Введение 3
1 Теоретические основы взаимосвязи торговых отношений и
внутрихозяйственного учета 5
1.1 Общая характеристика торговых отношений Казахстана и России 5
1.2 Понятие и значение внутрихозяйственного учета для торговых отношений 13
1.3 Проблемы внутрихозяйственного учета, отражающиеся на торговых
отношениях 23
2 Анализ и оценка влияния внутрихозяйственной системы учета на торговые отношения 27
2.1 Сравнительный анализ различий внутрихозяйственного учета в Казахстане
и России 27
2.2 Анализ торговых отношений Казахстана и России 32
2.3 Оценка влияния системы внутрихозяйственного учета на торговые
отношения Казахстана и России 44
3 Пути развития торговых отношений Казахстана и России на основе
совершенствования внутрихозяйственной системы учета 49
3.1 Рекомендации по совершенствованию внутрихозяйственного учета при
торговых отношениях предприятий Казахстана и России 49
3.2 Мероприятия по оптимизации взаимодействия предприятий Казахстана и
России на основе совершенствования внутрихозяйственного учета 63
Заключение 70
Список использованных источников 73
Приложение А 78
Приложение Б
Традиционно доверительное партнерство России и Казахстана, как в политической, так и в экономической сфере, опирается на общий историко-географический базис, а также схожие внешнеполитические цели и интересы. На сегодняшний день страны являются важнейшими экономическими партнерами и союзниками во внешнеэкономической деятельности друг друга. Несмотря на спад стоимостных объемов российско-казахстанской торговли на протяжении двух последних лет, торгово-экономические связи между двумя странами продолжают активно развиваться. И, как показал прошедший 4 октября российско-казахстанский бизнес-форум, кризис отнюдь не является для этого препятствием. Для России Казахстан является одним из ключевых внешнеторговых партнеров, занимая в структуре внешней торговли второе место среди государств СНГ и девятое место в мире. В российской внешней торговле Казахстан сегодня занимает такое же место, как Польша и Франция, уверенно опережая такие страны, как Бельгия, Финляндия, Индия, Швейцария, Испания и даже Великобритания. Для Казахстана же Россия является главным торговым партнером, заметно опережая двух других ключевых экономических игроков - Германию и Китай.
На протяжении первых лет после создания Таможенного союза российско-казахстанская торговля переживала бурный рост. Торговые барьеры между двумя странами были ликвидированы, и предприниматели получили возможность беспрепятственно поставлять товары на рынки друг друга. Но с началом экономического кризиса стоимостные объемы торговли начали падать. При этом российский экспорт в Казахстан более чем вдвое превышает казахстанский импорт в Россию. Тем самым торговое сальдо для РФ за прошлый год оказалось положительным и составило почти 6 млрд. долл. В современных российско-казахстанских отношениях можно выделить 4 основных направления: взаимодействие в решении общих политических, экономических, гуманитарных и экологических проблем. При этом в настоящее время сложились относительно благоприятные предпосылки для развития наиболее актуального для обеих сторон сотрудничества в экономической и экологической областях.
Однако реализация возможностей укрепления российско-казахстанских связей в любой из сфер межгосударственного взаимодействия будет эффективно лишь на основе решения общих проблем в политической и гуманитарной областях. Речь идет прежде всего о реальном выполнении договоренностей между Россией, Казахстаном и другими странами, входящими в 'Союз пяти', по созданию таможенного союза с последующим переходом к его трансформации в общий рынок и далее в экономический союз, а также частичном или полном устранении причин, вызывающих массовую иммиграцию русскоязычного населения из Казахстана в Россию. На наш взгляд, в межгосударственных отношениях России и Казахстана более активную роль должна играть российская сторона. Именно от России, по нашему мнению, должны исходить основные инициативы по развитию политического, экономического, гуманитарного и экологического сотрудничества между нашими странами (поскольку для России эти проблемы более актуальны) на самом высоком государственном уровне, принимая во внимание степень централизации власти в Казахстане. Актуальность проблемы исследования определяется необходимостью совершенствования бухгалтерского учета на основе развитий торговых отношений и наполнением его новым содержанием, адекватным новым экономическим реальностям и разработок новых современных подходов и методов к ведению учета. Именно поэтому важнейшим условием успешного развития торговых отношений является совершенствование бухгалтерского учета.
