Мультимедийные презентации как средство повышения эффективности логопедической работы
|
Введение 3
Глава I. Теоретическое освещение проблемы использования мультимедийных презентаций в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 6
1.2 Сущность мультимедийных презентаций 11
1.3 Мультимедийные презентации как средство развития связной речи
дошкольников с общим недоразвитием речи 16
Выводы по I главе 21
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по исследованию эффективности применения мультимедийных презентаций в
логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня 22
2.1 Организация и анализ исследования связной речи дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня 22
2.2 Проведение коррекционной работы с дошкольниками с общим
недоразвитием речи III уровня на основе использования мультимедийных презентаций 38
2.3 Определение эффективности логопедической работы с
использованием мультимедийных презентаций 41
Выводы по II главе 53
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Глава I. Теоретическое освещение проблемы использования мультимедийных презентаций в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 6
1.2 Сущность мультимедийных презентаций 11
1.3 Мультимедийные презентации как средство развития связной речи
дошкольников с общим недоразвитием речи 16
Выводы по I главе 21
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по исследованию эффективности применения мультимедийных презентаций в
логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня 22
2.1 Организация и анализ исследования связной речи дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня 22
2.2 Проведение коррекционной работы с дошкольниками с общим
недоразвитием речи III уровня на основе использования мультимедийных презентаций 38
2.3 Определение эффективности логопедической работы с
использованием мультимедийных презентаций 41
Выводы по II главе 53
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Актуальность исследования. В последние годы отмечается увеличение числа детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с недоразвитием речи познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Как известно, у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня отмечается нарушение звукопроизношения, фонематического слуха, трудности усвоения словаря, недостатки грамматического строя, сложности в построении связного высказывания. Существуют различные методы и приемы развития связной речи дошкольников с ОНР III уровня, в том числе с применением информационных технологий. Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, представляющие такую наглядность, в которой можно использовать видеофрагменты, иллюстрации, аудиозаписи и т.д. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки.
Как отмечают Н.С. Жукова (1990), Т.А. Ткаченко (1998), Т.Б. Филичева (2004), Л.С. Волкова (1999), М.Е. Хватцев (1959) и другие, у дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются нарушения различных компонентов языка, в том числе и связной речи. Существует большое количество методов и приемов, использующихся в логопедической работе по развитию связной речи (моделирование, создание коллажей, дидактические игры,театрализованная деятельность и пр.), однако применение мультимедийных презентаций показано недостаточно, поэтому тема актуальна для нас.
Цель исследования: изучить эффективность логопедической работы по развитию связной речи у дошкольников с ОНР III уровня с использованием мультимедийных презентаций.
Объект исследования: процесс развития связной речи детей с ОНР III уровня.
Предмет исследования: развитие связной речи дошкольников с ОНР III уровня при использовании мультимедийных презентаций в коррекционной работе логопеда.
Гипотеза исследования: развитию связной речи детей с ОНР III уровня будут способствовать включенные в структуру логопедического занятия мультимедийные презентации, разработанные с учетом уровня речевого развития, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
Задачи исследования:
1) Теоретический обзор литературы по проблеме использования мультимедийных презентации как средства развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
2) Исследование уровня развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
3) Разработка и апробация системы логопедических занятий с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня на основе использования мультимедийных презентаций по основным лексическим темам.
4) Определение эффективности логопедической работы с использованием мультимедийных презентаций, формулировка рекомендаций и выводов.
Методологическая база исследования: теория Р.Е. Левиной [29] об уровнях речевого недоразвития, теория Н.С. Жуковой [20] о психологических особенностях дошкольников с общим недоразвитием речи, концепции Л.С. Волковой [4] о психолого-педагогических особенностях развития детей с общим недоразвитием речи, , взгляды В.К. Воробьевой [5,6] на развитие связной речи дошкольников с ОНР, концепция В.П. Глухова [11,12,13] по обучению дошкольников пересказу, положение Т.А. Ткаченко [38,39,40] о развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи, взгляды Т.Б. Филичевой [45], работавшей над развитием связной речи дошкольников, концепция Ю.Ф. Гаркуши [9] о новых логопедических технологиях, положение Т.К. Королевской [25] по использованию информационно-компьютерных технологий в развитии связной речи дошкольников, концепция О.Ю. Федосовой [44] о мультимедийных презентациях.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, опрос, эксперимент и метод математической обработки результатов (t-критерий Стьюдента).
