ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития речи детей средствами художественной литературы 7
1.1. Понятие и особенности речи дошкольников 7
1.2. Влияние художественной литературы на развитие речи 17
Выводы по I главе 29
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование развития речи детей средствами художественной литературы 30
2.1 Диагностика уровня развития речи детей 30
2.2. Проведение занятий направленных на развитие речи 43
2.3. Диагностика уровня выразительности речи детей 45
2.4 Анализ результатов эксперимента 46
Выводы по II главе 49
Заключение 50
Список использованной литературы,
Приложение
Глава I. Теоретические основы развития речи детей средствами художественной литературы 7
1.1. Понятие и особенности речи дошкольников 7
1.2. Влияние художественной литературы на развитие речи 17
Выводы по I главе 29
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование развития речи детей средствами художественной литературы 30
2.1 Диагностика уровня развития речи детей 30
2.2. Проведение занятий направленных на развитие речи 43
2.3. Диагностика уровня выразительности речи детей 45
2.4 Анализ результатов эксперимента 46
Выводы по II главе 49
Заключение 50
Список использованной литературы,
Приложение
Актуальность выпускной квалификационной работы. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогики как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти, эмоций. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям, духовной культуре, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Обучение языку и развитие речи мы рассматриваем не только в сфере овладения языковыми навыками фонетическими, грамматическими, лексическими, но и, что весьма важно, в контексте развития общения детей друг с другом и с взрослыми. Навыки и умения, которые формируются в процессе диалогической речи, необходимы ребенку для развития монологической речи. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. «Язык - средство общения, познания, развития - является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества»[42, с.25].
Речь сопровождает практически каждую деятельность дошкольника, совершенствуя ее и обогащаясь при этом. Словом, речь вроде бы развивается достаточно успешно и сама по себе, если жизнь ребенка наполнена интересными и разнообразными событиями и делами, а рядом с ним педагог с богатой правильной речью и умением общаться. Эти обстоятельства существенны для обучения речи и обладают мощным развивающим потенциалом, но при определенном условии - при отношении к языку как к самоценности, как к системе, развивающейся по своим собственным законам.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Речевое воспитание рассматривается в исследовании как взаимодействие педагога и ребенка, овладевающего родным языком. Эта проблема тесно связана с обучением родному языку, то есть педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков. На этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. «Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы» [42, с.207].
О.С. Ушаковой также подчеркивается, что наряду с богатством, точностью языка, необходимо развивать его выразительность.
Проблемой исследования выпускной квалификационной работы
является существующее противоречие между необходимостью развития выразительности речи и малой долей специально организованной педагогической работы по овладению детьми выразительными средствами речи.
Тема выпускной квалификационной работы:
Детская художественная литература как средство развития речи дошкольников.
Цель исследования: изучение детской художественной литературы как средства развития речи дошкольников.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность развития речи посредством детской художественной литературы;
- изучить понятие и особенности развития речи дошкольников;
- рассмотреть влияние художественной литературы на развитие речи;
- провести опытно-экспериментальное исследование методики развития речи детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы;
- рассмотреть диагностику уровня развития речи детей;
- рассмотреть проведение занятий направленных на развитие речи;
- рассмотреть диагностику уровня выразительности речи детей;
- рассмотреть анализ результатов эксперимента.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является детская речь.
Предмет исследования: педагогические условия использования
детской художественной литературы как средства развития речи дошкольников.
Гипотеза исследования: если в системе педагогической работы, направленной на формирование выразительной речи детей старшей группы, активно использовать художественную литературу, театрализованные представления, игры-драматизации, то это повысит уровень развития речи и ее выразительности.
Методологические основы исследования.
Теоретико-методологическую основу составили исследования: Дуброва В. П., Зебзеева В. А., Корчинова О. В., Левашова Е. Н., Михайлов В., Петерина С. В., Урунтаева Г. А. и др.
Методы и методики исследования.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретические (изучение психолого-педагогической литературы по проблеме); эмпирические (метод экспертной оценки, беседа, тестирование, изучение педагогической документации, продуктов деятельности учащихся); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента).
Экспериментальной базой исследования являются мальчики и девочки дошкольного возраста ДОУ №297. Сроки исследования 2017 - 2018 год.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
состоит в углублении теоретических подходов к развитию художественной речи посредством детской художественной литературы; овладении правилами и приемами развития художественной речи посредством детской художественной литературы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в нем материалы могут быть использованы воспитателями и специалистами системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Структура выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Обучение языку и развитие речи мы рассматриваем не только в сфере овладения языковыми навыками фонетическими, грамматическими, лексическими, но и, что весьма важно, в контексте развития общения детей друг с другом и с взрослыми. Навыки и умения, которые формируются в процессе диалогической речи, необходимы ребенку для развития монологической речи. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. «Язык - средство общения, познания, развития - является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества»[42, с.25].
