ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
|
Введение 3
Глава 1. Понятие и предмет договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
§ 1. Понятие договора страхования ответственности владельцев транспортных средств 7
§ 2. Предмет договора страхования ответственности владельцев транспортных средств 15
Глава 2. Стороны договора страхования ответственности владельцев транспортных средств 21
§ 1. Права и обязанности страхователя по договору 25
§ 2. Права и обязанности страховщика по договору 28
§ 3. Ответственность сторон за неисполнение и ненадлежащее исполнение договора 30
Глава 3. Юридические процедуры и международный опыт правового регулирования договора страхования ответственности владельцев транспортных средств
§1. Срок и цена в договоре 40
§2. Форма и порядок заключения договора 44
§3. Международный опыт оформления договора 51
Заключение 57
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 62
Глава 1. Понятие и предмет договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
§ 1. Понятие договора страхования ответственности владельцев транспортных средств 7
§ 2. Предмет договора страхования ответственности владельцев транспортных средств 15
Глава 2. Стороны договора страхования ответственности владельцев транспортных средств 21
§ 1. Права и обязанности страхователя по договору 25
§ 2. Права и обязанности страховщика по договору 28
§ 3. Ответственность сторон за неисполнение и ненадлежащее исполнение договора 30
Глава 3. Юридические процедуры и международный опыт правового регулирования договора страхования ответственности владельцев транспортных средств
§1. Срок и цена в договоре 40
§2. Форма и порядок заключения договора 44
§3. Международный опыт оформления договора 51
Заключение 57
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 62
В настоящее время по нашей стране перемещаются десятки миллионов транспортных средств. Это устройства, предназначенные для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на них. Среди транспортных средств в России наиболее распространены автомобили, грузовые автомашины и мотоциклы.
Согласно ст. 128 и 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) транспортные средства являются объектами гражданских прав и относятся к движимому имуществу. Очевидно, что ввиду своей стоимости, оборотоспособности и ценности транспортные средства имеют большое значение как для собственника, так и для других лиц, прямо или косвенно связанных с ними. Кроме того, транспортные средства обладают свойством изнашиваться, устаревать и приходить в негодность. Помимо всего прочего, согласно ст. 1079 ГК РФ, они отнесены к источникам повышенной опасности, что, на наш взгляд, абсолютно правильно, ведь при использовании транспортного средства в повседневной жизни риск причинения вреда жизни, здоровью человека и имуществу особенно высок.
В связи со всеми вышеперечисленными фактами, становится понятно, что в случае причинения вреда транспортным средством у человека не всегда имеется достаточная сумма денег, чтобы его возместить. Именно поэтому в России, как и в большинстве стран мира, действует институт страхования.
Для начала следует дать определение самому термину «страхование». Легальное определение данного понятия закреплено в пункте 1 статьи 2 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»: «Страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.» . А страховая деятельность, согласно вышеупомянутому закону, понимается как «сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.» (пункт 2 статьи 2 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).
Страхование автотранспортных средств появилось одновременно с изобретением автомобиля. В 1898 г. американец Трумэн Мартин решил застраховать свой автомобиль и обратился к Travelers Insurance Company. В то время количество автомобилей было невелико, в основном все передвигались на экипажах, запряженных лошадьми. Поэтому Мартин застраховал свою машину именно от столкновения с экипажем.
С начала 20-х гг. XX века, благодаря «конвейерной» революции Генри Форда, число автомобилей заметно росло. В связи с этим росло и количество аварий на дорогах. В 1925 г. в штате Массачусетс вводится обязательное страхование для всех видов автотранспорта. Позже оно распространилось по всей территории Америки. К 50-м гг. оно дошло и до Европы. Что касается России, то впервые о страховании транспортных средств начались разговоры в 20-х гг. XX века, но тогда машина была роскошью для человека, и более популярной это тема стала в 60-х гг. Однако официально автострахование появилось лишь в 1991 г., и было оно добровольным. Что касается обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, то оно было введено в 2003 г.
Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО).
Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств является обязательным условием эксплуатации автомобиля. Владельцы незастрахованных транспортных средств самостоятельно возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством. В условиях рыночной экономики в Российской Федерации наряду с решением социально-экономических, организационных и иных проблем большое значение приобретают проблемы правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, так как они имеют не только частно-правовое, но и публично-правовое значение. И это понятно, поскольку обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств сегодня является одним из самых крупных и динамично развивающихся секторов рынка страхования физических и юридических лиц, в рамках которого граждане внутри страны и при выезде за рубеж заранее страхуют свою ответственность от неблагоприятных последствий на дорогах путем внесения денежных взносов в фонд специализированной организации (страховщика), оказывающей страховые услуги, а организация при наступлении указанных последствий осуществляет возмещение вреда страхователю или иному указанному в договоре страхования лицу.
Основная цель настоящей выпускной квалификационной работы - выработать целостное представление об особенностях договора страхования ответственности владельцев транспортных средств.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- проанализировать понятие страхования ответственности владельцев транспортных средств, основные источники его правового регулирования;
- рассмотреть договор как средство регулирования отношений по страхованию ответственности владельцев транспортных средств: понятие и особенности;
- исследовать субъектный состав договора страхования ответственности владельцев транспортных средств;
- рассмотреть предмет договора страхования ответственности владельцев транспортных средств, а также иные его условия;
- изучить основные права и обязанности страхователя и страховщика по договору страхования ответственности владельцев транспортных средств;
- исследовать особенности исполнения договора страхования ответственности владельцев транспортных средств;
- рассмотреть вопросы ответственности сторон за неисполнение и ненадлежащее исполнение договора страхования ответственности владельцев транспортных средств и др.
Согласно ст. 128 и 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) транспортные средства являются объектами гражданских прав и относятся к движимому имуществу. Очевидно, что ввиду своей стоимости, оборотоспособности и ценности транспортные средства имеют большое значение как для собственника, так и для других лиц, прямо или косвенно связанных с ними. Кроме того, транспортные средства обладают свойством изнашиваться, устаревать и приходить в негодность. Помимо всего прочего, согласно ст. 1079 ГК РФ, они отнесены к источникам повышенной опасности, что, на наш взгляд, абсолютно правильно, ведь при использовании транспортного средства в повседневной жизни риск причинения вреда жизни, здоровью человека и имуществу особенно высок.
В связи со всеми вышеперечисленными фактами, становится понятно, что в случае причинения вреда транспортным средством у человека не всегда имеется достаточная сумма денег, чтобы его возместить. Именно поэтому в России, как и в большинстве стран мира, действует институт страхования.
Для начала следует дать определение самому термину «страхование». Легальное определение данного понятия закреплено в пункте 1 статьи 2 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»: «Страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.» . А страховая деятельность, согласно вышеупомянутому закону, понимается как «сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.» (пункт 2 статьи 2 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).
Страхование автотранспортных средств появилось одновременно с изобретением автомобиля. В 1898 г. американец Трумэн Мартин решил застраховать свой автомобиль и обратился к Travelers Insurance Company. В то время количество автомобилей было невелико, в основном все передвигались на экипажах, запряженных лошадьми. Поэтому Мартин застраховал свою машину именно от столкновения с экипажем.
С начала 20-х гг. XX века, благодаря «конвейерной» революции Генри Форда, число автомобилей заметно росло. В связи с этим росло и количество аварий на дорогах. В 1925 г. в штате Массачусетс вводится обязательное страхование для всех видов автотранспорта. Позже оно распространилось по всей территории Америки. К 50-м гг. оно дошло и до Европы. Что касается России, то впервые о страховании транспортных средств начались разговоры в 20-х гг. XX века, но тогда машина была роскошью для человека, и более популярной это тема стала в 60-х гг. Однако официально автострахование появилось лишь в 1991 г., и было оно добровольным. Что касается обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, то оно было введено в 2003 г.
Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО).
Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств является обязательным условием эксплуатации автомобиля. Владельцы незастрахованных транспортных средств самостоятельно возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством. В условиях рыночной экономики в Российской Федерации наряду с решением социально-экономических, организационных и иных проблем большое значение приобретают проблемы правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, так как они имеют не только частно-правовое, но и публично-правовое значение. И это понятно, поскольку обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств сегодня является одним из самых крупных и динамично развивающихся секторов рынка страхования физических и юридических лиц, в рамках которого граждане внутри страны и при выезде за рубеж заранее страхуют свою ответственность от неблагоприятных последствий на дорогах путем внесения денежных взносов в фонд специализированной организации (страховщика), оказывающей страховые услуги, а организация при наступлении указанных последствий осуществляет возмещение вреда страхователю или иному указанному в договоре страхования лицу.
