Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие способности к прогнозированию у слабовидящих младших школьников на логопедических занятиях

Работа №43463

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
476
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы прогнозирования в работах
отечественных и зарубежных ученых 8
1.1. Проблема прогнозирования в российских и зарубежных исследованиях . 8
1.2. Психологическая характеристика младших школьников с нарушением зрения 15
1.3. Особенности прогнозирования будущих событий младшими
школьниками с нарушениями зрения 19
Выводы по Главе 1 23
Глава 2. Эмпирическое исследование прогностической
компетентности младших школьников с нарушениями зрения 25
2.1. Организация и методы исследования прогностической компетентности младших школьников 25
2.2. Анализ показателей прогностической компетентности у младших
школьников без нарушений зрения 27
2.3. Анализ показателей прогностической компетентности у младших
школьников с нарушениями зрения 33
2.4. Сравнение показателей прогностической компетентности у младших
школьников с нарушениями зрения и без нарушений 40
Выводы по Главе 2 49
Глава 3. Проект развития способности к прогнозированию у
слабовидящих младших школьников 51
3.1. Организация работы по развитию способности к прогнозированию у
слабовидящих младших школьников 51
3.2 Содержание заданий по развитию способности к прогнозированию у
слабовидящих младших школьников 58
Выводы по Главе 3 86
Заключение
Список использованной литературы 91



Актуальность исследования. Проблема социально-психологической адаптации и социализации детей с нарушениями развития в обществе по- прежнему не теряет своей актуальности. Специфика развития детей с нарушениями зрения накладывает определенный отпечаток на процесс взаимодействия с окружающим социальным и предметным миром. У детей выявляются трудности коммуникации со сверстниками и взрослыми, элементы социально-психологической дезадаптации, которые выражаются, в основном, в поведенческих расстройствах. Все вышеперечисленные факторы отрицательно сказываются на социальной адаптации данной категории детей. Наиболее важным аспектом для успешной социализации детей с аномалиями в развитии выступает способность к прогнозированию.
В настоящее время активно разрабатывается проблема вероятностного прогнозирования. Сергиенко Е.А. [38] , рассматривает прогнозирование в онтогенезе раннего развития, Фейгенберг И.М. [46], Акопов А.Ю.[1], Переслени Л.И.[30], Менделевич В.Д.[24], при шизофрении, умственной отсталости, расстройствах невротического характера, Регуш Л. А. [34] в аспекте профессиональной деятельности.
Однако проблема прогнозирования детьми с ограниченными возможностями здоровья, но с сохранным интеллектом начала изучаться исследователями относительно недавно. В исследованиях Ахметзяновой А.И. [9] изучается когнитивный аспект прогностической компетентности младших школьников с нарушениями в развитии, Артемьева Т.В., Твардовская А.А., Ахметзянова А.А. [7] выявили особенности прогнозирования младших школьников с нормативным развитием и с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.
Способность к прогнозированию позволяет детям с нарушением зрения планировать собственные действия, избегать психотравмирующих ситуаций, и может выступать как профилактика поведенческих расстройств,
девиантного поведения. Дети, прогнозируя результаты своей деятельности, могут выбрать необходимые средства для достижения поставленных целей, верной стратегии рассуждений и действий.
Целью нашего исследования является разработка проекта по развитию способности к прогнозированию у слабовидящих младших школьников на логопедических занятиях.
Объект исследования: прогнозирование слабовидящих младших школьников.
Предмет исследования: развитие способности к прогнозированию у слабовидящих младших школьников.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что младшие школьники с нарушениями зрения хуже, чем их сверстники без нарушений зрения будут осуществлять прогноз в значимых ситуациях будущего, показатели регулятивной и рече-коммуникативной функции прогностической компетентности будут ниже. Развитие способности к прогнозированию у слабовидящих младших школьников на логопедических занятиях возможно при учете следующих условий:
• индивидуальная и групповая форма работы;
• поэтапная организация работы, предполагающая последовательное усложнение предъявляемого материала;
• последовательное исключение опоры на визуальный образ ситуации.
