Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы организации работы по повторению орфографии с учащимися 9-х классов в условиях малокомплектной сельской школы 5
1.1 Особенности обучения русскому языку в малокомплектной сельской школе 5
1.2 Приемы организации работы по повторению орфограмм в 9 классе малокомплектной сельской школы 9
Глава 2 Прикладные аспекты изучения темы «Повторение орфографии» на уроках русского языка в 9-м классе малокомплектной сельской школе 15
2.1 Анализ структуры урока по теме «Повторение орфографии» на уроках русского языка в 9-м классе малокомплектной сельской школе 15
2.2 Лингвистический и методический аспекты обучения орфографии в УМК для 9-х классов общеобразовательных школ и выбор учебников для сельских школьников 18
2.3 Поэтапное формирование орфографического навыка с учащимися 9-го класса на основе алгоритма 22
Заключение 30
Список использованных источников 32
Актуальность исследования. В российской системе образования можно выделить особую группу образовательных учреждений, которые используют идеи разновозрастного обучения в своей работе – это малокомплектные сельские школы. Несмотря на известные недостатки, наличие таких школ в системе образования считается обязательным, поскольку они являются важным социальным фактором. Малокомплектность подразумевает объединение по вертикали учащихся двух, трёх, четырёх классов в один класс – комплект. Это одно из основных обстоятельств, определяющее специфику построения содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса. Перед учителем малокомплектной школы встает задача обеспечения реализации ФГОС ООО, с одной стороны, и учет всех особенностей преподавательской и учебной деятельности в такой школе – с другой. Возникают вопросы о том, как обучать детей в классах по 3-5 человек, можно ли объединять разновозрастные классы и на каких условиях, какие методы обучения наиболее эффективны в условиях малокомплектной школы и пр.
Эффективное обучение орфографии в условиях малокомплектной сельской школы существенно затруднено по причине особенностей контингента учащихся. Многие дети имеют низкий уровень познавательной мотивации, недостаточные учебные способности, которые сложно развивать в безальтернативном образовательном пространстве при отсутствии учреждений дошкольного и дополнительного образования, невозможности своевременного оказания детям медицинской, психологической, коррекционно-логопедической помощи. Учитель в силу отсутствия концептуальных методических исследований по проблемам обучения орфографии в малокомплектной сельской школе зачастую не может самостоятельно разработать систему эффективного преподавания в конкретном классе.
Цель исследования – изучить особенности организации повторения орфографии на уроках русского языка в малокомплектной сельской школе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы организации работы по повторению орфографии с учащимися 9-х классов в условиях малокомплектной сельской школы.
2. Провести лингвистический и методический аспекты обучения орфографии в УМК для 9-х классов общеобразовательных школ и выбор учебников для сельских школьников.
3. Проанализировать особенности поэтапного формирования орфографического навыка у учащихся 9-го класса на основе алгоритма.
Объект исследования – повторение орфографии в 9 классе.
Предмет исследования – особенности организации повторения орфографии на уроках русского языка в малокомплектной сельской школе.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение.
Методологическую основу исследования составили научные труды М.Т. Баранова, Т.А. Остриковой, Т.И. Савенковой и др. З.В. Гужова, Т.А. Креславская, А.Я. Савченко и др. раскрыли особенности проведения уроков русского языка в условиях малокомплектной сельской школы. М.Т. Баранов, В.Я. Булохов, Ю.С. Вохмина и др. определили основные методы и приемы работы по формированию орфографического навыка на уроках русского языка. Е.М. Заморзаева разработала методику поэтапной отработки орфографического навыка на основе алгоритмов.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Несмотря на достигнутые современной наукой и школой успехи в обучении правописанию, продолжает оставаться актуальной проблема повышения орфографической и пунктуационной грамотности школьников. В сельских школах актуальность данной проблемы ещё более возрастает ввиду специфичности контингента учащихся СМКШ, своеобразия учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях данного типа, отсутствия в сельской местности благоприятных социальных и культурно-бытовых условий.