Актуальность проблемы исследования определяется необходимостью совершенствования бухгалтерского учета на основе развитий торговых отношений и наполнением его новым содержанием, адекватным новым экономическим реальностям и разработок новых современных подходов и методов к ведению учета. Именно поэтому важнейшим условием успешного развития торговых отношений является совершенствование бухгалтерского учета. Актуальность исследований в области российско-казахстанских отношений и предопределила выбор темы данной выпускной квалификационной работы. Поэтому эффективное взаимодействие предприятий Казахстана и России, развитие торговых отношений возможна только при условии правильной постановки бухгалтерского учета на всех этапах движения товаров, совершенствования существующих способов ведения первичного и текущего учета и к организации учета финансовых результатов, оценки финансового состояния и устойчивости совместных предприятий.
Включение России в мировое хозяйство, потребность в росте конкурентоспособности страны - это одновременно и инструмент, и одна из основных задач трансформации национальной экономики, соответствующая ведущим тенденциям мирового развития и государственным интересам, что является одним из объективных условий существенных изменений в российской системе учета и отчетности. Особенности внешнеторговых операций обусловлены правовым регулированием, составом внешнеэкономических сделок, порядком исполнения обязательств по контрактам и системой применяемых расчетов, что предъявляет дополнительные требования к постановке бухгалтерского учета и проведения аудита. Российские законы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность (ВЭД) организаций, сложны и запутанны и не всегда однозначно трактуют отдельные хозяйственные ситуации, что негативно сказывается на результативности внешнеэкономических сделок. Поэтому у бухгалтеров организаций возникают определенные трудности при учете данных хозяйственных операций. В связи с этим аудит внешнеэкономической деятельности становится востребованной услугой, так как помогает выявить и своевременно устранить ошибки, которые могут иметь серьезные финансовые последствия для организации - участника ВЭД. В ВКР раскрываются вопросы развития торговых отношений и усовершенствование системы бухгалтерского учета.
Целью исследования совершенствования бухгалтерского учета на основе торговых отношений — изучение бухгалтерского учета ВЭД и торговых отношений России и Казахстана и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Объектом исследования является — торговые отношения и бухгалтерская деятельность Казахстана и России
Предметом исследования являются — учетные операции по экспорту и импорту двух стран.
Дана краткая характеристика и раскрыта структура исследования. В заключении сделаны основные выводы и предложения по теме исследования, подведены итоги проведенной работы. Предложены рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета на основе развития торговых отношений и устранению недостатков учета.
Без сомнения, возможности коренного улучшения российско-казахстанских отношений более всего заключает в себе экономическая сфера. Идеальный вариант - сотрудничество в рамках экономического союза. К этому имеются все предпосылки. В настоящее время Россия и Казахстан вместе с Белоруссией, Киргизией и недавно присоединившимся Таджикистаном образуют таможенный союз ('Союз пяти'). Членами таможенного союза провозглашен курс на его преобразование в Евразийское экономическое сообщество примерно по образцу западноевропейского 'Общего рынка'. Это является хорошей основой более тесного экономического сотрудничества России и Казахстана в перспективе. Однако большинство договоренностей о сотрудничестве в рамках таможенного союза не выполняются. Граница между Россией и Казахстаном продолжает оставаться серьезным препятствием для развития торгово экономических связей между двумя странами даже в рамках приграничной торговли. Несмотря на наличие подобных негативных факторов, можно утверждать, что развитие разноплановых отношений в рамках таких объединений, как ЕАЭС, ОДКБ и Шанхайская организация сотрудничества, сулит их участникам многочисленные выгоды экономического и геополитического характера. В некоторых зонах Российской Федерации и Казахстана установлены особые (льготные) режимы для ведения внешнеэкономической деятельности. Такими зонами являются, в первую очередь, приграничные территории и, во вторую очередь, территории свободных (специальных) экономических зон. В России свободные экономические зоны расположены на территории следующих городов и областей: Алабуга (республика Татарстан), Дубна (Московская область), Санкт- Петербург, Томск, Калининградская область, Магаданская область, Липецк, Зеленоград, Кавказские Минеральные Воды, Алтайский край, республика Бурятия, Иркутская область, Краснодарский край, Ульяновская область, Хабаровский край, Красноярский край. К казахстанским свободным экономическим зонам относятся: Морской порт Актау, Таскала-Озинки, Достык, Онтустик и др. На территории свободных экономических зон введен льготный режим ведения внешнеторговой деятельности, предпринимателям предоставляется большая свобода экономических действий.