Практическая значимость: разработаны рекомендации для учителей- логопедов и составлен комплекс мультимедийных презентаций для развития связной речи детей по основным лексическим темам, который могут использовать педагоги ДОУ, родители.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 46 отечественных источников и пяти приложений. Работа проиллюстрирована 9 таблицами и 2 рисунками.
Как отмечают Н.С. Жукова (1990), Т.А. Ткаченко (1998), Т.Б. Филичева (2004), Л.С. Волкова (1999), М.Е. Хватцев (1959) и другие, у дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются нарушения различных компонентов языка, в том числе и связной речи. Существует большое количество методов и приемов, использующихся в логопедической работе по развитию связной речи (моделирование, создание коллажей, дидактические игры,театрализованная деятельность и пр.), однако применение мультимедийных презентаций показано недостаточно, поэтому тема актуальна для нас.
Цель исследования: изучить эффективность логопедической работы по развитию связной речи у дошкольников с ОНР III уровня с использованием мультимедийных презентаций.
Объект исследования: процесс развития связной речи детей с ОНР III уровня.
Предмет исследования: развитие связной речи дошкольников с ОНР III уровня при использовании мультимедийных презентаций в коррекционной работе логопеда.
Гипотеза исследования: развитию связной речи детей с ОНР III уровня будут способствовать включенные в структуру логопедического занятия мультимедийные презентации, разработанные с учетом уровня речевого развития, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
Задачи исследования:
1) Теоретический обзор литературы по проблеме использования мультимедийных презентации как средства развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
2) Исследование уровня развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
3) Разработка и апробация системы логопедических занятий с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня на основе использования мультимедийных презентаций по основным лексическим темам.
4) Определение эффективности логопедической работы с использованием мультимедийных презентаций, формулировка рекомендаций и выводов.
Методологическая база исследования: теория Р.Е. Левиной [29] об уровнях речевого недоразвития, теория Н.С. Жуковой [20] о психологических особенностях дошкольников с общим недоразвитием речи, концепции Л.С. Волковой [4] о психолого-педагогических особенностях развития детей с общим недоразвитием речи, , взгляды В.К. Воробьевой [5,6] на развитие связной речи дошкольников с ОНР, концепция В.П. Глухова [11,12,13] по обучению дошкольников пересказу, положение Т.А. Ткаченко [38,39,40] о развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи, взгляды Т.Б. Филичевой [45], работавшей над развитием связной речи дошкольников, концепция Ю.Ф. Гаркуши [9] о новых логопедических технологиях, положение Т.К. Королевской [25] по использованию информационно-компьютерных технологий в развитии связной речи дошкольников, концепция О.Ю. Федосовой [44] о мультимедийных презентациях.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, опрос, эксперимент и метод математической обработки результатов (t-критерий Стьюдента).
Практическая значимость: разработаны рекомендации для учителей- логопедов и составлен комплекс мультимедийных презентаций для развития связной речи детей по основным лексическим темам, который могут использовать педагоги ДОУ, родители.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 46 отечественных источников и пяти приложений. Работа проиллюстрирована 9 таблицами и 2 рисунками.
Мультимедийные презентации отличаются простотой использования видоизменения содержания, легкостью основных параметров и настроек. Презентации можно адаптировать как для индивидуальных занятий, так и для фронтальных и подгрупповых занятий (на фонетических, лексико-грамматических и занятиях по развитию связной речи детей), привязывая их к планируемой лексической теме.
Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов, мультимедийные презентации являются составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции предупреждению речевых дефектов
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость и программированность. Дошкольников с общим недоразвитие речи недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
При исследовании связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня мы выяснили, что дети испытывают затруднения в составлении развернутого рассказа по серии сюжетных картинок, иногда затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изложении событий.
В рассказах воспроизводятся внешние, поверхностные впечатления, причинно-следственные взаимоотношения ускользают от внимания детей.
Дети не вполне понимают смысл прочитанного, опускают существенные для изложения детали, нарушают последовательность, допускают повторы, лишние привнесения, затрудняются в выборе необходимого слова.
Данные результаты позволили нам организовать работу по развитию связной речи с использованием мультимедийных презентаций.
Целенаправленное обучение детей с ОНР III уровня рассказыванию по серии сюжетных картин, составлению описательных рассказов, пересказа предусматривало дифференцированный и индивидуальный подход к ним в зависимости от состояния связной речи и с учетом индивидуально - психологических особенностей.
