ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ
|
Введение 3
Глава I История развития третейских судов в странах Западной Европы
§ 1 Зарождение третейских судов в странах Западной Европы 9
§ 2 Развитие третейских судов Западной Европы в эпоху Нового времени и современности 22
Глава II История развития третейских судов в России
§ 1 Третейские суды в дореволюционной России 30
§ 2 Третейские суды в советский период и в современной истории России 42
Заключение 53
Список литературы 58
Глава I История развития третейских судов в странах Западной Европы
§ 1 Зарождение третейских судов в странах Западной Европы 9
§ 2 Развитие третейских судов Западной Европы в эпоху Нового времени и современности 22
Глава II История развития третейских судов в России
§ 1 Третейские суды в дореволюционной России 30
§ 2 Третейские суды в советский период и в современной истории России 42
Заключение 53
Список литературы 58
История третейских судов в странах Западной Европы и России имеет богатую многовековую историю. Третейский суд и иные формы альтернативного разрешения споров получили свое наибольшее распространение в эпоху обычного права. При проведении линий соприкосновения с различными правовыми системами можно найти немало общих черт в возникновении и развитии института третейского суда. Многие исследователи акцентируют внимание на том, что третейские суды предшествовали государственным судам на заре возникновения государственности. Так, на раннем этапе развития римского права в судебных процессах зачастую «все присяжные выступали по отношению к сторонам исключительно как частные лица (judex privatum), а не в качестве представителей власти, обладающих силой государственного принуждения». При этом частный судья оценивал доказательства и выносил конкретное решение (iudicium) в намеченной судебным магистратом сфере .
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что институт третейского суда как способ разрешения споров был популярен во многих государствах. Обращение к третейским судьям основывалось на народных представлениях о том, что подобного рода разрешение споров в наибольшей степени отвечает представлениям о справедливости.
Несмотря на древние корни института третейского суда, в России она не получила должную степень поддержки со стороны государства и общества в целом. На то есть объективные причины. Во-первых, тоталитарный характер российского самодержавия, не допускающего мысли о свободном третейском
суде. Во-вторых, отсутствия крепкого социального класса, заинтересованного в наличии такого института, как третейский суд. В отличие от стран Западного Европы, в России купечество не имело такой большой вес в обществе и находилось в зависимости от архаичного феодального сословия-дворянства, которое являлось тормозом общественного прогресса. К примеру, А.И. Вицын пишет о том, что узаконенный третейский суд «сначала вызван был политическим обстоятельством, раздроблением Древней Руси, и существовал, пока существовало это раздробление. Но как скоро Москва стала единой главой единого тела, узаконенного третейского суда не стало: верховным судьей всей Русской земли сделался царь московский» .
Авторитарная самодержавная власть не желала считаться с институтом третейского суда, который мог бы стать альтернативой государственным судам. В конце концов это могло бы привести к передаче императивных государственных начал в пользу независимых субъектов, чего государственная власть не могла себе позволить. Именно поэтому государственные структуры не только не стремились поддерживать институт третейского суда, но и определенные исторические эпохи даже оказывали давления на третейское судопроизводство.
Авторитаризм царской власти и советской эпохи вкупе с историческим недоверием к индивидуализму и частной инициативе привело к тому что институт третейского суда не получил широкого развития в России. Причиной этому является также и сверхцентрализованность государственной системы и всех ее ресурсов, одним из которых является судебная власть. В странах Западной Европы институт третейского разбирательства предшествовал системе государственных судебных органов, а в последующие эпохи органично дополнял их.
В ХП в. в Западной Европе, уже на основе развития торгового права, возникали коллективные формы осуществления правосудия - торговые суды,
включающие суды рынков и ярмарок, суды купеческих гильдий, судьи которых
-5
избирались из купцов рынка или ярмарки, т.е. из уважаемых лиц своей среды . Де-факто они являлись первым примером торговых третейских судов, имевших высокое влияние в правовой системе средневековых европейских королевств.
В противовес королевскому законодательству возникает обособленное торговое право и торговые суды, социальной базой которого послужило зарождающееся торговое сословие-буржуазия. С началом эпохи промышленной революции в XVIII в., отношение к третейскому судопроизводству со стороны государства постепенно меняется в лучшую сторону.