Переход России и Казахстана на МСФО связано, прежде всего, с такими объективными предпосылками, как: интеграция, взаимозависимость, взаимообусловленность мировой экономики и повсеместная необходимость в финансовом и инвестиционном рынках; расширение деятельности транснациональных корпораций, интегрированных совместных предприятий, корпораций и взаимное проникновение капиталов обеих стран; развитие производительных сил до всеобъемлющего, глобального и интернационального уровня; свободная конвертация валюты ведущих стран, необходимость единых подходов, таких как унификация и стандартизация, в реализации межнациональных программ в социальной, экономической, финансовой сферах и управлении экономическими процессами; невозможность оставаться в рамках национальных принципов и правил; желание иметь сопоставимую, понятную информацию для принятия правильных решений, не затрачивая значительные средства для приведения отчетности в соответствии с международными правилами или национальными нормами Российской Федерации и Республики Казахстан. Взаимодействие предприятий России и Казахстана с каждым годом переходит на новый уровень при этом увеличивается не только объем документов, но и количество требующих представления их копий проверок со стороны налоговых органов (в связи с возмещением НДС по экспорту) и таможни (в связи с декларированием товаров). Набирающая силу общемировая тенденция по все более тесному взаимодействию экономик двух стран требует унификации стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Это явилось важнейшим фактором, стимулирующим широкое использование МСФО. Обе страны заинтересованы в привлечении инвестиций в российскую экономику, но для этого нужно повышать прозрачность бизнеса, в том числе внедряя стандарты, понятные западным инвесторам. Если процесс не контролировать на государственном уровне, то предприятия будут переходить на новые стандарты учета только в случае крайней необходимости.
В настоящее время вопросы перехода российских предприятий на Международные Стандарты Финансовой Отчетности приобрели чрезвычайную актуальность. В то время как российские стандарты декларируют превосходство формы над содержанием, основная цель МСФО - получение максимально достоверной информации о состоянии компании, которая необходима инвесторам для корректной оценки и составления достоверных прогнозов. Это обусловлено признанием МСФО в качестве одного из главных инструментов, гарантирующего предоставление прозрачной и унифицированной информации о финансовом состоянии компании для широкого круга участников рынка, в том числе и зарубежных. Переход Казахстана и России намного упростит процедуры по оформлению документов, не будет необходимости вести бухгалтерскую отчетность по трем стандартам. Что в следствие приведет к развитию новых бизнес структур обеих стран, появлению новых рабочих мест, снижению безработицы, повышению конкурентоспособности казахстанских организаций на международных рынках, к экономическому росту страны в целом. Внедрение МСФО обусловлено интеграцией Казахстана и России в мировую экономику и, направлено на усиление казахстанских и российских организаций на международных рынках.
1 Учет и аудит внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / Т.А. Мирошниченко. - п. Персиановский: изд-о ДонГАУ, 2016. - 202 с.
2 Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности: учебник / Ю.А. Бабаев, М.В. Друцкая, Ж.А. Кеворкова, Е.Е. Листопад, А.М. Петров: Под ред. Ю.А. Бабаева. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. - 395 с.
