фонд: противоречия капиталистического валютного регулирования : моногр. / С. В. Горбунов. - М. : Междунар. отношения, 1988. - С. 144.
19. Гурвич Е.Т., Прилепский И.В. Влияние финансовых санкций на российскую экономику // Вопросы экономики. 2016. № 1. С. 5-35.
20. Документы внешней политики СССР / под ред. Э. Петровской. - Т. 5.
- М.: Госполитиздат, 1961. - С. 807.
21. Елистратова В.В. Создание Евразийского экономического союза: проблемы и правовые пути их решения. Вестник Гуманитарного института ТГУ - 2013. № 1(14).
22. Ерошкин А.М., Петров М.В. Участие России в международном движении капитала // Вестник Финансового университета. - 2015. № 6. С. 82-95.
23. Ершов М.В. и др. Финансовая сфера: о некоторых событиях и итогах 2014 года // Российский экономический журнал. 2015. № 1. С. 100-109.
24. Журова, Л.И. Методологический подход к обеспечению устойчивого развития экономических систем // Вестник Волжского университета имени
В.Н. Татищева. - 2014. - №3(34).
25.Загашвили В.С. Западные санкции и российская экономика // Мировая экономика и международные отношения. - 2015. № 11. - С. 67-77.
26.Злобин И. Д. Валютно-финансовые противоречия империализма: моногр. / И. Д. Злобин. - М.: Госфиниздат, 1959. - С. 286.
27.Злобин И. Д. Вторая мировая война и проблемы международных валютно-кредитных отношений: моногр. / И. Д. Злобин. - М.: Госфиниздат, 1949.
28.Злобин И. Д. План международного валютного сотрудничества: стеногр. публ. лекции / И. Д. Злобин. - М.: ВЛБ при СНК СССР, 1945. - С.
32.
29. Квашнина И.А., Оболенский В.П. Ввоз и вывоз капитала: эффекты для России // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 1.
С. 63-76.
30. Келимбетов К. Опыт Суверенного Фонда: синтез мирового опыта и уникальная практика // Право и управление XXI век. 2015. № 2 (19).
31. Котляров Н.Н., Оценка перспектив евразийской валютноэкономической интеграции // Деньги и кредит. - 2014. № 6.
32. Красавина Л. Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник. - [2-е изд., перераб. и доп.] - М.: Финансы и статистика, 2011. - С. 513.
33. Кудряшов В.В. Зарубежная доктрина международного финансового права: проблема идентификации // Российская юстиция. 2012. № 9.
34. Кузнецов А.В. Проблемы интеграции России в мировую финансовую систему // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 6. С. 82-90.
35. Кучер Б. И. Международный экономический правопорядок (Вопросы правового регулирования международных экономических отношений) : моногр. / Б. И. Кучер. - К. : Высш. школа, 1988. - С. 199.
36. Лиссакерс К. МВФ и реформирование мировой финансовой структуры // Электронный журнал департамента США. - 2014. Вып. 12. № 7.
37. Личные сбережения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.tradingeconomics. com/united-states/personal-savings. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 04.10.2018).
38. Максимов М. М. ООН и международное экономическое сотрудничество: моногр. - М.: Мысль, 1970. - С. 224.
39. Маневич В.Е. Функционирование денежно-финансовой системы и депрессия российской экономики // Вопросы экономики. 2016. № 2. С. 34
55.
40. Международная политика в 1930 г.: договоры, декларации и дипломатическая переписка / под ред. A. B. Сабанина. - М.: Наркоминдел, 1932. - С. 114.
41. Международный валютный фонд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imf.org/extemal/russian/. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 21.10.2018).
42. Миркин Я.М. Финансовое будущее России: экстремумы, бумы, системные риски. М.: GELEOS Publishing House; Кэпитал Трейд Компани, - 2015, С. 41.
43. Миркин Я.М. Финансовое будущее России: экстремумы, бумы, системные риски. М.: GELEOS Publishing House; Кэпитал Трейд Компани, - 2011. - С. 232.
44. Мишина В.Ю., Абрамов Д.О. Основные направления развития валютного рынка России // Деньги и кредит. 2015. № 4. C. 19-27.
45. Могилат А.Н. Прямые иностранные инвестиции в реальный сектор российской экономики: взгляд с микроуровня и прогноз до 2017 года // Вопросы экономики. 2015. № 6. С. 25-44.
46. Моисеев А. А. Международные финансовые организации (правовые аспекты деятельности). - М., 2006.
47. Моисеев С.Р. Рубль как резервная валюта // Вопросы экономики.
2015. № 9. С. 4-21.
48. Мосин И. Н. Международный валютный фонд / И. Н. Мосин; под ред. Г. С. Лопатина. - М.: Междунар. отношения, 1964. - С. 132.
49. Навой А.В., Шалунова Л.И. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России в международной системе суверенных фондов // Деньги и кредит. 2014. № 2.
50. Наркевич С.С., Трунин П.В. Перспективы российского рубля как региональной резервной валюты. - М.: Дело, 2013. - С. 102.
51. Официальные периодические издания: Гейвандов Я. Л. О будущем международной валютно-финансовой системы // РФБС. РУ. URL: http:// rfbs.rU/connent/view/l08/71 (дата обращения: 04.10.2018)
52. Потоки капитала и валютный курс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tradingeconomics.com/united-states/currency. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 04.10.2018).
53. Роцеска С. Глобализация: взаимодействие в рамках многообразия // Глобализация и крупные полупериферийные страны: Науч. докл. - М., 2003. - С. 53.
54. Сабанин A. B. Хронологический перечень международных многосторонних договоров, заключенных с 1919 по 1933 г. с кратким изложением их содержания: моногр. / A. B. Сабанин. - М.: Госсовзакониздат, 1933. - С. 39.
55. Халевинская Е. Д. Международные экономические организации: учеб. пособ. / Е. Д. Халевинская. - М.: РГТЭУ, 2012. - С. 75.
56. Хейфец Б.А. Деофшоризация российской экономики: возможности и пределы. - М.: Институт экономики РАН, 2013. - С. 63.
57.Чижов К. Я. Международные валютно-финансовые организации капитализма: моногр. / К. Я. Чижов. - М.: Финансы, 1968. - С. 59.
58. Шумилов В. М. Международные экономические организации : учеб.- метод. пособ. / В. М. Шумилов. - М. : ДеКа, 2012. - Ч. 1. Общая часть. - С.
42.
59. Юдаева К.В. Основные причины оттока капитала из России // Экономическая политика. - 2012. № 1. С. 21-32.
60. Юровецкий В. Банки и банковские системы в сфере электронных денег // Банковское дело. 1995. № 3.
61.Soros G. Open Society. Reforming Global Capitalism // N.Y., - 2000.