Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №43592

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
662
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРАХ 7
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований расширения
представлений о профессиях у дошкольного возраста 7
1.2 Характеристика сюжетно - ролевой игры и ее место в процессе расширения
представлений о профессиях 12
1.3 Методические основы расширения представлений о профессиях у
дошкольников в играх 19
Выводы по главе I 27
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ РАСШИРЕНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИЯХ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРАХ 29
2.1 Организация исследования, методы 29
2.2 Реализация работы по расширению представлений о современных
профессиях у дошкольников к сюжетно-ролевых играх 38
2.3 Диагностика, обобщение результатов педагогического эксперимента 43
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность. Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром является актуальной и на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства.
Одной из задач социально-коммуникативного в рамках реализации ФГОС ДО развития является формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. В дошкольном детстве формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей придается особое значение. Дошкольникам необходимо показать многообразие профессий и на основе этих знаний формировать представление о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей.
Проблема расширения представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом - работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. В дошкольных образовательных организациях формирование детских представлений о мире труда и профессий зачастую осуществляется недостаточно целенаправленно, бессистемно, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Однако профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, что позволяет рассматривать дошкольный возраст как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем [6].
Сюжетно-ролевая игра является основным видом деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях. Именно сюжетно - ролевые игры играют большую роль в формировании представлений о профессиональной деятельности взрослых. Постепенно дети начинают повторять действия людей разных профессий, моделируют их профессиональное поведение. В ходе игры дети отражают содержание деятельности представителей различных профессий.
Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий изучалась отечественными педагогами (Н.Н. Бурмистровой, Т. Гусевой, Н.Н. Захаровым, И.В. Заболотной, М.В. Королёвой, Н.П. Кубайчук, Т.В. Пасечниковой, И.В. Савиной, Т.А. Шорыгиной и др.), но в современных социально- экономических и социокультурных реалиях остаётся актуальной и приобретает новые смысловые аспекты.
Цель исследования - теоретически изучить и практически доказать влияние игровой деятельности на процесс ознакомления дошкольников с трудом взрослых.
Объект исследования - процесс ознакомления с трудом взрослых.
Предмет исследования - игровая деятельность как средство формирования представлений о профессиях у дошкольников.
Гипотеза: игровая деятельность положительно влияет на процесс ознакомления дошкольников с трудом взрослых.
Задачи исследования:
- проанализировать научно-методическую литературу по проблеме расширения представлений о профессиях у дошкольников в играх;
- провести диагностику сформированности представлений о современных профессиях у старших дошкольников;
- реализовать работу по расширению представлений о профессиях у дошкольников в сюжетно - ролевых играх и выявить ее эффективность.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретические: анализ и синтез научной (психолого
педагогической, методической) и учебно-методической литературы по теме исследования;
- практические: тестирование, педагогический эксперимент, математическая обработка данных.
Практическая значимость: материалы практического исследования могут быть использованы при изучении темы формирования представлений детей о профессиях как преподавателями, так и студентами при прохождении практики в ДОУ.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 "Теремок" города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Решение первой задачи по анализу литературы показало, что детям дошкольного возраста доступны не только отрывочные представления, но и система знаний, базирующаяся на ключевом стержневом понятии, вокруг которого выстраивается информация. Поэтому так важно знакомить детей с трудом взрослых, рассказывать о тех качествах характера, которые требует та или иная профессия. В наши дни очень много стало профессий, и подрастающему поколению в них трудно ориентироваться. Необходимо способствовать социализации и адаптации детей в окружающем мире.
Сюжетно-ролевые игры играют большую роль в формировании и расширении представлений о профессиональной деятельности взрослых. Играя, дети постепенно начинают повторять действия людей разных профессий, моделируют их профессиональное поведение, осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к явлениям и событиям общественной жизни. В игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе; отражается содержание деятельности представителей различных профессий.