3 Блохин К. Внешнеэкономическая деятельность: актуальные вопросы учета материально-производственных запасов // Финансовая газета. Региональный выпуск, 2015. - №№ 34, 35, 36. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
4 Воронина Л.И. Теоретические и прикладные аспекты учета и аудита экспортных операций // Аудит, 2011. - №11, ноябрь. - С. 18-25.
5 Сейдахметова Ф.С. Современный бухгалтерский учет. - Алматы: ТОО "Издательство LEM", 2013.-548с.
6 Авдеев В.В. Посреднические услуги: экспорт товаров через посредников у посредников // Налоги (газета), 2015. - № 2. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
7 Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности: учебник / Ю.А. Бабаев, М.В. Друцкая, Ж.А. Кеворкова, Е.Е. Листопад, А.М. Петров: Под ред. Ю.А. Бабаева. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. - 395 с.
8 Воронина Л.И. Теоретические и прикладные аспекты учета и аудита экспортных операций // Аудит, 2016. - №11, ноябрь.
9 Шарипов А. К. Опыт применения МСФО в Казахстане [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 96-101. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/57/3002/ (дата обращения:
25.05.2018) .
10 Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ (в ред. От 06.12.2011 № 409-ФЗ).
11 Таможенный кодекс Таможенного союза. Принят Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от
27.11.2009 № 17 (ред. от 16.04.2010).
12 Концепция развития системы бухгалтерского учета и аудита в Республике Казахстан на 2010-2020 гг. Кутера М.И. Теория бухгалтерского учета, с.59. Владимирова Т.В. и др. Теория бухгалтерского учёта: - Москва: Издательство "Экзамен", 2016. - 320 с.
13 Потеряева М. С. Проблема унификации систем бухгалтерского учета в условиях глобализации экономических отношений. - Астана: 2014.
14 О. Ю. Когут. Принципы, качественные характеристики финансовой отчетности и требования, предъявляемые к ее составлению. - Журнал «Вестник КазНУ» - Алматы, 2011.
15 Блохин К. Внешнеэкономическая деятельность: актуальные вопросы учета материально-производственных запасов // Финансовая газета. Региональный выпуск, 2015. - №№ 34, 35, 36
16 Приказ Минфина РФ от 27.11.2006 N 154н (ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.01.2007 N 8788)
17 Таможенный кодекс Таможенного союза Принят Решением
Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от
27.11.2009 № 17 (ред. от 16.04.2010).
18 Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) "Об
утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово
хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению".
19 Приказ Минфина РФ от 27.11.2006 N 154н (ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.01.2007 N 8788).
20 Г ражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017)
21 Г ражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) (ст. 140, п. 1 ст. 317 ГК РФ)
22 Г ражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) (пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
23 Таможенный кодекс Таможенного союза. Принят Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от
27.11.2009 № 17 (ред. от 16.04.2010).
24 Приказ Минфина РФ от 27.11.2006 N 154н (ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.01.2007 N 8788)
25 Приложение к Положению по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006), утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 154н
26 Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ (последняя редакция)
27 Постановление Правительства РФ от 26.12.2005 N 812 (ред. от 29.12.2016) "О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях.
28 п.4 ст. 164 "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.05.2018)
29 Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению"
30 Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И (ред. от 29.11.2017) "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2017 N 48749)
31 Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 14.11.2017 N 325-ФЗ (последняя редакция)
32 Приказ Минфина РФ от 27.11.2006 N 154н (ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.01.2007 N 8788
33 Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2014).
34 Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 31.01.2013 г. №107 «Об утверждении Национального стандарта финансовой отчетности».
35 Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 г. №107 «Об утверждении Положения о признании международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации».
36 Найденова Ю. А. Сравнительный анализ российской системы бухгалтерского учета и МСФО // Nauka-rastudent.ru - 2015 -No.13 (0132015)/ [Электронный ресурс] - режим доступа - URL: http: //naukarastudent.ru/13/2380.
37 Потеряева М. С. Проблема унификации систем бухгалтерского учета в условиях глобализации экономических отношений. - Астана: 2014.
38 Шарипов А. К. Опыт применения МСФО в Казахстане [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 96-101. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/57/3002/ (дата обращения: