Введение 4
1. Теоретические основы системы стратегического менеджмента в индустрии
машиностроительной отрасли 7
1.1 Аспекты и основные понятия совершенствования стратегического
менеджмента 7
1.2 Особенности совершенствования стратегического менеджмента на
предприятиях машиностроения 14
1.3 Опыт внедрения стратегического управления на предприятиях
машиностроения в России и за рубежом 19
2. Изучение текущего состояния системы стратегического менеджмента АО «Интерскол-Алабуга» с учетом внешних и внутренних факторов среды. ... 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 34
2.2. Анализ воздействия системы стратегического менеджмента АО
«Интерскол-Алабуга» на деятельность компании 37
2.3. Проблемы в системе стратегического менеджмента АО Интерскол-
Алабуга» 48
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы стратегического
менеджмента в АО Интерскол-Алабуга» 52
3.1 Программа рекомендаций по совершенствованию системы
стратегического менеджмента в АО Интерскол-Алабуга» 52
3.2 Обоснование и оценка эффективности Программы предложений 68
Заключение 72
Список использованных источников 77
Приложение
Актуальность исследования определяется необходимостью повышения эффективности стратегического менеджмента и конкурентоспособности организации. От субъектов экономических взаимоотношений требуется проведение глубокого анализа протекающих процессов как на внешнем рынке процессов так и внутри организации, чтобы обеспечить эффективное использование наличных ресурсов и качественное удовлетворение потребительских требований.
Стратегический менеджмент должен правильно (рационально, эффективно) сформулировать все стратегические требования по всем сферам деятельности фирмы. С некачественной стратегией невозможно достигнуть качественных конечных результатов.
Стратегический менеджмент - это действия высшего руководства объектов материального производства и непроизводственной сферы в интересах обеспечения их эффективного развития, заключающаяся в выработке и реализации управленческих решений, обязательная оценка обоснованности и корректировка которых производится на основе непрерывного сравнительного анализа прогнозных и текущих тенденций значимых факторов внутренней и внешней среды этих объектов.
Совершенствование системы управления с помощью интеграции уровней, исходит от всех заинтересованных сторон - рабочих и менеджмента высшего руководства. Для осуществления изменений в управлении предприятием необходимо дать возможность всем заинтересованным сторонам участвовать в процессе принятии и реализации управленческих решений.
На предприятиях процесс принятия и реализации управленческих решений происходит на разных уровнях управления. Если речь идет об оперативном управлении, то здесь дело работника - выполнять указания начальства. Если же говорить о стратегических решениях, то незнание мнения работников или пренебрежение им, в конечном счете, дорого обходятся предприятиям.
Интеграция уровней является инструментом совершенствования менеджмента предприятий машиностроения, с целью обеспечения высоких темпов роста, повышения конкурентоспособности, обновления оборудования и повышения качества принимаемых управленческих решений.
Степень разработанности темы выпускной квалификационной работы.
Родоначальником концепции стратегического менеджмента считается И. Ансофф. Заметный вклад в становление и развитие этого раздела науки внесли также следующие зарубежные исследователи - П. Друкер, М. Портер, С. Робинсон, П. Хасси, К. Хаттен, Д.Шендел и др. Теоретические основы системы стратегического менеджмента рассматривались в трудах таких отечественных ученых, как О. Виханский, Г. Гольдштейн, В. Ефремов, А. Зуб, Л. Зайцева, М. Кадыров, Э. Коротков, В. Маркова, Е. Михайлов, В. Ляско, Р. Фатхутдинов, Н. Круглова, А. Люкшинов, А. Ненахова, Е. Новицкий и многие др.
Объект изучения: АО «Интерскол-Алабуга», предприятие занимающиеся производством и продажей электротехнического оборудования, является одним из лидеров на рынке России.
Предмет изучения: система стратегического менеджмента на
машиностроительном предприятии.
Цель выпускной квалифицированной работы: разработка инновационных подходов системы стратегического менеджмента на машиностроительном предприятии.
Для выполнения цели выпускной квалификационной работы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы системы стратегического менеджмента в индустрии производства электроинструментов, описать аспекты и основные понятия совершенствования стратегического менеджмента. Выделить особенности совершенствования стратегического менеджмента на предприятиях машиностроения, изучить опыт внедрения .стратегическоГОн управления, на предприятиях машиностроения в России. (ПАО «КАМАЗ») и зарубежом..
