Введение 4
Глава I. Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Сущность и механизмы формирования социальной
компетентности у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Особенности формирования социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня 14
1.3 Роль проектной деятельности в формировании социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня 24
Выводы по главе I 29
Глава II. Эмпирическое исследование социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня 30
2.1 Организация и методы исследования социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня 30
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
Выводы по главе II 48
Глава 3. Коррекционно - логопедическая работа по формированию социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в проектной деятельности 49
3.1 Содержание коррекционно - логопедической работы по
формированию социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 49
3.2 Эффективность коррекционно-логопедической работы по
формированию социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня 54
Вывод по главе III
Заключение 66
Список использованной литературы 68
Практический аспект и актуальность проблемы воспитания активного и творческого человека, способного адаптироваться в быстроменяющемся социуме находит отклик не только со стороны общества, но и со стороны Федерального государственного образовательного стандарта нового пересмотра , где существенное место уделено социальной компетентности, определяющаяся как готовность и способность человека к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, умению адаптироваться под различные изменения общества.
Большое значение имеет проблема формирования социальной компетентности, при демонстрации её теоретической и практической необходимости, что подчёркивает большое значение в разработке определения содержания и методов коррекционного воздействия, направленного на развитие социально - коммуникативной компетентности у детей.
У дошкольников с нарушениями речи наблюдается тенденция к снижению уровня личностного и психосоциального развития ребёнка, ограничению познания социальной действительности (Л. Р. Давидович, С. Ю. Бенилова, Т.Н.Волковская, А. В. Короткова и др.), что ограничивает полноценное развитие ребёнка.
Несмотря на достаточную осведомлённость в вопросе рассмотрения проблемы социального становления и развития дошкольников многими исследователями (В.Н. Белкина, P.C. Буре, М. М. Безруких, С.А. Козлова, И.Ф. Мулько, Е.В. Прима и др.) определение сущности социальной компетентности, принципов и подходов к ее формированию у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня в соответствии с ФГОС в коррекционно-логопедической работе рассмотрены недостаточно.
Данная проблема ставит собой цель поиска более новых логопедических методов и приёмов, которые помогут повысить эффективность коррекции коммуникативных навыков, формирования социальной компетентности детей с общим недоразвитием речи третьего уровня в соответствии с ФГОС в коррекционно-логопедической работе.
Одним из таких средств выступает проектная деятельность. Это один из способов приобщения детей с ОНР к общественной жизни; это средство обогащения социального опыта детей, формирование которого развивается лишь в условиях совместной деятельности.
Цель исследования: изучить возможности использования проектной деятельности, как средства формирования социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Объект исследования - формирование социальной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - проектная деятельность как средство формирования социальной компетентности у дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования: использование в коррекционно логопедической работе проектной деятельности повысит эффективность формирования социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Задачи:
1) провести теоретический анализ проблемы развития социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста;
2) выявить уровень сформированности социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня;
3) разработать и апробировать проект по формированию социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня;
4) проверить эффективность разработанного проекта по формированию социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Методологическая база исследования: о рассмотрении основных компонентов социальной компетентности (Т. В. Антонова, Н. В. Калинина, Т. Н. Захарова, Л. В. Коломийченко, В. Н. Куницына, Ю. Мель, Р. Хитч), о значении общения в процессе формирования социальных представлений, (Ф. Т. Михайлов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, М. И. Лисина), о необходимости комплексного рассмотрения ребёнка в рамках умственной, мотивационной и познавательных сфер (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер, З. М. Истомина, А. М. Матюшин, Л. С. Выготский); системный подход к изучению и коррекции речевых расстройств, положение об общем недоразвитии речи детей (О.Б. Иншакова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др); идея внедрения проектного метода в дошкольное образование (В. М. Крупенина, Б. В. Игнатьев, В. Н. Шульгина, Л. В. Киселёва, Н. А. Виноградова и др.);
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта исследования, соответствовали цели, задачам, гипотезе работы:
1. Теоретические - анализ психологической, педагогической, литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические - анализ медико-психолого-педагогической документации, наблюдение, беседа, анкетирование родителей, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты).
3. Статистические - количественный и качественный анализ экспериментального материала; математическая обработка полученных данных.
Практическая значимость работы: использование проектной деятельности в процессе логопедической работы над развитием социальной компетентности становится эффективным способом формирования социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, а также процесс обучения становится занимательным и интересным, как детям, так и логопеду.
Апробация: результаты исследования были предоставлены на V Международную научно-образовательную конференцию «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии», (25 апреля 2018 года, г. Казань).
Наша выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Подробное изучение психолого - педагогической литературы по проблеме формирования социальной компетентности свидетельствовало о том, что вопросы, касающиеся не только раскрытия сущности, принципов, но и подходов к ее формированию у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня в соответствии с ФГОС в коррекционно - логопедической работе рассмотрены недостаточно.
По нашему мнению, наиболее эффективным средством коррекции являлся проект, в котором было бы возможно сформировать социальную компетентность у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
При отслеживании уровня социальной компетентности у дошкольников с речевым недоразвитием была выявлена несформированность всех компонентов социальной компетентности, а именно: мотивационной, когнитивной, поведенческой и эмоционально - оценочной.
По выявленным данным констатирующего эксперимента нами было решено разработать и апробировать коррекционно - образовательный проект по формированию социальной компетентности на дошкольниках с третьим уровнем речевого недоразвития, в котором бы учитывались индивидуальные особенности данного контингента детей, особенности возрастного уровня и речевого недоразвития
Идеей реализации являлся социальный проект, в процессе которого потенциал детского сада в вопросах социально-личностного развития дошкольников усиливался бы ресурсом института социальных партнеров.
