Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ И ЦЕННОСТЯХ (НА ПРИМЕРЕ УСПЕШНЫХ И НЕУСПЕШНЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ)

Работа №43612

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
430
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ И ЦЕННОСТЯХ .. 6
1.2. Особенности представлений старшеклассников о жизненных
перспективах и ценностях 11
1.3. Представления успешных и неуспешных старшеклассников о
жизненных перспективах и ценностях 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 21
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ И ЦЕННОСТЯХ 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62



Экономические и социальные и духовные изменения в России, происходящие в последние десятилетия, обозначают проблему исследования жизненных перспектив и ценностей юношества как одну из главных. Это объясняется тем, что современные молодые люди, во-первых, оказываются в ситуации определенной неустойчивости сознания общества и неуверенности в завтрашнем дне, отсутствии новых ориентиров для профессионального развития и личностного самоопределения. Во-вторых, современная наука не имеет единого подхода к трактовке понятия «ценности» и «жизненные перспективы».
Актуальность этой проблематики заключается в том, что современные старшеклассники, формируя свои планы на будущее, должны опираться на определенную систему ценностей (ценностных ориентаций). А.А. Кроник, Л.С. Выготский, Н.И. Непомнящая
рассматривают эту систему как главный компонент жизненной перспективы.
Этот подход находит свое решение в процессе исследования жизненных ожиданий как основы формирования жизненного пути личности, динамики жизненной перспективы в ранней юности. Обучающиеся старших классов находятся в таком периоде юности, когда происходит формирование системы ценностей, влияющей на становление характера молодого человека, его образовательную успешность и на формирование личности в целом. Формированию ценностных ориентаций способствуют такие возрастные предпосылки, как: овладение понятийным мышлением, накопление достаточного морального опыта, занятие определенного социального положения. Появляются определенные убеждения, которые указывают на значительный качественный перелом в характере становления системы моральных ценностей. Ценности, сформированные, у старшеклассников влияют, на характер их отношений с окружающей действительностью и тем самым определяют их поведение [12,с.8-22], [10,с.189-208].
В педагогических, психологических и социальных науках учеными достаточно широко исследовалась структура и динамика ценностей и ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте и их взаимосвязь с жизненными перспективами, а так же их роль в механизме социальной регуляции поведения и формировании профессиональной направленности. В последнее время качественно изучаются изменения в сознании современной молодежи, связанные с динамикой социальных процессов и, неизбежной в условиях изменений сложившихся устоев, переоценки ценностей.
Цель исследования: выявить представления успешных и неуспешных старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях.
Объект исследования: учащиеся старших классов.
Предмет исследования: представления о жизненных перспективах иценностях старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Определить научные подходы к изучению ценностной сферы как основного компонента жизненных перспектив личности.
2. Выявить особенности представлений жизненных перспектив и ценностей старшеклассников.
3. Определить представления успешных и неуспешных старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях.
4. Определить существуют ли различия в представлениях успешных и неуспешных старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях.
Основными методами исследования жизненных перспектив и ценностей стали сбор и изучение теоретической информации по указанной проблематике, анализ психолого-педагогических фактов и явлений, авторская анкета «Жизненные перспективы» с последующей обработкой при помощи метода контент - анализа, метод математической обработки информации с помощью критерия различия t-Стьюдента.
В ходе эмпирического исследования нами были применены следующие методики: «Ценностные ориентации» М. Рокич [37,с. 153], авторская анкета «Жизненные перспективы».
Эмпирической базой исследования явились МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Респондентами стали подростки-старшеклассники 15-16 лет 9-ой параллели. Количество испытуемых принявших участие в исследовании-60 человек, среди них 27-девушек и 33-юноши.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что ее материалы могут быть полезны широкому кругу исследователей в области педагогики и психологии, а также школьным учителям и педагогам- психологам образовательных учреждений. Кроме того, они могут быть полезны социологам и всем тем, кто занимается проблемами формирования ценностных ориентаций юношества.
Структура работы обусловлена наличием в ее составе теоретического и практического компонентов: данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы. Ценности (ценностные ориентации) это важнейший компонент внутренней личностной структуры, которые являются регулятором поведения личности и подкрепляются жизненным опытом индивида. Считается, что ценности выступают в виде мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносятся с ценностями, вошедшими в личностную структуру. Жизненные перспективы и представления личности, это способность человека действовать в настоящем в свете предвидения сравнительно отдаленных будущих событий. Жизненная перспектива, при имеющейся личностной жизненной позиции, личностного потенциала, уровня развития и опыта предшествующей жизни, предоставляет личности потенциал, приоритеты, при гарантии успешного будущего.