Задачи исследования:
• Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, раскрывающей проблему прогнозирования;
• Эмпирическое изучение прогностической компетентности
младших школьников с нарушениями зрения в различных сферах
жизнедеятельности;
• Обоснование проекта по развитию способности к прогнозированию слабовидящих младших школьников.
Методы исследования:
• теоретический (анализ психолого-педагогической литературы);
• биографический (изучение и анализ речевой карты, медико- психолого-педагогических данных);
• экспериментальный (изучение прогностической компетентности слабовидящих младших школьников по методике «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы», разработанной сотрудниками кафедры дефектологии и клинической психологии) [6].
Методологической основой настоящего исследования выступили положения о системно-функционального подходе в изучении антиципации, как о феномене, охватывающем все уровни психического отражения действительности и имеющем многоуровневое строение, сформулированные в работах П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова. А также исследования Земцовой М.И, Плаксиной Л.И., Григорьевой Л.П., Солнцевой Л.И., изучающих особенности развития слабовидящих детей.
Практическая значимость. Полученные данные могут быть использованы специалистами образовательных учреждений и реабилитационных центров для психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением зрения, определения направления коррекционного воздействия для ребенка, а также при организации профилактических и коррекционно-развивающих программ.
Апробация. Результаты констатирующего эксперимента отражены в статьях:
-«Особенности прогнозирования младших школьников с нарушениями зрения в значимых сферах» на 83-й всероссийской научной конференции студентов и молодых учёных с международным участием «Молодёжная наука и современность» (г. Курск, 2018);
-«Специфика прогностической компетентности младших школьников с нарушениями зрения» на Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Совершенствование дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: поиски и достижения» (г. Москва,2018);
- «Особенности прогнозирования младших школьников с нарушениями зрения в значимых сферах» на научно-образовательной итоговой конференции студентов К(П)ФУ (г. Казань,2018)
- «Дефицит прогностической компетентности младших школьников с нарушениями зрения» в сборнике научных трудов XII Международной научно- практической конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика» - Артемьева Т.В., Гаранина Я.Г. ( г. Казань, 24 апреля 2018 г.)
- Доклад «Специфика прогностической компетентности младших школьников с нарушениями зрения» на Всероссийской конференции студентов и молодых ученых «Совершенствование дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: поиски и достижения» занял 1 место.
- Доклад «Особенности прогнозирования младших школьников с нарушениями зрения в значимых сферах» на научно-образовательной итоговой конференции студентов К(П)ФУ занял 2 место.
- Было разработано методическое пособие «Развитие способности к прогнозированию у слабовидящих младших школьников». (г. Казань,2018)
Структура и объем работы: состоит из введения, трех глав, выводов по трем главам, заключения, списка использованной литературы, насчитывающей 50 источников, 2 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Среди психологических процессов, ориентированных на предупреждение будущего, выделяют следующие процессы — вероятностное прогнозирование, направленное на построение модели будущего; и антиципацию, включающую в себя наравне с вышеперечисленным деятельностный компонент.
Под антиципацией в психологии понимается способность действовать и принимать те или иные решения с определенным временно - пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий. Антиципация занимает важнейшую позицию в любой деятельности человека.
Процесс антиципации включает в себя вероятностное прогнозирование, которое строится в большинстве своём, опираясь на частоту встречаемости событий. Под вероятностным прогнозированием понимают возможность соотнесения условий ситуации в настоящем времени с имеющимся прошлым опытом и, ориентируясь на полученные данные, построить гипотезу о событиях будущего, приписывая им ту или иную вероятность.
Способность к прогнозированию - значимая составляющая для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ресурс успешной социализации. Однако предпринятый теоретический анализ проблемы прогнозирования показывает ее недостаточную изученность в качестве интегральной способности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья, способствующей его адаптации в социуме. Младший школьный возраст с точки зрения развития прогнозирования занимает особое место: в учебной деятельности происходит процесс расширения и систематизации знаний, формируются рефлексия, внутренний план действий.
