Введение 3
Глава 1. Понятие и предмет договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
§ 1. Понятие договора страхования ответственности владельцев транспортных средств 7
§ 2. Предмет договора страхования ответственности владельцев транспортных средств 15
Глава 2. Стороны договора страхования ответственности владельцев транспортных средств 21
§ 1. Права и обязанности страхователя по договору 25
§ 2. Права и обязанности страховщика по договору 28
§ 3. Ответственность сторон за неисполнение и ненадлежащее исполнение договора 30
Глава 3. Юридические процедуры и международный опыт правового регулирования договора страхования ответственности владельцев транспортных средств
§1. Срок и цена в договоре 40
§2. Форма и порядок заключения договора 44
§3. Международный опыт оформления договора 51
Заключение 57
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 62
В настоящее время по нашей стране перемещаются десятки миллионов транспортных средств. Это устройства, предназначенные для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на них. Среди транспортных средств в России наиболее распространены автомобили, грузовые автомашины и мотоциклы.
Согласно ст. 128 и 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) транспортные средства являются объектами гражданских прав и относятся к движимому имуществу. Очевидно, что ввиду своей стоимости, оборотоспособности и ценности транспортные средства имеют большое значение как для собственника, так и для других лиц, прямо или косвенно связанных с ними. Кроме того, транспортные средства обладают свойством изнашиваться, устаревать и приходить в негодность. Помимо всего прочего, согласно ст. 1079 ГК РФ, они отнесены к источникам повышенной опасности, что, на наш взгляд, абсолютно правильно, ведь при использовании транспортного средства в повседневной жизни риск причинения вреда жизни, здоровью человека и имуществу особенно высок.
В связи со всеми вышеперечисленными фактами, становится понятно, что в случае причинения вреда транспортным средством у человека не всегда имеется достаточная сумма денег, чтобы его возместить. Именно поэтому в России, как и в большинстве стран мира, действует институт страхования.
Для начала следует дать определение самому термину «страхование». Легальное определение данного понятия закреплено в пункте 1 статьи 2 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»: «Страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.» . А страховая деятельность, согласно вышеупомянутому закону, понимается как «сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.» (пункт 2 статьи 2 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).
Страхование автотранспортных средств появилось одновременно с изобретением автомобиля. В 1898 г. американец Трумэн Мартин решил застраховать свой автомобиль и обратился к Travelers Insurance Company. В то время количество автомобилей было невелико, в основном все передвигались на экипажах, запряженных лошадьми. Поэтому Мартин застраховал свою машину именно от столкновения с экипажем.
С начала 20-х гг. XX века, благодаря «конвейерной» революции Генри Форда, число автомобилей заметно росло. В связи с этим росло и количество аварий на дорогах. В 1925 г. в штате Массачусетс вводится обязательное страхование для всех видов автотранспорта. Позже оно распространилось по всей территории Америки. К 50-м гг. оно дошло и до Европы. Что касается России, то впервые о страховании транспортных средств начались разговоры в 20-х гг. XX века, но тогда машина была роскошью для человека, и более популярной это тема стала в 60-х гг. Однако официально автострахование появилось лишь в 1991 г., и было оно добровольным. Что касается обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, то оно было введено в 2003 г.
Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО).
Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств является обязательным условием эксплуатации автомобиля. Владельцы незастрахованных транспортных средств самостоятельно возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством. В условиях рыночной экономики в Российской Федерации наряду с решением социально-экономических, организационных и иных проблем большое значение приобретают проблемы правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, так как они имеют не только частно-правовое, но и публично-правовое значение. И это понятно, поскольку обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств сегодня является одним из самых крупных и динамично развивающихся секторов рынка страхования физических и юридических лиц, в рамках которого граждане внутри страны и при выезде за рубеж заранее страхуют свою ответственность от неблагоприятных последствий на дорогах путем внесения денежных взносов в фонд специализированной организации (страховщика), оказывающей страховые услуги, а организация при наступлении указанных последствий осуществляет возмещение вреда страхователю или иному указанному в договоре страхования лицу.
Основная цель настоящей выпускной квалификационной работы - выработать целостное представление об особенностях договора страхования ответственности владельцев транспортных средств.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- проанализировать понятие страхования ответственности владельцев транспортных средств, основные источники его правового регулирования;
- рассмотреть договор как средство регулирования отношений по страхованию ответственности владельцев транспортных средств: понятие и особенности;
- исследовать субъектный состав договора страхования ответственности владельцев транспортных средств;
- рассмотреть предмет договора страхования ответственности владельцев транспортных средств, а также иные его условия;
- изучить основные права и обязанности страхователя и страховщика по договору страхования ответственности владельцев транспортных средств;
- исследовать особенности исполнения договора страхования ответственности владельцев транспортных средств;
- рассмотреть вопросы ответственности сторон за неисполнение и ненадлежащее исполнение договора страхования ответственности владельцев транспортных средств и др.
В настоящее время страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств принадлежит к числу наиболее быстро развивающихся институтов гражданского права. В первую очередь это связано с тем, что появившийся в народном хозяйстве негосударственный сектор предъявляет спрос на различные виды страхования. Не имея финансовых гарантий, собственники хотят застраховать себя от возможных рисков. В связи с изменением социально-экономической и политической ситуации в стране, когда страхование стало коммерческим и заняло свою нишу в рыночной экономике, полноценное оказание страховых услуг без решения теоретических проблем стало невозможным. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является социально-значимой сферой правового регулирования, важной для государства. Эта важность заключается в том, что в связи с увеличивающимся с каждым годом числом транспортных средств и, как следствие, увеличением числа дорожно-транспортных происшествий, размер имущественного ущерба в них растет. Рост интенсивности дорожного движения, сопровождающийся количественным ростом транспортных средств на дорогах Российской Федерации, а в связи с этим и возрастающее число дорожно-транспортных происшествий, требуют от законодателя немедленного реагирования на динамично развивающиеся отношения путем введения новых норм и правил. Материальные требования к владельцу транспортного средства, который причинил вред, могут быть значительным, а материальное положение причинителя вреда не всегда позволяет возместить причиненные убытки в полном объеме. Отсюда - лицо, право которого нарушено, не всегда получает полное возмещение причиненного ему вреда. Виновное лицо часто само оказывается в затруднительном материальном положении при выплате материального возмещения. Страхование гражданской ответственности позволяет избежать подобных проблем, а обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, позволяет в принудительном порядке обеспечить и защитить интересы, как виновника, так и потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии.
Обязательное страхование автогражданской ответственности у многих крупнейших страховых компаний занимает первое место по страховым сборам и количеству заключаемых договоров страхования, а увеличение числа автомобилей и автолюбителей позволяет говорить о хороших перспективах его дальнейшего развития. Надо отметить, что любые изменения в законодательстве в сфере ОСАГО бурно обсуждаются и критикуются, но процесс совершенствования механизма правового регулирования еще далек от завершения. Ведь статистика Судебного департамента ВС РФ утверждает, что по количеству судебных споров (более 300 000 в год) - споры по ОСАГО уверенно занимают первое место.
Мировая практика возмещения вреда по договорам страхования ответственности говорит о том, что больше двух третей всех выплат, которые осуществляются страховщиками, приходится на возмещение вреда, нанесенного имуществу. Получается, что для развития системы ОСАГО в РФ и повышения уровня доверия социума к этому виду страхования особую роль играет своевременное решение проблем, которые возникают при определении размеров и осуществлении страховых выплат за ущерб, который нанесен имуществу потерпевших в результате дорожно-транспортного происшествия. Внесение нужных поправок в действующее законодательство об ОСАГО поспособствует правильному уяснению смысла закона и его последовательному исполнению участникам страховых правоотношений.
