ВВЕДЕНИЕ 6
1 АНАЛИЗ УСТРОЙСТВА И КОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
СЦЕПЛЕНИЯ И КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ 8
1.1 Устройство двухдискового сцепления автомобилей КАМАЗ 8
1.2 Анализ конструктивных особенностей коробок передач 12
2 АНАЛИЗ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ И КОРОБКИ
ПЕРЕДАЧ 21
2.1 Факторы. определяющие надежность агрегатов трансмиссии 21
2.2 Отказы и неисправности сцепления в эксплуатации 24
2.3. Анализ изменения геометрических параметров среднего, 28
нажимного диска и маховика 28
2.3.1 Влияние износа сцепления на состояние маховика 28
2.3.2 Влияние износа на состояние фрикционных поверхностей деталей
сцепления 33
2.3.3 Влияние износа на состояние ведомых дисков 34
2.4 Отказы и неисправности коробок передач 37
2.5 Изменение сопряжений коробки передач в эксплуатации 40
2.5.1 Шлицевое сопряжение вторичного вала 40
с синхронизатором 4-й и 5-й передач 40
2.5.2 Сопряжения наружных обойм подшипников 41
с картером коробки передач 41
2.5.3 Сопряжения роликовых подшипников 42
шестерни шеек вторичного вала 42
3 ПРОЦЕССЫ ИЗНАШИВАНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА
НАДЕЖНОСТЬ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ 44
3.1 Влияние сцепления на состояние передней крышки заднего
подшипника первичного вала коробки передач 44
3.2 Анализ вибраций и колебаний передающихся от сцепления к коробке
передач 45
4 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ИЗМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 53
4.1. Закономерности изменения износа деталей коробки передач 53
4.2 Обоснование методов диагностирования опорных подшипников
коробки передач автомобиля КАМАЗ в эксплуатации 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
Актуальность темы исследования. Агрегаты трансмиссии определяют надежность автомобиля в целом и должны иметь достаточно большой ресурс. Несмотря на многолетние опыты эксплуатации и совершенствования конструкции, коробки передач автомобилей КАМАЗ отечественного производства остаются проблемными в эксплуатации. Поэтому проведение исследований по данной теме актуально и своевременно.
Трансмиссия автомобиля испытывает динамические нагрузки со стороны дороги, также со стороны двигателя. При этом надежность каждого агрегата: сцепления, коробки передач, карданной передачи, ведущего моста между собой взаимосвязаны. В данной работе рассматривается исследование надежности коробки передач как единая система в составе сцепления.
Объекты исследования: двухдисковое сцепление автомобилей КАМАЗ и коробка передач моделей 14, 142, 152.
Предмет исследования - износы, неисправности и отказы элементов сцепления и коробки передач автомобилей КАМАЗ.
Цель работы: на основе анализа изменения технического состояния коробки передач и сцепления в процессе эксплуатации и выявить механизм взаимного влияния.
Для достижения поставленной цели сформулированы задачи исследования:
- обосновать зависимости показателей технического состояния коробки передач от наработки и технического состояния сцепления.
- обосновать систему диагностирования технического состояния коробки передач исходя из влияния технического состояния и отказов основных элементов сцепления;
- предложить пути повышения надежности коробки передач и сцепления своевременными техническими воздействиями.
Методы исследования. Исследования выполнены с использованием основных положений теории трения и изнашивания, закономерностей технической эксплуатации автомобилей.
Научная новизна магистерской диссертации:
1) установлены зависимости взаимного влияния отказов сцепления на надежность коробки передач;
2) выявлено распределение отказов коробки передач автомобиля КАМАЗ;
3) предложены подходы к диагностированию технического состояния сцепления и коробки передач.
Практическая значимость работы: полученные результаты могут быть использованы для принятия стратегий обеспечения работоспособности коробки передач на производственно-технических базах автотранспортных предприятий, грузовых автосервисных станций, авторемонтных заводов.
Апробация работы. Материалы исследования докладывались в Итоговой научно-образовательной конференция студентов
Набережночелнинского института (филиала) Казанского федерального университета (г. Набережные Челны, 2016 г., 2018 г.).