В процессе руководства игрой и формирования представлений в ней, педагог организует целенаправленную деятельность детей, которая включает три этапа. На первом этапе происходит сбор сведений о существующих профессиях посредством бесед, чтения художественной литературы и т.д. на втором этапе происходит организация сюжетно-ролевой игры, в ходе которой педагог с детьми продумывает какую игру будут играть дети, ее ход, создание предметно-игровой среды. На третьем этапе происходит сама сюжетно-ролевая игра, в процессе которой педагог создает такие условия, что настоящие инструменты для труда включаются в игровой сюжет (шитье одежды для кукол, поделки из картона, дерева и других материалов).
На основе требований программы, по которой проходит образовательный процесс в МБДОУ «ДС №6 Теремок г. Мамадыш», «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, выдвинули следующие критерии и уровни представлений детей о профессиях:
1. Представление о названии профессии (врач, воспитатель, помощник воспитателя, повар, библиотекарь).
2 Представление о трудовых операциях и инструментах.
3. Представление об общественном значении труда работников.
Для изучения уровня представлений детей о профессиях мы использовали диагностический материал Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик. В качестве методик использовался опрос и беседа с привлечением наглядных средств (картинок).
Анализ констатирующей диагностики показал, что уровень усвоения детьми представлений о профессиях не соответствует программным требованиям и возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста.
В ходе констатирующего эксперимента были зафиксированы данные, которые стали исходными для нашего формирующего эксперимента. Для решения третей задачи, для формирующего эксперимента была разработана программа по целенаправленному использованию сюжетно-ролевых игр для формирования у старших дошкольников представлений о профессиях. Игры включались ежедневно непосредственно в воспитательно-образовательную деятельность. В них участвовали все дети экспериментальной группы. Были проведены восемь игр: «Больница», «Поликлиника», «Кафе», «Детский сад», «Один день в детском саду», «Библиотека», «В банке» и «В музее».
Контрольная диагностика показала, что в экспериментальной группе уровень по всем показателям повысился, в то время как в контрольной группе этот показатель изменился, но всё же в этой группе есть дети с низким уровнем сформированности представлений о профессиях, а в экспериментальной группе этот показатель равен нулю.
Проделанный эксперимент убеждает в целесообразности использования разнообразных сюжетно-ролевых игр в системе ознакомления детей с профессиями. Однако эффект в обучении возможен только при условии вдумчивого их использования; при условии определения роли и места каждой из них в системе всей работы.
В результате проведённого исследования гипотеза о том, что, игровая деятельность положительно влияет на процесс ознакомления дошкольников с трудом взрослых, нашла своё подтверждение.



1. Абидаева Ц. Коллекция профессий / Ц. Абидаева // Обруч: образование, ребенок, ученик.— 2015 .— № 4 .— С. 12-14.
2. Антонова М. В. Ранняя профориентация как элемент социально- коммуникативного или познавательного развития детей дошкольного возраста / М. В. Антонова, И. В. Гришняева // Современные наукоемкие технологии. - 2017. - № 2. - С. 93-96.
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М. : Педагогика, 2009. - 212с.
4. Бойченко Н.А. и др. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. / Н.А. Бойченко, Г.И. Григоренко, Е.И. Коваленко, Е.И. Щербакова - К.: Рад.школа, 1982. - 112 с.
5. Вахрушева Л. Н. Выявление познавательного интереса к профессиям взрослых у детей старшего дошкольного возраста / Л. Н. Вахрушева // Концепт. - 2014. - № S32. - С. 1-6.
6. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников / Н.А. Виноградова, Н.В.Позднякова - М.: Айрис-пресс, 2009. - 128 с.
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2006 - № 6. - с.62 - 76.
8. Габдрахманова М. Р., Хазратова Ф. В. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 26. - С. 61-65.
9. Гладкова Ю. А. Современный воспитатель в эпоху образовательных реформ / Ю. А. Гладкова // Ребенок в детском саду.— 2014 .— № 4 .— С. 81-86 .
10. Деркунская В.А. Педагогическое сопровождение сюжетноролевых игр детей 5-7 лет: учеб.-метод. пособие / В.А. Деркунская, А.Н. Харчевникова - М.: Изд-во: Центр педагогического образования, 2015. - 128с.
11. Дядюрина Н. Полочки для профессий / Н. Дядюрина, Э. Бурмистрова // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2012 .— № 2 .— С. 15.