Малокомплектной называют школу без параллельных классов с небольшим количеством учеников. Особенности учебного процесса в малокомплектной школе заключаются в необходимости работать в разновозрастных группах, решать одновременно несколько образовательных задач, в соответствии с возрастными особенностями учащихся из разных классов, учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Малокомплектной школе свойственна низкая успеваемость учащихся, низкий уровень познавательного интереса, но высокий уровень дисциплины, положительный эмоциональный фон внутри коллектива.
Специфика занятий русским языком на основной ступени малокомплектной школы заключается в необходимости выполнения большого объема самостоятельной работы, письменного характера учебных заданий, преобладания заданий на повторение и закрепление изученного, дефицит заданий на творческую переработку знаний и самостоятельный поиск новых знаний.
Для эффективного формирования правописных навыков целесообразна актуализация ведущей репрезентативной системы обучаемых, а также разработка заданий и дидактического материала, усиливающих роль анализаторов. Новые варианты дифференциации орфографических заданий требуют введения личностно-ориентированных форм работы над ошибками с элементами развивающего контроля и самоконтроля.
Комплексному развитию правописных и мыслительных навыков сельских школьников способствуют диктанты опознавательного и классификационного характера – выборочный, распределительный, выборочно-распределительный, а также распределительное, выборочное и выборочно-распределительное письмо.
В процессе анализа учебников УМК по русскому языку для 9 класса, наиболее оптимальным для повторения орфографических правил является УМК Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, так как он наиболее подходит для специфических условий работы в малокомплектной сельской школе. Во-первых, программный материал в этом УМК Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской построен с учётом принципов системности, научности и доступности для учащихся. Программа для 9 класса не перегружена грамматическими и орфографическими темами, теоретический материал излагается логично и последовательно, формулировка правил более короткая по сравнению с другими УМК. Программа предусматривает прочное усвоение знаний, для чего значительное место в ней отводится повторению изученного.
Эффективным в работе с учащимися 9-го класса по повторению орфографии является применение алгоритмов. Научившись составлять алгоритмы, учащиеся не только становятся грамотнее на письме, но и приобретают навык размышлять, планировать свои действия, способность предусматривать различные обстоятельства и поступать соответственно с ними. Использование алгоритмов позволяет средне и слабоуспевающим школьникам воспроизвести ход рассуждения по применению правила, показать путь его сокращения и способствует выработке умения правильно определять орфограммы. Алгоритм дает возможность «собрать» в единое целое изученный материал, дать его в обобщенном виде и в то же время конкретизировать каждое орфографическое и пунктуационное правило.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
1. Аввакумова, Е.А. Описки в письменной речи детей / Е.А. Аввакумова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 3. – С. 331–334.
2. Байбородова, Л.В. Воспитание и обучение в сельской малочисленной школе / Л.В. Байбородова. – Ярославль, 2013. – 340 с.
3. Баранов, М.Т. Типы учебного материала и методы обучения русскому языку / М.Т. Баранов // Русский язык в школе. – 1981. – № 3. – С. 25–31
4. Батербиев, М.М. Малокомплектные сельские школы и разновозрастное обучение / М.М. Батербиев // Школьные технологии. – Москва, 2015. – №6. – С. 87 – 97.
5. Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся / В.Я. Булохов. Красноярск, 1997. – 198 с.
6. Булохов, В.Я. Повышение орфографической грамотности учащихся (в свете теории речевой деятельности). – Красноярск, 1993. – 182 с.
7. Булохов, В.Я. Визуалы как субъекты орфографической деятельности при написании контрольного диктанта / В.Я. Булохов // Актуальные проблемы изучения языка и литературы: теория и практика коммуникативного воздействия: м-лы V Междунар. научно-практ. конф. / отв. ред. В. П. Антонов. – Абакан: ХГУ, 2010. – С. 66–68.
8. Вохмина, Ю.С. Правописно-речевая подготовка школьников на основе свободных диктантов / Ю.С. Вохмина // Русский язык в школе. – 2015. – № 1. – С. 21–24
9. Вохмина, Ю.С. К вопросу дифференциации дидактического материала по орфографии на основе ведущих сенсорных каналов обучаемых / Ю.С. Вохмина // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. – 2016. – №. 15. – С. 112–114.
