Диссертация посвящена исследованию лирики поэтов-декабристов как историко-литературной системы. Несмотря на большое количество трудов разного масштаба (В. Г. Базанова, А. В. Архиповой, В. Н. Касаткиной, Л. Г. Фризмана, Ю. Н. Тынянова, М. Г. Альтшуллера,
Н. В. Королевой, А. А. Илюшина, Г. П. Макогоненко, А. Г. Колесникова, А. Е. Ходорова, П. В. Соболева, В. Э. Вацуро и др.), в отечественной науке до сих пор нет ясного представления о декабристской литературе как эстетическом феномене. Актуальность избранной темы заключается в том, что назрела необходимость нового, не связанного с идеологическими стереотипами и схемами прочтения декабристской поэзии как специфического художественного явления. В период 1821-25 гг. творчество интересующих нас писателей является поэтической формой выражения особого типа романтического миро-ощущения, своего рода «литературным декабризмом». На данном этапе, в соответствии с особенностями историко-литературного процесса, декабристы обращаются преимущественно к лирике. Тем самым определяется объект нашего исследования – лирика поэтов-декабристов в период до 14 декабря 1825 г. Мы сосредоточили усилия на анализе творчества самых ярких художников: К. Ф. Рылеева,
Ф. Н. Глинки, П. А. Катенина, В. К. Кюхельбекера, В. Ф. Раевского. Именно они в 1821-1825 гг. составили ту особую поэтическую общность, которая оказала серьезное влияние на формирование гражданского течения в русском романтизме.
Основой художественной целостности декабристской поэзии, с нашей точки зрения, является специфическая система жанров, в которой реализуются познавательно-ценностные принципы творческого метода и отражаются связанные с ним стилевые тенденции. Для наше-го исследования наиболее важной является конструктивно-моделирующая функция жанра, впервые указанная М. М. Бахтиным. Развивая его идеи, Н. Л. Лейдерман само значение жанровой структуры определяет как создание образной «модели мира». Отсюда определение: «Жанр – это исторически складывающийся тип устойчивой структуры произведения, организующей все его компоненты в систему, порождающую целостный образ мира, который единственно может быть носителем определенной эстетической концепции действительности и выразителем художественной истины» . Определение это кажется нам вполне приемлемым в качестве теоретической основы наших изысканий .
Интересующий нас вопрос связан с серьезной теоретической проблемой. В современной науке в течение длительного времени не затихает дискуссия о судьбе жанров и жанрового мышления в русской поэзии начала XIX века. Идея «диффузии», «атрофии» жанров, «разрушения жанрового мышления» в романтической лирике имеет немало сторонников и немало противников. Довольно часто предпринимаются попытки вписать и декабристскую лирику в рамки данной концепции (работы Р. Д. Остаевой, Н. В. Королевой и др.). По мнению других исследователей (Ю. Н. Тынянов, И. И. Ермолаева и др.), декабристы, напротив, сохраняют верность отжившим жанровым формам, тяготеют к литературной «архаике».
Мы разделяем мнение исследователей, утверждающих, что следует различать жанровое мышление как онтологическое свойство художественного сознания и мышление жанровыми канонами как специфическое качество, свойственное эстетическим системам XVIII века (С. И. Ермоленко, Ю. В. Стенник и др.). Художники романтической эпохи стремились к созданию индивидуальных жанровых форм. Одна-ко объективно обнаруживающаяся близость между произведениями разных писателей, независимо друг от друга выстраивающих сходные поэтические структуры, позволяет говорить о наличии внутренних закономерностей историко-литературного движения, о формировании новой, специфичной для романтизма, системы жанров. Роль декабристов в этом процессе до сих пор остается неясной.
Вопрос о жанровой специфике декабристской поэзии оказывается связанным и с проблемой творческого метода. Своеобразие эстетических принципов, определяющих художественную позицию интересующих нас поэтов, интерпретируется неоднозначно. Некоторые уче-ные (Л. Я. Гинзбург, А. М. Гуревич и др.), выводят их творчество за рамки романтического литературного направления, с чем категорически не соглашаются их оппоненты (Г. А. Гуковский, В. Г. Базанов,
Г. П. Макогоненко, Е. М. Пульхритудова и др.).