Кроме того, необходимо отметить о росте популярности электронного полиса ОСАГО (е-ОСАГО): за весь период существования е-ОСАГО автовладельцы приобрели в различных страховых компаниях более 8 млн полисов, причем 95% из них оформили покупку в 2017 году. На сегодняшний день порядка 30% полисов ОСАГО заключается в электронном виде. В начале 2017 года автолюбители задавали массу вопросов по законности документа, правилам и формату его оформления, жаловались на сбои в работе сайтов страховых компаний. Однако на сегодня новая система оформления договора ОСАГО стала удобной и привычной для большинства страхователей. Многие клиенты страховщиков, оформившие договор е-ОСАГО, отмечают комфорт оформления документа в сети Интернет — в любое время, без долгого ожидания и навязывания дополнительных услуг страховым агентом. Кроме того, часть компаний разрабатывает и удобные онлайн-сервисы для своих клиентов. В 2017 году лидеры рынка предложили клиентам новые мобильные приложения, позволяющие узнать точную стоимость полиса ОСАГО с учетом истории вождения и совершить онлайн-оформление. В приложениях есть и другие сервисы, позволяющие сделать процесс оформления е-ОСАГО более простым: автоматическое заполнение данных, автоматическое сканирование водительского удостоверения или паспорта, услуги, которые могут пригодиться водителю в сложной ситуации: вызов эвакуатора и т.д.
В 2018 году всю систему ОСАГО ждет ряд изменений. Одно из нововведений направлено на упрощение процедуры оформления дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и снижение нагрузки на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД — с 1 июня при самостоятельном оформлении дорожно-транспортного происшествия лимит выплаты по ОСАГО увеличится с нынешних 50 тыс. руб. до 100 тыс. Это касается только регионов, так как в Москве и Санкт-Петербурге эта сумма давно увеличена до 400 тыс. руб.
Другое изменение, ожидаемое летом 2018 года, уже вызывает множество споров в среде страховщиков и страхователей: полный переход на рыночные отношения между участниками рынка. Так, государство не будет регулировать тарифы на ОСАГО — и страховые компании смогут рассчитывать стоимость полиса самостоятельно.
В настоящее время страховщики могут законно варьировать тариф на заключение договора ОСАГО в пределах 20% и очень ждут перехода на рыночные отношения. Из-за отсутствия выгоды от такой деятельности количество страховых компаний, работающих с ОСАГО, стремительно сокращается — еще пару лет назад договор можно было оформить примерно в 180 компаниях, на данный момент ОСАГО оформляют лишь 60 представителей страхового сообщества. Все из-за того, что убытки страховщиков оцениваются в десятки миллиардов рублей: средняя стоимость полиса падает (на сегодня это 5800 руб., в прошлом году — 6600), а средний размер выплаты, напротив, растет (год назад — 65,5 тыс. руб., сегодня — 77 тыс.).
Страхователи уверены, что либерализация тарифов неизбежно приведет к увеличению стоимости полиса ОСАГО. Однако в Российском союзе автостраховщиков считают, что повышение тарифов будет лишь на первом этапе, впоследствии цены снизятся, особенно для водителей, не попадающих в дорожно-транспортные происшествия.
Следующие планы государства — увеличение лимита выплат по ОСАГО до 2 миллионов рублей. На настоящий момент данная поправка в Федеральный закон об ОСАГО еще не принята — Министерство финансов планирует ввести ее на рассмотрение Государственной Думой весной 2018 года. Еще одно изменение, которое может быть введено, — увеличение штрафа за отсутствие полиса ОСАГО с нынешних 800 до 5 тысяч рублей. Эта мера, по словам экспертов, простимулирует водителей отказаться от управления транспортного средства без полиса ОСАГО.
Дальнейшие нововведения, которые коснутся рынка страховых услуг, уже прорабатывает Министерство финансов — речь идет о полном переводе страхования автогражданской ответственности в электронный вид. В правительстве отмечают, что переход от бумажных ОСАГО к электронным поможет прекратить искусственный дефицит полисов в так называемых проблемных регионах, где водители сталкиваются с нехваткой бланков ОСАГО и невероятными очередями в офисах страховых компаний. Использование электронного полиса ОСАГО в будущем, скорее всего, снизит его стоимость по сравнению с бумажным полисом. Кроме того, система электронного обязательного страхования автогражданской ответственности позволит сделать процедуру оформления и выдачи полисов сделать более прозрачной .
Что касается иных видов страхования ответственности, то необходимо сказать, что они, как правило, являются вспомогательными к обязательному страхованию. Добровольное страхование ответственности, а также международная система «Зеленая карта» не так существенно регулируются государством, как обязательное страхование, ввиду объективных причин: сравнительное небольшое количество лиц, выезжающих на транспортных средствах за границу Российской Федерации, а также из-за отсутствия необходимости в дополнительной защите собственной гражданской ответственности у лица, заключающего договор. Кардинальных изменений в законодательстве по данным видам страхования за последнее время не произошло и, по всей видимости, не ожидается в ближайшем будущем.
Подводя итог сказанному, надо отметить, что сегодня в гражданском праве достаточно четко выражено многопонятийное представление о договоре страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Признавая этот договор соглашением двух лиц о возникновении, изменении или прекращении страховых правоотношений, одновременно мы придерживаемся взгляда, что под таким договором можно понимать и юридический факт, и само договорное обязательство, и документ, закрепляющий факт установления обязательственного правоотношения. В этом случае договор как основание для возникновения страхового обязательства является разновидностью правомерного юридического действия, образующего один из юридических актов.
1) Конвенция о дорожном движении (вместе с "Техническими условиями, касающимися автомобилей и прицепов").Заключена в г. Вене 08.11.1968. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М. 1979. Вып. ХХХШ. С.385.
2) Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа (Вместе с "Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств-участников Содружества Независимых Государств"). Заключена в г. Бишкеке 09.10.1997. Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1997. N 3. С. 46 - 62.
II. Национальные нормативные правовые акты:
3) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.; с изм. от 21.07.2014 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
4) Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. 1994. 8 декабря. № 238-239.
5) Гражданский кодекс Российской Федерации; Часть вторая / Федеральный закон от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №
5. Ст. 410.
6) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях / Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря. № 256.
7) Уголовный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
8) Федеральный закон от 28.03.2017 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Российская газета. 2017. 31 марта. №
68.
9) Федеральный закон от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» // Российская газета. 2012. 18 июня. № 136.
10) Федеральный закон от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Российская газета. 2002. 7 мая. № 80.
11) Федеральный закон "Об электронной подписи" от 06.04.2011 N 63-ФЗ/ Собрание законодательства РФ. 11.04.2011. N 15. ст. 2036.
12) Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 01.07.2011 N 170-ФЗ/ Собрание законодательства РФ. 04.07.2011. N 27. ст. 3881.
13) Федеральный закон от 29.12.2017 N 448-ФЗ "О внесении изменений в статьи 11.1 и 12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"/ Собрание законодательства РФ. 01.01.2018. N 1 (Часть I). ст. 32.
14) Закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета. 1993. 12 января. № 6.
15) Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Российская газета. 1996. 16 января. № 8.
16) Постановление Правительства РФ от 14.09.2005 г. № 567 «Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Российская газета. 2005. 20 сентября. № 209.
17) Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 (с изм. от
24.03.2017 г.) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531.
18) Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2008 г. № 337-р «О национальном страховом бюро «Зеленая карта» // Российская газета. 2008. 27 марта. № 66.
19) Указание Банка России от 20.03.2015 г. № 3604-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.03.2015 г. № 36541) // Вестник Банка России. 2015. 30 марта. № 27.
20) Указание Банка России от 19.09.2014 г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.09.2014 г. № 34187) // Вестник Банка России. 2014. 2 октября. № 88.
21) Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Банком России 19.09.2014 г. № 431-П (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2014 г. № 34204) // Вестник Банка России. 2014. 8 октября. № 93.
22) Положение о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П). Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2012/Вестник Банка России. N 34. 28.06.2012г.
III. Локальные акты.
23) Правила добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (типовые (единые)) № 150. В редакции, утвержденной Приказом ООО «Росгосстрах» № 525хк от 25.09.2014 г. /Официальный сайт ООО «Росгосстрах»: www.rgs.ru.
