Введение 3
Глава I. Теоретическое освещение проблемы использования мультимедийных презентаций в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 6
1.2 Сущность мультимедийных презентаций 11
1.3 Мультимедийные презентации как средство развития связной речи
дошкольников с общим недоразвитием речи 16
Выводы по I главе 21
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по исследованию эффективности применения мультимедийных презентаций в
логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня 22
2.1 Организация и анализ исследования связной речи дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня 22
2.2 Проведение коррекционной работы с дошкольниками с общим
недоразвитием речи III уровня на основе использования мультимедийных презентаций 38
2.3 Определение эффективности логопедической работы с
использованием мультимедийных презентаций 41
Выводы по II главе 53
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Актуальность исследования. В последние годы отмечается увеличение числа детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с недоразвитием речи познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Как известно, у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня отмечается нарушение звукопроизношения, фонематического слуха, трудности усвоения словаря, недостатки грамматического строя, сложности в построении связного высказывания. Существуют различные методы и приемы развития связной речи дошкольников с ОНР III уровня, в том числе с применением информационных технологий. Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, представляющие такую наглядность, в которой можно использовать видеофрагменты, иллюстрации, аудиозаписи и т.д. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки.
Как отмечают Н.С. Жукова (1990), Т.А. Ткаченко (1998), Т.Б. Филичева (2004), Л.С. Волкова (1999), М.Е. Хватцев (1959) и другие, у дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются нарушения различных компонентов языка, в том числе и связной речи. Существует большое количество методов и приемов, использующихся в логопедической работе по развитию связной речи (моделирование, создание коллажей, дидактические игры,театрализованная деятельность и пр.), однако применение мультимедийных презентаций показано недостаточно, поэтому тема актуальна для нас.
Цель исследования: изучить эффективность логопедической работы по развитию связной речи у дошкольников с ОНР III уровня с использованием мультимедийных презентаций.
Объект исследования: процесс развития связной речи детей с ОНР III уровня.
Предмет исследования: развитие связной речи дошкольников с ОНР III уровня при использовании мультимедийных презентаций в коррекционной работе логопеда.
Гипотеза исследования: развитию связной речи детей с ОНР III уровня будут способствовать включенные в структуру логопедического занятия мультимедийные презентации, разработанные с учетом уровня речевого развития, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
Задачи исследования:
1) Теоретический обзор литературы по проблеме использования мультимедийных презентации как средства развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
2) Исследование уровня развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
3) Разработка и апробация системы логопедических занятий с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня на основе использования мультимедийных презентаций по основным лексическим темам.
4) Определение эффективности логопедической работы с использованием мультимедийных презентаций, формулировка рекомендаций и выводов.
Методологическая база исследования: теория Р.Е. Левиной [29] об уровнях речевого недоразвития, теория Н.С. Жуковой [20] о психологических особенностях дошкольников с общим недоразвитием речи, концепции Л.С. Волковой [4] о психолого-педагогических особенностях развития детей с общим недоразвитием речи, , взгляды В.К. Воробьевой [5,6] на развитие связной речи дошкольников с ОНР, концепция В.П. Глухова [11,12,13] по обучению дошкольников пересказу, положение Т.А. Ткаченко [38,39,40] о развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи, взгляды Т.Б. Филичевой [45], работавшей над развитием связной речи дошкольников, концепция Ю.Ф. Гаркуши [9] о новых логопедических технологиях, положение Т.К. Королевской [25] по использованию информационно-компьютерных технологий в развитии связной речи дошкольников, концепция О.Ю. Федосовой [44] о мультимедийных презентациях.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, опрос, эксперимент и метод математической обработки результатов (t-критерий Стьюдента).
Практическая значимость: разработаны рекомендации для учителей- логопедов и составлен комплекс мультимедийных презентаций для развития связной речи детей по основным лексическим темам, который могут использовать педагоги ДОУ, родители.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 46 отечественных источников и пяти приложений. Работа проиллюстрирована 9 таблицами и 2 рисунками.
Мультимедийные презентации отличаются простотой использования видоизменения содержания, легкостью основных параметров и настроек. Презентации можно адаптировать как для индивидуальных занятий, так и для фронтальных и подгрупповых занятий (на фонетических, лексико-грамматических и занятиях по развитию связной речи детей), привязывая их к планируемой лексической теме.
Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов, мультимедийные презентации являются составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции предупреждению речевых дефектов
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость и программированность. Дошкольников с общим недоразвитие речи недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
При исследовании связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня мы выяснили, что дети испытывают затруднения в составлении развернутого рассказа по серии сюжетных картинок, иногда затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изложении событий.