2. Изучить текущее состояние системы стратегического менеджмента АО «Интерскол-Алабуга» с учетом внешних и внутренних факторов среды. Описать организационно-экономическую характеристику предприятия, выделить проблемы в системе стратегического менеджмента АО Интерскол-Алабуга».
3. Разработать рекомендации по совершенствованию системы стратегического менеджмента в АО Интерскол-Алабуга» и минимизировать производственные затраты при поступлении дефектного инстурмента на предприятие с департаментов сервисного обслуживания. Представить обоснование и оценку эффективности программы предложений..
Методы исследования: анализ научной литературы, анализ документации АО Интерскол-Алабуга» за 2015-2017 гг., анализ планов руководства АО Интерскол-Алабуга».
Научная новизна: разработка мобильного приложения с возможностью считывания QR кода по производимой продукции и схемы онлайн заявки на гарантийное обслуживание инструмента, позволяющие формировать актуальную дефектную ведомость в сервисных центрах и на предприятии изготовителя.
Стратегические инновации - это своего рода назревшая необходимость изменений, когда существующие правила конкурентной борьбы предприятия за долю рынка, за потребителя утратили актуальность.
Стратегические цели п/п разрабатываются на основе миссии компании и должны быть: ясными, измеримыми, достижимыми и т.п.
Совершенствование стратегического планирования предприятия занимает важную роль в современном мире и большинство руководителей старательно пытаются усовершенствовать стратегию управления предприятием.
Руководители компании осознали необходимость формирования стратегии, реализация стратегии все еще представляет собой большую проблему.
Важность стратегических инициатив сложно переоценить: исследователи единодушны в том, что не умея управлять эффективной реализацией стратегических инициатив, невозможно реализовать стратегию развития предприятия.
АО «Интерскол-Алабуга» - лидер российского рынка
электроинструмента и средств малой механизации, входит в десятку крупнейших мировых производителей, специализирующихся в данной отрасли. Вот уже почти 15 лет подряд продукция торговой марки «Интерскол» остается самой популярной и востребованной в России.
На основании вышеизложенного автор конкретизирует сильные и слабые стороны в деятельности компании АО «Интерскол-Алабуга»:
Сильными сторонами компании является:
- долгое присутствие на рынке;
- сформированный кадровый состав.
Слабыми сторонами предприятия являются:
- падение прибыли;
- снижение рентабельности, предбанкротное состояние; рост инфляции; насыщенность рынка.
В условиях, когда на предприятии доля затрат на предупреждающие действия чрезвычайно мала и в целом системе мероприятий, направленных на предупреждение появления несоответствий, уделяется относительно небольшое внимание, появляются и растут затраты на услуги несоответствующего качества.
Основным направлением улучшения деятельности компании является увеличение загрузки основных производственных фондов и внедрение инновационных технологий в производство. Исходя из беседы с руководителем отдела кадров анализ трудового потенциала в компании ведется не в достаточной мере.
Таким образом, проанализировав современное состояние стратегического менеджмента и её влияние на работу АО «Интерскол Алабуга» за период 20162018 гг., автор заключает, что система стратегического менеджмента функционирует на среднем уровне.
Исходя из анализа критериев эффективности стратегического менеджмента АО «Интерскол Алабуга» автор определил сильные и слабые стороны, в действующей системе исходя из функций менеджмента.
Сильные стороны изучаемой системы менеджмента в АО «Интерскол Алабуга» следующие:
1. функция организации, планирования: в целом сформированы и функционируют элементы системы стратегического менеджмента АО «Интерскол Алабуга»;
2. функция организации, планирования: в целом сформирован кадровый состав;
3. функция организации: разработаны локальные акты касаемые стратегии в АО «Интерскол Алабуга».
Слабые стороны стратегического менеджмента и его влияния на работу АО «Интерскол Алабуга»:
1. Ощутимы затраты на реализацию ремонта несоответствующей продукции доставленной с департаментов сервисного обслуживания, а также неудовлетворительный учет гарантийной продукции в сервисных центрах.
2. функция планирования, наличие планов в АО «Интерскол Алабуга» не долгосрочны и рассчитаны до конца 2019 г.
3. не определены долгосрочные ориентиры развития бизнеса.
4. Процент достижения поставленных стратегических целей, планов в области стратегического менеджмента АО «Интерскол Алабуга» за период 2016-2018 гг., выполнялся не в полной мере.
С целью совершенствования системы стратегического менеджмента в АО Интерскол-Алабуга» на период 2019 - 2025 гг., автор предлагает комплекс предлагаемых мероприятий направленных на улучшение функционирования системы АО Интерскол-Алабуга до 2025 г.