Главное к чему мы стремилась, организовывая работу с мультимедийными презентациями, - обучить детей новым речевым формам, способствовать формированию эталонов, образцов, правил данной деятельности. Ребёнку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается этому в занимательной, интересной форме под руководством взрослого.
Таким образом, мы отметили, что работа по формированию связного высказывания должна быть систематической, методически грамотно построенной и вестись под руководством педагога.
После проведенных занятий по развитию связной речи с использованием мультимедийных презентаций мы провели контрольное исследование, которое позволило сделать вывод об эффективности предложенных методов и приемов.
У дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня отмечены высокий и средний уровни развития связной речи. У 53,3% детей после коррекционной работы связная речь стала соответствовать возрастной норме.
Дошкольники научились связно и логично составлять рассказ, пересказывать текст, в речи использовать различные части речи, грамматически правильно оформленные предложения. Средний уровень стал характерен для 46,7% детей с общим недоразвитием речи III, это свидетельствует о том, что дошкольники составляют рассказ с помощью, употребляют грамматически неправильные предложения, часто используют короткие, нераспространенные предложения. Но при продолжении работы над связной речью зона ближайшего развития перейдет в зону актуального развития.
Положительные результаты обучения детей с помощью мультимедийных презентаций свидетельствуют об эффективности используемых методических приемов, что позволяет рекомендовать их для занятий по формированию связной речи дошкольников с ОНР III уровня.
Таким образом, наша гипотеза о том, что развитию связной речи детей с ОНР III будут способствовать включенные в структуру логопедического занятия мультимедийные презентации, подтвердилась.
Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов, мультимедийные презентации являются составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции предупреждению речевых дефектов
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость и программированность. Дошкольников с общим недоразвитие речи недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
При исследовании связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня мы выяснили, что дети испытывают затруднения в составлении развернутого рассказа по серии сюжетных картинок, иногда затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изложении событий.
В рассказах воспроизводятся внешние, поверхностные впечатления, причинно-следственные взаимоотношения ускользают от внимания детей.
Дети не вполне понимают смысл прочитанного, опускают существенные для изложения детали, нарушают последовательность, допускают повторы, лишние привнесения, затрудняются в выборе необходимого слова.
Данные результаты позволили нам организовать работу по развитию связной речи с использованием мультимедийных презентаций.
Целенаправленное обучение детей с ОНР III уровня рассказыванию по серии сюжетных картин, составлению описательных рассказов, пересказа предусматривало дифференцированный и индивидуальный подход к ним в зависимости от состояния связной речи и с учетом индивидуально - психологических особенностей.
Главное к чему мы стремилась, организовывая работу с мультимедийными презентациями, - обучить детей новым речевым формам, способствовать формированию эталонов, образцов, правил данной деятельности. Ребёнку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается этому в занимательной, интересной форме под руководством взрослого.
Таким образом, мы отметили, что работа по формированию связного высказывания должна быть систематической, методически грамотно построенной и вестись под руководством педагога.
После проведенных занятий по развитию связной речи с использованием мультимедийных презентаций мы провели контрольное исследование, которое позволило сделать вывод об эффективности предложенных методов и приемов.
У дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня отмечены высокий и средний уровни развития связной речи. У 53,3% детей после коррекционной работы связная речь стала соответствовать возрастной норме.
Дошкольники научились связно и логично составлять рассказ, пересказывать текст, в речи использовать различные части речи, грамматически правильно оформленные предложения. Средний уровень стал характерен для 46,7% детей с общим недоразвитием речи III, это свидетельствует о том, что дошкольники составляют рассказ с помощью, употребляют грамматически неправильные предложения, часто используют короткие, нераспространенные предложения. Но при продолжении работы над связной речью зона ближайшего развития перейдет в зону актуального развития.
Положительные результаты обучения детей с помощью мультимедийных презентаций свидетельствуют об эффективности используемых методических приемов, что позволяет рекомендовать их для занятий по формированию связной речи дошкольников с ОНР III уровня.
Таким образом, наша гипотеза о том, что развитию связной речи детей с ОНР III будут способствовать включенные в структуру логопедического занятия мультимедийные презентации, подтвердилась.
Подобные работы
- МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня средствами интерактивных игр
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Коррекция предложно-падежных отношений в грамматическом структурировании у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В КОРРЕКЦИИ РОДО-ВИДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - КОРРЕКЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021



