Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №43421

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
671
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности 6
1.1. Понятие и сущность процесса социализации 6
1.2. Особенности социализации детей дошкольного возраста 13
1.3. Влияние игровой деятельности на процесс социализации детей
дошкольного возраста 20
Выводы по Главе 1 25
Глава 2. Эмпирическое исследование социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности 28
2.1. Организация и методы исследования. Исходный уровень социализации
дошкольников 28
2.2. Описание работы по социализации детей дошкольного возраста в игровой
деятельности 35
2.3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 39
Выводы по Главе 2 46
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Приложения


Социализация личности ребенка дошкольного возраста представляет собой одну из тех фундаментальных проблем психолого-педагогической науки, актуальность изучения которых не ослабевает с течением времени. Более того, с учетом реалий современного общества, значимость и необходимость разработки проблемы социализации дошкольников лишь усиливается.
Социализация ребенка сегодня рассматривается в качестве одного из приоритетов в дошкольном образовании и в качестве значимого предмета психолого-педагогических исследований. Ход социализации дошкольника при этом не может рассматриваться в отрыве от процессов, происходящих в современном обществе, где ослабевают и утрачиваются социальные связи, растет обособленность человека от окружающих, начинающая проявляться уже в период дошкольного детства.
В связи с тем, что ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, именно она является основным средством социализации личности, ознакомления дошкольника с социальной действительностью. Поэтому все проблемы, возникающие сегодня в связи с уровнем развития игровой деятельности детей, отражаются и на ходе процесса их социализации.
Современная ситуация характеризуется тем, что у большого числа дошкольников игровые навыки оказываются сниженными вследствие широкого распространения игрушек-имитаций, компьютерных игр, подавляющих воображение детей, препятствующих нормальному развитию сюжетно-ролевой игры дошкольников, чрезмерной увлеченностью детей гаджетами и просмотром мультфильмов, начиная с самого раннего возраста. Все это нарушает нормальное протекание процесса социализации ребенка, препятствует вхождению его в мир человеческой культуры.
Таким образом, сегодня существует противоречие между необходимостью и значимостью процесса социализации дошкольников и негативными чертами, свойственными игровой деятельности детей в этом возрасте. Это противоречие и обусловило выбор темы и необходимость проведения исследования социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объектом исследования являются дети дошкольного возраста, предметом - социализация детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические особенности социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи исследования:
- проанализировать понятие и сущность процесса социализации;
- выявить особенности социализации детей дошкольного возраста;
- изучить влияние игровой деятельности на процесс социализации детей дошкольного возраста;
- провести эмпирическое исследование социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что уровень развития игровой деятельности дошкольников находится во взаимосвязи с уровнем их социализации; использование игровой деятельности в работе с детьми способствует статистически значимому повышению уровня их социализации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эксперимент, диагностические методики; анализ эмпирических данных; методы математической статистики.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы современных отечественных авторов, посвященные различным аспектам процесса социализации ребенка дошкольного возраста (Т.П. Авдулова [2], А.К. Акименко [3], В.Н. Белкина [6], А.Ф. Георгян [7], В.А. Деркунская [8], С.Я. Зайцева [14], А.И. Ковалева [22], А.Л. Леутина [24], Л.В. Мардахаев [26; 27], А.В. Мудрик [28; 29], Г.Н. Травинова [43], Т.М. Чурекова [47] и другие), роли и значению в ходе социализации игровой деятельности дошкольника (А.Д. Андреева [4], О.В. Евдокишина [10], Л.А. Жердева [12], Р.Б. Изяева , А.Н. Муллина , Н.И. Перенкова , Н.В. Поляшова , В.Н. Пуранен , З.Х. Садыкова , Е.А. Тарасова , С.Г. Тропынина и другие авторы).
Базой проведения эмпирического исследования стало МБДОУ № 25 «Родничок» г. Елабуга республики Татарстан.
Теоретическая значимость исследования состоит в расширении научных представлений об особенностях процесса социализации детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в его результате данные могут составить основу практической деятельности педагогов системы дошкольного образования, повысив эффективность процесса социализации ребенка-дошкольника в игровой деятельности.
С точки зрения своей структуры, работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка использованной и литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Игра представляет собой ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, практика его развития. В игре дошкольник развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, успешность его отношений с окружающими людьми. В игровой деятельности проявляются особенности мышления и воображения дошкольника, его активность, эмоциональность, потребность в общении, целеустремленность, чувство коллективизма, гуманистическое отношение к миру и так далее. Таким образом, игра представляет собой своеобразный, специфический для дошкольного возраста способ усвоения общественного опыта.