В ходе исследования прогностической компетентности младших школьников с нарушениями зрения и без нарушений были выявлены следующие результаты.
Младшие школьники с нарушениями зрения хуже, чем их сверстники без нарушений осуществляют прогноз в наиболее значимых сферах жизнедеятельности.
Младшие школьники с нарушениями зрения имеют трудности во взаимодействии со взрослыми, в отличии от младших школьников без нарушений у них не формируется верная позиция по отношению к взрослым, они не усваивают необходимые элементы субординации, которые требуются в общении со взрослыми. Это касается не только взрослых членов семьи, но и педагогов, а также других взрослых, общение с которыми в силу возраста все реже регулируется родителями.
В учебной сфере у младших школьников с нарушениями зрения результаты ниже, чем у сверстников без нарушений. Это говорит о том, что младшие школьники не в полной мере осознают, что произошли перемены, которые требуют от него принятия себя, как члена новой социальной общности. Младшие школьники не адаптировались к новым условиям, не овладели необходимыми правилами и нормами поведения в школе, взаимоотношений с педагогами и с одноклассниками.
Рассматривая рече-коммуникативные возможности младших школьников с нарушениями зрения, можно говорить о более низком уровне сформированности данной функции по сравнению с младшими школьниками без нарушений. Это выражается в недостаточной вербализации прогнозируемых событий, использовании односложных, либо простых нераспространенных предложений, которые не дают четкую характеристику поведения участников, их чувств и эмоций.
По результатам исследования регулятивной функции в значимых сферах было выявлено, что младшие школьники с нарушениями зрения хуже, чем их сверстники с нормативным развитием регулируют свое поведение в учебной сфере и в сфере семейных взаимоотношений. Что говорит об особой ситуации в семьях детей с нарушениями, где родители не всегда понимают и в полной мере принимают особенности своего ребенка.
Опираясь на выявленные особенности был разработан коррекционно-образовательный проект с целью развития способности к прогнозированию у слабовидящих младших школьников. Для наиболее эффективной организации коррекционного процесса в наш проект были внедрены методы как логопедической, так и общепедагогической направленности.
В проекте выделяются два направления работы: развитие прогнозирования в сфере учебной деятельности и развитие прогнозирования в сфере внеучебной деятельности. Работа на логопедических занятиях по обозначенным направлениям проекта проводится параллельно.



1. Акопов, А.Ю. Сравнительное изучение прогнозирующей деятельности дошкольников, взрослых больных шизофренией [Текст] / А.Ю. Акопов // Вопросы психологии. - 1983. - № 3 .- С. 97 -101.
2. Акопов, А.Ю. Прогностическая деятельность человека в однозначно - детерменированных средах в норме и патологии [Текст] / А.Ю. Акопов, Ф.И. Случевский // Вопросы психологии. - 1981.- № 3.- С.119-123.
3. Андронов, В.П. Планирование и прогнозирование в профессиональном мышлении студента-психолога [Текст]: монография / В. П. Андронов, М. С. Ионова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2011. - 168 с.
4. Ахметзянова, А.И. Особенностей антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис... канд. психол. наук / А.И. Ахметзянова. - Казань, 2004. - 28 с.;
5. Ахметзянова, А.И. Особенности взаимосвязи антиципации и прогнозирования у подростков с девиантным поведением / А.И. Ахметзянова // Акмеология. - 2015.- №4(56). - С.72-79.
6. Ахметзянова, А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учеб. - метод. пособие /
А.И. Ахметзянова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - 46 с.
7. Ахметзянова, А.И. Особенности прогнозирования и восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями в развитии [Текст] / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.А. Твардовская // Интеграция образования. - 2017.- Т. 21, № 3.-С. 489 -504.
8. Ахметзянова, А.И. Специфика саморегуляции в учебной деятельности младших школьников с сенсорными нарушениями [Текст] / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева // Szkola specjalna. - 2017. - №4 (290). - С. 277284.
