Каждый этап социального развития общества решает свои задачи и вносит новое в теорию и практику обучения
Одной из задач воспитания является формирование человека как активного деятеля, преобразователя окружающей действительности и самого себя. В связи с этим представляется важным затронуть вопрос о роли педагогической оценки и становлении человека (субъекта воспитания и самовоспитания) В определенном смысле педагогическую оценку можно рассматривать как форму внешнего социального контроля и детерминации психического развития человека Задача состоит в том, чтобы внешние требо¬вания к процессу познавательной деятельности стали личными требованиями ученика к самому себе Предрасположенность, стремление, готовность самого школьника следовать общественным нормам и требованиям становятся сред¬ствами внутреннего контроля (самоконтроля) и регуляции их собственной учебной деятельности и поведения Мера личной ответственности школьников за учение и поведение, в которой находит свое выражение определенный уровень самоконтроля, обусловлена различными объективными и субъективными условиями, сопутствующими тому или иному виду деятельности
Акцент на личностные аспекты мы делаем не случайно Цели и стремления личности в учебном процессе и за пределами школы, жизненные планы - все это стимулирует ряд вопросов "Что я могу, умею, знаю? Правильно ли оцениваю себя, свои силы? Правильно ли оценивают меня?"
Нередки противоречия между оценкой учителя и самооценкой ученика, несоответствия между подлинными возможностями ученика и процессом его деятельности и тем, как его видит учитель, между отметкой учителя и зна¬ниями ученика, между позицией, которую занимает ученик, и той, в которой он оказывается
Актуальность темы исследования требует изучения как системы обучения в целом, ориентированной на развитие самостоятельной, познавательной деятельности учаще¬
гося, так и личного становления ребенка с учетом формирования самоконтроля в учебной деятельности и самооценки своих достижений
Исследования, проведенные А К Марковой, показали, что внешний контроль превращается в самоконтроль только при усвоении учеником общей структуры учебной деятельности и всех ее компонентов Спектр исследований самостоятельной познавательной деятельности учащихся очень широк Они рассматривались на уровне проблемного обучения (Бабанский Ю К, Кулюткин Ю Н, Матюш-кин А М , Махмутов М И , Сухобская Г С , Талызина Н Ф и др ), на уровне системно-структурного исследования, процесса обучения и взаимосвязи его компонентов (Алексаши-на И Ю , Ильина Т И, Кириллова Г Д, Лернер ИЛ, Пидка-систый П И , Скаткин М Н, Тонконогая Е П, Щукина Г И, и др), на уровне процесса учения как одного из видов познавательной деятельности (Юдин 3 Г, Каган М С - в философии, Альбуханова-Славская А К , Леонтьев А Н, Ломов Б Ф и др - в психологии) Изучались вопросы мотивации (Леонтьев А Н , Эльконин Д Б , Давыдов В В , Репин В В , Маркова А К , Божович А И , Славина Л И , Щукина Г И и др ), взаимосвязи управления и самоуправления познавательной деятельностью (Громцева А К, Кулюткин Ю Н, Сухобская ГС и др), анализировались различные аспекты самостоятельной деятельности и самостоятельной работы учащихся (Александрова Т К , Голант Е Я, Кириллова Г Д, Лейкина Ю Н, Исаева Л А, Горычева С Н, Пидкасистый П Н, Феофилова Т Г , Галковская ИВ и др )
Исследователи приходят к выводу, что наиболее эффективные условия для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся заключены в системе развивающего обучения
Наш подход к вопросам развивающего обучения основывается на концепции Кирилловой Г Д, характеризующей систему обучения, обеспечивающую включение учащихся в процесс формирования системных обобщенных знаний и способов деятельности
Развивающая система обучения стимулирует поиско-
вую, творческую, самостоятельную деятельность учащихся Поэтому самоконтроль в системе развивающего обучения сопряжен с этими процессами.