Введение 3
1. Теоретические аспекты развития познавательной мотивации у детей
дошкольного возраста 6
1.1. Понятие познавательной мотивации в психолого-педагогической науке и
ее формирование в дошкольном возрасте 6
1.2. Психолого-педагогические особенности проявления познавательной
мотивации у детей 5-7 лет 16
1.3. Структура и оценка уровня развития познавательной мотивации
дошкольника 24
Вывод по первой главе 31
2. Эмпирическое исследование особенностей развития познавательной
мотивации детей 5-7 лет 31
2.1. Организация процедуры исследования 31
2.2. Результаты исследования и их анализ 34
Выводы по второй главе 44
Заключение 45
Список литературы 47
Приложение
Актуальность. У современных детей дошкольного возраста имеются уникальные потенциальные возможности. Но для того, чтобы эти возможности развить и превратить в личные качества и способности, необходима систематическая целенаправленная педагогическая работа.
Дошкольный возраст - это возраст, когда начинает интенсивно формироваться мотивационная сфера. Среди разнообразия мотивов у детей самым значимым является познавательный мотив. В мышлении ребенка доминирует эмоционально-образный компонент, поэтому необходимо развивать у него «интеллектуальные эмоции». Познавательная мотивация чаще всего сочетается с общей любознательностью и свидетельствует о развитии активности и богатстве интеллектуальных эмоций. У детей это проявляется в вопросах к воспитателю, стремлении по собственному желанию участвовать в индивидуальной и коллективной познавательной деятельности, в умении переносить знания в новые ситуации. Формирование познавательной мотивации является одним из основных методов активизации мыслительной деятельности дошкольников. Поэтому необходимо развивать мотивационную основу мыслительных способностей у дошкольников. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формирование у него интереса к познанию окружающей действительности.
Актуальность данной темы заключается в том, что поняв особенности развития познавательного мотива ребенка, возможно, целенаправленно влиять при помощи воспитательных воздействий на становление мотивации достижения детей. Развитие у ребенка познавательных мотивов в ходе обучения, задача педагога, занимающегося с ребенком.
Содержанием познавательной мотивации могут быть разные области окружающей действительности (И.С.Фрейдкин, Н.Н. Никандров, Н.Г. Комратова, Л.М.Кларина, О.Р.Галимов, Г.И.Петку, М.Ю.Бурыкина, Л.А.Григорович).
Цель работы - изучить особенности развития познавательной мотивации детей 5-7 лет.
Объект работы: дети дошкольного возраста 5-7 лет.
Предмет работы: динамика развития познавательной мотивации детей от 5 до 7 лет.
Гипотеза работы: познавательная мотивация детей 5 и 7 лет различается. Дети семилетнего возраста характеризуются познавательным мотивом и любознательностью.
Задачи работы:
1. Провести обзор психолого-педагогической литературы по изучаемой
теме.
2. Изучить уровень развития познавательной мотивации детей пяти и семи лет.
3. Сравнить результаты диагностики уровня развития познавательной мотивации между детьми пяти и семи лет.
Методы работы:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Тестирование.
3. Методы качественного и количественного анализа.
Методики:
1. Тест на оценку познавательного интереса дошкольников (Н.С. Немов).
2. Место познавательной мотивации в структуре мотивационной сфере дошкольника «Выбери место» (тест Л.Н. Прохоровой).
3. Познавательный мотив в мотивационной сфере детей «Сказка» (тест Н.И. Гуткиной).
Практическая значимость заключается в возможности применять результаты исследования в условиях современных дошкольных образовательных учреждений, позволяет воспитателям решать вопросы, связанные с развитием познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста на занятиях.
База исследования: г.Нижнекамск, МБДОУ детский сад обще развивающего вида №74.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.
В работе исследовалась динамика развития познавательной мотивации детей 5-7 лет. Проведен теоретический анализ литературы по проблеме познавательной мотивации дошкольников следующих авторов: А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Дж. Бернлайн, Н.Г. Морозова, Г.И. Шукина, Е.Н. Соколова, .М. Матюшкин, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, М.А. Данилов, Р. Капустина, В.И. Лозовая, К.К. Платонов и т.д. Познавательная мотивация рассматривается исследователями c различных точек зрения: как «ориентировочно-исследовательская» деятельность (Дж. Бернлайн, Е.Н. Соколова, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков и др.); как проявление мотивов и интересов (Г.И. Шукина, Н.Г. Морозова, и др.); как потребность во внешних впечатлениях (Л.И. Божович); как промежуточная стадия между познавательной деятельностью и потребностью (А.М. Матюшкин, М.И. Лисина и др.); как черта личности (М.А. Данилов, Р. Капустина, А.И. Крупнов, К.К. Платонов и др.); как творческая активность (О.К. Тихомиров); как интегральное качество личности (В.В. Зайко). Познавательная мотивация дошкольников - это есть мотив, который возникает в процессе познания.
