В современный период, когда в развитии России сосуществуют достижения и противоречия, преодолеваются социально-экономические кризисные явления, присутствуют бездуховность и идеологический вакуум, происходит смена парадигм во многих сферах жизни общества, в том числе и в образовании, на основе обращения к общечеловеческим и национальным ценностям.
Развитие телекоммуникационных технологий и угроза экологической катастрофы, трагедии мировых войн и обострение межнациональных отношений, разрушение тоталитарных режимов различного толка и принятие в качестве приоритетной гуманистической парадигмы — весь этот исторический опыт человечества позволяет по-новому взглянуть на роль уникального культурно-исторического наследия каждого народа, отражающего многовековые традиции, обычаи и нравы, нормы взаимоотношений, национальное самосознание. Необходимо мобилизовать этнические и общечеловеческие духовные и материальные ресурсы, чтобы не остановиться в развитии, не выпасть за корму исторического процесса. К таковым ресурсам относятся и педагогические знания народа — народная педагогика. Народная педагогика имеет возможность бережного отношения к национально-культурным корням, сохраняя и передавая их подрастающим поколениям, способствует учету конкретных условий при решении общепедагогических проблем. Эти приоритеты народной педагогической культуры становятся общепризнанными. Одна из сложных задач общества — возрождение народной нравственности, духовности, обращение к роднику народной мудрости.
Становление и развитие народного воспитания осуществлялось в течение многих столетий. Многообразное народное творчество, в частности, фольклор, мифология, семейно-календарные традиции, обычаи и обряды, народные игры и другие средства воспитания, используемые народом, национальные ценности закладывали у детей качества патриота и гражданина. Полнота и глубина содержания, средств, методов и приемов народного воспитания были направлены на становление и развитие целостной личности, ее нравственности и эстетического отношения к действительности, способствовали тому, чтобы и народная философия и общественное мировоззрение могли становиться достоянием членов этноса. Это служило основой для образования культурного, ценностного и информационного пространства для совершенствования личности Народная мораль и народная идеология в наибольшей степени представлены в этнопедагогике. Актуальность этнопедагогической концепции
воспитания очевидна любой этнос сохраняется только благодаря собственной системе воспитания Спасительную, без преувеличения, миссию несут при этом народная педагогика, многовековая традиционная культура воспитания, которые оказались для всех народов самой жизнедеятельной, самой жизнеспособной педагогической системой (Г Н Волков) Этнопедагогика имеет возможность систематизации народных традиций (А Ш Гашимов, Б А Кадыров, Ш А Мирзоев, К П Пирлиев, И Ш Шоров и др), которые при условии их соблюдения являются системообразующими элементами педагогической культуры народов, превращаясь в прочные основы поведения Фактор востребованности делает этнопедагогическую проблему актуальной (Н В Силистрару)
Обращение к опыту народного воспитания заняло важное место в системе педагогической науки благодаря трудам В Ф Афанасьева, ГН Волкова, А Ш Гашимова, Д А Данилов, А 3 Измайлова, Б А Кадырова, Ш А -Мирзоева, Н Д Неустроева, И С Портнягин, К П Перлиева, И Ш Шорова, Я Н Ханбикова и др
Наиболее полно и всесторонне проблему народной педагогики исследовал ГН Волков, его труды выходят за пределы региональной (чувашской) народной педагогики, сыграв значительную роль в формировании народной педагогики вообще, в определении предмета, педагогических основ, методов, приемов, средств воспитания
В настоящее время во многих разрезах исследованы педагогические традиции разных народов адыгов (М М Тхуго, А И Шоров), армян (В X Арутюнян), азербайджанцев (А Ш Гашимов), алтайцев (РК Сана-басова), бурят (Э Ш Анганова, М С Васильева), грузин (А Ф Хинтибид-зе), дагестанцев (Ш А Мирзоев, 3 М Магомедова), молдован (Н В Силистрару), народов Севера (Н Д Неустроев), русских (Б А Александров, Г С Виноградов), татар (К Пирлиев, Я И Ханбиков), тувинцев (Т Т Мунзук, Г Д Сундуй), узбеков (Б А Кадыров, 3 Ф Миртурсунов), украинцев (М М Стельмахович, Л А Юда), чувашей (ГН Волков, М Г Харитонов), якутов (В А Афанасьев, Д А Данилов, И С Портнягин, А А Шадрина) и др Наряду с описанием этнических традиций и устного народного творчества этнопедагогические исследования содержат материал по вьшвлению оптимальных условий использования идей и опыта народной педагогики в воспитании учащихся (Э Ш Анганова, Т Т Мунзук, И С Портнягин, Н В Силистрару, М М Тхуго, Б Н Ховратович, 3 Я Якубова)
Историографические, методологические и теоретические проблемы изучения народной педагогики освещены Е Н Христовой, Ю Я Рудь Вопросы этнографии детства представлены в работах Г Спенсера, М Мид, И С Кона