В сегодняшней юридической литературе отмечается тот факт, что в России третейские суды не получили такого развития как в странах Западной Европы. Причиной тому, как уже было сказано, являлась неразвитость торговли и купеческого сословия, ибо еще на рубеже XVIII-XIX вв. отечественная торговля проходила лишь за наличные и без системы кредитования.
Несмотря на это развитие третейских судов в нашей стране прошло по тем же закономерностям, что и в странах Западной Европы. Как только возникают и укрепляются ростки рыночного хозяйствования, распространение получает и третейское разбирательство споров (последняя треть Х!Х в., нэповские 20-е гг. ХХ в., 90-е гг. ХХ в.). Если же рыночные отношения оказываются под запретом, то и институт третейского разбирательства приходит в упадок.
Полноценное развитие третейские суды получили уже в современной России с принятием Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» от 29 декабря 2015 г.
Объектом исследования является третейский суд, как один из способов альтернативного разрешения юридических конфликтов. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты эпохи Античности, Средневековья и Нового времени относящиеся к сфере третейских судов.
Актуальность исследования обусловлена принятием целого комплекса законодательства, регламентирующего вопросы третейских судов: Федерального закона РФ от 24.07. 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», ГПК РФ и АПК РФ, N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» от 29 декабря 2015 г.
Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. На протяжении более ста лет в нашей стране фактически не было проведено ни одного теоретического монографического исследования, посвященного вопросам отечественного и западноевропейского третейского судопроизводства. Существовавшие отдельные публикации в подавляющем большинстве затрагивали лишь вопросы практического функционирования третейских судов, совершенно не исследуя проблематику законодательной регламентации и теории третейского судопроизводства. Стоит отметить, что за период с 1917 г. и до конца XX в. в нашей стране были защищены четыре кандидатских диссертации по проблематике третейского судопроизводства (Гендзехадзе Е.Н. Третейский суд в СССР: Дис. . канд. юрид. наук. - М., 1954; Григоров А.А. Правовая природа и процедура внешнеторгового арбитража в СССР: Дис. . канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 1971; Виноградова Е.А. Правовые основы организации и деятельности третейского суда: Дис. (научный доклад) . канд. юрид. наук. - М., 1994), но, как представляется, они не могли проанализировать и исследовать, тем более в динамике, весь комплекс существующих в данной области проблем.
В настоящее время вопросы истории третейского суда исследуются многими авторами. Однако в подавляющем большинстве случаев их работы посвящены зарубежному опыту третейских судов, либо анализу подвергается один из имеющихся в данной области проблемных вопросов, или же проблематика деятельности третейских судов исследуется в комплексе с иными альтернативными способами урегулирования и разрешения споров.
С принятием в 2002 г. в Российской Федерации целого комплекса нормативных актов, в той или иной мере регламентирующих вопросы третейского судопроизводства и взаимодействия государственных судов с третейскими судами, возникла необходимость в системном исследовании названного правового института в свете нового законодательства.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что третейское судопроизводство России находится на начальном этапе развития и его проблемные аспекты нуждаются в глубоком, полном и всестороннем исследовании.
Целью диссертационного исследования сформирование целостного научного представления об основных этапах зарождения и становления третейского суда в Западной Европе и России, а также его развития в современном мире.
Для достижения указанных целей были определены следующие задачи:
1. Выявление первоисточников по теме истории развития третейских судов в России и странах Западной Европы;
2. Определение вектора развития третейских судов в Западной Европе в эпоху Нового времени и современности;
3. Доказать существование третейских судов в России в княжескому эпоху.
4. Обосновать правопреемственность советских международных третейских торговых судов с современными международными торговыми судами РФ.
Методологическую основу данного исследования составляют следующие методы познания: исторический, сравнительный, нормативно-правовой,
системно-функциональный, синтез, анализ, формально-юридический и иные специальные методы научного познания.
Научная новизна диссертационного исследования. Магистром была проведена работа по систематизации существующих теоретических знаний об истории третейских судов начиная с Античности и заканчивая современностью.