9. Ахметзянова, А.И. Когнитивные характеристики прогностической компетентности младших школьников на фоне дефицитарного дизонтогенеза [Текст] / А. И. Ахметзянова // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика: сб. междунар. науч.- образоват. конф. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - С. 8-14.
10. Базылевич, Т.Ф. К проблеме задатков прогностических способностей [Текст] / Т.Ф. Базылевич // Психологический журнал.- 1994.- Т.15, № 6.- С. 90 - 99.
11. Выготский, Л.С. Психология развития человеках [Текст]: монография. - М.: Эксмо, 2005. - 1136 с.
12. Гончарова, О.Л. Взаимосвязь особенностей Я-концепции и антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными физическими возможностями [Текст]: авторефер. дис... канд. психол. наук / О.Л. Г ончарова. - Казань, 2003. - 23с.
13. Громова, Ч.Р. Сравнительное изучение антиципационных особенностей у детей с невротическими расстройствами и их родителей [Текст]: автореф. дисс. канд. психол. наук / Ч.Р. Громова. - Казань, 2003. - 29 с.
14. Демакина, О.В. Особенности формирования клинических проявлений остеохондроза поясничного отдела позвоночника в зависимости от параметров антиципационной деятельности пациента [Текст]: автореф. дисс. канд. мед. наук / О.В. Демакина. - Казань, 2004. - 25 с.
15. Денисова, О.А. Угрозы социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте [Текст] / О.А. Денисова, О.Л. Леханова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - Т. 1, № 1. - С. 98-102.
16. Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция) [Текст]: учеб.-метод. пособие / Л.П. Григорьева, Л.И. Фильчикова, З.С. Алиева [и др.]; под ред. Л.П. Григорьевой. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2002. - 415 с.
17. Земцова, М.И. Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями зрения [Текст] / М.И. Земцова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - №3. - С.26-32.
18. Зибер, А.Э. Роль антиципационной состоятельности в структуре девиантного поведения при различной степени компенсации личностных расстройств [Текст] / А.Э. Зибер // Международный научно-практический «Общество и право». - 2013. - № 2 (44). - С. 241-244.
19. Лисичкин, В.А. Теория и практика прогностики. Методологические аспекты [Текст]: монография. - М.: Изд-во Наука, 1972.- 224с.
20. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст]: монография / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М.: Наука, 1980. - 279 с.
21. (19)Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии [Текст]: монография. - М.: Педагогика, 1991.- 295 с.
22. Ломов, Б.Ф. Вероятностное прогнозирование как одна из детерминант непреднамеренного запоминания [Текст] / Б.Ф. Ломов, А.К. Осницкий // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - 1972. - № 2. - С. 127- 131.
23. Менделевич, В.Д. Патопсихологическая оценка и нозологической самостоятельности неврозов [Текст] / В.Д. Менделевич // Казанский медицинский журнал. - 1988. - № 1. - С. 76-81.
24. Менделевич, В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза [Текст] /
В.Д. Менделевич // Психологический журнал. - 1996. - № 4. - С. 107-114.
25. Менделевич, В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина [Текст]: монография / В.Д.Менделевич, С.Л. Соловьева. - М.: МЕДпресс - информ,
2002. - 608 с.
26. Менделевич, В.Д. Психотравма, личность и неврозогенез (антиципационный подход) [Текст] / В.Д. Менделевич // Социальная и клиническая психиатрия. - 1995. - № 3. - С. 12 - 16.
27. Менделевич, В.Д. Антиципационные особенности психической деятельности детей, страдающих неврозами [Текст] / В.Д. Менделевич, Д.А. Мухаметзянова // Социальная и клиническая психиатрия. - 1997. - № 2. - С. 31-36.
28. Менделевич, В.Д. Невротические мнестические феномены в структуре антиципационных механизмов неврозогенеза [Текст] / В.Д. Менделевич, В.Т. Плещинская // Российский психиатрический журнал. - 2000.- № 1. - С. 18 -
21.
29. Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова [и др.]. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
30. Переслени, Л.И. Исследование прогностической деятельности для характеристики уровня умственного развития детей [Текст] / Л.И. Переслени,
В.Л. Подобед // Дефектология. - 1982. - № 6.- С. 11 - 17.
31. Переслени, Л.И. Психофизиологические механизмы формирования прогноза [Текст] / Л.И. Переслени, Л.А. Рожкова // Психологический журнал. - 1991.- № 5. - С. 51 - 59.
32. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения [Текст]: учеб.- метод, пособие / Л.И. Плаксина - М.: РАОИКП, 1999. - 54 с.
33. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе [Текст]: учеб. метод, пособие / Л.П. Григорьева [и др.]. - М.: Школа-Пресс,
2001. - 96 с.
34. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст]: учеб. пособие / Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2003. - 351 с.
35. Регуш, Л.А. Структура и возрастная динамика способности прогнозированию [Текст] / Л.А. Регуш // Психологический журнал. - 1981. - Т. 2., № 5. - С. 106 - 115.
36. Рябова, Т.В. Творческое мышление и антиципация у больных шизофренией и психически здоровых [Текст] / Т.В. Рябова, В.Д. Менделевич // Психологический журнал.- 2000, № 1.- С. 125 - 129.
37. Сергиенко, Е.А. Антиципация дискретных и непрерывных стимулов в раннем онтогенезе [Текст] / Е.А. Сергиенко // Психологический журнал. - 1987, № 3. -С. 77- 86.
38. Сергиенко, Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека [Текст] : автореф. дис... док -ра психол. наук / Е.А. Сергиенко. - М., 1997. - 28 с.
39. Сергиенко, Е.А. Проблемы психического развития: некоторые
дискуссионные вопросы и пути их решения [Текст] / Е.А. Сергиенко // Психологический журнал. - 1990. - Т. 11, № 1. - С. 79 - 86.
40. Солженкин, В.В. Экспериментально-психологическое исследование прогнозирования у больных неврозами [Текст] / В.В. Солженкин, Г.Г. Носков // Журнал невропатологии и психиатрии.- 1985.- № 12. - С. 1833 - 1837.
41. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Солнцева. - М.: Полиграф сервис, 2000. - 126 с.
42. Сорокин, В.М. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие / В.М. Сорокин. - СПб.: Речь, 2003. - 216 с.
43. Скиданенко, Т.В. Пограничные психические расстройства при эпилепсии и их связь с антиципационными особенностями психической деятельности [Текст] : автореф. дис. канд. мед. наук / Т.В. Скиданенко. - Казань, 2003. - 20 с.
44. Узелевская, А.Э. Взаимосвязь прогностической (антиципационной) компетентности с клиническими формами, выраженностью и степенью компенсации личностных расстройств [Текст]: автореф. дисс... канд. психол. наук / А.Э. Узелевская. - Казань, 2002. - 25 с.
45. Фейгенберг, И.М. Порог вероятностного прогнозирования и его изменения в патологии / И. М. Фейгенберг // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. - 1977. - С. 169-188.
46. Фейгенберг, И.Н. Нарушение вероятностного прогнозирования при шизофрении [Текст] / И.Н. Фейгенберг.// Шизофрения и вероятностное прогнозирование- 1973. - С. 5-19.
47. Фейгенберг, И.М. Память и вероятностное прогнозирование [Текст] / И.М. Фейгенберг // Вопросы психологии. - 1973., № 3. - С. 8-18.
48. Фейгенберг, И. М. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям [Текст]: учеб. пособие / И.М. Фейгенберг, В.А. Иванников. - М.: Изд - во Моск. гос. Ун- та, 1978. - 112 с.
49. Ширяев, Д.А. Психофизиологические механизмы вероятностного прогнозирования [Текст]: учеб. пособие / Д.А. Ширяев - Рига: Зинатне, 1986. -142 с.
50. Artemyeva T.V. Normative behavior of adolescents with intellectual disabilities: A qualitative study. International Journal of Environmental & Science Education.
2016. 11(7), 1551-1558


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