Целью проведенного исследования стало выявление особенностей социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности. В соответствии с данной целью необходимо было решить ряд задач исследования, работа над которыми позволила сделать следующие выводы:
1. Социализация представляет собой непрерывный процесс приобщения личности к культуре, усвоения общепринятых норм, ценностей общества. Компонентами социализации являются: мировоззренческий (усвоение социальных идеалов и ценностей); социоличностный (овладение социальным опытом поведения, социальными ролями); культурологический (овладение культурой среды, образцами поведения и деятельности); эмоционально-волевой (волевое своеобразие и эмоциональное состояние).
2. В дошкольном возрасте наиболее значимыми аспектами социализации являются общение и совместная деятельность ребенка с ровесниками и взрослыми. Процесс социализации дошкольника начинается в семье. Вторым по значимости агентом социализации на данном этапе является дошкольное образовательное учреждение. В этом возрасте, благодаря общению и совместной деятельности с окружающими, дети начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, у них формируется внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворенности своим местом в этих отношениях.
3. Значение игры в процессе социализации личности обусловлено тем, что в ней развиваются способность к общению и совместной деятельности с ровесниками и взрослыми. Действуя в игре как взрослый, ребенок отождествляет себя с ним. Посредством выполнения игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых и с обществом в целом.
4. Эмпирическое исследование обнаружило существование взаимосвязи между уровнем развития игровой деятельности и уровнем социализации дошкольников. Данное положение легло в основу программы социализации дошкольников в игровой деятельности, осуществленной на формирующем этапе эмпирического исследования по двум направлениям: создание предметно-игровой среды, способствующей социализации, а также проведение занятий, включающих игры, направленные на социализацию дошкольников.
5. В результате проделанной работы в уровне развития игровой деятельности и социализации большинства дошкольников произошли позитивные изменения: дети научились эффективно организовывать различные виды игр и включаться в игру с ровесниками, распределять роли, выполнять их, разворачивая игровой сюжет. Дошкольники научились успешно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, стали осознанно следовать общественным нормам, контролировать свои желания и избегать конфликтов. При этом, выявленные различия являются статистически значимыми, то есть, действительно, благодаря существованию статистически значимой взаимосвязи между уровнем развития игровой деятельности и уровнем социализации детей дошкольного возраста, игра способствует повышению уровня социализации детей.
Таким образом, задачи исследования были нами решены, а его цель - достигнута. Гипотеза эмпирического исследования подтвердилась.



1. Абраменкова В.А. Социальная психология детства. - М.: ПЕР СЭ, 2013. - 431 с.
2. Авдулова Т.П. Социализация ребенка в пространстве семьи //
Психологические исследования. - 2013. - Т. 6. - № 31. - С. 8 - 12.
3. Акименко А.К. Социализация личности в дошкольном возрасте:
терапевтические сказки и их значение // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход. - М.: Перо, 2016. - С. 204 - 208.
4. Андреева А.Д. Детская игра как проблема современного образования // Science Time. - 2015. - № 3. - С. 27 - 34.
5. Бабенко С.В. Анализ, диагностика и планирование игровой деятельности детей дошкольного возраста. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://spk-satka.ru/wp-content/uploads/2014/10/%D0%90%D0%BD%DB8.pdf
(11.01.2018) .
6. Белкина В.Н. Некоторые психологические аспекты социализации дошкольника // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 5. - С. 139 - 143.
7. Георгян А.Ф. Особенности гендерной социализации у детей среднего дошкольного возраста // Вектор науки ТГУ. - 2014. - №2. - С. 59 - 61.
8. Деркунская В.А. Особенности социализации современных дошкольников: новые исследования кафедры дошкольной педагогики // Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации. - СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - С. 38 - 45.
9. Диагностика развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://sites.google.com/site/mdoudskv7/home-2/methodcabinet/igra---eto- vazno/diagnostika-razvitia-suzetno-rolevoj-igry-v-doskolnom-vozraste
(11.01.2018) .
10. Евдокишина О.В. Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 2. -
С. 205 - 207.
11. Ершова Ю.С. Условия социальной адаптации ребенка в контексте теории Дж. Боулби // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2007. - № 5. - С. 163 - 165.
12. Жердева Л.А. Роль игры в гендерной социализации дошкольника // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 11-13. - С. 44 - 45.
13. Жупиева Е.И. Роль семьи в развитии личности ребенка на ранних этапах онтогенеза // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 3. - С. 19 - 22.
14. Зайцева С.Я. Факторы социализации в дошкольном возрасте // Вестник ТГПУ. - 2015. - № 3. - С. 46 - 49.
15. Зебзеева В.А. Позитивная социализация дошкольников в процессе организации совместной деятельности и развития детского коллектива // Успехи современной науки и образования. - 2016. - №6. - С. 120 - 122.
16. Иванова Г.Р. Развитие игры в дошкольном возрасте // Молодой ученый. - 2016. - № 8. - С. 120 - 126.
17. Изяева Р.Б. Настольные игры как средство социализации и развития коммуникативных навыков // Вестник научных конференций. - 2017. - № 51. - С. 43 - 46.