На защиту вынесены следующие положения:
1. Третейские суды имеют многовековую историю. Первые памятники относятся к эпохе Древнего Рима и Древней Греции. Основными задачами этих органов было рассмотрение незначительных споров и снижение загруженности государственных судов.
2. Правовой основой деятельности третейских судов в эпоху раннего средневековья являлся симбиоз римского и канонического права. В качестве примера можно привести варварские государства, образованные на территории Западной Римская империи. Движущей силой законодательных изменений в сфере третейских судов являлось торговое сословие. Результатом их деятельности является возникновение торговых третейских судов.
3. Институт третейского суда в России прошел аналогичный путь развития, что и в странах Западной Европы. Однако следует отметить запоздалость процесса его становления в правовой системе ввиду слабости купеческого сословия и торговых отношений.
4. В эпоху советского права институт третейского суда лишился роли независимого посредника в разрешении различных споров. Авторитарность советской власти привела к смещению деятельности третейских судов в сферу международных отношений. С распадом СССР Россия встала на путь приведения законодательной базы, регулирующей деятельность третейских судов в соответствии с международными стандартами.
В работе использованы источники истории государства и права России, а также учебная и научная литература, известных авторов О. И. Чистякова, И. А. Исаева, А. В. Ильина, В.Я. Гросула, Б.Н. Топорнина и др.
Cтруктурa исследoвaния oбуслoвлeна его предметом, ^лями и зaдaчaми. Cтруктурнo рaбoтa состоит из ввeдeния, двух гтав, в первой и второй главе два и заключения.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что институт третейского суда как способ разрешения споров был популярен во многих государствах. Обращение к третейским судьям основывалось на народных представлениях о том, что подобного рода разрешение споров в наибольшей степени отвечает представлениям о справедливости.
Несмотря на древние корни института третейского суда, в России она не получила должную степень поддержки со стороны государства и общества в целом. На то есть объективные причины. Во-первых, тоталитарный характер российского самодержавия, не допускающего мысли о свободном третейском
суде. Во-вторых, отсутствия крепкого социального класса, заинтересованного в наличии такого института, как третейский суд. В отличие от стран Западного Европы, в России купечество не имело такой большой вес в обществе и находилось в зависимости от архаичного феодального сословия-дворянства, которое являлось тормозом общественного прогресса. К примеру, А.И. Вицын пишет о том, что узаконенный третейский суд «сначала вызван был политическим обстоятельством, раздроблением Древней Руси, и существовал, пока существовало это раздробление. Но как скоро Москва стала единой главой единого тела, узаконенного третейского суда не стало: верховным судьей всей Русской земли сделался царь московский» .
Авторитарная самодержавная власть не желала считаться с институтом третейского суда, который мог бы стать альтернативой государственным судам. В конце концов это могло бы привести к передаче императивных государственных начал в пользу независимых субъектов, чего государственная власть не могла себе позволить. Именно поэтому государственные структуры не только не стремились поддерживать институт третейского суда, но и определенные исторические эпохи даже оказывали давления на третейское судопроизводство.
Авторитаризм царской власти и советской эпохи вкупе с историческим недоверием к индивидуализму и частной инициативе привело к тому что институт третейского суда не получил широкого развития в России. Причиной этому является также и сверхцентрализованность государственной системы и всех ее ресурсов, одним из которых является судебная власть. В странах Западной Европы институт третейского разбирательства предшествовал системе государственных судебных органов, а в последующие эпохи органично дополнял их.
В ХП в. в Западной Европе, уже на основе развития торгового права, возникали коллективные формы осуществления правосудия - торговые суды,
включающие суды рынков и ярмарок, суды купеческих гильдий, судьи которых
-5
избирались из купцов рынка или ярмарки, т.е. из уважаемых лиц своей среды . Де-факто они являлись первым примером торговых третейских судов, имевших высокое влияние в правовой системе средневековых европейских королевств.
В противовес королевскому законодательству возникает обособленное торговое право и торговые суды, социальной базой которого послужило зарождающееся торговое сословие-буржуазия. С началом эпохи промышленной революции в XVIII в., отношение к третейскому судопроизводству со стороны государства постепенно меняется в лучшую сторону.
