Сравнительный анализ ценностных и смысложизненных ориентаций студентов первого и четвёртого курса факультета психологии (Томский Государственный Университет)
Выпускная квалификационная работа.
База исследования: ТГУ (г. Томск).
Выборка: 20 студентов 1-го курса факультета «Общая психология» , 16 студентов 1-го курса факультета «Организация работы с молодежью» , 25 студентов 1-го курса факультета «Реклама и связи с общественностью»; 14 студентов 4-го курса факультета «Общая психология», 14 студентов 4-го курса факультета «Организация работы с молодежью», 20 студентов 4-го курса факультета «Реклама и связи с общественностью»
В приложениях результаты исследования в табличном виде.
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов (требование заказчика).
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические подходы к изучению ценностных и смысложизненных ориентаций в психологии 6
1.1 Подходы к изучению ценностей в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2 Характеристика категорий «смысложизненные ориентации» и «ценностные ориентации» 11
1.3 Характеристика развития личности в период студенчества 18
Выводы по первой главе 27
Глава 2 Эмпирическое исследование ценностных и смысложизненных ориентаций у студентов 1-го и 4-го курса факультета психологии 28
2.1 Характеристика выборки и обоснование методик исследования 28
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 30
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
ЛИТЕРАТУРА 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Актуальность исследования. Современные человеческие ценности и смысложизненные ориентации – наиболее актуальная проблема и теоретической, и прикладной психологии, так как они влияют на формирование мировоззрения личности и являются интегративной основой деятельности не только отдельно взятого индивида, но и социальной группы (большой или малой), коллектива, этноса, нации и всего человечества. Трудно переоценить роль ценностей в жизни человека, ведь они освещают его жизни, наполняя при этом ее гармонией и простотой, которая обуславливает стремление человека к свободе воли, к воле творческих возможностей. Смысложизненные ориентации – одно из важнейших образований в структуре сознания и самосознания человека, так как именно они отражают его характеристики как личности. Ценности и ценностные ориентации, которые определяют смысложизненные ориентации, являются регуляторами поведения как отдельно взятого индивида, так и позволяют координировать большие и малые группы, а так же культуры и нации в целом. Особенно актуальными исследования системы смысложизненных ориентаций становятся в периоды серьезных и радикальных социальных изменений, в ситуации, когда сформировавшаяся ценностная структура общества «размывается» совершенно новыми социальными реалиями. В связи с кардинальными процессами реформирования социальной, экономической и политической сфер жизни российского общества остро встает вопрос о необходимости изучения смысложизненных ориентаций у разных социальных групп, в том числе и у студенческой молодежи.
Актуальность категории «ценностные и смысложизненные ориентации» в современной науке связана со следующими обстоятельствами. Во-первых, данное понятие методологически не проработано в психолого-педагогических исследованиях. Существующие в настоящий момент работы, посвященные проблеме смысложизненных ориентаций, имеют фрагментарный и теоретический характер и в большей степени ориентированы на профессиональную деятельность педагогов как наиболее социально-значимую группу. Однако любая профессиональная деятельность должна иметь аксиологический аспект, имеющий разные степени выраженности и соотнесенности структурных компонентов – Е.А. Тетерина и др. Во-вторых, отсутствие единой концепции относительно ценностных и смысложизненных ориентаций не позволяет разработать методики диагностики, ориентированные на детальный анализ ведущего компонента формирования ценностей личности студента – М.В. Хватова и др. В-третьих, конкуренцию будущих специалистов должны определять не только знания, умения и навыки, но и сформированная система ценностных и смысложизненных ориентаций, определяющая траекторию движения личности в профессии – И.В. Ульянова и др.
Определенное воздействие на систему формирования ценностных и смысложизненных ориентаций личности студентов оказывают разные факторы такие, как возраст, период обучения, социальная и личностная ситуация развития.
Степень изученности. Проблема ценностных и смысложизненных ориентаций личности раскрыта в научных трудах А.К. Абульхановой-Славской, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В. Франкла и др. Е.В. Краева, И.О. Мартынюк, М. Рокич и др. определили сущность понятия «ценностные ориентации». Д.А. Леонтьев, М.М. Кашапов и др. определили структуру смысложизненных ориентаций личности. В работах Е.Ю. Мандриковой, В.А. Погорской и др. определены особенности смысложизненных ориентаций у представителей разных профессий, в том числе и у студентов-психологов.