Речь сопровождает практически каждую деятельность дошкольника, совершенствуя ее и обогащаясь при этом. Словом, речь вроде бы развивается достаточно успешно и сама по себе, если жизнь ребенка наполнена интересными и разнообразными событиями и делами, а рядом с ним педагог с богатой правильной речью и умением общаться. Эти обстоятельства существенны для обучения речи и обладают мощным развивающим потенциалом, но при определенном условии - при отношении к языку как к самоценности, как к системе, развивающейся по своим собственным законам.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Речевое воспитание рассматривается в исследовании как взаимодействие педагога и ребенка, овладевающего родным языком. Эта проблема тесно связана с обучением родному языку, то есть педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков. На этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. «Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы» [42, с.207].
О.С. Ушаковой также подчеркивается, что наряду с богатством, точностью языка, необходимо развивать его выразительность.
Проблемой исследования выпускной квалификационной работы
является существующее противоречие между необходимостью развития выразительности речи и малой долей специально организованной педагогической работы по овладению детьми выразительными средствами речи.
Тема выпускной квалификационной работы:
Детская художественная литература как средство развития речи дошкольников.
Цель исследования: изучение детской художественной литературы как средства развития речи дошкольников.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность развития речи посредством детской художественной литературы;
- изучить понятие и особенности развития речи дошкольников;
- рассмотреть влияние художественной литературы на развитие речи;
- провести опытно-экспериментальное исследование методики развития речи детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы;
- рассмотреть диагностику уровня развития речи детей;
- рассмотреть проведение занятий направленных на развитие речи;
- рассмотреть диагностику уровня выразительности речи детей;
- рассмотреть анализ результатов эксперимента.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является детская речь.
Предмет исследования: педагогические условия использования
детской художественной литературы как средства развития речи дошкольников.
Гипотеза исследования: если в системе педагогической работы, направленной на формирование выразительной речи детей старшей группы, активно использовать художественную литературу, театрализованные представления, игры-драматизации, то это повысит уровень развития речи и ее выразительности.
Методологические основы исследования.
Теоретико-методологическую основу составили исследования: Дуброва В. П., Зебзеева В. А., Корчинова О. В., Левашова Е. Н., Михайлов В., Петерина С. В., Урунтаева Г. А. и др.
Методы и методики исследования.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретические (изучение психолого-педагогической литературы по проблеме); эмпирические (метод экспертной оценки, беседа, тестирование, изучение педагогической документации, продуктов деятельности учащихся); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента).
Экспериментальной базой исследования являются мальчики и девочки дошкольного возраста ДОУ №297. Сроки исследования 2017 - 2018 год.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
состоит в углублении теоретических подходов к развитию художественной речи посредством детской художественной литературы; овладении правилами и приемами развития художественной речи посредством детской художественной литературы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в нем материалы могут быть использованы воспитателями и специалистами системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Структура выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Человек существо социальное, а ведущим коммуникативным средством является речь. «Я мыслю, значит, я существую» писал Декарт. Но мысль без речевой структуры бесплодна. Главной функцией речи является трансформация внутреннего образа человека, возникшего в результате подсознательной внутренней или духовной работы, в сознание слушающего. Н.А. Короткова подмечает «Для точного воспроизведения образа необходима выразительная ре ь, благодаря ото ой воспро зводимая ф рм ция пробивается через призму субъективной оценки человека и становится неотъемле ой частью его в утрен его мира».
Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она об сп чив ет оформление раз как целостных м слов х д ниц, , вм сте с тем, обе печивает пер да у инфо ма ии о коммун кат вн м ти е высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.
Эта работа была ориентирована на выявление оптимальных условий речевого развития детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы. В связи с поставленными задачами, в первой главе нашего исследования рассмотрено состо ние иссле ем й пр блемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития речи ст рших дошкольн ков и вл я ие ху ожественн й лите атуры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. С помощью художественной литературы можно решать все задачи развития речи детей, ее необходимо использовать наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников.
Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе дошкольного образовательного учреждения № 297 города Казани, в старшей группе.
В ходе апробации методики Ушаковой О.С., Струниной Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» («Знакомство с художественной литературой») удалось:
1. Проследить динамику изменения, уровня речевого развития детей группы.