В сегодняшней юридической литературе отмечается тот факт, что в России третейские суды не получили такого развития как в странах Западной Европы. Причиной тому, как уже было сказано, являлась неразвитость торговли и купеческого сословия, ибо еще на рубеже XVIII-XIX вв. отечественная торговля проходила лишь за наличные и без системы кредитования.
Несмотря на это развитие третейских судов в нашей стране прошло по тем же закономерностям, что и в странах Западной Европы. Как только возникают и укрепляются ростки рыночного хозяйствования, распространение получает и третейское разбирательство споров (последняя треть Х!Х в., нэповские 20-е гг. ХХ в., 90-е гг. ХХ в.). Если же рыночные отношения оказываются под запретом, то и институт третейского разбирательства приходит в упадок.
Полноценное развитие третейские суды получили уже в современной России с принятием Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» от 29 декабря 2015 г.
Объектом исследования является третейский суд, как один из способов альтернативного разрешения юридических конфликтов. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты эпохи Античности, Средневековья и Нового времени относящиеся к сфере третейских судов.
Актуальность исследования обусловлена принятием целого комплекса законодательства, регламентирующего вопросы третейских судов: Федерального закона РФ от 24.07. 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», ГПК РФ и АПК РФ, N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» от 29 декабря 2015 г.
Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. На протяжении более ста лет в нашей стране фактически не было проведено ни одного теоретического монографического исследования, посвященного вопросам отечественного и западноевропейского третейского судопроизводства. Существовавшие отдельные публикации в подавляющем большинстве затрагивали лишь вопросы практического функционирования третейских судов, совершенно не исследуя проблематику законодательной регламентации и теории третейского судопроизводства. Стоит отметить, что за период с 1917 г. и до конца XX в. в нашей стране были защищены четыре кандидатских диссертации по проблематике третейского судопроизводства (Гендзехадзе Е.Н. Третейский суд в СССР: Дис. . канд. юрид. наук. - М., 1954; Григоров А.А. Правовая природа и процедура внешнеторгового арбитража в СССР: Дис. . канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 1971; Виноградова Е.А. Правовые основы организации и деятельности третейского суда: Дис. (научный доклад) . канд. юрид. наук. - М., 1994), но, как представляется, они не могли проанализировать и исследовать, тем более в динамике, весь комплекс существующих в данной области проблем.
В настоящее время вопросы истории третейского суда исследуются многими авторами. Однако в подавляющем большинстве случаев их работы посвящены зарубежному опыту третейских судов, либо анализу подвергается один из имеющихся в данной области проблемных вопросов, или же проблематика деятельности третейских судов исследуется в комплексе с иными альтернативными способами урегулирования и разрешения споров.
С принятием в 2002 г. в Российской Федерации целого комплекса нормативных актов, в той или иной мере регламентирующих вопросы третейского судопроизводства и взаимодействия государственных судов с третейскими судами, возникла необходимость в системном исследовании названного правового института в свете нового законодательства.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что третейское судопроизводство России находится на начальном этапе развития и его проблемные аспекты нуждаются в глубоком, полном и всестороннем исследовании.
Целью диссертационного исследования сформирование целостного научного представления об основных этапах зарождения и становления третейского суда в Западной Европе и России, а также его развития в современном мире.
Для достижения указанных целей были определены следующие задачи:
1. Выявление первоисточников по теме истории развития третейских судов в России и странах Западной Европы;
2. Определение вектора развития третейских судов в Западной Европе в эпоху Нового времени и современности;
3. Доказать существование третейских судов в России в княжескому эпоху.
4. Обосновать правопреемственность советских международных третейских торговых судов с современными международными торговыми судами РФ.
Методологическую основу данного исследования составляют следующие методы познания: исторический, сравнительный, нормативно-правовой,
системно-функциональный, синтез, анализ, формально-юридический и иные специальные методы научного познания.
Научная новизна диссертационного исследования. Магистром была проведена работа по систематизации существующих теоретических знаний об истории третейских судов начиная с Античности и заканчивая современностью.
На защиту вынесены следующие положения:
1. Третейские суды имеют многовековую историю. Первые памятники относятся к эпохе Древнего Рима и Древней Греции. Основными задачами этих органов было рассмотрение незначительных споров и снижение загруженности государственных судов.