Цель исследования – осуществить сравнительный анализ ценностных и смысложизненных ориентаций студентов первого и четвёртого курса факультета психологии.
Задачи исследования:
1. Раскрыть подходы к понятию «ценностные ориентации» в зарубежной и отечественной психологической литературе.
2. Определить систему ценностных и смысложизненных ориентаций личности.
3. Выявить в эмпирическом исследовании различия в ценностных и смысложизненных ориентаций студентов первого и четвёртого курса факультета психологии.
Гипотеза: у студентов первого и четвертого курса факультета психологии будут выявлены различия в ценностных и смысложизненных ориентациях: для студентов первого курса наиболее характерна активная деятельная жизнь и локус контроля Я, студентам четвертого курса свойственны уверенность в себе и постановка определенных целей в жизни.
Объект исследования – ценностные и смысложизненные ориентации студентов.
Предмет исследования – сравнительный анализ ценностных и смысложизненных ориентаций студентов первого и четвёртого курса факультета психологии.
Методы исследования: теоретические: анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование, количественная и качественная обработка результатов исследования, методы математической статистики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к ценностным и смысложизненным ориентациям личности – Д.А. Леонтьева, Л.Т. Потаниной, М. Рокича и др.;
- подходы к формированию ценностных и смысложизненных ориентаций у студентов – Н. Савельевой, Е.А. Тетериной, И.В. Ульяновой и др.
Практическая значимость исследования заключается в том. Что результаты, полученные в процессе проведенного исследования могут быть использованы в работе психологов вуза с целью формирования ценностных и смысложизненных ориентаций у студентов-психологов.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиографический список, приложения.
В студенческом возрасте инструментальные и терминальные ценности личности становятся наиболее осознанными, чем были ранее, и отражаются в сознании в виде смысложизненных ориентаций, которые способствуют регуляции поведения индивида. Они формируются в социокультурной среде и усваиваются совместно с социальным опытом, проявляя себя в убеждениях, целях, интересах, идеалах. Отсюда следует, что смысложизненные ориентации направляют личностное развитие и поведение, определяют выбор жизненного пути, потенциал по отношению к настоящему и будущему; являясь фундаментом в становлении у личности таких процессов, как социализация, самоопределение, самопознание. Они отражают то, насколько в жизни человека присутствует значимая цель, как он оценивает процесс своей жизни: насыщенным, интересным; в какой степени он удовлетворен теми результатами, которых уже достиг. Именно поэтому студенты по-разному осознают различные аспекты смысла жизни: для одних важное значение имеет прошлое, для других – настоящее, а для третьих – будущее.
Смысложизненные ориентации – это совокупность прошлого, настоящего и будущего, оценка достигнутого человеком по личностным критериям. Смысл жизни может меняться в течение времени, в зависимости от наполненности жизни меняет её ориентация. Ориентация на поиск смысла заставляет человека познавать окружающую действительность, выходя из зоны комфорта.
В ходе эмпирического исследования были изучены различия ценностей и смысложизненных ориентаций студентов 1-го и 4-го курсов. Изучение инструментальных ценностей по методике М. Рокича позволило заключить, что студентам 4-го курса в отличии от студентов 1-го курса более характерны ответственность, самоконтроль, эффективность в делах и широта взглядов. Возможно, это связано с тем, что студенты 4-го курса взрослее, чем студенты 1-го курса, у студентов 4-го курса уже практически сформированы профессиональные навыки и они готовы к реализации себя в выбранной профессии. Студентам 1-го курса более характерен рационализм, чем студентам 4-го курса. Изучение терминальных ценностей по методике М. Рокича позволило заключить, что Группе студентов 4-го курса наиболее свойственно испытывать «Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни», «Интересная работа», «Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)»,, «Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)». Студентам 1-го курса более свойственна шкала «Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)», «Продуктивная жизнь». Полученные результаты подтверждают, что профессиональное обучение студентов как 4-го курса, так и 1-го курса – это личностное удовлетворение потребностей в реализации себя в общественной жизни, в достижении определенных учебных успехов и т.д. При этом, в группе студентов 4-го курса выявлен высокий индекс инструментальных и терминальных ценностей, в группе студентов 1-го курса выявлен низкий и средний индексы инструментальных и терминальных ценностей (pа < 0,05).