По окончанию формирующей ступени эксперимента нами было проведено контрольное обследование. Задания для определения результативности предъявлялись те же, что и на констатирующем этапе, а также использовался метод статистической обработки результатов.
Нами была подтверждена поставленная гипотеза. Приобретённые навыки детьми с речевыми нарушениями свидетельствовали о результате реализации данного проекта.
Контрольный этап эксперимента показал улучшение в количественных и качественных характеристиках по результатам формирующей ступени.
Исходя из положительных результатов заключительного исследования, после апробирования нашего коррекционно - образовательного проекта по развитию социальной компетентности, следует подтвердить правильность отмеченной нами гипотезы и того, что приобретённые навыки детьми с речевыми нарушениями свидетельствовали о правильности выбора средства коррекции социальной компетентности, что свидетельствует о достижении поставленной цели исследования.
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст] / В.В. Абраменкова. М.: Московский психолого - социальный институт, 2000. - 416 с.
2. Азбука поведения. Речевой этикет в стихах, рассказах и картинках [Текст] - Свердловск, Изд-во уральского университета, 1991. - с. 128.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст]: Учебник для высших учебных заведений/ Г. М. Андреева. - 5-е изд., испр. И доп. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.
4. Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Л. О. Бадалян. - 7-е изд. испр. - М.: Издательский центр «Академия». 2012. - 400 с.
5. Белоцерковец, Н.И. Формирование социальной компетентности
детей 3 - 7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Н.И. Белоцерковец. - Карачаевск, 2002. - 229 с.
6. Варич, Е.Н. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста [Текст] - (http://ivanovomama.ru/articles-one?id=1346)
7. Веракса Н.Е., Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Веракса А.Н. - М.: Мозаика - Синтез, 2008.-112 с.
8. Вербенец А.М., Планирование и организация образовательного
процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство» [Текст]: учебно-методическое пособие / Солнцева О.В., Сомкова О.Н. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
9. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. - Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956. - 520 с. - 32,5 печ. л.
10. Главы I, II, III, VIII // Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967
11. Гриншпун Б. М., Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе коррекционно-логопедической работы над связной речью [Текст] / Селиверстов В. И // Дефектология. - 1988. - №3. -c. 81 - 84
12. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход [Текст]: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, Ф.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. -М.: Изд-во Моск. пст.-соц. института, 2005. -216 с.
13. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2004. - 509 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
14. Ишмуратова, Е.М. Развитие познавательных функций у детей раннего возраста в различных видах продуктивной деятельности [Текст] / Е.М. Ишмуратова; Ишмуратова Е.М. // Логопед в детском саду. - 2008. — № 6. - С. 30-37.
15. Каганов, Е.Г. Метод проектов в трудовой школе [Текст] - Л. 1926.
16. Каджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Каджаспирова, А.Ю. Каджаспиро. — М.: Академия, 2000. - С. 176.
17. Комарова, А.В. Понятия «компетентность» и «компетенция» как смыслообразующие единицы компетентностного подхода [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Научный журнал. СПб., 2010. № 123.
18. Коноваленко, М. Ю. Теория коммуникации: учебник для
бакалавров [Текст] / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. - 2-е
изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 415 с. - Серия: Бакалавр. Углубленный курс
19. Косолапова, Н.Г. Становление позитивной концепции дошкольников [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2008. № 75. С. 212-219.
20. Куницына В. Н., Межличностное общение. Учебник для вузов. / Казаринова Н. В., Погольша В. М. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»)
21. Лашкова, Л.Л. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2009. -№ 3. - С. 34.
22. Логопедия. Теория и практика [Текст] / [под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т. Б.]. - Москва: Эксмо, 2017. - 608 с.
23. Малеева, З.П. Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / З.П. Малеева; З.П. Малеева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2009. - № 1. - С. 27-33.
24. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Текст] / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1982. - №4. - С. 44 - 48.
25. На путях к методу проектов [Текст] / Б.В. Игнатьев, М.В. Крупенина; под редакцией Б.В. Игнатьева, М.В. Крупениной.- М., 1930.
26. Немов, Р.С. Психология: [Текст] Учеб. для студ. высш. пед. учеб.
заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное
психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
27. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) [Текст] - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.с 352
28. Новиков А.М., Новикова Д.А. Образовательный проект [Текст] (Методология образовательной деятельности). М.: Эгвес, 2004.
29. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010. 304 с.
30. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: [Текст] тесты и
коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 160 с.
31. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Текст] - Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
32. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи [Текст] // Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.- М.: Просвещение, 2008 - 272с. - с. 72- 117
33. Проектная деятельность дошкольников [Текст] Учебно-методическое пособие. В.А. Деркунская, - М.: Центр педагогического образования, 2012.
34. Савенков, А. И. Педагогическая психология: учебник для
бакалавров / А. И. Савенков. - 2-е изд. - М. : Издательство Юрайт, 2012. - 659 с. - (Серия : Бакалавр. Академический курс).
35. Селевко, Г.К. Компетентности и их классификация [Текст] / Г.К. Селевко // Народное образование. - 2004. -№ 4.- с. 138-144.
36. Смирнова, Е. Ранний возраст [Текст]: игры развивающие мышление / Е.Смирнова; Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2009. — №4. - С. 22-23.
37. Сыпченко, Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ [Текст] - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВОПРЕСС», 2012.
38. Теплюк, С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет [Текст] - Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-144 с.
39. Филичева Т. Б., Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей [Текст] / Чиркина Г.В. М.: Альфа, 1993.-103 с.
40. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. -С. 58-65.
41. Чепцова, Н.А. Психологическая характеристика старших дошкольников [Текст]: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2099
42. Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при ОНР [Текст] / Под ред. Л.Б. Халиловой. М., 1997. - с.240-250.