Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №43453

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
506
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития речи детей средствами художественной литературы 7
1.1. Понятие и особенности речи дошкольников 7
1.2. Влияние художественной литературы на развитие речи 17
Выводы по I главе 29
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование развития речи детей средствами художественной литературы 30
2.1 Диагностика уровня развития речи детей 30
2.2. Проведение занятий направленных на развитие речи 43
2.3. Диагностика уровня выразительности речи детей 45
2.4 Анализ результатов эксперимента 46
Выводы по II главе 49
Заключение 50
Список использованной литературы,
Приложение

Актуальность выпускной квалификационной работы. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогики как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти, эмоций. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям, духовной культуре, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Обучение языку и развитие речи мы рассматриваем не только в сфере овладения языковыми навыками фонетическими, грамматическими, лексическими, но и, что весьма важно, в контексте развития общения детей друг с другом и с взрослыми. Навыки и умения, которые формируются в процессе диалогической речи, необходимы ребенку для развития монологической речи. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. «Язык - средство общения, познания, развития - является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества»[42, с.25].
Речь сопровождает практически каждую деятельность дошкольника, совершенствуя ее и обогащаясь при этом. Словом, речь вроде бы развивается достаточно успешно и сама по себе, если жизнь ребенка наполнена интересными и разнообразными событиями и делами, а рядом с ним педагог с богатой правильной речью и умением общаться. Эти обстоятельства существенны для обучения речи и обладают мощным развивающим потенциалом, но при определенном условии - при отношении к языку как к самоценности, как к системе, развивающейся по своим собственным законам.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Речевое воспитание рассматривается в исследовании как взаимодействие педагога и ребенка, овладевающего родным языком. Эта проблема тесно связана с обучением родному языку, то есть педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков. На этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. «Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы» [42, с.207].
О.С. Ушаковой также подчеркивается, что наряду с богатством, точностью языка, необходимо развивать его выразительность.
Проблемой исследования выпускной квалификационной работы
является существующее противоречие между необходимостью развития выразительности речи и малой долей специально организованной педагогической работы по овладению детьми выразительными средствами речи.
Тема выпускной квалификационной работы:
Детская художественная литература как средство развития речи дошкольников.
Цель исследования: изучение детской художественной литературы как средства развития речи дошкольников.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность развития речи посредством детской художественной литературы;
- изучить понятие и особенности развития речи дошкольников;
- рассмотреть влияние художественной литературы на развитие речи;
- провести опытно-экспериментальное исследование методики развития речи детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы;
- рассмотреть диагностику уровня развития речи детей;
- рассмотреть проведение занятий направленных на развитие речи;
- рассмотреть диагностику уровня выразительности речи детей;
- рассмотреть анализ результатов эксперимента.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является детская речь.
Предмет исследования: педагогические условия использования
детской художественной литературы как средства развития речи дошкольников.
Гипотеза исследования: если в системе педагогической работы, направленной на формирование выразительной речи детей старшей группы, активно использовать художественную литературу, театрализованные представления, игры-драматизации, то это повысит уровень развития речи и ее выразительности.
Методологические основы исследования.
Теоретико-методологическую основу составили исследования: Дуброва В. П., Зебзеева В. А., Корчинова О. В., Левашова Е. Н., Михайлов В., Петерина С. В., Урунтаева Г. А. и др.
Методы и методики исследования.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретические (изучение психолого-педагогической литературы по проблеме); эмпирические (метод экспертной оценки, беседа, тестирование, изучение педагогической документации, продуктов деятельности учащихся); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента).
Экспериментальной базой исследования являются мальчики и девочки дошкольного возраста ДОУ №297. Сроки исследования 2017 - 2018 год.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
состоит в углублении теоретических подходов к развитию художественной речи посредством детской художественной литературы; овладении правилами и приемами развития художественной речи посредством детской художественной литературы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в нем материалы могут быть использованы воспитателями и специалистами системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Структура выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Человек существо социальное, а ведущим коммуникативным средством является речь. «Я мыслю, значит, я существую» писал Декарт. Но мысль без речевой структуры бесплодна. Главной функцией речи является трансформация внутреннего образа человека, возникшего в результате подсознательной внутренней или духовной работы, в сознание слушающего. Н.А. Короткова подмечает «Для точного воспроизведения образа необходима выразительная ре ь, благодаря ото ой воспро зводимая ф рм ция пробивается через призму субъективной оценки человека и становится неотъемле ой частью его в утрен его мира».
Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она об сп чив ет оформление раз как целостных м слов х д ниц, , вм сте с тем, обе печивает пер да у инфо ма ии о коммун кат вн м ти е высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.
Эта работа была ориентирована на выявление оптимальных условий речевого развития детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы. В связи с поставленными задачами, в первой главе нашего исследования рассмотрено состо ние иссле ем й пр блемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития речи ст рших дошкольн ков и вл я ие ху ожественн й лите атуры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. С помощью художественной литературы можно решать все задачи развития речи детей, ее необходимо использовать наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников.
Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе дошкольного образовательного учреждения № 297 города Казани, в старшей группе.
В ходе апробации методики Ушаковой О.С., Струниной Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» («Знакомство с художественной литературой») удалось:
1. Проследить динамику изменения, уровня речевого развития детей группы.
Анализ результатов группы до и после исследования свидетельствует об эффективности применяемых нами комплекса методов и приемов. Процент детей с уровнем ниже среднего развития ум н ш л я. Соответственно количество детей о сре ним и ысок м ур внем а вития увеличило ь.
2. В процессе работы у детей повысился интерес к художественной литературе, они стали использовать в сшей речи пословицы, поговорки, фразеологизмы, в играх - потешки, а также самостоятельно организовывать театрализованные представления.
3. Исследование выполнено не в полном объеме, осталась нерешенной задача диагно ти и в р зительности речи дете . Однако в плане ап бац и методи и в конкретных условиях дошк ль го у реж ения дост гнуто многое:
- Составлены конспе ты занят й.
- Методиче кие решен я адо тир ваны для детей старшего дошкольного озраста.
- Основная часть з л нированн х за ятий прове е а.
Итак, художествен ая л тература в восп тательн -о разов тельн й работе с детьми использовалась как на заняти х, т к и в п оцес е самостоятельной деятельности (игра, досуг, отдельные решшные момента). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:
во-первых, на тщательном отборе материала, обусловленном возрастными возмошюстями детей;
во-вторых, интеграции осуществляемой работы с другими различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
в-третьих, в максимальном использовании развивающего потенциага художественной литературы в создании обогащенной речевой среды. Использование художественной литературы в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм.
Исходя из наблюдений и рефлексивного анализа опытноэкспериментальной работа, можно прийти к выводу, что наша гипотеза подтверждается: если в системе педагогической работы, направленной на формирование выразительности речи детей стар ей гр пы актив о используется художественная литература, театрализованные представления, игры-драматизации, то это приводит к развитию выразительности их речи.



Алексеева М.М., Яшина. В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен - М.: Академия, 2015. - 458 с.
2. Альбеткова Р.И. От слова к словесности. - М.: Дрофа, 2012. - 314 с.
3. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 240 с. (Библиотека учителя начальных классов).
4. Горина Л.В. Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках литературного чтения. - Инта: Знание, 2012. - 76 с.
5. Губанова Т.М. Опыты мыследеятельностной педагогики. М.: Институт учебника Пайдейя, 2013. - 328 с.
6. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду // Программа и методические рекомендации для работы с детьми / В.В..Гербова. - М., 2014.
7. Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. - М.: Мозаика - Синтез, 2013.
8. Гризик, Т.И. В мире слов: Пособие по изучению и развитию словаря детей 5—6 лет. -М.: Просвещение. 2012. - 40 с.
9. Давыдов В.В. Концепция гуманизации российского начшгьного образования / Сборник Начальное образование в Росши. - М.: Просвещение, 2014. - 98 с.
10. Евтушёк Т.Е. Методические рекомендации для учителей начальных классов / Автореферат канд. пед. наук Т.Е. Евтушёк. - М., 2013. - 178 с.
