Актуальность исследования. Социально-экономический и политический кризис в России оказал негативное воздействие на семью, привел к глубоким изменениям в ее жизнедеятельности. Произошла резкая дифференциация доходов семей, их массовое обнищание. Многие из них не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать защитные стратегии и механизмы. Углубляется дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада. Для семей более характерными стали конфликтные отношения между супругами, родителями и детьми, а также депрессивное состояние как следствие их правовой, моральной и экономической незащищенности. Все это обусловило снижение воспитательного потенциала семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие, бедность, высокий уровень занятости родителей, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное и физическое развитие. В семьях ухудшается нравственно¬-психологический климат, нарастает отчужденность между детьми и родителями, всё более широкие масштабы при обретает социальное сиротство. Семейные неурядицы становятся причиной проявления жестокости и насилия по отношению к детям, их ухода из дома.
Общая для всех стран мира проблема помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в России стоит остро. В настоящий момент в стране насчитывается более 1 млн. детей, находящихся без родительского попечительства. Среди всего массива современных сирот только 5% сироты в полном смысле этого слова, остальные лишь условно могут ими называться, так как у большинства из них родители живы, однако по разным причинам (лишение родительских прав, отбывание наказания за преступление, добровольный отказ от воспитания ребенка и т.д.) не могут обеспечить должных и необходимых условий воспитания (Дармодехин С.В.).
Дети-сироты - это дети, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения, или же дети, которые в их собственных интересах не могут оставаться в таком окружении. Большая часть детей ¬сирот - это дети группы риска. Как показывают социологические исследования, вероятность вовлечения детей-сирот в асоциальные и преступные группировки значительно выше, чем у детей, воспитывающихся в семье, ввиду отсутствия у них крепких социальных связей с нравственно положительными партнерами, достаточной правовой и бытовой подготовки, способности противостоять негативному внешнему влиянию и принимать ответственные решения (Попов В.А.).
Дети-сироты - это та категория детей, которые в первую очередь нуждаются в социальной защите, психолого-педагогической и медицинской помощи, так как их общие возрастные проблемы сочетаются с отсутствием поддержки со стороны родных и близких.
Освоение детьми, лишенными попечения родителей, новых социальных ролей приводит к стрессам, неврозам и агрессивности. В группу риска в результате неблагоприятных воздействий микpocоциальных, социально¬-психологических и индивидуально - биологических факторов входят воспитанники детских домов, о чем свидетельствуют исследования, проведенные учеными отечественной и зарубежной науки. Дети, воспитывающиеся в детском доме, испытывают утрату ряда жизненных потребностей и часто становятся агрессивными (ДЖ Боул6и, ИВ. Дv6poвина, И Лангмейер, З. Матейчек, Е.М Мастюкова, АА Прихожан, И.Н. Толстых и др.).
Эмоциональное неблагополучие ребенка осложняет его жизнедеятельность, взаимодействие с окружающим миром. Б условиях социально - экономического и политического кризиса несовершеннолетие оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными. Часто не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различать истинные жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции (агрессивность, насилие, нетерпимость, жестокость).
Научные разработки в области изучения агрессивного поведения детей направлены в основном на исследование проявлений и приемов его коррекции. Но, на наш взгляд, недостаточно изучены педагогические условия, необходимые для коррекции агрессивного поведения детей детского дома.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, вырастают в относительно закрытых учреждениях на полном государственном обеспечении; Этот специфический мир соприкасается с каждодневной реальностью только отдельными сторонами. Детский дом является важнейшим институтом социализации личности. Именно здесь ребенок получает опыт социального взаимодействия и межличностных отношений. На протяжении определенного времени детский дом является для ребенка единственным местом для получения такого опыта.
Воспитанники не усваивают обычных для жизни в семье и открытом обществе необходимых форм поведения, так как вне семьи развитие ребенка идет по особому пути, и у него формируются специфические черты характера, поведения личности. Большинство выпускников детских домов не имеют опыта социальных контактов с незнакомыми людьми, у них не сформированы потребность и способность трудиться, нет опыта эмоциональных отношений с близкими людьми. Психика воспитанника неустойчива и легко ранима, и от своевременной реакции и педагогически грамотной позиции воспитателя во многом зависят душевное здоровье и нравственное благополучие молодого человека.
Выбор темы диссертационного исследования обусловлен также особой остротой проблемы отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми, затрудняющих процесс социализации ребят, лишенных родительского попечительства.
Наше исследование выдвигает положение о возможности коррекции агрессивного поведения, основываясь на принципе триединства педагоги¬ческих, психологических и психотерапевтических воздействий на личность (НЛ. Карпова, Ю.А. Некрасова). Особенно важно личностно - ориентиро-ванное воспитание в современных условиях, когда молодежь находится под воздействием криминогенной среды (Е.В. Бондаревской и др.), изу¬чение воспитателями стиля педагогического общения (АА Леонтьев, И.А. Зимняя, А.А. Реан, С.В. Кондратьева), стиля отношений учителя с классным коллективом (Я.Л. Коломинский, Н.А Березовин) и стиля руко¬водства (А.А. Бодалев). - способствует привитию детям духовно ¬нравственных ценностей, предотвращающих возникновение агрессивного поведения и формирующих основу социального и нравственно ¬ориентированного поведения детей. Сотрудничество и общение воспитателя - педагога и воспитанника направлены на актуализацию личностно¬развивающих ситуаций, стимулирующих переориентацию воспитанников на новую ценностно-смысловую сферу и связанный с ней образ поведения.