18. Калинина Р.Р. Диагностика уровня сформированности игровых навыков // Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://golubevaelenav.narod.ru/psych_L/igra.htm
(11.01.2018) .
19. Карелова А.А. Психолого-педагогическая диагностика социальноличностного развития дошкольников. - [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-
nauki/library/2014/11/09/psikhologo-pedagogicheskaya-diagnostika-sotsialno
(11.01.2018) .
20. Кирдянкина С.В. Социальная ситуация развития дошкольника как психосоциальный феномен // Методология современной психологии. - Ярославль: ЯГПУ, 2016. - С. 103. - 119.
21. Клименкова О. Игра как азбука общения // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 4. - С. 7 - 14.
22. Ковалева А. И. Методологические проблемы исследования социализации // Гуманитарные науки: теория и методология. - 2012. - № 2. - С. 19 - 24.
23. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.voppsy.ru/issues/1981/812/812047.htm (03.01.2018).
24. Леутина А.Л. Социализация детей в современных педагогических исследованиях // Вопросы образования. - 2014. - № 3. - С. 152 - 173.
25. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер,
2009. - 320 с.
26. Мардахаев Л.В. Социализация и социономия. Социально-педагогический подход // Вестник высшей школы. - 2015. - № 4. - С. 51 - 55.
27. Мардахаев Л.В. Социализация человека как социально-педагогический процесс // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 4. - С. 137.
28. Мудрик А.В. Социализация - поле системных изменений // Вопросы воспитания. - 2014. - № 4. - С. 114.
29. Мудрик А.В. Социализация человека. - М.: Академия, 2006. - 304 с.
30. Муллина А.Н. Народные игры как средство социализации // Категория социального в современной педагогике и психологии. - Ульяновск: Симджет, 2015. - С. 73 - 75.
31. Мухина В.С. Эволюция личности сквозь призму механизмов развития и бытия // Развитие личности. - 2007. - № 2. - С. 8 - 31.
32. Перенкова Н.И., Кузнецова А.П. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2014. - № 6. - С. 193 - 195.
33. Паршина С.А. Значение игры в процессе социализации личности // Вестник АГУ. - 2015. - № 4. - С. 119 - 122.
34. Першина И.В. Социализация личности в современном мире // Концепт. - 2016. - № 4. - С. 87 - 89.
35. Петрановская Л.В. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка. - М.: АСТ, 2017. - 288 с.
36. Поляшова Н.В., Маракушина И.Г., Горева М.В., Горева Е.Е. Сюжетноролевая игра как средство гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста // Наука и образование: новое время. - 2016. - № 5. - С. 161 - 167.
37. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования // Образовательная политика. - 2015. - № 2. - С. 27 - 71.
38. Пуранен В.Н. Игровая деятельность дошкольника как основа социального развития ребенка // Исследования и разработки молодых ученых: наука и практика. - Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2017. - С. 12 - 16.
39. Раку Ж. Методология диагностики уровня социализации дошкольника. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://ibn.idsi.md/sites/default/files/imag_file/6.Metodologhia%20diagnostichi% 20urovnea%20sotializatii%20doshkolinika_0.pdf (11.01.2018).
40. Садыкова З.Х., Емалетдинова Ф.И. Игра как средство социализации дошкольника // Нравственное воспитание в современном мире: психологический и педагогический аспект. - Уфа: Аэтерна, 2017. - С. 146 - 148.
41. Степанова Е.А. Особенности социализации дошкольника в современных условиях // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 40. - С. 107 - 109.
42. Тарасова Е.А. Сюжетно-ролевые игры как средство социализации личности и адаптации детей при взаимодействии с социумом // Экономика и социум: современные модели развития. - 2016. - С. 100 - 105.
43. Травинова Г.Н. Психологические особенности ранней социализации детей в процессе игровой деятельности // Ученые записки. - 2011. - № 3. - С. 204 - 210.
44. Тропынина С.Г. Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 3. - С. 103 - 107.
45. Цеева Л.Х., Симбулетова Р.К. Формирование социально-личностного опыта дошкольников в игровой деятельности // Концепт. - 2014. - № 7. С. 1 - 5.
46. Чернышова И.И. Игра как отражение развития общества и средство социализации // Человек, общество и государство в современном мире. - Пенза: ПГУ, 2016. - С. 115 - 118.
47. Чурекова Т.М., Пуранен В.Н. Социализация детей дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема // Вестник КемГУ. - 2017. - № 1. - С. 42 - 46.
48. Шлат Н.Ю. Особенности межличностного отношения «принятия- непринятия» ребенка в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО) // Человек как субъект социально- педагогического взаимодействия. - Псков: ПГУ, 2016. - С. 261 - 266.
49. Шлат Н.Ю. Особенности позитивной социализации дошкольника в России и за рубежом // Традиции и новации в системе дошкольного образования. - Псков: ПГУ, 2017. - С. 128 - 132.
50. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