11. Елькина О.Ю. Формирование продукт ивного опыта младших школьников / О.Ю. Елькина. - Педагогика. - 2014. - № 7. - С. 23-28.
12. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Программа «Литературное чтение» 1-4 классы // Начальная школа. - 2013. - №8. - С. 20-41.
13. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 4 классе: Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 272 с.
14. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение в 4 классе: Учебник в 2 частях. - М.: Вентана-Г раф, 2012.
15. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Учебная хрестоматия. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 340 с.
16. Колесова О.В. Развитие речи младших школьников на функциональностилистической основе / Диссертация канд. пед. наук О.В. Колесовой. - Нижний Новгород, 2012. - 199 с.
17. Корепина Л.Ф., Борисенко Ю.А. Работа над сочинением р^ных жанров // Начальная школа. - 2015. - № 8. - С. 31-34.
18. Козырева, Л.М. Развитие речи: Дети 5-7 лет: методическое пособие.- Ярославль: Академия развития / Академия-Холдинг, 2011. - 160 с.
19. Ладыженская Т.А. Речевые секрета. - М.: Просвещение, 2012. - 48 с.
20. Львов М.Г. Методика развития речи младших школьников. - М.: Просвещение, 2015. - 138 с.
21. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развитая: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2015. - 197 с.
22. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под общей редакцией Т.Г. Рамзаевой. - СПб, 2014.
23. Никитина Е.Е. Обучение младших школьников творческим работам на основе интеграции яз ковой и ите атур й п дготовки // Н чал ная школа. - 2015. - №5. - С. 5.
24. Нуруллина Н.Н. Как я учу писать детей сочинения / Начальная школа.. - 2014. - № 3. - С.18-24.
25. Никифорова Т.И. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста / Т.И. Никифорова // Дошкольное воспитание. [Текст] - 2013. - №3. - 114-115 с.
26. Политова Н.Н. Развитие речи учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2015. - 186 с.
27. Русские сказки, сборник в обработке О.А.Богдановой, Ленинград, [Текст] 2013.
28. Рыбалова И.А. Мониторинг качества образования и управленческая команда в ДОУ // Управление образовательным учреждением. [Текст] -
2015. - №4. - 10-23 с.
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2014.
30. Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров / Т.О. Скиргайло. - М.: Русское слово, 2015. - 353 с.
31. Скороходова Е. Н. Мир искусства на уроках чтения // Начшгьная школа. - 2015. - №3. - С. 20-23.
32. Сохин Ф.А. О психологическом и лингвистическом анадизе детской речи / Ф.А.Сохин. - М., 2012.
33. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольника. - М., 2012.
34. Сказки, придуманные детьми. // Ребенок в детском саду. - 2012. [Текст] - № 4. - 51 с.
35. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. [Текст] - М., 2013. - 304 с.
36. Струнина Е.М. Развитие словаря детей//Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - [Текст] М. - 2014. - 28-34 с.
37. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. [Текст] -М.: Просвещение, 2013. - 176 с.
38. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольника. - М., 2014.
39. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2015.
40. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. [Текст]- М.: Просвещение, 2012. - 78 с.
41. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников - М.: Изд-во Института Психотирапии, [Текст] 2014. - 240 с.
42. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника/О.С. Ушакова - М., 2012.
43. Фесюкова Л.Б.Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. [Текст] - Харьков, 2014. - 464 с.
44.Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. [Текст] - Ростов , 2013. - 272 с.
45. Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми старшего возраста // Дошк. воспитание. [Текст] - 2012. - №10. - С.8-15.
46. Шихова О.В. Педагогика и методика начального обр^ования / О.В. Шихова. - Вологда: Русь, 2013. - 460 с.
47. Яшина В.И. Изучение уровня речевой подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Спецкурс. Диагностика готовности детей к обучению в школе. [Текст] - М. 2012. 39-42 с.
48. Яшина В.И. Изучение уровня речевой коммуникации /В.И. Яшина // Педагогическая практ ка студентов факультет в дош ол о о образования. [Текст] - М., 2015. - С. 163 - 170 с.
49. www.infourok.ru
50. www.cyberleninka.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