В рассказах воспроизводятся внешние, поверхностные впечатления, причинно-следственные взаимоотношения ускользают от внимания детей.
Дети не вполне понимают смысл прочитанного, опускают существенные для изложения детали, нарушают последовательность, допускают повторы, лишние привнесения, затрудняются в выборе необходимого слова.
Данные результаты позволили нам организовать работу по развитию связной речи с использованием мультимедийных презентаций.
Целенаправленное обучение детей с ОНР III уровня рассказыванию по серии сюжетных картин, составлению описательных рассказов, пересказа предусматривало дифференцированный и индивидуальный подход к ним в зависимости от состояния связной речи и с учетом индивидуально - психологических особенностей.
Главное к чему мы стремилась, организовывая работу с мультимедийными презентациями, - обучить детей новым речевым формам, способствовать формированию эталонов, образцов, правил данной деятельности. Ребёнку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается этому в занимательной, интересной форме под руководством взрослого.
Таким образом, мы отметили, что работа по формированию связного высказывания должна быть систематической, методически грамотно построенной и вестись под руководством педагога.
После проведенных занятий по развитию связной речи с использованием мультимедийных презентаций мы провели контрольное исследование, которое позволило сделать вывод об эффективности предложенных методов и приемов.
У дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня отмечены высокий и средний уровни развития связной речи. У 53,3% детей после коррекционной работы связная речь стала соответствовать возрастной норме.
Дошкольники научились связно и логично составлять рассказ, пересказывать текст, в речи использовать различные части речи, грамматически правильно оформленные предложения. Средний уровень стал характерен для 46,7% детей с общим недоразвитием речи III, это свидетельствует о том, что дошкольники составляют рассказ с помощью, употребляют грамматически неправильные предложения, часто используют короткие, нераспространенные предложения. Но при продолжении работы над связной речью зона ближайшего развития перейдет в зону актуального развития.
Положительные результаты обучения детей с помощью мультимедийных презентаций свидетельствуют об эффективности используемых методических приемов, что позволяет рекомендовать их для занятий по формированию связной речи дошкольников с ОНР III уровня.
Таким образом, наша гипотеза о том, что развитию связной речи детей с ОНР III будут способствовать включенные в структуру логопедического занятия мультимедийные презентации, подтвердилась.
1. Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи дошкольников. Ч.1: Устная связная речь. Лексика [Текст]: учебное пособие / Андреева Н.Г.— М.: ВЛАДОС, 2006. - 156с.
2. Бартенева, Т.П. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников [Текст]: учебное пособие/ Т.П. Бартенева. - М.: Академия, 2009. - 116с.
3. Варченко, В.И. Радуга в компьютере. Компьютерные игры в начальной школе [Текст]/ В.И. Варченко //«Начальная школа». - 1997. - №10,- С.18-22
4. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст]: учеб. для вузов / Под ред. Л.С Волковой, С.Н Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.- 680 с.
5. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: учебное пособие / В.К. Воробьева — М.: ACT: Астрель, 2007. - 124с.
6. Воробьева, Т.А Составляем рассказ по серии сюжетных картинок [Текст]: учебное пособие/ Т.А. Воробьева. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. — 96 с.
7. Вренёва, Е.Ю. Мультимедийные технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи [Текст]/ Е.Ю. Вренёва// Дошкольное воспитание.- 2010.- № 12. С. 32-36.
8. Габдуллина, З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4 - 7 лет [Текст]: учебное пособие / З.М. Габдуллина. - Волгоград: Медиум, 2010. - 116с.
9. Гаркуша, Ю.Ф. Новые информационные технологии в логопедической работе [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша, Н.А. Черлина, Е.В. Манина // Логопед. №2, 2014. - С.21-25
10. Гербова, В.В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок [Текст]: учебное пособие / В.В. Гербова - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 78с.
11. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст]: учебное пособие / В.П. Глухов— М.: АРКТИ, 2002. - 112с.
12. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] / В.П. Глухов // Дефектология. - 2014. - №2. - С.26- 29
13. Глухов, В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] // Дефектология. — 1986. — № 6. — С. 11-16.
14. Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст]: учебное пособие / Ю.М. Горвиц, Л.Д. Чайнова, Н.Н. Подьяков. - М.: Линка-Пресс, 2016. - 117с.
15. Григорьев, С.Г. Мультимедиа в образовании [Текст]: учебное пособие / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. - М.: Педагогика, 2012. - 88с.