В старшем школьном возрасте интенсивно формируются представления о дальнейших жизненных перспективах, и система ценностей, которые оказывают определенное влияние на становление характера и личности в целом. Представления о жизненных перспективах включают в себя обобщенные перспективы собственного развития и некие представления о собственной будущей жизни. Качественный перелом в характере становления системы моральных ценностей старшеклассников обусловлен появлением таких психологических новообразований, как: формирование понятийного мышления, накопление достаточного морального опыта, занятие определенного социального положения. Сформированные в юношеском возрасте ценностные ориентации влияют на их характер взаимодействия с окружающей действительностью и детерминируют поведение молодых людей. Под жизненной перспективой мы понимаем потенциальную возможность развития личности и наличие у нее определенных изменений в будущей жизни. Мы считаем, что личность может активно влиять на обстоятельства своей жизни, совершать поступки, направленные на изменения жизненных перспектив. Это говорит о том, что пока к личности не приходит осознание своей жизненной перспективы, ею не осознается весь смысл своей жизни и свои потенциальные возможности.
Нами было проведено исследование представлений старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях (на примере успешных и неуспешных обучающихся). Эмпирической базой явилась: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. Респондентами стали 60 старшеклассников 9-ой параллели, в возрасте 15-16 (27 девушек и 33 юношей), которые были поделены на две фокус группы: успешные и неуспешные обучающиеся. Анализ школьного журнала показал, что ряд учеников (32 человека) имеют средний балл выше 3,5, т.е. успешны в обучении. Это указывает на заинтересованность учащихся в обучении, на мотивацию поступления в вуз. 28 учеников имеют средний балл ниже 3,5, т.е. неуспешны в обучении. У них отсутствует мотивация и интерес к учебной программе. Далее нами были рассмотрены ценностные ориентации каждой фокус группы (методика «Ценностные ориентации» М. Рокича), и анализ представлений о жизненных перспективах старшеклассников (анкета «Жизненные перспективы»).
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что между успешными и неуспешными обучающимся в представлении о жизненных перспективах и ценностях различия присутствуют, но не по всем показателям. По результатам исследования ценностных ориентаций, можно сказать о том, что существуют различия между успешными и неуспешными обучающимися, но не по всем факторам, т.к. после обработки данных при помощи математического критерия t-Стъюдента были выявлены различия только по некоторым шкалам: - материальная обеспеченность, любовь, жизненная мудрость, и развлечения. Основываясь на том, что успешные обучающиеся материальную обеспеченность относят к базовым ценностям, мы можем сказать, что они чаще задумываются о своем будущем материальном достатке, нежели неуспешные обучающиеся. Неуспешные обучающиеся к базовым ценностям отнесли любовь, это говорит о том, что подростков больше интересует общение с противоположным полом, и именно ему они посвящают свое свободное время.
По результатам исследования представлений о жизненных перспективах, мы можем сказать, что независимо от того, на сколько подросток успешен или неуспешен в обучении, ему хочется удачно устроиться в жизни, развиваться, получать хорошие впечатления, строить планы на будущее, общаться, быть нужным родным и близким. Цель исследования была достигнута, задачи решены.



1. Абульханова - Славская К.А., Горлиенко Е.В. Представления личности
об отношении к ней значимых других // Психол. Журн., 2001. — Т. 22. — № 5. — С. 38-47.
2. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. Журн. - 2014. - т. 5. - №5. - 187 с.
3. Батюта М.Б. Исследование жизненных смыслов и ценностных
ориентаций зрелых людей / М.Б. Батюта, С.В. Пепеляева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1; [Электронный
ресурс]: www.science-education.ru/121-18187 (дата обращения: 02.10.2017]
4. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в развитии личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. - М.: Наука, 1980. - С. 159-177.
5. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М., 2009. 127 с.
6. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы./ Л.С. выготский. - М.: Юрайт, 2017. - 302 с.
7. Головаха Е.И. Жизненные перспективы личности и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. Киев, 1994. С. 43-52.
8. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - С. 256269.
9. Гугуева Д.А., Фетисова О.В. Ценности современной российской молодежи в реальном и виртуальном обществах // Гуманитарный юг России, 2016. - С.85-92
10. Здравомыслов А. Г. Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. - М.: Мысль, 1966. Т. 2. С. 189208.
11. Здравомыслов А. Г. Социология: теория, история, практика / А. Г. Здравомыслов; [отв. Ред. Н. И. Лапин]; Институт социологии РАН. — М.: Наука, 2008.
12. Заславская Т.И., Ядов В.А. Социальные трансформации в России в эпоху глобальных изменений // Социологический журнал. 2008. № 4. С. 8 - 22.
13. Зимбардо Ф. Психология и жизнь. 16-е издание., СПб.,- Питер.
2004. - с.713
14. Ипполитова Е.А. Особенности представлений о жизненных перспективах личности в период кризиса середины жизни тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.01, кандидат психологических наук. Барнаул,
2005. - 196 с.
15. Исхакова А.М. О самоопределении личности в современном обществе // Психология и жизнь: Сб. науч.тр. Вып.1. - М.: МОСУ, РПО, 2000. - 19-22с.
16. Касторская М.Н. Жизненные перспективы и страхи
старшеклассников // Студенческие научные исследования. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2015/05/2481 (дата
обращения: 29.09.2017).