1. Разработка и внедрение сервисного обслуживания клиентов АО «Интерскол-Алабуга» по QR коду, с возможностью считывания при оформлении онлайн заявки на ремонт необходимо для снижения затрат компании, повышения производитебльности труда, высбобождения работников от дополнительных затрат рабочего времени.
Ожидаемые конечные результаты от реализации внедрение сервисного обслуживания клиентов АО «Интерскол-Алабуга» по QR коду, с возможностью считывания при оформлении онлайн заявки на ремонт:
- оперативное решение проблемы в сервисном обслуживании по QR коду;
- повышение оперативности проведения гарантийного ремонта, высбобождения рабочего времени сотрудников, рабочего персонала;
- повышение выявления конкретных дефектов и отображения этого в личном кабинете клиента.
- быстрое определение, от какого клиента пришла онлайн заявка на дефект, когда пришла, какой приемщик её брал ранее (если таковой факт был), а так же и в обратном порядке;
- улучшение лояльности клиентов, быстрая обратная связь.
- повышение производительности труда и оперативности реагирования на сервисное обслуживание;
- улучшение учета несоответствующей продукции доставленной с департаментов сервисного обслуживания.
На основании всего можно сделать выводы:
Разработка и внедрение сервисного обслуживания клиентов АО «Интерскол-Алабуга» по QR коду, с возможностью считывания при оформлении онлайн заявки на ремонт необходимо для снижения затрат компании, повышения производитебльности труда, высбобождения работников от дополнительных затрат рабочего времени.
2. Внедрение Программы рекомендаций по совершенствованию системы стратегического менеджмента в АО Интерскол-Алабуга» на 2019-2025 гг. позволит достичь следующих результатов:
- увеличение производственной мощности;
- реализованные цель и задачи в области совершенствования системы стратегического менеджмента АО Интерскол-Алабуга на 2019-2025 гг.;
- четко обозначенные стратегические цели компании на период 2019-2025 гг.;
- совершенствование функционирования системы стратегического
менеджмента АО Интерскол-Алабуга на 2019-2025 гг.(назначить
ответственных лиц);
- принятие мер по выработке долгосрочных стратегических планов до 2025 г., с учетом развития рынка;
- проработка вопросов повышения финансирования стратегического направления деятельности компании;
- повышение процента достижения поставленных стратегических целей, планов в области стратегического менеджмента АО «Интерскол Алабуга» на период 2019-2025 гг.
- доукомплектованный штат отдела сбыта;
- улучшение формирования внутренней среды таким образом, что внутриорганизационная культура, ценностные ориентации, приоритеты в потребностях создали условия и стимулировали воспроизводство и реализацию трудового потенциала АО «Интерскол-Алабуга» до 2025 года;
- повышение экспорта продукция на 10% в страны Западной Европы (Испанию, Италию, Францию, Грецию), а также Израиль.
1. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Прогресс, 3-е изд. допол. и дораб. 2014. - 580 с.
2. Богма Е.С. Стратегии инновационного развития машиностроительных предприятий / доцент кафедры финансов и кредита, кандидат экономических наук доцент. Государственное высшее учебное заведение «Запорожский национальный университет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - https://cvberleninka.ru/article/n/strategii-innovatsionnogo-razvitiva- mashinostroitelnyh-predprivativ.
3. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 2011. - 296 с.
4. Володин В. Н., Гончаров Н. В. Обзор проблематики и предложения по созданию эффективной институциональной основы для совершенствования учета и оплаты ресурсов в сфере коммунального хозяйства // Сертификация и лицензирование товаров и услуг. — 2012. — №4. — С. 2-31.
5. Гаршин А. С. Особенности стратегического управления // Молодой ученый. - 2017. - №26. - С. 99-102.
6. Дафт Р. Менеджмент. 9-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2012. — 864с.: ил. — (Серия «Классика МВА»).
7. Ильин А.И. Планирование на предприятии / учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов В 2 ч. Ч.2 Стратегическое планирование, Минск: ООО «Новое знание», 2012. - 435с.
8. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 5-е изд. / Пер. с англ, под ред. С. Г. Божук. — СПб.: Питер 2016. — 464 с.
9. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я / Пер. с англ, под ред. Т. Р. Тэор. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2016. — 244 с.
10. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 236 с. — (Высшее образование).
11. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: учебник. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. — 224 с.
12. Малинин С. «Мы вступаем в полосу высокой инфляции» / С. Малинин // Эксперт. — 2012. — № 4. — С. 12.
13. Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Д. Школа стратегий. - СПб.: Изд- во «Питер», 3-е изд. допол. и дораб. 2015. - 445 с.
14. Мишурова И.В., Лысенко Н.А. Менеджмент профессиональных услуг: стратегия и тактика: учебно-практическое пособие. - М.: ИЩ «МарТ», 2015. 2-е изд. допол. и дораб. - 178 с.
15. Саати Т., Кернс К. Аналитическое планирование. Организация систем Пер. с англ. - М. Радио и связь, 2009. - 224 с.
16. Семь нот менеджмента / А.А. Антонов. - М.: ЗАО «Журнал Эксперт». 2013. - 176 с.
17. Стратегическое планирование. / Под ред. Уткина Э.А. М.: Тандем, 2013. - 289с.
18. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие для вузов / Т.Г. Морозова А.В. Пикулькин, В.Ф. Тихонов и др.; Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2012. - 318 с.
19. Финансы предприятий: учебник / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк Л.П. Павлова и др.; Под ред. проф. Н.В. Колчиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2012. - 413 с.
20. Гаршин А.С. Особенности стратегического управления / А.С. Г аршин // Молодой ученый. - 2017. - №26. - С.99-102. - URL https://moluch.ru/archive /160/44974/ (дата обращения: 21.10.2018).
20. Совершенствование процесса стратегического управления
промышленным предприятием / О.В. Бабич [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-protsessa-
strategicheskogo-upravleniya-promyshlennym-predpriyatiem.
21. Налобина Ю.И. Оптимальна! система стратегического управления предприятием / Ю.И. Налобина // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 629632. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. — URL https://moluch.ru/archiw /112/28226/ (дата обращения: 21.10.2018).
22. Стратегический менеджмент и его совершенствование в управлении ресурсами предприятий современной России / Вакуленко Руслан Яковлевич доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе Нижегородского института менеджмента и бизнеса, Россия [Электронный ресурс]. - Режим доступа. https://creativeconomy.ru/lib/729.
23. Совершенствование механизма стратегического управления
предприятий машиностроения / АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Романова Анастасия Сергеевна [Электронный ресурс]. - Режим доступа. http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstreani /handle/net/111827/0-795888.pdf?sequence=1.
24. Система стратегического управления / Р.Н. Шамгунов, доцент кафедры «Инновационный менеджмент» ФГОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», управляющий директор Департамента стратегического анализа и разработок Внешэкономбанка, канд. тех. наук [Электронный ресурс]. - Режим доступа. https: //www. cfin. ru/management/controlling/sms. shtml.
25. Потенциал модернизации машиностроительного предприятия и
факторы его, определяющие // Проблемы экономики и менеджмента № 5 (33) - 2014 / Сальникова Ю.К. ассистент кафедра «Производственный и
инновационный менеджмент», ФГБОУВПО «Южно-Российский
государственный политехнический университет (Новочеркасский политехнический институт) им. М.И. Платова». ГЭлектронный ресурс!. - Режим
доступа. - https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-modernizatsii-
mashinostroitelnogo-predprivativa-i-faktorv-ego-opredelvavuschie.
26. Черненьков И.В. Повышение эффективности предприятий машиностроения // Интернет-журнал«НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №6 (2017) https://naukovedenie.ru/PDF/91EVN617.pdf (доступ свободный)
27. Ноу-хау как инструмент внешнеэкономических связей. Евдокимова В.С., ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»,
г.Екатеринбург [Электронный ресурс!. - Режим доступа.
http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/32903/1/pz 2015 01 12.pdf.
28. Устав АО «Интерскол-Алабуга».
29. Штатное расписание АО «Интерскол-Алабуга» за 2017 г.
30. Годовой отчет о деятельности АО «Интерскол-Алабуга» за 2015 г.
31. Годовой отчет о деятельности АО «Интерскол-Алабуга» за 2016 г.
32. Годовой отчет о деятельности АО «Интерскол-Алабуга» за 2017 г.
33. Кадровый отчет АО «Интерскол-Алабуга» за 2015 г.
34. Кадровый отчет АО «Интерскол-Алабуга» за 2016 г.
35. Кадровый отчет АО «Интерскол-Алабуга» за 2017 г.
36. Планы развития АО «Интерскол-Алабуга» на 2018 г.
37. Бухгалтерский баланс 1,2 форма за 2015 год.
38. Бухгалтерский баланс 1,2 форма за 2016 год.
39. Бухгалтерский баланс 1,2 форма за 2017 год.
40. Финансовый отчет за 2017 год.