СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности 6
1.1. Понятие и сущность процесса социализации 6
1.2. Особенности социализации детей дошкольного возраста 13
1.3. Влияние игровой деятельности на процесс социализации детей
дошкольного возраста 20
Выводы по Главе 1 25
Глава 2. Эмпирическое исследование социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности 28
2.1. Организация и методы исследования. Исходный уровень социализации
дошкольников 28
2.2. Описание работы по социализации детей дошкольного возраста в игровой
деятельности 35
2.3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 39
Выводы по Главе 2 46
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Приложения
Глава 1. Теоретическое изучение социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности 6
1.1. Понятие и сущность процесса социализации 6
1.2. Особенности социализации детей дошкольного возраста 13
1.3. Влияние игровой деятельности на процесс социализации детей
дошкольного возраста 20
Выводы по Главе 1 25
Глава 2. Эмпирическое исследование социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности 28
2.1. Организация и методы исследования. Исходный уровень социализации
дошкольников 28
2.2. Описание работы по социализации детей дошкольного возраста в игровой
деятельности 35
2.3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 39
Выводы по Главе 2 46
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Приложения
Социализация личности ребенка дошкольного возраста представляет собой одну из тех фундаментальных проблем психолого-педагогической науки, актуальность изучения которых не ослабевает с течением времени. Более того, с учетом реалий современного общества, значимость и необходимость разработки проблемы социализации дошкольников лишь усиливается.
Социализация ребенка сегодня рассматривается в качестве одного из приоритетов в дошкольном образовании и в качестве значимого предмета психолого-педагогических исследований. Ход социализации дошкольника при этом не может рассматриваться в отрыве от процессов, происходящих в современном обществе, где ослабевают и утрачиваются социальные связи, растет обособленность человека от окружающих, начинающая проявляться уже в период дошкольного детства.
В связи с тем, что ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, именно она является основным средством социализации личности, ознакомления дошкольника с социальной действительностью. Поэтому все проблемы, возникающие сегодня в связи с уровнем развития игровой деятельности детей, отражаются и на ходе процесса их социализации.
Современная ситуация характеризуется тем, что у большого числа дошкольников игровые навыки оказываются сниженными вследствие широкого распространения игрушек-имитаций, компьютерных игр, подавляющих воображение детей, препятствующих нормальному развитию сюжетно-ролевой игры дошкольников, чрезмерной увлеченностью детей гаджетами и просмотром мультфильмов, начиная с самого раннего возраста. Все это нарушает нормальное протекание процесса социализации ребенка, препятствует вхождению его в мир человеческой культуры.
Таким образом, сегодня существует противоречие между необходимостью и значимостью процесса социализации дошкольников и негативными чертами, свойственными игровой деятельности детей в этом возрасте. Это противоречие и обусловило выбор темы и необходимость проведения исследования социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объектом исследования являются дети дошкольного возраста, предметом - социализация детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические особенности социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи исследования:
- проанализировать понятие и сущность процесса социализации;
- выявить особенности социализации детей дошкольного возраста;
- изучить влияние игровой деятельности на процесс социализации детей дошкольного возраста;
- провести эмпирическое исследование социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что уровень развития игровой деятельности дошкольников находится во взаимосвязи с уровнем их социализации; использование игровой деятельности в работе с детьми способствует статистически значимому повышению уровня их социализации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эксперимент, диагностические методики; анализ эмпирических данных; методы математической статистики.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы современных отечественных авторов, посвященные различным аспектам процесса социализации ребенка дошкольного возраста (Т.П. Авдулова [2], А.К. Акименко [3], В.Н. Белкина [6], А.Ф. Георгян [7], В.А. Деркунская [8], С.Я. Зайцева [14], А.И. Ковалева [22], А.Л. Леутина [24], Л.В. Мардахаев [26; 27], А.В. Мудрик [28; 29], Г.Н. Травинова [43], Т.М. Чурекова [47] и другие), роли и значению в ходе социализации игровой деятельности дошкольника (А.Д. Андреева [4], О.В. Евдокишина [10], Л.А. Жердева [12], Р.Б. Изяева , А.Н. Муллина , Н.И. Перенкова , Н.В. Поляшова , В.Н. Пуранен , З.Х. Садыкова , Е.А. Тарасова , С.Г. Тропынина и другие авторы).
Базой проведения эмпирического исследования стало МБДОУ № 25 «Родничок» г. Елабуга республики Татарстан.