2. Правовой основой деятельности третейских судов в эпоху раннего средневековья являлся симбиоз римского и канонического права. В качестве примера можно привести варварские государства, образованные на территории Западной Римская империи. Движущей силой законодательных изменений в сфере третейских судов являлось торговое сословие. Результатом их деятельности является возникновение торговых третейских судов.
3. Институт третейского суда в России прошел аналогичный путь развития, что и в странах Западной Европы. Однако следует отметить запоздалость процесса его становления в правовой системе ввиду слабости купеческого сословия и торговых отношений.
4. В эпоху советского права институт третейского суда лишился роли независимого посредника в разрешении различных споров. Авторитарность советской власти привела к смещению деятельности третейских судов в сферу международных отношений. С распадом СССР Россия встала на путь приведения законодательной базы, регулирующей деятельность третейских судов в соответствии с международными стандартами.
В работе использованы источники истории государства и права России, а также учебная и научная литература, известных авторов О. И. Чистякова, И. А. Исаева, А. В. Ильина, В.Я. Гросула, Б.Н. Топорнина и др.
Cтруктурa исследoвaния oбуслoвлeна его предметом, ^лями и зaдaчaми. Cтруктурнo рaбoтa состоит из ввeдeния, двух гтав, в первой и второй главе два и заключения.
Современный мир, живущий по законам рыночной экономики, не представляется без таких обще-демократических принципов как равенство участников гражданского оборота, автономия их воли и свобода договора. Плюсы рыночной экономики неоспоримы и заключаются в свободе предпринимательской деятельности. Но вместе с тем это приводит и к увеличению судебных тяжб, что негативно отражается на загруженности государственной судебной системы. Выходом из этой ситуации является популяризация альтернативных методов разрешения споров, в частности третейских судов.
Институт третейского разбирательства берет развитие в нашей стране с
глубокой древности. Первым памятником отечественного третейского
судопроизводства являются летописи XII века. Как утверждал А.И. Вицын, "все
писатели единогласно повторяют, что суд посредников, частных лиц,
предшествовал суду общественной власти" и "третейский суд - первобытная
форма суда, общая многим народам". Исходя из вышесказанного, можно
сделать вывод, что институт третейского разбирательства существовал в России
в протогосударственный период, но документальные подтверждения на этот
счет, к сожалению, отсутствуют. Летописи достоверно подтверждают
существование этого вида судов уже в XIV в. (Ипатьевская летопись 1169 г.
рассказывающая о споре Великого князя с удельным князем, рассмотренном по
правилам третейского разбирательства с участием доверенных с обеих сторон).
Следующее упоминание разбирательства при посредниках встречается в
договорной грамоте Великого князя Дмитрия Ивановича Донского с князем
Серпуховским Владимиром Андреевичем Храбрым 1362 г., где имеется
следующая запись: "А чего я буду искать на твоих бояр, или чего ты будешь
искать на моих бояр, мы пошлем каждый по боярину, они и будут судить, а
если их голоса разделятся, то рассудит их третий, кого они изберут". Следует
53
иметь в виду, что разбирательство через "третей" должно было стать оптимальным для управляющего сословия в период раздробленности Древней Руси, при ее постоянных междоусобицах. Неоспоримым преимуществом третейских судов для податных сословий было отсутствие высоких государственных пошлин.
С воцарением Ивана IV система третейских судов получает государственную поддержку. Законодательное закрепление силы третейского решения впервые произошло в Соборном Уложении 1649 г. К концу XVII века система третейских судов стала органичной частью российской судебной системы.
Процесс поиска иных форм эффективного разрешения споров занял у отечественных юристов практически два века. Подтверждением тому служит тот факт, что за период начала 18 века - середины 19 века было принято около 20 актов, регулирующих разрешение споров с участием посредника по обычаям и принципам третейского суда.
Хотя такое большое количество различных нормативных актов, регламентирующих третейское судопроизводство в России XVII-XIX веков, и базировалось на статье Соборного Уложения "О третейском суде" 1649 г., однако пользоваться ими на практике было крайне затруднительно. Наличие многочисленных правовых коллизий явилось серьезным препятствием как для обращения в третейский суд, так и последующей его деятельности. 15 апреля 1831 г. императором Николаем I было утверждено Положение о Третейском суде. С принятием этого Положения упразднялись все ранее принятие законодательные акты, регламентирующие деятельность третейских судов.