Полученные различия по методике «Смысложизненных ориентаций» (СЖО) Дж. Крамбо, разработанной и адаптированной Д.А. Леонтьевым, показывают, что смысложизненные ориентации личности зависят от возраста испытуемых и курса обучения, так, если студентам 1-го курса важен сам процесс жизни, то уже студентам 4-го курса важно поставить цель и достичь ее. Также студентам 1-го курса важно свое участие и управление процессом жизни, что менее значимо для студентов 4-го курса. Уровень оценки «локуса контроля – Я» у студентов 1-го и 4-го курса свидетельствует о том, что при достаточно большой убежденности испытуемых в возможностях, которые вообще существуют в жизни, они мало верят в свои силы, а больше рассчитывают на удачу и какие-то внешние факторы.
Высокий процент планирования будущего обучения в магистратуре по специальности наблюдается у студентов 1-го курса факультета «Общая психология» и у студентов 4-го курса факультета «Реклама и связи с общественностью». Наиболее высокий процент студентов 4-го курса (92%), которые планируют будущую свою работу по направлению обучения, прослеживается у студентов 4-го курса факультета «Общая психология».
Результаты эмпирического исследования доказали, что существуют различия в ценностях и смысложизненных ориентациях, а также в планах на будущее обучение и будущую работу у студентов 1-го и 4-го курсов.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Абульханова-Славская, К. А. Основные этапы развития концепции С.Л. Рубинштейна [Текст] / К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский // С. Л. Рубинштейн. Избранные философско-психологические труды : Основы онтологии, логики и психологии / РАН, Ин-т психологии. – Москва : Наука. – 2007. – 462 с.
2. Анохин, П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем [Текст] / П. К. Анохин. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 569 с.
3. Брушлинский, А. В. Субъектно-деятельностная концепция и теория функциональных систем [Текст] / А. В. Брушлинский // Вопросы психологии. 2009. – №5. – С. 44-49.
4. Василюк, Ф. Е. Психология переживания (анализ переживания критических ситуаций) [Текст] / Ф. Е. Василюк. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 456 с.
5. Гайдар, М. Личностная самоэффективность психолога [Текст] / М. Гайдар. – Москва : LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 280 c.
6. Ганзен, В. А. Системные описания в психологии [Текст] / В. А. Ганзен. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 176 с.
7. Головаха, Е. И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности [Текст] / Е. И. Головаха // Вопросы психологии. – 2012. – №3. – С. 74-77.
8. Гришина, Н. В. Помогающие отношения : профессиональные и экзистенциональные проблемы [Текст] / Н .В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности // Под ред. А. А. Крылова и Л. А. Коростылевой. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 348 с.
9. Зеер, Э. Ф. Профориентология. Теория и практика : учеб. пособие для высшей школы [Текст] / Э. Ф. Зеер. – Екатеринбург : Деловая книга, 2011.– 192 с.
10. Зимбардо, Ф. Психология личности [Текст] / Ф. Зимбардо. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 569 с.
11. Зубок, Ю. А. Социология молодежи [Текст] / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. – Москва : Норма, 2016. – 606 c.
12. Казанцева, Т. А. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов [Текст] / Т. А. Казанцева, Ю. Н. Олейник // Психологический журнал. – 2012. – Т. 23. – № 6. – С. 51-59.
13. Капезина, Т. Т. Исследование ценностных ориентаций у студентов младших и старших курсов [Текст] / Т. Т. Капезина // Электронный научный журнал. Общество. Государство. Наука. Пензенский государственный университет. –2013. – Том 2 (2). – С. 181-188.
14. Кашапов, М. М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций [Текст] / М. М. Кашапов. – Ярославль : Ремдер, 2013. – 183 с.