Эмпирическим путем изучили динамику развития познавательной мотивации детей от 5 до 7 лет. Дети к семи годам позитивно относятся к процессу познания, научаются рассуждать, делать выводы и умозаключения. Дети семи лет в поисковой деятельности активно могут задавать вопросы познавательного характера, они становятся более настойчивыми,
способными работать продолжительно и сосредоточенно, всегда доводить начатое до конца. Дети становятся способными получать необходимые им знания из различных источников информации и использовать их в практической деятельности. Чаще поисковая деятельность детьми семи лет проходит без участия и помощи взрослого.
Педагогами детского сада поддерживается и стимулируется
стремление дошкольников к поисковой деятельности с учетом
направленности детских интересов и создается необходимая для экспериментирования предметно-развивающая среда. Исследовательская активность старшего дошкольника может быть рассмотрена как настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности
(экспериментирования, метода проб и ошибок, опытов, наблюдений) потребность в познании математических понятий и представлений, следствием чего становится открытие новых для ребенка знаний и возможность их дальнейшего применения в опыте познания и деятельности.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду ее многоплановости.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург: Деловая книга, 2009. - 2009. - 672 с.
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - М., Воронеж, 2011. - 322 с.
3. Бурменская Г. В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2012. - 272 с.
4. Голицин В.Б. Познавательная активность дошкольников //
Советская педагогика. -2011. - № 3.- С.19.
5. Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников //
Советская педагогика, 2011.- № 3.- С.22.
6. Голицына Н.С. Занятия в детском саду: Перспективное
планирование: Вторая младшая и средняя группы. - М.: Скрипторий, 2007. - С.53.
7. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание.- 2008.- № 10. - С.22.
8. Григорович Л. А. Педагогическая психология. -2013. - 314 с.
9. Дайри Н. Г. О сущности самостоятельной работы // Народное образование.- 2013.- № 5. - С. 14-16.
10. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения.- М.: Просвещение, 2012.- С.345.
11. Денисенкова Н.С. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно - практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л.С. Выготского. - М. - Бирск, 2014. -С. 80 - 89.
12. Драгунова Т. В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 304 с
13. Дыбина О.В. Влияние поисково-познавательной деятельности на развитие активности ребенка // Материали за 8-а международна научна практична конференция, «Ключови въпроси в съвременната наука». - 2012. Том 14. Педагогические науки. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД - С. 69-76.
14. Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 128 с.
15. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2015. - 192 с.
16. Дубровина И. В. Возрастные особенности психического развития детей .- М.: Академия, 2012. - 164 с.
17. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание - 2003.-№ 3. - С.20-
24.
18. Жарова Л. В. Учить самостоятельности. - М.: Просвещение, 2013.
- 205 с.
19. Заботин В. В. О познавательной роли вопросов в обучении // Педагогика - 2007.- №9. - С. 14-16.
20. Зайко В.В. Развитие познавательной активности детей на основе принципа преемственности в системе «детский сад — школа»: Диссер. ... канд. Пед. Наук, 2009.
21. Кайдаш Е. Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе // Начальная школа - 2013. - №12. - С. 14 - 19.
22. Колесникова Л. Учение без утомления // Дошкольное образование.
- 2008. - №5.- С. 56-60.
23. Князева О.Л. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно-действенных задач // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - С. 86-93.
24. Крайг Г. Психология развития. - 9-е изд.- СПб.: Питер, 2015. - 315 с.
25. Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. - Барнаул, 2009.- С.32.
26. Литвиненко С. В. Психолого-педагогические пути развития познавательной активности дошкольников как компоненты школьной готовности // Начальное образование, 2009. - № 2. - С. 21.
27. Литвиненко С. В. Варианты образовательно-воспитательных микросред в педагогической практике // Начальное образование.- 2010. -№ 4. - С. 14-15.
28. Менчинская Н. А. Проблемы учения и развития.- М.: Просвещение, 2014. - 124 с.
29. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика.- 2009.- №2.- С. 5.
30. Мухина В. С. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 2008.- С. 228.
31. Немов Р. С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 688 с.
32. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2015. - 347 с.
33. Поддьяков Н.Н. Вариативность преобразований предмета дошкольниками как условие его познания // Вопросы психологии. - 2016. - №
4. - С. 49-53.
34. Поддьяков Н.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М. : Просвещение, 2010. - 192 с.
35. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект. - Волгоград.: Речь, 2015. - 77 с.
36. Поддьяков Н.Н. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с различными объектами // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 34-41.
37. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология.- СПб.: Питер»,2008. - 224 с.
38. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы. - Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 2009.
- 67 с.
39. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: Институт практической психологии, 2016. - 304 с.
40. Суркова Т.В. К Проблеме развития и обучения детей раннего возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2011.- № 3. - С. 295-298.
41. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2008.
- 288 с.
42. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. - М.: Юристь, 2007.
- 512 с.
43. Щетинина В.В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности: автореф. Дисс. Кан.пед.наук. - М, 2016. - 24 с.
44. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Знание, 2009. - 160 с.
45. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения.- М.: Педагогика, 2012.- 230 с.
46. Щукина Г.И. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет // Психологическая наука и образование. - 2011. - №1.- С. 143.
47. Эльконин Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 5. - С. 22-24.