Основная цель настоящей выпускной квалификационной работы - выработать целостное представление об особенностях договора страхования ответственности владельцев транспортных средств.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- проанализировать понятие страхования ответственности владельцев транспортных средств, основные источники его правового регулирования;
- рассмотреть договор как средство регулирования отношений по страхованию ответственности владельцев транспортных средств: понятие и особенности;
- исследовать субъектный состав договора страхования ответственности владельцев транспортных средств;
- рассмотреть предмет договора страхования ответственности владельцев транспортных средств, а также иные его условия;
- изучить основные права и обязанности страхователя и страховщика по договору страхования ответственности владельцев транспортных средств;
- исследовать особенности исполнения договора страхования ответственности владельцев транспортных средств;
- рассмотреть вопросы ответственности сторон за неисполнение и ненадлежащее исполнение договора страхования ответственности владельцев транспортных средств и др.
В настоящее время страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств принадлежит к числу наиболее быстро развивающихся институтов гражданского права. В первую очередь это связано с тем, что появившийся в народном хозяйстве негосударственный сектор предъявляет спрос на различные виды страхования. Не имея финансовых гарантий, собственники хотят застраховать себя от возможных рисков. В связи с изменением социально-экономической и политической ситуации в стране, когда страхование стало коммерческим и заняло свою нишу в рыночной экономике, полноценное оказание страховых услуг без решения теоретических проблем стало невозможным. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является социально-значимой сферой правового регулирования, важной для государства. Эта важность заключается в том, что в связи с увеличивающимся с каждым годом числом транспортных средств и, как следствие, увеличением числа дорожно-транспортных происшествий, размер имущественного ущерба в них растет. Рост интенсивности дорожного движения, сопровождающийся количественным ростом транспортных средств на дорогах Российской Федерации, а в связи с этим и возрастающее число дорожно-транспортных происшествий, требуют от законодателя немедленного реагирования на динамично развивающиеся отношения путем введения новых норм и правил. Материальные требования к владельцу транспортного средства, который причинил вред, могут быть значительным, а материальное положение причинителя вреда не всегда позволяет возместить причиненные убытки в полном объеме. Отсюда - лицо, право которого нарушено, не всегда получает полное возмещение причиненного ему вреда. Виновное лицо часто само оказывается в затруднительном материальном положении при выплате материального возмещения. Страхование гражданской ответственности позволяет избежать подобных проблем, а обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, позволяет в принудительном порядке обеспечить и защитить интересы, как виновника, так и потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии.
Обязательное страхование автогражданской ответственности у многих крупнейших страховых компаний занимает первое место по страховым сборам и количеству заключаемых договоров страхования, а увеличение числа автомобилей и автолюбителей позволяет говорить о хороших перспективах его дальнейшего развития. Надо отметить, что любые изменения в законодательстве в сфере ОСАГО бурно обсуждаются и критикуются, но процесс совершенствования механизма правового регулирования еще далек от завершения. Ведь статистика Судебного департамента ВС РФ утверждает, что по количеству судебных споров (более 300 000 в год) - споры по ОСАГО уверенно занимают первое место.
Мировая практика возмещения вреда по договорам страхования ответственности говорит о том, что больше двух третей всех выплат, которые осуществляются страховщиками, приходится на возмещение вреда, нанесенного имуществу. Получается, что для развития системы ОСАГО в РФ и повышения уровня доверия социума к этому виду страхования особую роль играет своевременное решение проблем, которые возникают при определении размеров и осуществлении страховых выплат за ущерб, который нанесен имуществу потерпевших в результате дорожно-транспортного происшествия. Внесение нужных поправок в действующее законодательство об ОСАГО поспособствует правильному уяснению смысла закона и его последовательному исполнению участникам страховых правоотношений.