24) Правила добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Утверждены Приказом Г енерального директора ОАО СК "Альянс" от “21” мая 2013 г. № 136/ Официальный сайт АО СК «Альянс»: www.allianz.ru.
25) Правила добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Утверждены приказом ЗАО «МАКС» от 13.12.2010 г. № 475-ОД(А). Введены в действие с 01.03.2011 г. / Официальный сайт Страховой группы «Макс»: www.makc.ru.
26) Правила добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Утверждены генеральным директором ПАО «РЕСО-Гарантия» Раковщиком Д.Г. 25 cентября 2014 г.// Официальный сайт ПАО «РЕСО -Гарантия»: www.reso.ru.
IV. Материалы судебной практики.
27) Постановление Конституционного Суда РФ от 10.03.2017 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.С. Аринушенко, Г.С. Бересневой и других» // Российская газета. 2017. 28 марта. № 64.
28) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" // Российская газета. N 297. 29.12.2017.
29) Апелляционное постановление Самарского областного суда от
17.03.2017 г. № 22-1369/2017 по делу № 22-1369/2017 // Судебные и нормативные акты РФ. www.sudact.ru - Интернет-ресурс.
30) Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)// Солидарность. N 26. 19 - 26.07.2017 (извлечения).
31) Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017). Утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017//Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. N 6, 2017 (Извлечение).
32) Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда по делу 33-1918/2017 от 15.03.2017 г.// Судебные и нормативные акты РФ. www.rospravosudie.com - Интернет-ресурс.
33) Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда по делу 33-13289/2016 от 16.08.2016 г. .// Судебные и нормативные акты РФ. www.rospravosudie.com - Интернет-ресурс.
34) Решение Приволжского районного суда г.Казани от 22.03.2018 г. По делу № 2-2043/2018 ~ М-899/2018//Официальный сайт Приволжского районного суда г.Казани - www.privolzhsky--tat.sudrf.ru.
35) Решение Чегемского районного суда (Республика Кабардино- Балкария) от 05.04.2017 г. № 2-103/2017 2-103/2017~М-6/2017 М-6/2017 по делу № 2-103/2017 // Судебные и нормативные акты РФ. www.sudact.ru - Интернетресурс.
36) Решение Гафурийского районного суда (Республика Башкортостан) от
29.03.2017 г. № 2-187/2017 2-187/2017~М-70/2017 М-70/2017 по делу № 2- 187/2017 // Судебные и нормативные акты РФ. www.sudact.ru - Интернетресурс.
37) Решение Люберецкого городского суда (Московская область) № 2- 10765/2016 2-412/2017 2-412/2017(2-10765/2016;)~М-10630/2016 М-10630/2016 от 27 сентября 2017 г. по делу № 2-10765/2016// Судебные и нормативные акты РФ. www.sudact.ru - Интернет-ресурс.
38) Решение Арбитражного суда Московской области от 9 января 2018 г. по делу № А41-64768/2017// Судебные и нормативные акты РФ. www.sudact.ru - Интернет-ресурс.
39) Решение Татищевского районного суда (Саратовская область) № 2- 362/2017 2-362/2017~М-391/2017 М-391/2017 от 29 сентября 2017 г. по делу № 2-362/2017// Судебные и нормативные акты РФ. www.sudact.ru - Интернетресурс.
40) Решение Кировского районного суда г.Екатеринбурга № 2-5582/2017 2-5582/2017~М-5425/2017 М-5425/2017 от 26 сентября 2017 г. по делу № 2- 5582/2017// Судебные и нормативные акты РФ. www.sudact.ru - Интернетресурс.
41) Решение Петровского городского суда (Саратовская область) № 2- 366/2017 2-366/2017~М-319/2017 М-319/2017 от 14 сентября 2017 г. по делу № 2-366/2017// Судебные и нормативные акты РФ. www.sudact.ru - Интернетресурс.