Публикации. По теме диссертации опубликованы 2 научные работы.
Содержание работы. В первом разделе проведен анализ конструкций сцепления и коробки передач автомобилей КАМАЗ.
Во втором разделе проведен анализ отказов сцепления и коробок передач грузовых автомобилей в эксплуатации на основании работ Г.Г. Туркеева, А.С. Денисова, А.Т. Кулакова, А.А. Макушина, Ш.С. Хуснетдинова и других исследователей.
В третьем разделе представлены зависимости надежности коробки передач от технического состояния сцепления.
В четвертом разделе представлено практическое использование результатов исследований, направленное на повышение надежности коробок передач автомобилей КАМАЗ и как следствие повышение эффективности эксплуатации автомобилей, предложены подходы к диагностированию технического состояния.
В данной работе была исследована взаимосвязь отказов и неисправностей коробки передач и сцепления автомобиля КАМАЗ.
Анализированы их отказы и причины отказов.
Были сделаны выводы о том, что причиной возникновения отказа синхронизаторов IV-V передач является дисбаланс сцепления из-за смещения среднего диска.
Огромные значения дисбалансных сил периодически приводят к нарушению контакта в шлицевых соединениях синхронизатора.
Предложен подход по прогнозированию технического состояния сцепления и коробки передач по диагностическим параметрам.
1. Авдонькин Ф.Н. Изменение технического состояния автомобиля в процессе эксплуатации. - Саратов, Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1973. - 191 с.
2. Авдонькин Ф.Н. Теоретические основы технической эксплуатации автомобилей. - М.: Транспорт, 185. - 215 с.
3. Авдонькин Ф.Н. Текущий ремонт автомобилей. - М.: Транспорт. - 269 с.
4. Авдонькин Ф.Н. Оптимизация изменения технического состояния автомобиля. - М.: Транспорт, 1993. - 325 с.
5. Авдонькин Ф.Н., Денисов А.С., Сафонов В.А. Изменение технического состояния зубчатых передач в процессе эксплуатации автомобиля // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 1978, №3. - С.46-50.
6. Авдонькин Ф.Н., Денисов А.С., Макушин А.А. Надежность и эффективность автомобилей КамАЗ // Автомобильная промышленность, 1986, №5. - С.21-22.
7. Автомобили КамАЗ. Руководство по техническому обслуживанию и ремонту. - М.: В/О Автоэкспорт. - 416 с.
8. Азаматов Р.А., Дажин В.Г., Кулаков А.Т., Модин А.И. Восстановление деталей автомобилей КамАЗ / Под ред. В.Г. Дажина. - Набережные Челны: КамАЗ, 1994, - 215с.
9. Басков В.Н., Тарасов В.Б. Влияние эксплуатационных факторов на интенсивность изменения технического состояния агрегатов автомобиля КамАЗ // Эффективность использования автомобильного транспорта: Межвуз. науч. сб. / Сарат. политехн. ин-т. - Саратов, 1987. - С.19-21.
10. Безверхий С.Ф., Диденко М.Н., Петровский Д.В. Анализ повреждаемости деталей механических трансмиссий при нормальных и форсированных полигонных испытаниях // Труды НАМИ, 1977. Вып. 162. - С. 54-72.
11. Билик Ш.М. Макрогеометрия деталей машин. - М.: Машиностроение, 1973. - 344 с.
12. Вайнберг Дж., Шумекер Дж. Статистика. - М.: Статистика. 1979. - 389 с.
13. Веденяпин Г.В., Киртбая Ю.К., Сергеев М.П. Эксплуатация машинно-тракторного парка. - М.: Изд-во с/х лит. журн. и плакатов, 1963. - 343.
14. Великанов, Д.П. Эффективность автомобиля. - М.: Транспорт, 1969. - 240 с.
15. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. - М.: Наука, 1969. - 435 с.
16. Вознесенский В.А. Планирование эксперимента в техникоэкономических исследованиях. - М.: Финансы и статистика, 1981. - 263 с.
17. Волков К.Н. Прогнозирование надежности механических систем. - М.: Машиностроение, 1978. - 208 с.
18. Гальперин А.С., Шипков И.В. Прогнозирование числа ремонтов машин. - М.: Машиностроение, 1973. - 112 с.