Кроме того, необходимо отметить о росте популярности электронного полиса ОСАГО (е-ОСАГО): за весь период существования е-ОСАГО автовладельцы приобрели в различных страховых компаниях более 8 млн полисов, причем 95% из них оформили покупку в 2017 году. На сегодняшний день порядка 30% полисов ОСАГО заключается в электронном виде. В начале 2017 года автолюбители задавали массу вопросов по законности документа, правилам и формату его оформления, жаловались на сбои в работе сайтов страховых компаний. Однако на сегодня новая система оформления договора ОСАГО стала удобной и привычной для большинства страхователей. Многие клиенты страховщиков, оформившие договор е-ОСАГО, отмечают комфорт оформления документа в сети Интернет — в любое время, без долгого ожидания и навязывания дополнительных услуг страховым агентом. Кроме того, часть компаний разрабатывает и удобные онлайн-сервисы для своих клиентов. В 2017 году лидеры рынка предложили клиентам новые мобильные приложения, позволяющие узнать точную стоимость полиса ОСАГО с учетом истории вождения и совершить онлайн-оформление. В приложениях есть и другие сервисы, позволяющие сделать процесс оформления е-ОСАГО более простым: автоматическое заполнение данных, автоматическое сканирование водительского удостоверения или паспорта, услуги, которые могут пригодиться водителю в сложной ситуации: вызов эвакуатора и т.д.
В 2018 году всю систему ОСАГО ждет ряд изменений. Одно из нововведений направлено на упрощение процедуры оформления дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и снижение нагрузки на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД — с 1 июня при самостоятельном оформлении дорожно-транспортного происшествия лимит выплаты по ОСАГО увеличится с нынешних 50 тыс. руб. до 100 тыс. Это касается только регионов, так как в Москве и Санкт-Петербурге эта сумма давно увеличена до 400 тыс. руб.
Другое изменение, ожидаемое летом 2018 года, уже вызывает множество споров в среде страховщиков и страхователей: полный переход на рыночные отношения между участниками рынка. Так, государство не будет регулировать тарифы на ОСАГО — и страховые компании смогут рассчитывать стоимость полиса самостоятельно.
В настоящее время страховщики могут законно варьировать тариф на заключение договора ОСАГО в пределах 20% и очень ждут перехода на рыночные отношения. Из-за отсутствия выгоды от такой деятельности количество страховых компаний, работающих с ОСАГО, стремительно сокращается — еще пару лет назад договор можно было оформить примерно в 180 компаниях, на данный момент ОСАГО оформляют лишь 60 представителей страхового сообщества. Все из-за того, что убытки страховщиков оцениваются в десятки миллиардов рублей: средняя стоимость полиса падает (на сегодня это 5800 руб., в прошлом году — 6600), а средний размер выплаты, напротив, растет (год назад — 65,5 тыс. руб., сегодня — 77 тыс.).
Страхователи уверены, что либерализация тарифов неизбежно приведет к увеличению стоимости полиса ОСАГО. Однако в Российском союзе автостраховщиков считают, что повышение тарифов будет лишь на первом этапе, впоследствии цены снизятся, особенно для водителей, не попадающих в дорожно-транспортные происшествия.
Следующие планы государства — увеличение лимита выплат по ОСАГО до 2 миллионов рублей. На настоящий момент данная поправка в Федеральный закон об ОСАГО еще не принята — Министерство финансов планирует ввести ее на рассмотрение Государственной Думой весной 2018 года. Еще одно изменение, которое может быть введено, — увеличение штрафа за отсутствие полиса ОСАГО с нынешних 800 до 5 тысяч рублей. Эта мера, по словам экспертов, простимулирует водителей отказаться от управления транспортного средства без полиса ОСАГО.
Дальнейшие нововведения, которые коснутся рынка страховых услуг, уже прорабатывает Министерство финансов — речь идет о полном переводе страхования автогражданской ответственности в электронный вид. В правительстве отмечают, что переход от бумажных ОСАГО к электронным поможет прекратить искусственный дефицит полисов в так называемых проблемных регионах, где водители сталкиваются с нехваткой бланков ОСАГО и невероятными очередями в офисах страховых компаний. Использование электронного полиса ОСАГО в будущем, скорее всего, снизит его стоимость по сравнению с бумажным полисом. Кроме того, система электронного обязательного страхования автогражданской ответственности позволит сделать процедуру оформления и выдачи полисов сделать более прозрачной .