12. Залялиева Д. Р. Реализация профориентационной программы в детском саду как первая ступень к определению своего места в современном обществе / Д. Р. Залялиева, Л. И. Шафикова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - № 5. - С. 188190.
13. Зверева С. А. Ознакомление дошкольников с миром профессий взрослых: аксиологический аспект проблемы / С. А. Зверева // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 4-6. - С. 37-39.
14. Зворыгина Е.В. Педагогические условия формирования сюжетно- ролевой игры / Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова // Дошкольное воспитание. - 1989. - №5. С. 16-19.
15. Зонова Л. Э. Сюжетно-ролевая игра "Добрый доктор Айболит" / Л. Э. Зонова // Ребенок в детском саду. — 2013 .— № 2 .— С. 59-61.
16. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду / Н.Ф. Комарова - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. - 160 с.
17. Кондрашев В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашев. - Балашов: Изд. «Николаев», 2004. - 52 с.
18. Кондрашова Т. А. Сюжетно-полевая игра как инструмент формирования картины мира дошкольников / Т. А. Кондрашова // В мире науки и инноваций. - Уфа, 2016. - С. 110-112.
19. Королева М. В. Формирование у старших дошкольников представлений о мире современных профессий // Молодой ученый. —
2015. — №7. — С. 788-791.
20. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова - СПб.: Феникс, 2006 - 251 с.
21. Крусанова Л. А. Ознакомление дошкольников с профессиями как компонент трудового воспитания в детском саду : опыт и перспективы / Л. А, Крусанова, Е. А. Фурсова // Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире. - Воронеж, 2015. - С. 48-50.
22. Кузовкова Ю. С. Профессиональное и личностное самоопределение в дошкольном возрасте / Ю. С. Кузовкова // Казанский педагогический журнал. - 2013.- № 3(98). - С. 98-105.
23. Куликова Е. В. Важные профессии: творческо
исследовательский проект для детей 5-7 лет / Е. В. Куликова // Логопед. — 2016 .— № 2 .— С. 33-38 .
24. Лазарева Г. Н. Формирование представлений дошкольников о мире профессий / Г. Н. Лазарева, Т. В. Лопатина // Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире. - Воронеж, 2015. - С. 5860.
25. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2008. - 318 с.
26. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова / Дошкольное воспитание - № 4. -2009. - 46 с.
27. Михайлова А. В. Знакомимся с профессиями в сюжетноролевой игре / А. В. Михайлова, С. М. Фатхутдинова // Ребенок в детском саду. — 2017 .— № 1 .— С. 60-64
28. Мутина Е. Туристическое агентство в ДОУ / Е. Мутина // Обруч: образование, ребенок, ученик . — 2009 .— № 4 .— С. 34-36
29. Охрименко Е. В. Научим детей играть / Е. В. Охрименко // Ребенок в детском саду. — 2008 .— № 4 .— С. 56-59 .
30. Пасечникова Т.В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие /Т.В. Пасечникова - Самара: Изд. ЦПО, 2013. - 45 с.
31. Ранняя профориентация дошкольников: Пособие по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста / Авт.-сост.: СальниковаТ.Г.-Николаевск-на-Амуре, 2015. -61с.
32. Саломатина Т. В. Сюжетно-ролевая игра, как средство гендерного ознакомления дошкольников с профессиями / Т. В. Саломатина, И. Ю. Старикова, Т. В. Зайцева // Вестник научных конференций. - 2016. - № 5-2 (9). - С. 96-98.
33. Смирнова Е. О. Состояние игровой деятельности современных дошкольников / Е. О. Смирнова, О. В. Гударёва // Психологическая наука и образование. — 2005 .— № 2 .— С. 76-86.
34. Стародубцева Е. В. Формирование представлений у детей о профессиях взрослых / Е. В. Стародубцева, О. В. Руденко // Научные исследования: от теории к практике. - 2015. - № 1(2). - С. 115-116.
35. Степанова М. Игра - дитя труда: вклад игры в профессиональное самоопределение ребенка / М. Степанова // Школьный психолог - Первое сентября. — 2014 .— № 11 .— С. 4-8.
36. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин - 3-е изд. стереотип.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 360с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