19. Говорущенко Н.Я. Техническая эксплуатация автомобилей. - Харьков: Вища школа, 1984. - 312 с.
20. Гогайзель А.В. Исследование метода диагностирования силовых передач автомобиля // Автомобильная промышленность, 1975, №3, с 27-30.
21. Гольд Б.В., Оболенский Е.П., Стефанович Ю.Г., Трофимов О.Ф. Прочность и долговечность автомобиля. - М.: Машиностроение, 1974. - 328 с.
22. .Денисов А.С. Изнашивание шестерен коробки передач в процессе эксплуатации / А.С. Денисов, Г.Г. Туркеев // Совершенствование технологии восстановления и упрочнения деталей машин. Межвуз. науч. сб. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2002. С.35-37 (0,2/0,1 п.л.)
23. Денисов А.С. Надежность автомобилей в различных условиях эксплуатации. - Сарат. политехн. ин-т. - Саратов. 1986. - 85 с.
24. Денисов А.С., Беликов П. Экспресс-ремонт автомобилей на АТП // Автомобильный транспорт. 1989, №2. - с. 31-32.
25. Денисов А., Беликов П., Данилов И. Что дает предупредительный ремонт? // Автомобильный транспорт. 1990, №5. - с. 35-37.
26. Денисов А.С. Оперативно-производственное планирование текущего ремонта в АТП/ Сарат. политехн. ин-т. - Саратов, 1991. - 46 с.
27. Денисов А.С. Ресурсосберегающие структуры эксплуатационно - ремонтного цикла агрегатов автомобиля / А.С. Денисов, Баланцов Л.Б., Беликов А.П., Г.Г. Туркеев // Автотранспортное предприятие, 2008, №5. С.48-52(0,5/0,12 п.л.)
28. Денисов А.С., Цепцура А.Н. Оценка эффективности предупредительного ремонта главных передач автомобилей КамАЗ // Эксплуатация транспорта в новых экономических условиях: Межвуз. науч. сб. / Сарат. техн. ун-т. - Саратов. 1994. - С. 71-75.
29. Денисов А.С., Кокушкин А.Б., Козьменко В.Ю. Изменение технического состояния больших масляных насосов ГМП в процессе эксплуатации // Эксплуатация автомобильного транспорта: Межвуз. науч. сб. / Сарат. техн. ун-т. - Саратов. 1997. - С. 38-39.
30. Денисов А.С. Кокушкин А.Б. Ремонт гидромеханических передач автомобилей // Автомобильный транспорт. 1998, №5. - с. 38-39.
31. Денисов А.С. Основы формирования эксплуатационно-ремонтного цикла автомобилей. Саратов: Сарат. техн. ун-т. 1994. - 352 с.
32. Денисов А.С. Теоретические основы автосервиса. Изменение технического состояния элементов автомобиля в процессе эксплуатации. Саратов: Сарат. техн. ун-т. 1999. - 120 с.
33. Дехтеринский Л.В., Карагодин В.Н. Концентрация и специализация ремонтного производства. - М.: МАДИ, 1980. - 82 с.
34. Ермолов Л.С., Кряжков В.М., Черкун В.Е. Основы надежности сельскохозяйственной техники - М.: Колос, 1982. - 271 с.
35. Ефимов В. . Андрианов Ю. . Централизованные специализированные производства // Автомобильный транспорт. 1988, №6. - с. 31-33.
36. Захаров В.П. Совершенствование структуры эксплуатационно - ремонтного цикла двигателей КАМАЗ-Евро с учетом технического состояния :дисс. ... канд. техн. наук : 05.20.03 / В.П. Захаров. - Саратов, 2011. - 145.
37. Зорин В.А. Физические основы надежности машин. - М.: Моск. автомоб. дор. ин-т, 1981. - 456 с.
38. Иванова В.С., Терентьев В.Ф. Природа усталости металлов. - М.: Металлургия, 1975. - 456 с.
39. Иванов В.Н. Расчет шлицевых соединений / В.Н Иванов.- М.: МВТУ им. Н.Э. Баумана, 1985. - 24 с.