В первое десятилетие царствования императора Александра II система третейских судов претерпела незначительные изменения. С увеличением товарно-денежного оборота в России назрела потребность в рассмотрении экономических спорах в судах, компетенции и независимости которых у сторон не вызывало сомнений. Так возникли первые «узаконенные» третейские суды, ведавшие разрешение корпоративных споров. При разрешении споров судам было регламентировано придерживаться правил делового оборота и торговых обычаев. Истец и ответчик были вправе определить на основании какого договора или правового обычая следует разрешить спор. В случае не достижения консенсуса, спор разрешался по закону. При уклонении истца или ответчика от выборов посредника, то он назначался государственным судьей. В большинстве случаев посредниками являлись чиновники из канцелярии государственных судов. Отказ от назначения посредниками в их случае не принимались. Наряду с узаконенным третейским судом существовал и добровольный. Отличие добровольного третейского суда от узаконенного было в том, что он устанавливался добровольно по усмотрению сторон, и его решение было окончательным и обжалованию не подлежало.
Положение о Третейском суде 1831 г. было включено целиком в Свод Законов Российской Империи издания 1833 г. и переиздано с некоторыми дополнениями в 1842 и 1857 гг. Судебной реформой 1864 г. узаконенный третейский суд законодательно был отменен, но фактически он перестал существовать еще раньше.
Несмотря на политику либерализации и оптимизации законодательной базы, третейские суды не получили дальнейшего развития в обществе. По воспоминаниям современников, к началу 20 века в Российской империи функционировало очень малое количество третейских судов.
С приходом к власти большевиков, институт третейского суда был признан как один из альтернативных способов разрешения споров. Декрет о суде 24 ноября 1917г., ГПК 1922 и 1924 гг. содержали положения о третейском суде.
Законодательное закрепление деятельности третейских судов имело свое отражение в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (1961 г.), ГПК РСФСР (1964 г.) и в других нормативных актах. Так, разрешение третейскими судами споров между советскими организациями в СССР стало возможным после появления Постановления Совета Министров СССР от 23 июля 1959 г. "Об улучшении работы государственного арбитража" . Позже третейское разбирательство регулировалось Положением "О третейском суде для разрешения хозяйственных споров между объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями", утвержденным Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 30 декабря 1975г. N 121. Характерно, что в этот период третейские суды формировались сторонами для рассмотрения конкретного спора.
Тем не менее, в условиях административно-командной системы третейский суд не получил широкого распространения и законодательного развития в СССР. Как исключения, можно назвать только два третейский суда - Морская арбитражная комиссия и Внешнеторговая арбитражная комиссия, созданные при Всесоюзной Торговой Палате СССР соответственно в 1930 и 1932 гг. Эти суды сохранились до сегодняшних дней изменив лишь названия - Морская арбитражная комиссия и Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-Промышленной Палате Российской Федерации.
Новый этап развития третейских судов начался в 1991 г. с принятия закона "Об арбитражном суде", содержавшего в ст. 7 "право на обращение в третейский суд и к посреднику". В 1992 и 1993 гг. были приняты два нормативных акта о третейском суде: "Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров" и закон "О международном коммерческом арбитраже". Временное положение о третейском суде положило начало формированию третейских судов в России. Третейские суды стали создаваться по всей стране при самых разнообразных организациях: торговопромышленных палатах субъектов РФ, биржах, ассоциациях, объединениях и т.п. Только в 1993 г. в РФ при различных биржах было создано более 400 постоянно действующих третейских судов, что в пять раз превышало общее количество государственных арбитражных судов. 21 декабря 2017 г. был принят Закон РФ от 15 декабря 2015 г. N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».
Но помимо этих новых законодательных актов до настоящего времени действуют Приложение 3 к ГПК РСФСР 1964г., а так же ряд международных соглашений как России, так и СССР.