16. Гризик, Т.Т. Обучение детей описыванию предметов [Текст] / Т.Г. Гризик // Дошкольное воспитание. - 2014, №5. - С.28-35.
17. Гришина, С.Г. Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда [Текст] / С.Г. Гришина // Преемственность в образовании. №2, 2012. - С.25-28
18. Денисова, Т.О. Компьютер в дошкольном учреждении [Текст]/ Т.О. Денисова // Дошкольное воспитание.- 2011.- № 2.- С. 74-76
19. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]: учебное пособие / Л.Н. Ефименкова. - М.: Академия, 2015. - 146с.
20. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: учебник для вузов/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.- М.: Просвещение, 2015. - 239с.
21. Иванищина, О.Н. Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок [Текст]: учебное пособие / О.Н. Иванищина. - М.: Владос, 2012. - 143с.
22. Кабанова, Т.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3 - 6 лет с речевыми нарушениями [Текст]: учебное пособие / Т.В. Кабанова, О.В. Домнина; под ред. Н.Е.Ильяковой - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 104 с.
23. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании [Текст]: учебное пособие/ Т.С. Комарова. - Москва: ВЛАДОС, 2011. - 104с.
24. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логопедического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст]: учебное пособие / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко — М.: Сфера, 2011. - 267с.
25. Королевская, Т.К. Компьютерные интерактивные технологии устная
речь как средство коммуникации: достижения и поиски [Текст]/
Т.К.Королевская// Дефектология. - 2008. - № 1. С. 47-55
26. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст]: учебное пособие/ Э.П. Короткова. - М.: Академия, 2012. - 189с.
27. Кузьмина, Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы [Текст] / Е.В. Кузьмина // Логопед. - 2013. - №5. - С.8-14
28. Кукушкина, О.И. Компьютер в специальном обучении/ Проблемы, поиски, подходы [Текст] /О.И.Кукушкина //Дефектология.-2014. - № 5. - С.3-9.
29. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопеда [Текст]: учебник для вузов / Р.Е. Левина — М.: Наука, 1968. - 157с.
30. Легачева, Е.Н. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий [Текст]/ Е.Н. Легачева, О.Д. Кочелакова // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 666-669.
31. Лизунова, Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе [Текст]: учебное пособие/ Л.Р. Лизунова. - Пермь, 2005. - 123с.
32. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 145с.
33. Лынская, М.И. Информационные технологии с безречевыми детьми [Текст] / М.И. Лынская //Логопед.-2011.- № 3.- С. 12-17.
34. Ляшенко, Е.В. Формирование связной речи у дошкольников с ОНР посредством мультимедийных презентаций [Текст]/ Е.В. Ляшенко // Международная научно-практическая конференция «Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации. - Крым, 2015. - С.45-49
35. Пономаренко, Т.О. Алгоритм составления презентаций / Т.О. Пономаренко. - 2012. - (http://www.maaam.ru/detskijsad/algoritm-sostavlenija- prezentacii.html)
36. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: уч.пособие / Е.С. Полат и др.; под ред. Е.С. Полат. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 127с.
37. Селянина, С.Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно - развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи [Текст] / С.Ю. Селянина // «Интерактивное образование». - 2008. - №14, - С.27-29
38. Ткаченко, Т.А. Если ребенок плохо говорит [Текст]: учебное пособие / Т.А. Ткаченко. - СПб.: Акцидент, 2015. - 112с.
39. Ткаченко, Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам [Текст]: учебное пособие / Т.А. Ткаченко. - М.: ВЛАДОС, 2016. - 109с.
40. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет [Текст]: учебное пособие/ Т.А. Ткаченко. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004. - 144с.
41. Ушакова, О.С. Занятия по развитию речи в детском [Текст]: учебное пособие/ О.С. Ушакова. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 230 с.
42. Ушакова, О.С. Развитие предпосылок связной речи [Текст] / О.С. Ушакова, Л.Н. Шадрина //Дошкольное воспитание. - 2016. - №2. - С.69-72.
43. Федорович Л.А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов [Текст] / Л.А. Федорович // Логопед в детском саду. №5, 2015. - С.19-23
44. Федосова, О.Ю. Использование компьютерных презентаций в коррекционно - логопедической работе ДОУ [Текст]: учебное пособие / О.Ю. Федосова, Р.М. Габдрахманова. - Самара: Профи, 2009. - 98с.
45. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина — М.: Академия. - 2014. - 278с.
46. Хватцев М.Е. Логопедия [Текст]: учебник для вузов / М.Е. Хватцев — М.: Наука, 1959. - 358с.