10. Горбылева, А.Я. Трудности учителей и учащихся сельских малокомплектных школ / А.Я. Горбылева // Методист.– 2013. – №5. – С. 27–33.
11. Граник, Г.Г. Психологические механизмы формирования умений и навыков грамотного письма / Г.Г. Граник // Русский язык в школе. –2010. – № 2. – С. 3–8.
12. Гужова, З.В. Организация и содержание одновременной работы с разными классами на однопредметных уроках / З.В. Гужова // Педагогика. – 2009. – №9. – С.60 – 65.
13. Демчинская, А.П. Особенности взаимоотношений учителя с учениками в малокомплектной школе / А.П. Демчинская // Педагогика. – 2010. – №4. – С. 30–39.
14. Заморзаева, Е.М. Поэтапная отработка орфографических навыков на основе алгоритмов / Е.М. Заморзаева // Русский язык в школе. – 2005. – №4. – С. 78-79.
15. Комисарова, Л.Ю. Орфографическая навигация (методика формирования орфографической зоркости у учащихся с опорой на опознавательные признаки орфограмм): моногр. / Л.Ю. Комисарова. – М.: Баласс, 2014. – 175 с.
16. Креславская, Т.А. Модель управления познавательной деятельностью учащихся на основе проблемной ситуации в малокомплектной сельской школе / Т.А. Креславская // Наука и школа. – 2009. – № 11. – С. 81–84.
17. Куропаткина, Т.И. Теория и практика обучения орфографии в школе: моногр. / Т.И. Куропаткина. – Самара: СПГУ, 2016. – 270 с.
18. Малявина, Т.П. О понятии «коррекция орфографического навыка» / Т.П. Малявина // Русский язык в школе. – 2008. – № 9. – С. 3–7.
19. Мисаренко, Г.Г. Технология обучения школьников написанию слуховых диктантов / Г Г. Мисаренко // Русский язык в школе. – 2009. – № 3. – С. 43–46.
20. Мурашов, А.А. Учим правило или учим языку? / А.А. Мурашов // Русский язык в школе. – 2013. – № 1. – С. 25–32.
21. Остапенко, А.А. «Вычитание» ошибок как приём формирования грамотности / А.А. Остапенко, Н.Г. Прохорова // Русский язык в школе. – 2009. – № 4. – С. 40–43.
22. Острикова, Т.А. Обновление содержания профессиональной подготовки учителя-словесника на основе интеграции смежных направлений методики преподавания русского языка / Т.А. Острикова // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 11. – С. 219–224.
23. Приступа, Г.Н. Орфография и пунктуация в таблицах и заданиях / Г.Н. Приступа. – М.: Просвещение, 1989. – 120 с.
24. Рябухина, Е.А. Теоретические основы моделирования обучения русскому языку в школе в логике компетентностного подхода / Е.А. Рябухина. – Пермь: ПГПУ, 2012. – 183 с.
25. Савенкова, Т.И. Организация учебной деятельности учащихся в условиях малокомплектной школы / Т.И. Савенкова // Педагогика. – 2014. – №17. – С. 7–20.
26. Савченко, А.Я. Организация учебного процесса в малокомплектной школе / А.Я. Савченко – Москва: Феникс, 2011. – 160 с.
27. Селезнева. Л.Б. Русское правописание / Л.Б. Селезнева. – Санкт-Петербург: Речь, 2015. – 225 с.
28. Сычугова, Л.П. Изучение орфографии в свете когнитивной лингвистики / Л.П. Сычугова // Русский язык в школе. – 2017. – № 9. – С. 7–10.
29. Формирование общих орфографических приёмов при изучении русского языка: уч. пос. / ред. Н.Ф. Талызина. – М: МТО Холдинг, 2002. – 160 с.
30. Шатова, Е.Г. Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика: уч. пос. для студ. пед. вузов / Е.Г. Шатова. – М.: Дрофа, 2008. – 253 с.