Неоднородность законодательства и отсутствие системности уже не первый раз в истории нашей страны порождают неоднозначное толкование правомочий и компетенции третейского суда. Эти объективные недостатки вынудили, казалось бы, законодателя идти на развитие правовых основ данного института, следствием чего стало принятие Г осударственной Думой федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" в 2002 г. Развитие третейских судов имеет большое значение для России. Основными преимуществами этого суда перед государственными могут быть экономия времени и средств на издержках, возможность негласного разбирательства и легитимный выбор судей для узкопрофессионального разбирательства. Эти аспекты несомненно окажутся востребованными в деловой среде и в конечном счете приведут к популяризации института третейского разбирательства.
Институт третейского разбирательства берет развитие в нашей стране с
глубокой древности. Первым памятником отечественного третейского
судопроизводства являются летописи XII века. Как утверждал А.И. Вицын, "все
писатели единогласно повторяют, что суд посредников, частных лиц,
предшествовал суду общественной власти" и "третейский суд - первобытная
форма суда, общая многим народам". Исходя из вышесказанного, можно
сделать вывод, что институт третейского разбирательства существовал в России
в протогосударственный период, но документальные подтверждения на этот
счет, к сожалению, отсутствуют. Летописи достоверно подтверждают
существование этого вида судов уже в XIV в. (Ипатьевская летопись 1169 г.
рассказывающая о споре Великого князя с удельным князем, рассмотренном по
правилам третейского разбирательства с участием доверенных с обеих сторон).
Следующее упоминание разбирательства при посредниках встречается в
договорной грамоте Великого князя Дмитрия Ивановича Донского с князем
Серпуховским Владимиром Андреевичем Храбрым 1362 г., где имеется
следующая запись: "А чего я буду искать на твоих бояр, или чего ты будешь
искать на моих бояр, мы пошлем каждый по боярину, они и будут судить, а
если их голоса разделятся, то рассудит их третий, кого они изберут". Следует
53
иметь в виду, что разбирательство через "третей" должно было стать оптимальным для управляющего сословия в период раздробленности Древней Руси, при ее постоянных междоусобицах. Неоспоримым преимуществом третейских судов для податных сословий было отсутствие высоких государственных пошлин.
С воцарением Ивана IV система третейских судов получает государственную поддержку. Законодательное закрепление силы третейского решения впервые произошло в Соборном Уложении 1649 г. К концу XVII века система третейских судов стала органичной частью российской судебной системы.
Процесс поиска иных форм эффективного разрешения споров занял у отечественных юристов практически два века. Подтверждением тому служит тот факт, что за период начала 18 века - середины 19 века было принято около 20 актов, регулирующих разрешение споров с участием посредника по обычаям и принципам третейского суда.
Хотя такое большое количество различных нормативных актов, регламентирующих третейское судопроизводство в России XVII-XIX веков, и базировалось на статье Соборного Уложения "О третейском суде" 1649 г., однако пользоваться ими на практике было крайне затруднительно. Наличие многочисленных правовых коллизий явилось серьезным препятствием как для обращения в третейский суд, так и последующей его деятельности. 15 апреля 1831 г. императором Николаем I было утверждено Положение о Третейском суде. С принятием этого Положения упразднялись все ранее принятие законодательные акты, регламентирующие деятельность третейских судов.
В первое десятилетие царствования императора Александра II система третейских судов претерпела незначительные изменения. С увеличением товарно-денежного оборота в России назрела потребность в рассмотрении экономических спорах в судах, компетенции и независимости которых у сторон не вызывало сомнений. Так возникли первые «узаконенные» третейские суды, ведавшие разрешение корпоративных споров. При разрешении споров судам было регламентировано придерживаться правил делового оборота и торговых обычаев. Истец и ответчик были вправе определить на основании какого договора или правового обычая следует разрешить спор. В случае не достижения консенсуса, спор разрешался по закону. При уклонении истца или ответчика от выборов посредника, то он назначался государственным судьей. В большинстве случаев посредниками являлись чиновники из канцелярии государственных судов. Отказ от назначения посредниками в их случае не принимались. Наряду с узаконенным третейским судом существовал и добровольный. Отличие добровольного третейского суда от узаконенного было в том, что он устанавливался добровольно по усмотрению сторон, и его решение было окончательным и обжалованию не подлежало.