Теоретическая значимость исследования состоит в расширении научных представлений об особенностях процесса социализации детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в его результате данные могут составить основу практической деятельности педагогов системы дошкольного образования, повысив эффективность процесса социализации ребенка-дошкольника в игровой деятельности.
С точки зрения своей структуры, работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка использованной и литературы и приложений.
Социализация ребенка сегодня рассматривается в качестве одного из приоритетов в дошкольном образовании и в качестве значимого предмета психолого-педагогических исследований. Ход социализации дошкольника при этом не может рассматриваться в отрыве от процессов, происходящих в современном обществе, где ослабевают и утрачиваются социальные связи, растет обособленность человека от окружающих, начинающая проявляться уже в период дошкольного детства.
В связи с тем, что ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, именно она является основным средством социализации личности, ознакомления дошкольника с социальной действительностью. Поэтому все проблемы, возникающие сегодня в связи с уровнем развития игровой деятельности детей, отражаются и на ходе процесса их социализации.
Современная ситуация характеризуется тем, что у большого числа дошкольников игровые навыки оказываются сниженными вследствие широкого распространения игрушек-имитаций, компьютерных игр, подавляющих воображение детей, препятствующих нормальному развитию сюжетно-ролевой игры дошкольников, чрезмерной увлеченностью детей гаджетами и просмотром мультфильмов, начиная с самого раннего возраста. Все это нарушает нормальное протекание процесса социализации ребенка, препятствует вхождению его в мир человеческой культуры.
Таким образом, сегодня существует противоречие между необходимостью и значимостью процесса социализации дошкольников и негативными чертами, свойственными игровой деятельности детей в этом возрасте. Это противоречие и обусловило выбор темы и необходимость проведения исследования социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объектом исследования являются дети дошкольного возраста, предметом - социализация детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические особенности социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи исследования:
- проанализировать понятие и сущность процесса социализации;
- выявить особенности социализации детей дошкольного возраста;
- изучить влияние игровой деятельности на процесс социализации детей дошкольного возраста;
- провести эмпирическое исследование социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что уровень развития игровой деятельности дошкольников находится во взаимосвязи с уровнем их социализации; использование игровой деятельности в работе с детьми способствует статистически значимому повышению уровня их социализации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эксперимент, диагностические методики; анализ эмпирических данных; методы математической статистики.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы современных отечественных авторов, посвященные различным аспектам процесса социализации ребенка дошкольного возраста (Т.П. Авдулова [2], А.К. Акименко [3], В.Н. Белкина [6], А.Ф. Георгян [7], В.А. Деркунская [8], С.Я. Зайцева [14], А.И. Ковалева [22], А.Л. Леутина [24], Л.В. Мардахаев [26; 27], А.В. Мудрик [28; 29], Г.Н. Травинова [43], Т.М. Чурекова [47] и другие), роли и значению в ходе социализации игровой деятельности дошкольника (А.Д. Андреева [4], О.В. Евдокишина [10], Л.А. Жердева [12], Р.Б. Изяева , А.Н. Муллина , Н.И. Перенкова , Н.В. Поляшова , В.Н. Пуранен , З.Х. Садыкова , Е.А. Тарасова , С.Г. Тропынина и другие авторы).
Базой проведения эмпирического исследования стало МБДОУ № 25 «Родничок» г. Елабуга республики Татарстан.
Теоретическая значимость исследования состоит в расширении научных представлений об особенностях процесса социализации детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в его результате данные могут составить основу практической деятельности педагогов системы дошкольного образования, повысив эффективность процесса социализации ребенка-дошкольника в игровой деятельности.
С точки зрения своей структуры, работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка использованной и литературы и приложений.
Игра представляет собой ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, практика его развития. В игре дошкольник развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, успешность его отношений с окружающими людьми. В игровой деятельности проявляются особенности мышления и воображения дошкольника, его активность, эмоциональность, потребность в общении, целеустремленность, чувство коллективизма, гуманистическое отношение к миру и так далее. Таким образом, игра представляет собой своеобразный, специфический для дошкольного возраста способ усвоения общественного опыта.
Целью проведенного исследования стало выявление особенностей социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности. В соответствии с данной целью необходимо было решить ряд задач исследования, работа над которыми позволила сделать следующие выводы:
1. Социализация представляет собой непрерывный процесс приобщения личности к культуре, усвоения общепринятых норм, ценностей общества. Компонентами социализации являются: мировоззренческий (усвоение социальных идеалов и ценностей); социоличностный (овладение социальным опытом поведения, социальными ролями); культурологический (овладение культурой среды, образцами поведения и деятельности); эмоционально-волевой (волевое своеобразие и эмоциональное состояние).