Анализ результатов группы до и после исследования свидетельствует об эффективности применяемых нами комплекса методов и приемов. Процент детей с уровнем ниже среднего развития ум н ш л я. Соответственно количество детей о сре ним и ысок м ур внем а вития увеличило ь.
2. В процессе работы у детей повысился интерес к художественной литературе, они стали использовать в сшей речи пословицы, поговорки, фразеологизмы, в играх - потешки, а также самостоятельно организовывать театрализованные представления.
3. Исследование выполнено не в полном объеме, осталась нерешенной задача диагно ти и в р зительности речи дете . Однако в плане ап бац и методи и в конкретных условиях дошк ль го у реж ения дост гнуто многое:
- Составлены конспе ты занят й.
- Методиче кие решен я адо тир ваны для детей старшего дошкольного озраста.
- Основная часть з л нированн х за ятий прове е а.
Итак, художествен ая л тература в восп тательн -о разов тельн й работе с детьми использовалась как на заняти х, т к и в п оцес е самостоятельной деятельности (игра, досуг, отдельные решшные момента). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:
во-первых, на тщательном отборе материала, обусловленном возрастными возмошюстями детей;
во-вторых, интеграции осуществляемой работы с другими различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
в-третьих, в максимальном использовании развивающего потенциага художественной литературы в создании обогащенной речевой среды. Использование художественной литературы в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм.
Исходя из наблюдений и рефлексивного анализа опытноэкспериментальной работа, можно прийти к выводу, что наша гипотеза подтверждается: если в системе педагогической работы, направленной на формирование выразительности речи детей стар ей гр пы актив о используется художественная литература, театрализованные представления, игры-драматизации, то это приводит к развитию выразительности их речи.
Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она об сп чив ет оформление раз как целостных м слов х д ниц, , вм сте с тем, обе печивает пер да у инфо ма ии о коммун кат вн м ти е высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.
Эта работа была ориентирована на выявление оптимальных условий речевого развития детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы. В связи с поставленными задачами, в первой главе нашего исследования рассмотрено состо ние иссле ем й пр блемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития речи ст рших дошкольн ков и вл я ие ху ожественн й лите атуры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. С помощью художественной литературы можно решать все задачи развития речи детей, ее необходимо использовать наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников.
Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе дошкольного образовательного учреждения № 297 города Казани, в старшей группе.
В ходе апробации методики Ушаковой О.С., Струниной Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» («Знакомство с художественной литературой») удалось:
1. Проследить динамику изменения, уровня речевого развития детей группы.
Анализ результатов группы до и после исследования свидетельствует об эффективности применяемых нами комплекса методов и приемов. Процент детей с уровнем ниже среднего развития ум н ш л я. Соответственно количество детей о сре ним и ысок м ур внем а вития увеличило ь.
2. В процессе работы у детей повысился интерес к художественной литературе, они стали использовать в сшей речи пословицы, поговорки, фразеологизмы, в играх - потешки, а также самостоятельно организовывать театрализованные представления.
3. Исследование выполнено не в полном объеме, осталась нерешенной задача диагно ти и в р зительности речи дете . Однако в плане ап бац и методи и в конкретных условиях дошк ль го у реж ения дост гнуто многое:
- Составлены конспе ты занят й.
- Методиче кие решен я адо тир ваны для детей старшего дошкольного озраста.
- Основная часть з л нированн х за ятий прове е а.
Итак, художествен ая л тература в восп тательн -о разов тельн й работе с детьми использовалась как на заняти х, т к и в п оцес е самостоятельной деятельности (игра, досуг, отдельные решшные момента). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:
во-первых, на тщательном отборе материала, обусловленном возрастными возмошюстями детей;
во-вторых, интеграции осуществляемой работы с другими различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
в-третьих, в максимальном использовании развивающего потенциага художественной литературы в создании обогащенной речевой среды. Использование художественной литературы в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм.
Исходя из наблюдений и рефлексивного анализа опытноэкспериментальной работа, можно прийти к выводу, что наша гипотеза подтверждается: если в системе педагогической работы, направленной на формирование выразительности речи детей стар ей гр пы актив о используется художественная литература, театрализованные представления, игры-драматизации, то это приводит к развитию выразительности их речи.
Подобные работы
- Художественная литература как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2021 - Художественная литература как средство ознакомления старших дошкольников с правами человека
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Театрально-игровая деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Влияние художественной литературы на развитие словаря детей (Методика развития речи дошкольника, Межрегиональный открытый социальный институт (МОСИ))
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2018 - Использование малых форм фольклора как средство развития речи
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Художественная литература как средство обогащения нравственных представлений у детей среднего дошкольного
возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - Художественная литература как средство правового воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