15. Кирьякова, А. В. Теория ориентация личности в мире ценностей. Монография [Текст] / А. В. Кирьянова. – Оренбург, 2016. – 198 с.
16. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. – 512 с.
17. Клочко, В. Е. Самоорганизация личности : системный взгляд [Текст] / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский // Вопросы психологии. – 2017. – №2. – С. 45-52.
18. Краева, Е. Л. Типология ценностно-нормативных ориентаций [Текст] / А. Л. Краева, Г. П. Воронин // Социологический журнал. – 2015. – № 3. – С. 21-25.
19. Курек, Н. С. Нарушения психической активности [Текст] / Н. С. Курек. – Москва : Инфра-М, 2014. – 241 с.
20. Лебедева, Н. Н. Гармонизация педагогической системы ценностного самоопределения старших школьников : монография [Текст] / Н. Н. Лебедева. – Москва : Наука: Флинта, 2015. – 352 с.
21. Левин, К. Личность с позиции психологического исследования [Текст] / К. Левин // Вопросы психологии. – 2015. – №4. – С. 58-61.
22. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д. А. Леонтьев. – 3-е изд., доп. – Москва : Смысл, 2015. – 511 с.
23. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций [Текст] / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2012. – 17 с.
24. Лиман, Н. А. Направленность развития личности в юношеском возрасте [Текст] / Н. А. Лиман // Вопросы психологии. – 2016. – №5. – С. 61-64.
25. Маклаков, А. Г. Общая психология : Учебник для вузов [Текст] / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 583 с.
26. Мандрикова, Е. Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности [Текст] / Е. Ю. Макндрикова // Психологический журнал. – 2018. – Т. 29. – №4. С. 54-59.
27. Мартынюк, И. О. Жизненные цели личности : понятие, структура, механизмы формирования [Текст] / И. О. Мартынюк. – Москва : Инфра-М, 2013. – 119 с.
28. Малоу, А. Мотивы и установки личности [Текст] / А. Маслоу. – Москва : АСТ, 2016. – 745 с.
29. Мельникова, О. Т. Качественные методы как инструмент изучения ценностных ориентаций в юношеском возрасте [Текст] / О. Т. Мельникова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология – 2015. – №1 – С. 19-28.
30. Микляева, А. В. Социальная идентичность личности : содержание, структура, механизмы формирования: Монография [Текст] / А. В. Микляева [и др.]. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – С. 8-47.
31. Митькина, А. В. Проблема формирования ценностно-смысловой сферы в условиях вуза [Текст] / А. В. Митькина, Н. А. Зинина // Мир психологии. – 2012. – № 3. – С. 2-4.
32. Морогин, В. Г. Система ценностных ориентаций у студентов [Текст] / В. Г. Морогин // Вопросы психологии. – 2015. – №3. – С. 85-88.
33. Муталова, Г. М. Ценностные ориентации и предпочтения в юношеском возрасте [Текст] / Г. М. Муталова // Мир психологии. – 2017. – №2. – С. 85-89.
34. Наприс, А. В. Теоретические и методологические вопросы исследования личностных жизненных планов и их влияния на поведение молодежи [Текст] / А. В Наприс // Вопросы психологии. – 2016. – №4. – С. 74-79.
35. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека : парадигмы, проекции, практики [Текст] / А. Б. Орлов. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2013. – 452 с.
36. Пекина, О. В. Сущность понятия «самоэффективность» [Текст] / О.В. Пекина, Н. А. Шинкарева // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 1266-1269.
37. Платонов, К. К. Структура и развитие личности [Текст] / К. К. Платонов. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2013. – 589 с.
38. Плугарь, О. А. Молодежь как социальная группа : определение, социально-демографические характеристики и перспективные направления исследования [Текст] / О. А. Плугарь // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 11-17.
39. Погoрская, В. А. Характер взаимосвязи субъективного благополучия личности и ценностно-смысловой сферы личности [Текст] / В. А. Погoрская // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2016. – № 4. – С. 226-229.
40. Потанина, Л. Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности [Текст] / Л. Т. Потанина // Мир психологии. – 2015. – №4. – С. 32-38.