2. В дошкольном возрасте наиболее значимыми аспектами социализации являются общение и совместная деятельность ребенка с ровесниками и взрослыми. Процесс социализации дошкольника начинается в семье. Вторым по значимости агентом социализации на данном этапе является дошкольное образовательное учреждение. В этом возрасте, благодаря общению и совместной деятельности с окружающими, дети начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, у них формируется внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворенности своим местом в этих отношениях.
3. Значение игры в процессе социализации личности обусловлено тем, что в ней развиваются способность к общению и совместной деятельности с ровесниками и взрослыми. Действуя в игре как взрослый, ребенок отождествляет себя с ним. Посредством выполнения игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых и с обществом в целом.
4. Эмпирическое исследование обнаружило существование взаимосвязи между уровнем развития игровой деятельности и уровнем социализации дошкольников. Данное положение легло в основу программы социализации дошкольников в игровой деятельности, осуществленной на формирующем этапе эмпирического исследования по двум направлениям: создание предметно-игровой среды, способствующей социализации, а также проведение занятий, включающих игры, направленные на социализацию дошкольников.
5. В результате проделанной работы в уровне развития игровой деятельности и социализации большинства дошкольников произошли позитивные изменения: дети научились эффективно организовывать различные виды игр и включаться в игру с ровесниками, распределять роли, выполнять их, разворачивая игровой сюжет. Дошкольники научились успешно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, стали осознанно следовать общественным нормам, контролировать свои желания и избегать конфликтов. При этом, выявленные различия являются статистически значимыми, то есть, действительно, благодаря существованию статистически значимой взаимосвязи между уровнем развития игровой деятельности и уровнем социализации детей дошкольного возраста, игра способствует повышению уровня социализации детей.
Таким образом, задачи исследования были нами решены, а его цель - достигнута. Гипотеза эмпирического исследования подтвердилась.
Целью проведенного исследования стало выявление особенностей социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности. В соответствии с данной целью необходимо было решить ряд задач исследования, работа над которыми позволила сделать следующие выводы:
1. Социализация представляет собой непрерывный процесс приобщения личности к культуре, усвоения общепринятых норм, ценностей общества. Компонентами социализации являются: мировоззренческий (усвоение социальных идеалов и ценностей); социоличностный (овладение социальным опытом поведения, социальными ролями); культурологический (овладение культурой среды, образцами поведения и деятельности); эмоционально-волевой (волевое своеобразие и эмоциональное состояние).
2. В дошкольном возрасте наиболее значимыми аспектами социализации являются общение и совместная деятельность ребенка с ровесниками и взрослыми. Процесс социализации дошкольника начинается в семье. Вторым по значимости агентом социализации на данном этапе является дошкольное образовательное учреждение. В этом возрасте, благодаря общению и совместной деятельности с окружающими, дети начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, у них формируется внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворенности своим местом в этих отношениях.
3. Значение игры в процессе социализации личности обусловлено тем, что в ней развиваются способность к общению и совместной деятельности с ровесниками и взрослыми. Действуя в игре как взрослый, ребенок отождествляет себя с ним. Посредством выполнения игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых и с обществом в целом.
4. Эмпирическое исследование обнаружило существование взаимосвязи между уровнем развития игровой деятельности и уровнем социализации дошкольников. Данное положение легло в основу программы социализации дошкольников в игровой деятельности, осуществленной на формирующем этапе эмпирического исследования по двум направлениям: создание предметно-игровой среды, способствующей социализации, а также проведение занятий, включающих игры, направленные на социализацию дошкольников.
5. В результате проделанной работы в уровне развития игровой деятельности и социализации большинства дошкольников произошли позитивные изменения: дети научились эффективно организовывать различные виды игр и включаться в игру с ровесниками, распределять роли, выполнять их, разворачивая игровой сюжет. Дошкольники научились успешно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, стали осознанно следовать общественным нормам, контролировать свои желания и избегать конфликтов. При этом, выявленные различия являются статистически значимыми, то есть, действительно, благодаря существованию статистически значимой взаимосвязи между уровнем развития игровой деятельности и уровнем социализации детей дошкольного возраста, игра способствует повышению уровня социализации детей.
Таким образом, задачи исследования были нами решены, а его цель - достигнута. Гипотеза эмпирического исследования подтвердилась.
Подобные работы
- СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЙНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - Развитие звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021