17. Карпушина Л. В. Психология ценностей российской молодежи / Л. В. Карпушина, А. В. Капцов. — Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2009.
18. Кон И.С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. И общ.ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. - С. 269-278.
19. Король Н.В. Базовые ценности современных белорусских студентов/ Н.В. Король // Актуальные проблемы социализации учащейся молодежи: сб. науч. Ст. / под общ.ред. И. А. Фурманова. - Минск: БГУ, 2013.
- С. 49-56.
20. Кроник А.А. Психология человеческих отношений/ А.А. Кроник, Е.А. Кроник. - Дубна: Изд-й центр «Феникс»; Изд. «Когито-Центр», 1998. - 224 с.
21. Конюх-Синицина С.А. О ценностях и социальных ориентациях учащихся / С.А.Конюх-Синицина // Социальная - педагогическая работа. - 2000. - №3. - С.6-10
22. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека / Коржова, Елена Юрьевна; Рос.гос. пед. Ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. РХГА,
2006. - 382 с.
23. Козлов Н.И. Психология межличностных отношений. - М.: Просвещение, 1995. - 70 с.
24. Кузнецова Е.Г. Личностные ценности: понятие, подходы к классификации. // Вестник ОГУ №10 (116)/октябрь, 2010. - С. 20-24. Шерковин, Ю. А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психологический журнал. — 1982. — Т. 3. — № 5. — С. 135—145.
25. Левин К. Теория поля в социальных науках. - М.: Издательство: Академический проект, 2017. - 313 с.
26. Леонтьев ДА., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии, 2001. № 1. С. 57-65.
27. Логинова Н.А. Жизненный путь как проблема психологии // Вопросы психологии, 1985. № 1. С. 103-108.
28. Маклаков А.Г Общая психология. - СПб.: Питер, 2011.- 583с.
29. Малисова И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностныхориентаций личности // Психолог.журн. — 1994.
— т. 14. — № 4. — С. 94-102.
30. Мудрик А.В. Воспитание как составная часть процесса социализации. Вестник ПСТГУ. Педагогика. Психология. Выпуск 2008. С 7
10.
31. Молоденова С.В. Особенности динамики образа я учащихся в социальном взаимодействии // Вестник Московского Государственного областного университета. Серия: Психологические науки. Издательство: Московский государственный областной университет (Москва), 2015. - Стр. 53-61
32. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. Издательство «Смысл»., 2004. - 154 с.
33. Непомнящая Н.И. Ценность как личностное основание: типы, диагностика, формирование: учебное пособие /Н.И. Непомнящая. - Воронеж : НПО 'МОДЭК', 2000. - 176 с.
34. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. [Учеб.пособие для пед. Ин-тов]. Под ред. Проф. А.В. Петровского. М., «Просвещение», 1973. - 288 с.
35. Петухова В. В. Хрестоматия по общей психологии. - М.: Высшая школа, 2008. - 317 с.8, с. 183
36. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. М., 1993. -240 с.
37. Психологические тесты для профессионалов/ автор СостН.Ф.Гребень. - Минск: Соврем. Шк.,2007. - 496 с.
38. Рокич М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич. - N.Y., Свободная пресса. № 5. 1973 - 153 с.
39. Роджерс К.Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию / К.Р. Роджерс. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 416 с.
40. Ральникова И.А. Рудакова А.А. Жизненные перспективы сельских старшеклассников // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. - Издательство: Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. (Саратов). - № 4 (08), 2015. - Стр. 108114.
41. Рудь Г.В., Джеджера К.В. Жизненная перспектива личности как основа жизненного пути // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXV междунар. Науч.-практ. Конф. - Новосибирск: СибАК, 2013.
42. Сапогова И.А. Особенности формирования ценностных ориентаций у старшеклассников // Педагогика развития и перемены в Российском образовании. Материалы 2 научно-практической конференции - Красноярск, 1995. - С. 147-148.
43. Собкин В.С., Ваганова, М.В. Российский подросток: жизненные
перспетивы и страхи// Институт социологии образования. 2005. [Электронный ресурс].
URL: http://student.snauka/ru/goto/http:/www/sociedu/ru/userfiles/file/p281/pdf
44. Украинец В.Н. Жизненные перспективы личности // Жизненный путь личности. Киев, 1987. С. 217-225.
45. Фресс П. Экспериментальная психология. Выпуск 6.1978. - с 47.
46. Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Ин-т психологии РАН; отв. Ред. В.В. Знаков, Г.В. Залевский. - М.: РАН, 2008. - 343 с
47. Шамионов Р.М., Тугушева А.Р Представления о социальной успешности и самоопределении молодежи // Психологическая наука и образование. - Издательство: Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва). №3, 2009. - С.1-11.
48. Шотина О.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Открытая школа. — 2001. — №4. — С.43-45.
49. Шерковин. Ю.А. проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы// Психологический журнал. - 1982. - Т.З. - №5. - С.145
50. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис Изд-во «Прогресс», 1996. - 344 с.
51. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. — М.: ЦСПиМ, 2013. - 376 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