40. Иващенко Н.Н. Технология ремонта автомобилей. - Киев: Издательское объединение «Вища школа», 1977. - 360 с.
41. Кос И.И., Зорин В.А. Основы надежности дорожных машин. - М.: Машиностроение, 1978. - 165 с.
42. Костецкий Б.И. Носовский И.Г., Бершадский Л.И., Караулов А.И. Надежность и долговечность машин. - Киев: Техника, 1975. - 408 с.
43. Кочнов В.Н. Использование шестерен главной передачи автомобилей ЗИЛ при капитальном ремонте // Автомобильный транспорт. 1971, №10. - с. 27-30.
44. Крагельский И.В. Трение и износ. - М.: Машиностроение, 1968. - 482 с.
45. Крамаренко Г.В. Техническое обслуживание автомобилей. - М.: Транспорт, 1968. - 398 с.
46. Кугель Р.В. Долговечность автомобилей. - М.: Машгиз, 1961, 432 с.
47. Кузнецов Е.С. Управление технической эксплуатацией автомобилей . - М.: Транспорт, 1990. - 272 с.
48. Кузнецов Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей в США. - М.: Транспорт, 1992. - 352 с.
49. Кулаков, А.Т. Восстановление работоспособности сцеплений грузовых автомобилей усовершенствованным ремонтным комплектом/
А.Т. Кулаков, С.Ю. Коваленко, Ш.С. Хуснетдинов // Вестник Оренбургского государственного университета № 12, 2013. - С. 233-240.
50. Кулаков, А.Т. Обоснование методики исследования, повышения надежности и технологии ремонта сцепления автомобиля КАМАЗ /
А.Т. Кулаков, Гарипов Р.И. //: Сборник статей Казанского (Приволжского) федерального ун-та. - Казань: Казан.ун-т. 2013. -с. 278-281.
51. Лапшин С.А. Динамические нагрузки в трансмиссии автомобиля ЗИЛ-131 при автоматическом включении переднего моста // О динамических нагрузках трансмиссии автомобилей: науч. тр. НАМИ. М., 1962. - с. 189-215.
52. Лукинский В.С., Котиков Ю.Г., Зайцев Е.И. Долговечность деталей шасси автомобиля. - Л.: Машиностроение, 1984. - 231 с.
53. Лукинский В.С., Котиков Ю.Г., Зайцев Е.И. Расчет надежности узлов трансмиссии и подвески автомобиля. - Л.: ЛИСИ, 1976. - 80 с.
54. Лукинский В.С., Котиков Ю.Г., Зайцев Е.И. Расчет усталостной долговечности элементов трансмиссии и подвески автомобиля. - Л.: ЛИСИ, 1976. - 80 с.
55. Лукинский В.С., Зайцев Е.И., Бережной В.И. Модели и алгоритмы управления обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств / СПб ГИЭА. - СПб., 1997. - 95 с.
56. Малахов А.В., Спирин А.С. Централизованный ремонт агрегатов автомобилей по техническому состоянию. - М., 1986. - 67 с. (Автомоб. трансп. Обзор информ. Сер. 4. техн. экспл. и рем. автомоб. / ЦБНТИ М-ва автомоб. Трансп. РСФСР; вып 1).
57. Малашков И.И., Стефанович Ф.Г. Влияние процесса включения сцепления на динамические нагрузки в трансмиссии автомобиля // Автомобильная промышленность, 1972. №12. - с. 15-17.
58. Маслов Н.Н. Качество ремонта автомобилей. - М: Транспорт, 1975. - 368 с.
59. Мирошников Л.В., Болдин А.П., Пал В.И. Диагностирование технического состояния автомобилей на автотранспортных предприятиях. - М.: Транспорт, 1977. - 263 с.
60. Митряков А.В. Решение научно-технических проблем. - Саратов: Сарат. гос. технич. ун-т, 1996. - 120 с.
61. Михлин В.М. Управление надежностью сельскохозяйственной техники. - М.: Колос, 1984. - 335 с.
62. Морозов А.Х. Техническая диагностика в сельском хозяйстве. - М.: Колос, 1971. - 191 с.