Что касается иных видов страхования ответственности, то необходимо сказать, что они, как правило, являются вспомогательными к обязательному страхованию. Добровольное страхование ответственности, а также международная система «Зеленая карта» не так существенно регулируются государством, как обязательное страхование, ввиду объективных причин: сравнительное небольшое количество лиц, выезжающих на транспортных средствах за границу Российской Федерации, а также из-за отсутствия необходимости в дополнительной защите собственной гражданской ответственности у лица, заключающего договор. Кардинальных изменений в законодательстве по данным видам страхования за последнее время не произошло и, по всей видимости, не ожидается в ближайшем будущем.
Подводя итог сказанному, надо отметить, что сегодня в гражданском праве достаточно четко выражено многопонятийное представление о договоре страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Признавая этот договор соглашением двух лиц о возникновении, изменении или прекращении страховых правоотношений, одновременно мы придерживаемся взгляда, что под таким договором можно понимать и юридический факт, и само договорное обязательство, и документ, закрепляющий факт установления обязательственного правоотношения. В этом случае договор как основание для возникновения страхового обязательства является разновидностью правомерного юридического действия, образующего один из юридических актов.
Обязательное страхование автогражданской ответственности у многих крупнейших страховых компаний занимает первое место по страховым сборам и количеству заключаемых договоров страхования, а увеличение числа автомобилей и автолюбителей позволяет говорить о хороших перспективах его дальнейшего развития. Надо отметить, что любые изменения в законодательстве в сфере ОСАГО бурно обсуждаются и критикуются, но процесс совершенствования механизма правового регулирования еще далек от завершения. Ведь статистика Судебного департамента ВС РФ утверждает, что по количеству судебных споров (более 300 000 в год) - споры по ОСАГО уверенно занимают первое место.
Мировая практика возмещения вреда по договорам страхования ответственности говорит о том, что больше двух третей всех выплат, которые осуществляются страховщиками, приходится на возмещение вреда, нанесенного имуществу. Получается, что для развития системы ОСАГО в РФ и повышения уровня доверия социума к этому виду страхования особую роль играет своевременное решение проблем, которые возникают при определении размеров и осуществлении страховых выплат за ущерб, который нанесен имуществу потерпевших в результате дорожно-транспортного происшествия. Внесение нужных поправок в действующее законодательство об ОСАГО поспособствует правильному уяснению смысла закона и его последовательному исполнению участникам страховых правоотношений.
Кроме того, необходимо отметить о росте популярности электронного полиса ОСАГО (е-ОСАГО): за весь период существования е-ОСАГО автовладельцы приобрели в различных страховых компаниях более 8 млн полисов, причем 95% из них оформили покупку в 2017 году. На сегодняшний день порядка 30% полисов ОСАГО заключается в электронном виде. В начале 2017 года автолюбители задавали массу вопросов по законности документа, правилам и формату его оформления, жаловались на сбои в работе сайтов страховых компаний. Однако на сегодня новая система оформления договора ОСАГО стала удобной и привычной для большинства страхователей. Многие клиенты страховщиков, оформившие договор е-ОСАГО, отмечают комфорт оформления документа в сети Интернет — в любое время, без долгого ожидания и навязывания дополнительных услуг страховым агентом. Кроме того, часть компаний разрабатывает и удобные онлайн-сервисы для своих клиентов. В 2017 году лидеры рынка предложили клиентам новые мобильные приложения, позволяющие узнать точную стоимость полиса ОСАГО с учетом истории вождения и совершить онлайн-оформление. В приложениях есть и другие сервисы, позволяющие сделать процесс оформления е-ОСАГО более простым: автоматическое заполнение данных, автоматическое сканирование водительского удостоверения или паспорта, услуги, которые могут пригодиться водителю в сложной ситуации: вызов эвакуатора и т.д.
В 2018 году всю систему ОСАГО ждет ряд изменений. Одно из нововведений направлено на упрощение процедуры оформления дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и снижение нагрузки на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД — с 1 июня при самостоятельном оформлении дорожно-транспортного происшествия лимит выплаты по ОСАГО увеличится с нынешних 50 тыс. руб. до 100 тыс. Это касается только регионов, так как в Москве и Санкт-Петербурге эта сумма давно увеличена до 400 тыс. руб.