42) Решение Гиагинского районного суда (Республика Адыгея) № 2- 493/2017 2-493/2017~М-371/2017 М-371/2017 от 12 октября 2017 г. по делу № 2- 493/2017// Судебные и нормативные акты РФ. www.sudact.ru - Интернетресурс.
V. Специальная литература
43) Азбука права.Электронный журнал. 2018/www.azbuka.consultant.ru.- Интернет-ресурс.
44) Алиев Б.Х., Махдиева Ю.М. Страхование: Учебник / М.: ЮНИТИ- Дана. 2014. 654-670 с.
45) Архипов А.П. Страхование: учебник. М.: КНОРУС. 2012. 288 с.
46) Ахвледиани Ю.Т. Страхование: Учебник /2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-Дана. 2015. 558-561 с.
47) Блог официального дилера BMW в Республике Татарстан - Компании «ТрансТехСервис» («ТТС») от 25.04.2017 г. // www.blog.tts.ru - Интернетресурс.
48) Бочкова Е. В., Семейкина М. С. Электронный полис ОСАГО - будущее системы автострахования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S13. - С. 1-4. Научная электронная библиотека Elibrary. Официальный сайт - www.elibrary.ru.
49) Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. 2-е изд., стер. М.: Статут,2011.
50) Гармаева М.А. Роль государства в обеспечении публичного интереса в страховании // Журнал российского права. 2015. № 3.
51) Гомелля В.Б. Страхование: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Московская финансово-промышленная академия. 2011. 624 с.
52) Ильина И.Я. К вопросу о методике расследования мошенничеств, связанных с обязательным страхованием автотранспортных средств // Сборник материалов криминалистических чтений. 2014. № 10. С. 37-40.
53) Иоффе О.С. Обязательственное право. М . «Юрид. лит.». 1975.
54) Лебединов А.П. Соотношение страхования ответственности договорной и за причинение вреда // Юридическая и правовая работа в страховании. 2015. N 2. С. 50-55.
55) Матвеева И.Ю. Концептуальные основы страхования ответственности за причинение вреда // Страховое право. 2016. N 2. С. 32-38.
56) Новостной портал «Московский комсомолец (официальный сайт): www.mk.ru. - Интернет-ресурс.
57) ОСАГО 2017: ремонт вместо денег и другие изменения//Автомобильный журнал «За рулем». Официальный сайт - www.zr.ru.
58) Особенности правового регулирования ОСАГО как одного из видов страхования ответственности в России: проблемы и пути их преодоления. / КиберЛенинка - научная электронная библиотека. Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки» Официальный сайт - www.cyberleninka.ru.
59) Разумовская Е.А., Фоменко В.В. Страховое дело : учебное пособие / под ред. Е.А. Разумовской. - Екатеринбург : Гуманитарный университет. 2016. 249 с.
60) Российское гражданское право: учебник: В 2 т. Т. II: Обязательственное право / отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Статут, 2010.
61) Сайт Российского союза автостраховщиков // www.autoins.ru - Интернет-ресурс.
62) Серебровский В. И. Очерки советского страхового права (монография). М.: Госиздат, 1926.
63) Серебровский В.И. Избранные труды по наследственному и страховому праву. М.: Финансовое изд-во НКФ СССР, 1927.Сайт журнала Forbes. Выпуск от 04.04.2017 г. // www.forbes.ru - Интернет-ресурс.
64) Страховое дело : учебник / А.П. Архипов. — Москва : КноРус. 2017. 252 с.
65) Страховое право: теоретические основы и практика применения : монография / Ю. Б. Фогельсон. — М. : Норма : ИНФРА М, 2012. 14-18 с.
66) Страховое право: теоретические основы и практика применения : монография / Ю. Б. Фогельсон. — М. : Норма : ИНФРА М. 2012. 576 с.
67) Страховое право : учебник / Н.Н. Косаренко. — Москва : Русайнс. 2016. 279 с.
68) Худяков А. И. Страховое право. СПб.: Юридический центр «Пресс»,2004.
69) Чугунов С.П. Учебное пособие для самоподготовки к экзаменам в ГИБДД. Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero. 2018. 1-5 с.