41. Ральникова, И. А. Жизненные перспективы личности: психологический контекст : монография [Текст] / И. А. Ральникова. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2002. – 171 с.
42. Ратинов, А. Р. Изучение самооценки студентов [Текст] / А. Р. Ратинов // Юридическая психология / сост. и общ.ред. Т. Н. Курбатовой. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 211 с.
43. Резник, Ю. М. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа) [Текст] / Ю. М. Резник, Е. А. Смирнов. – Москва : Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2012. – 260 с.
44. Рокич, М. Ценностные ориентации [Текст] / М. Рокич. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 704 с.
45. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Академия, 2013. – 524 с.
46. Савельева, Н. Профессионально-ценностные ориентации [Текст] / Н. Савельева. – Москва : ИЛ, 2013. – 208 c.
47. Сараева, Е. В. Самопрогназирование и самоактуализация как механизм саморазвития [Текст] / Е. В. Сараева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2015. – Выпуск № 15. – С. 177-181.
48. Серый, А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов у молодежи [Текст] / А. В. Серый. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2015. – 159 с.
49. Сивцова, А. В. Ценностные ориентации личности : от внутренних конфликтов к саморазвитию. Могография [Текст] / А.В. Сивцова. – М-во сел. хоз-ва Рос. Федерации, гос. образоват. учреждение выс. проф. образования «Алт. агр. гос. университет». – Барнаул : Издательство «АГАУ», 2010. – 218 с.
50. Слободчиков, В. И. Психологические образования личности [Текст] / Е. И Слободчиков, В. Е. Исаев / Психология личности. Хрестоматия. Т. 2. – Москва : Бахрах-М, 2016. – 544 с.
51. Соколова Е. К. Социальные и культурные ценностные ориентации молодежи [Текст] / Е. К. Соколова // Alma mater. – 2014. – № 2. – С. 46-56.
52. Старовойтенко, Е. Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений : учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Е. Б. Старовойтенко. – Москва : Академический Проект: Трикста, 2014. – 250 с.
53. Сухов, А. Н. Социальная психология : Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования [Текст] / А. Н. Сухов. – Москва : ИЦ Академия, 2013. – 240 c.
54. Тетерина, Е. А. К вопросу о ценностных ориентациях студенческой молодежи [Текст] / Е. А. Тетерина // Электронный научный журнал. Общество. Государство. Наука. Пензенский государственный университет. –2013. – Том 2 (2). – С. 189- 193.
55. Толмен, Э. Ценностные ориентации [Текст] / Э. Толмен. – Санкт-Петерубрг : Питер. 2015. – 254 с.
56. Ульянова, И. В. Исторические аспекты становления педагогического феномена «смысложизненные ориентации личности» [Текст] / И. В. Ульянова // Знание. Понимание. Умение – 2014. – № 1 – С. 183-185.
57. Шпрангер, Э. Социальная психология [Текст] / Э. Шпрангер. – Минск : Издательство Гревцова, 2009. – 523 с.
58. Щукина, М. А. Саморазвитие личности : история и современное состояние проблемы в отечественной психологии [Текст] / М. А. Щукина // Вестник Санкт- Петербургского университета. – 2014. – №3. – С. 52-55.
59. Хватова, М. В. Акмеологические ресурсы психологического здоровья личности как целостный феномен [Текст] / М. В. Хватова // Акмеология. – 2015. Т. 35. – № 3. – С. 87-96.
60. Хьелл, Л. А. Теории личности : Основные положения, исследования и применение: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. Психологии [Текст] / Л. А. Хьелл, Д. Д. Зиглер. – 3-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 606 с.
61. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития [Текст] / Г. А. Цукерман. – Москва : Интерпракс, 2015. – 288 с.
62. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. – Москва : АСТ, 2015. – 458 с.
63. Фрейд, З. Психоанализ [Текст] / З. Фрейд. – Москва : АСТ, 2015. – 541 с.
64. Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] / Э. Фромм. – Москва : Владос, 2012. – 658 с.
65. Явон, С. В. Ценностные аспекты жизнедеятельности современной молодежи [Текст] / С. В. Явон // Социально-гуманитарные знания. – 2017. – № 3. – С. 154-156.