Проведен анализ рынка головных уборов в Самарском регионе за 2012-2018 годы.
Введение 4
1 Характеристика продукта 5
1.1 Свойства и области применения 5
1.2 Структура затрат на производство продукта 8
1.3 Уровень доходности 10
2 Объем и структура рынка 12
2.1. Уровень потребления 12
2.2. Динамика потребления 13
2.3. Доля импортной продукции на рынке 14
2.4. Организация системы сбыта в отрасли 16
3 Отраслевая конкуренция 17
3.1. Факторы, обуславливающие интенсивность конкуренции в отрасли 17
3.2. Характеристика барьеров входа 19
3.3. Влияние материалов-субститутов 19
3.4. Влияние поставщиков сырья 20
3.5. Влияние покупателей 22
3.6. Проблемы, ограничивающие развитие отрасли 23
3.7. Характеристика конкурентов 24
3.8. Уровень концентрации отрасли 25
4 Стоимостной анализ 27
4.1. Отпускные цены 27
4.2. Структура цены 28
4.3 Факторы, определяющие движение цен 29
5 Потребление 33
5.1. Потребительские группы 33
5.2. География потребления 34
5.3. Соотношение спроса и предложения в потребительских группах 35
6 Прогноз развития рынка 37
6.1. Жизненный цикл товара 37
6.2. Прогноз спроса на ближайшие три года 39
6.3. Прогноз развития конкуренции 41
Заключение 42
Список использованных источников 45
Одним из основных элементов гардероба на сегодняшний день является головной убор, который выполняет защитную функцию, а также декоративную функцию.
Изучению рынка помогает проведение маркетинговых исследований.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что при проведении маркетингового комплексного исследования решаются такие задачи как: составление характеристики рынка, его потенциальных возможностей, исследование по распределению долей рынка между различными фирмами, вариант сбыта, тщательное изучение тенденций деловой активности, выявление товаров конкурентов. Кроме того, делается примерное бизнес-прогнозирование на короткие сроки, изучение потребительской реакции на новые товары и их потенциал, долгосрочные прогнозы, изучается политика цен.
Цель данной работы состоит в исследовании рынка головных уборов Самарского региона.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
проанализировать характеристику продукта;
исследовать объем и структуру рынка;
провести отраслевой анализ;
провести стоимостной анализ;
определить потребление и его прогноз.
Объектом исследования является рынок головных уборов. Предметом – рынок головных уборов в Самарском регионе.
Теоретической базой выступили учебные пособия, периодические материалы, аналитические данные.
Методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и обобщение.
Подводя итог, в рамках маркетингового исследования рынка были рассмотрены основные свойства головных уборов, а также их ассортимент.
Выявлено, что головной убор представляет собой необходимый элемент гардероба, который выполняет как защитную функцию, уберегая голову от холода, ветра и солнца, так и декоративную.
При разработке новых изделий учитывают требования, которые предъявляются к головным уборам, в частности: эстетические; гигиенические, эксплуатационные, технологические и экономические требования, предъявляемые к головным уборам.
Как было отмечено, анализ структуры затрат на производство головных уборов занимают материальные затраты и затраты на оплату труда. Кроме этого следует отметить такие затраты, как отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления и прочие затраты.
Анализ доходности позволяет сделать вывод о том, что торговля головными уборами характеризуется невысоким уровнем доходности, производство и оптовая продажа являются более прибыльными.
Проведенный анализ динамики потребления головных уборов установил тот факт, что с каждым годом потребление таких товаров возрастает. Как было выявлено, основными импортерами в Самарском регионе являются Казахстан, Белоруссия и Китай. Доля импорта составляет 32%.
Система сбыта на рынке головных уборов представлена фирменными магазинами производителей, специализированными магазинами, отделами в других магазинах и онлайн-магазинами. Отметит тот факт, что анализ динамики товаров-субститов не был проведен, так как заменителей у головных уборов нет.
Выявлено, что для каждой отрасли характерны интенсивность конкуренции. В данном случае среди факторов, которые были выделены следующие: снижение цен и рост объемов продаж, барьеры входа и выхода, тенденции моды, потребности потребителей и влияние поставщиков.
Среди барьеров входа можно отметить: большой уровень конкуренции, так как точек по продаже головных уборов очень много в Самарском регионе. Кроме этого еще одним барьером входа стоит считать высокий уровень издержек на материальное сырье.
Влияние поставщиков заключается в том, что от изменения его цены на сырье, или от роста закупочных цен на товар, возрастает и уровень розничной цены. Кроме этого, если поставщик снизит качество товара, который он поставляет, изменится и спрос на него.
Влияние покупателя проявляется в том, что спрос на товар снижается или возрастает в зависимости от потребностей потребителя, которые связаны с качеством товара, тенденциями моды, ценою и доходами потребителя.
