ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ПОРТАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 5
1.1. Интернет-портал: определение, назначение, разновидности 5
1.2. Общие требования к порталу 6
1.3. Обзор образовательных порталов по кибербезопасности для школьников . 8
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПОРТАЛА ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 10
2.1. Основные аспекты создания образовательного портала по информационной безопасности 10
2.2. Техническое задание для разработки образовательного портала 12
2.3. Инструменты и технологии, используемые при создании учебного портала 17
2.4. Тестирование портала 28
2.5. Руководство пользователя и администрирование портала 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 40
Актуальность. В настоящее время, на этапе стремительного развития информационных технологий, информационная безопасность является одной из важнейших проблем современного общества. С каждым годом количество молодых пользователей глобальной сети увеличивается - на сегодняшний день 18% интернет-аудитории нашей страны составляют дети в возрасте до 14 лет. При этом среди детей 11-12 лет в среднем около половины имеют навыки безопасного использования интернета, а 21% из них практически ежедневно испытывает отрицательные эмоции из-за столкновения с негативным контентом в интернете. В связи с постоянным увеличением молодых пользователей глобальной сети, проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационных и телекоммуникационных сетях становится все более актуальной. Одним из способов профилактики информационной безопасности среди школьников 2-4 классов является создание специального образовательного портала.
Цель работы. Программная реализация учебного портала «Основы кибербезопасности» для учащихся 2-4 классов. Данный портал - дополнение учебной программы «Основы информационной безопасности», разработанной преподавателями Института вычислительной математики и информационных технологий и Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Поставленная цель достигается через поэтапное развертывание и решение следующих задач:
- описание интернет-портала, его назначения, разновидностей и общих требований к проектированию;
- описание образовательных порталов по кибербезопасности для школьников;
- разработка архитектуры учебного портала «Основы кибербезопасности» для школьников 2-4 классов;
- разработка программно-аппаратной части и логики сайта;
- создание базы данных.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В процессе выполнения данной работы был разработан веб-портал для повышения информационной грамотности, учащихся 2 - 4 классов. Была продумана структура портала. Интерфейс портала получился простым и удобным. Были продуманы роли для учащихся и преподавателей. Серверная составляющая была реализована с помощью PHP и MySQL. Такой стек был выбран для понимания процессов и особенностей языка.
В дальнейшем возможна миграция на один из современных фреймворков, как для серверной части, так и для клиентской части. Использование фреймворков должно быть осознанным - необходимо понимать внутреннее устройство логики фреймворка, чтобы в дальнейшем расширение портала с технической стороны не вызывало сложностей.
Были выбраны современные методы для хранения и прохождения тестов. Разработанная логика позволяет создавать до 20 вопросов в одном тесте, что довольно практично. Кроме тестирования на портале есть возможность изучать информацию через статьи. У каждого учащегося есть возможность отслеживать статистику, по пройденным тестам. Преподаватель имеет возможность просмотреть статистику любого учащегося. Веб-портал можно расширять и дополнять.
1. Публикация. Разница между порталом и сайтом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://thedifference.ru/otlichie-portala-ot-site/
2. Проект Фонда Развития Интернет при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Дети Онлайн» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://deti-online.com
3. Образовательно-выставочный проект «Дети в Интернете» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.safety.mts.ru/ru/deti v inete
4. Портал «Сетевичок» - группа онлайн-ресурсов, посвященных информационной защите детей [Электронный ресурс] - Режим доступа: httpV/сетевичок.рф
5. А. Бабаш, Е. Баранова, Д. Ларин. Информационная безопасность. История защиты информации в России. - М. : КДУ, 2013 . — С. 736
6. Выпускная квалификационная работа: метод.рекомендации. Хайруллина Л.Э., Миннегалиева Ч.Б., Галимянов А.Ф., Гафаров Ф.М. Казань, КФУ, 2016 https://shelly.kpfu.ru/e-
ksu/docs/F2102001994/Metod.ukazaniya dlya napisaniya bak.raboty.pdf
7. Руководство VS Code [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://code.visualstudio.com/
8. Руководство OpenServer [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ospanel.io/docs/
9. Дмитрий Котеров, Алексей Костарев. PHP. — СПб.: «БХВ-Петербург», 2005. — С. 1120.
10. К. Дж. Дейт. Введение в системы баз данных = Introduction to Database Systems. — 8-е изд. — М.: Вильямс, 2006. — С. 1328.
11. Стив Суэринг, Тим Конверс, Джойс Парк. PHP и MySQL = PHP 6 and MySQL 6 Bible. — 2-е издание. — М.: «Диалектика», 2010. — С. 912
12. Кузнецов Максим, Симдянов Игорь. PHP. Практика создания Web- сайтов. — 2-е изд. перераб. и доп. — СПб.: «БХВ-Петербург», 2008. —
38
С. 1264
13. Кузнецов Максим, Симдянов Игорь. Самоучитель MySQL 5. — Спб.: «БХВ-Петербург», 2006. — С. 560.
14. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //ru.wikipedia. org/wiki/PHP
15. В. Васвани. MySQL: использование и администрирование = MySQL Database Usage & Administration. — М.: «Питер», 2011. — 368 с.
16. Выпускная квалификационная работа: метод.рекомендации. Хайруллина Л.Э., Миннегалиева Ч.Б., Галимянов А.Ф., Гафаров Ф.М. Казань, КФУ, 2016 https://sheny.kpfu.ru/e-
ksu/docs/F2102001994/Metod.ukazaniya_dlya_napisaniya_bak.raboty.pdf