Положение о Третейском суде 1831 г. было включено целиком в Свод Законов Российской Империи издания 1833 г. и переиздано с некоторыми дополнениями в 1842 и 1857 гг. Судебной реформой 1864 г. узаконенный третейский суд законодательно был отменен, но фактически он перестал существовать еще раньше.
Несмотря на политику либерализации и оптимизации законодательной базы, третейские суды не получили дальнейшего развития в обществе. По воспоминаниям современников, к началу 20 века в Российской империи функционировало очень малое количество третейских судов.
С приходом к власти большевиков, институт третейского суда был признан как один из альтернативных способов разрешения споров. Декрет о суде 24 ноября 1917г., ГПК 1922 и 1924 гг. содержали положения о третейском суде.
Законодательное закрепление деятельности третейских судов имело свое отражение в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (1961 г.), ГПК РСФСР (1964 г.) и в других нормативных актах. Так, разрешение третейскими судами споров между советскими организациями в СССР стало возможным после появления Постановления Совета Министров СССР от 23 июля 1959 г. "Об улучшении работы государственного арбитража" . Позже третейское разбирательство регулировалось Положением "О третейском суде для разрешения хозяйственных споров между объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями", утвержденным Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 30 декабря 1975г. N 121. Характерно, что в этот период третейские суды формировались сторонами для рассмотрения конкретного спора.
Тем не менее, в условиях административно-командной системы третейский суд не получил широкого распространения и законодательного развития в СССР. Как исключения, можно назвать только два третейский суда - Морская арбитражная комиссия и Внешнеторговая арбитражная комиссия, созданные при Всесоюзной Торговой Палате СССР соответственно в 1930 и 1932 гг. Эти суды сохранились до сегодняшних дней изменив лишь названия - Морская арбитражная комиссия и Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-Промышленной Палате Российской Федерации.
Новый этап развития третейских судов начался в 1991 г. с принятия закона "Об арбитражном суде", содержавшего в ст. 7 "право на обращение в третейский суд и к посреднику". В 1992 и 1993 гг. были приняты два нормативных акта о третейском суде: "Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров" и закон "О международном коммерческом арбитраже". Временное положение о третейском суде положило начало формированию третейских судов в России. Третейские суды стали создаваться по всей стране при самых разнообразных организациях: торговопромышленных палатах субъектов РФ, биржах, ассоциациях, объединениях и т.п. Только в 1993 г. в РФ при различных биржах было создано более 400 постоянно действующих третейских судов, что в пять раз превышало общее количество государственных арбитражных судов. 21 декабря 2017 г. был принят Закон РФ от 15 декабря 2015 г. N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».
Но помимо этих новых законодательных актов до настоящего времени действуют Приложение 3 к ГПК РСФСР 1964г., а так же ряд международных соглашений как России, так и СССР.
Неоднородность законодательства и отсутствие системности уже не первый раз в истории нашей страны порождают неоднозначное толкование правомочий и компетенции третейского суда. Эти объективные недостатки вынудили, казалось бы, законодателя идти на развитие правовых основ данного института, следствием чего стало принятие Г осударственной Думой федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" в 2002 г. Развитие третейских судов имеет большое значение для России. Основными преимуществами этого суда перед государственными могут быть экономия времени и средств на издержках, возможность негласного разбирательства и легитимный выбор судей для узкопрофессионального разбирательства. Эти аспекты несомненно окажутся востребованными в деловой среде и в конечном счете приведут к популяризации института третейского разбирательства.
Подобные работы
- ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Третейское разбирательство гражданско-правовых споров
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - ТРЕТЕЙСКИЙ СУД КАК ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2015 - Третейское судопроизводство в Российской Федерации
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Институт судебного контроля в отношении третейских судов (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Состав и полномочия арбитражного суда субъекта Российской Федерации (Российский Государственный Университет Правосудия)
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2023 - Третейское разбирательство предпринимательских споров
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Суд и прокурор в гражданском процессе
Дипломные работы, ВКР, гражданский процесс. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2009 - Система правовых средств регулирования и разрешения
юридических конфликтов, связанных с осуществлением коммерческой
деятельности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