Как было отмечено, на развитие рынка головных уборов большое влияние оказывают различные проблемы, среди которых можно выделить: экономический кризис, нестабильность курса валют, инфляция, снижение доходов потребителей, снижение качества сырья.
Анализ конкурентов на рынке головных уборов Самарской области выявил, что их можно разделить на премиум-сегмент, а также средний сегмент и нижний.
Отмечено, что отпускная цена на головные уборы зависит, в первую очередь, от того производится товар массово или вручную на заказ. Следовательно, если изделия производятся на фабрике, то отпускная цена будет значительно ниже, нежели у товара, произведенного по индивидуальному заказу.
Кроме этого, розничная цена продажи головных уборов состоит из оптовой цены производства плюс издержки, которые включают все прочие затраты, а также прибыли и НДС торгового предприятия.
В свою очередь, анализ потребительских групп на рынке головных уборов позволил установить тот факт, что потребители разделяются на группы в зависимости от вида приобраемого головного убора. Основная группа приходится на товары: «шляпы и прочие головные уборы».
Кроме этого также рассмотрена сегментация потребителей по группам премиум-сегмент (21%), нижний сегмент (29%) и средний сегмент (50%).
В рамках исследования установлено, что головные уборы – это товар, который находится на стадии зрелости согласно кривой жизненного цикла товара.
Потребление на рынке головных уборов, аналогично емкости рынка вначале возрастет в 2019-2020 гг., а в 2021 г. снизится, что обусловлено тем, что рынок насыщается.
Также можно отметить тот факт, что конкуренция останется на том же уровне, что и сейчас.
1. Васильченко, Т.З. Методическое и информационное обеспечение маркетинговых исследований рынка / Т.З. Васильченко // Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. – 2013. – С. 146-152.
2. Голикова, Ю.Б. Маркетинговые исследования методы маркетинговых исследований / Ю.Б. Голикова // В сборнике: Теоретические и практические проблемы развития современной науки сборник материалов 6-й международной научно-практической конференции. – 2014. – С. 84-85.
3. Головные уборы - пошив, продажа в г. Самара и Самарская область [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.samara.bpages.ru/cat/26/897/ свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 4.02.2019).
4. Грищенко, А.Ю. История, понятие и значение маркетинговых исследований / А.Ю. Грищенко, Ю.Н. Захарова //Аллея науки. – 2018. – Т. 2. № 6 (22). – С. 422-424.
5. Джунушалиева, М.З. Жизненный цикл товара: теоретический аспект / М.З. Джунушалиева // Сборник статей II Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 75-78.
6. Каменева, Н.Г. Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 368 c.
7. Кораблева, А.А. Жизненный цикл товара и его обновление / А.А. Кораблева // Материалы XIX Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов: в 8 частях. – 2016. – С. 45-46.
8. Котлер, Ф. Основы маркетинга /Ф. Котлер, Г. Армстронг, В. Вонг, Д. Сондерс. –М.: Вильямс, 2014. – 752 с.
9. Курчеева, Г. И. Методическое обеспечение маркетинговых исследований новых продуктов : монография / Г. И. Курчеева, В. А. Хворостов. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2014. – 175 с.
10. Мамедов, О.Ю. Основы маркетинга / О.Ю. Мамедов. - М.: КноРус, 2013. - 232 c.
11. Пичурин, И.И. Основы маркетинга. Теория и практика: Учебное пособие / И.И. Пичурин, О.В. Обухов, Н.Д Эриашвили. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 383 c.
12. Производство головных уборов в Самарской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.orgpage.ru/samarskaya- свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 4.02.2019).
13. Производство головных уборов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://comreport.ru/okved/2007/182440/region/63 свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 4.02.2019).
14. Реброва, Н.П. Основы маркетинга: Учебник и практикум для МПО / Н.П. Реброва. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 277 c.
15. Савелова, Д.С. Факторы, влияющие на динамику и уровень цен / Д.С. Савелова, И.А. Филиппова // Научный альманах. – 2018. № 4-1 (42). – С. 99-101.
16. Саенко, В.И. Понятие и сущность спроса / В.И. Саенко, В.С. Гаврющенко // Вестник современных исследований. – 2018. - № 6.4 (21). – С. 13-14.
17. Секерин, В.Д. Основы маркетинга: Учебное пособие / В.Д. Секерин. - М.: КноРус, 2013. - 232 c.
18. Сибагатулина, Л.М. Спрос и предложение как основные категории экономики / Л.М. Сибагатулина // Сборник научных трудов 3-й Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 247-250.
19. Тонгоёсов, С.А. Современные тенденции жизненного цикла товара / С.А. Тонгоесов // Наука и образование сегодня. – 2018. - № 8 (31). – С. 18-19.
20. Торговля головными уборами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.shopkeepers.ru/articles/43-torgovlya-golovnymi-uborami.htmlсвободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 4.02.2019).