63. Несвитский Я.И. Техническая эксплуатация автомобилей. - Киев: Вища школа, 1971. - 427 с.
64. Островцев А.Н., Кузнецов Е.С., Румянцев С.Н. Критерии оценки и управление качеством автотранспортных средств на стадии проектирования, производства, эксплуатации. - М.: МАДИ, 1981. - 95 с.
65. Павлов Б.В. Акустическая диагностика механизмов. - М.:
Машиностроение. 1971. - 221 с.
66. Петрусевич А.И., Генкин М.Д., Гриневич В.К. Динамические нагрузки в зубчатых передачах с прямозубыми колесами. - М.: Изд-во АН СССР, 1956. - 134 с.
67. Пинегин С.В. Контактная прочность и сопротивление качению. - М.: Машиностроение, 1970. - 124 с.
68. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта / Мин-во автомоб. трансп. РСФСР. - М.: Транспорт, 1986. - 73 с.
69. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Ч. 2 (Нормативная) Автомобили семейства КамАЗ. ПО - 200 - РСФСР - 12 -0115 - 87. - М.:Минавтотранс РСФСР. 1987. - 92 с.
70. Почтенный Е.К, Прогнозирование долговечности и диагностика усталости деталей машин. - Минск: Наука и техника, 1983. - 246 с.
71. Проников А.С. Надежность машин. - М.: Машиностроение, 1978/. - 592 с.
72. Пустыльник Е.Н. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. - М.: Наука, 1968. - 288 с.
73. Рева Л.П., Курников И.П. О влиянии гидротрансформатора на нагрузочные и износные режимы работы агрегатов автомобиля // Автомобильная промышленность, 1975, №5. - с.9-10.
74. Резник Л.Г., Ромалис Г.М., Чарков С.Г. Эффективность использования автомобилей в разных условиях эксплуатации. - М.: Транспорт, 1989. - 128 с.
75. Ротенберг Р.В. Основы надежности системы водитель-автомобиль- дорога-среда. - М.: Машиностроение, 1987. - 2166 с.
76. Румянцев С.И., Синельников А.Ф., Штоль Ю.Л. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. - М.: Высшая школа, 1989. - 272 с.
77. Сафонов В.А. Обоснование оптимальных предельных значений технического состояния сопряжений агрегатов трансмиссии автомобиля: Дисс. канд. техн. наук. - Л.: ЛИСИ, 1979. - 204 с.
78. Сафонов В.А. Управление надежностью сопряжений трансмиссии автомобилей // Теория и практика управления надежностью машин: Межвуз. науч. сб.:Хабаровский политехн. ин-т.: Хабаровск, 1978, №2. - 148 с.
79. Сафонов В.А. Кузьмичев П.Н. Измерение зазоров в шлицевом сопряжении // Техника в сельском хозяйстве, 1978, №2. - с. 29.
80. Серов А.В. Управление эффективностью и качеством работы машин в условиях эксплуатации. - М.: Изд-во стандартов, 1979. - 148 с.
81. Созонов Ю.П., Якиманский Н.Ю. Методические принципы проектирования предупредительных замен деталей, узлов, агрегатов при проведении технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей // Повышение эффективности технического обслуживания и ремонта: Сб. науч. тр. / Гос НИИ автомоб. трансп. (НИИАТ). - М., 1978. - 196 с.
82. Спичкин Г.В., Третьяков А.М., Либин Б.Л. Диагностика технического состояния автомобилей. - М.: Высшая школа, 1975. - 305 с.
83. Спичкин Г.В., Третьяков А.М. Лабороаторный практикум по техническому диагностированию автомобилей. - М.: Высшая школа, 1978. - 196 с.
84. Тахтамышев Х.М. Методика прогнозирования технического состояния обслуживаемых систем автомобилей // Автомобильный транспорт: Респ. межвед. науч.-техн. сб. - Киев, 1981, вып.18. - с. 36-41.
85. Техническая эксплуатация автомобилей / Под ред. Е.С. Крамаренко. - М.: Транспорт, 1983. - 484 с.
86. Техническая эксплуатация автомобилей / Под ред. Е.С. Кузнецова. - М.: Транспорт, 1991. - 413 с.