Другое изменение, ожидаемое летом 2018 года, уже вызывает множество споров в среде страховщиков и страхователей: полный переход на рыночные отношения между участниками рынка. Так, государство не будет регулировать тарифы на ОСАГО — и страховые компании смогут рассчитывать стоимость полиса самостоятельно.
В настоящее время страховщики могут законно варьировать тариф на заключение договора ОСАГО в пределах 20% и очень ждут перехода на рыночные отношения. Из-за отсутствия выгоды от такой деятельности количество страховых компаний, работающих с ОСАГО, стремительно сокращается — еще пару лет назад договор можно было оформить примерно в 180 компаниях, на данный момент ОСАГО оформляют лишь 60 представителей страхового сообщества. Все из-за того, что убытки страховщиков оцениваются в десятки миллиардов рублей: средняя стоимость полиса падает (на сегодня это 5800 руб., в прошлом году — 6600), а средний размер выплаты, напротив, растет (год назад — 65,5 тыс. руб., сегодня — 77 тыс.).
Страхователи уверены, что либерализация тарифов неизбежно приведет к увеличению стоимости полиса ОСАГО. Однако в Российском союзе автостраховщиков считают, что повышение тарифов будет лишь на первом этапе, впоследствии цены снизятся, особенно для водителей, не попадающих в дорожно-транспортные происшествия.
Следующие планы государства — увеличение лимита выплат по ОСАГО до 2 миллионов рублей. На настоящий момент данная поправка в Федеральный закон об ОСАГО еще не принята — Министерство финансов планирует ввести ее на рассмотрение Государственной Думой весной 2018 года. Еще одно изменение, которое может быть введено, — увеличение штрафа за отсутствие полиса ОСАГО с нынешних 800 до 5 тысяч рублей. Эта мера, по словам экспертов, простимулирует водителей отказаться от управления транспортного средства без полиса ОСАГО.
Дальнейшие нововведения, которые коснутся рынка страховых услуг, уже прорабатывает Министерство финансов — речь идет о полном переводе страхования автогражданской ответственности в электронный вид. В правительстве отмечают, что переход от бумажных ОСАГО к электронным поможет прекратить искусственный дефицит полисов в так называемых проблемных регионах, где водители сталкиваются с нехваткой бланков ОСАГО и невероятными очередями в офисах страховых компаний. Использование электронного полиса ОСАГО в будущем, скорее всего, снизит его стоимость по сравнению с бумажным полисом. Кроме того, система электронного обязательного страхования автогражданской ответственности позволит сделать процедуру оформления и выдачи полисов сделать более прозрачной .
Что касается иных видов страхования ответственности, то необходимо сказать, что они, как правило, являются вспомогательными к обязательному страхованию. Добровольное страхование ответственности, а также международная система «Зеленая карта» не так существенно регулируются государством, как обязательное страхование, ввиду объективных причин: сравнительное небольшое количество лиц, выезжающих на транспортных средствах за границу Российской Федерации, а также из-за отсутствия необходимости в дополнительной защите собственной гражданской ответственности у лица, заключающего договор. Кардинальных изменений в законодательстве по данным видам страхования за последнее время не произошло и, по всей видимости, не ожидается в ближайшем будущем.
Подводя итог сказанному, надо отметить, что сегодня в гражданском праве достаточно четко выражено многопонятийное представление о договоре страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Признавая этот договор соглашением двух лиц о возникновении, изменении или прекращении страховых правоотношений, одновременно мы придерживаемся взгляда, что под таким договором можно понимать и юридический факт, и само договорное обязательство, и документ, закрепляющий факт установления обязательственного правоотношения. В этом случае договор как основание для возникновения страхового обязательства является разновидностью правомерного юридического действия, образующего один из юридических актов.
Подобные работы
- ДОГОВОР ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2016 - ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Особенности рассмотрения судами дел, вытекающих из договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Дипломные работы, ВКР, гражданский процесс. Язык работы: Русский. Цена: 6000 р. Год сдачи: 2015 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: понятие, содержание, особенности
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И
ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА
Дипломные работы, ВКР, страхование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



