Выпускная квалификационная работа.
Объект исследования - ООО «СП «Доволь» (г. Омск).
Виды деятельности:
Производство нерафинированных растительных масел и их фракций
-Производство рафинированных растительных масел и их фракций
-Торговля оптовая пищевыми маслами и жирами
Проведен анализ финансовых результатов за 2016-2018 годы.
Есть приложения ( Организационная структура управления предприятием, Усовершенствованная структура управления предприятием и Отчет о финансовых результатах за 2016-2018 годы).
Также есть доклад, презентация и раздаточный материал к защите.
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов (требование заказчика).
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления развитием предприятия 5
1.1. Основные принципы и подходы в управлении развитием предприятия 5
1.2. Процесс и структура управления развитием предприятия 11
1.3. Современные методы управления развитием предприятия 16
Глава 2. Анализ управления развитием ООО «СП «Доволь» 20
2.1. Оценка динамики развития предприятия 20
2.2. Диагностика функций управления развитием предприятия 29
2.3. Исследование применяемых методов управления развитием предприятия 38
Глава 3. Совершенствование управления развитием ООО «СП «Доволь» 45
3.1. Рекомендации по совершенствованию управления развитием предприятия 45
3.2. Оценка экономической эффективности предложенных рекомендаций 53
Заключение 55
Список литературы 57
Приложение 1 60
Приложение 2 61
Приложение 3 62
Создание и развитие организации всегда сопровождается установлением целей и задач ее деятельности, формированием определенных структурных элементов, а также общекорпоративных ценностей, правил поведения и нравственных принципов, которых должно придерживаться подавляющее большинство работников. Все это требует формирования условий, при которых будет обеспечена мотивация персонала к высокопроизводительному труду, их сплоченность и лояльность. Более того, менеджмент компании выполняет жизненно важную роль в деле успешной реализации стратегических планов, а также всей текущей деятельности, представляющей собой последовательное выполнение множества операций. Решение данной проблемы возможно только в случае применения передового опыта управленческой науки и практики. Его реализация на новом качественном уровне – очень непростой процесс, предполагающий тщательный отбор наиболее рациональных управленческих воздействий, которые позволяют компании постоянно совершенствовать и кадровый, и производственный потенциал для правильного реагирования на изменения внешней среды. Работа в обозначенном направлении предполагает, прежде всего, переход от бюрократических структур и административных методов управления к маневренному руководству трудовым коллективом на основе системного подхода с учетом условий текущей ситуации.
Таким образом, в условиях рыночной экономики с обострением конкуренции за экономические ресурсы и с изменением роли трудовых ресурсов требуется масштабная реструктуризация деятельности большинства предприятий.
Однако, несмотря на достаточное количество информации данного рода, многие предприятия оказываются неспособными эффективно решать эти проблемы. Одной из главных причин сложившейся ситуации, наряду с нехваткой различного вида ресурсов, неплатежеспособностью дебиторов и других, является неспособность руководителей правильно спроектировать систему и структуру управления.
Соответственно, актуальность выбранной темы исследования обусловлена целым рядом причин. Во-первых, ростом значимости управленческого фактора в повышении эффективности производства, требующего более полного использования организационного, информационного и кадрового потенциала. Во-вторых, необходимостью интенсификации управленческой деятельности на базе роста производительности управленческого труда. В-третьих, существенным ростом требований к качеству управления. В-четвертых, значительным увеличением информационной нагрузки на управленческий персонал. В-пятых, усложнением самого процесса управления, вызванного, в свою очередь, усложнением организационной структуры и значительным увеличением информации, поступающей на предприятие.
Целью работы является анализ системы управления развитием ООО «СП «Доволь».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
раскрыть теоретические аспекты управления развитием современного предприятия;
проанализировать особенности управления развитием ООО «СП «Доволь»;
разработать рекомендации по совершенствованию управления развитием ООО «СП «Доволь».
Предметом исследования выступает управление развитием организации.
Объектом исследования стала деятельность ООО «СП «Доволь».
Теоретическую базу исследования составляют работы И. Ансоффа, О.С. Виханского, Е.П. Гусевой, В.Д. Дорофеева, Н.И. Кабушкина, А.К. Семенова, М.Р. Переверзева, З.П. Румянцевой и др.
В качестве методов исследования выступают наблюдение, описание, сравнение, анализ и синтез.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в управленческой деятельности ООО «СП «Доволь» и других организаций.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования, его практическая значимость.
В первой главе представлены теоретические основы управления развитием предприятия.
Вторая глава посвящена анализу системы управления развитием ООО «СП «Доволь».
В третьей главе представлены пути совершенствования данной системы.
В заключении подведены основные итоги исследования.
Управление бизнесом представляет собой процесс осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по установлению целей, а также по формированию и использованию ресурсов организации для решения стоящих перед ней задач. Иными словами, взаимодействие между субъектами и объектами управления реализуется в управленческих отношениях с принятием управленческих решений. Для обеспечения эффективности такого взаимодействия необходимо, чтобы субъект и объект управления соответствовали друг другу, обладали самостоятельностью и в то же время были заинтересованы во взаимодействии.
Управление социально-экономическими процессами на предприятии базируется на нескольких концепциях, позволяющих рассматривать его как совокупность следующих подсистем – производство, финансы, персонал, инновации и инвестиции, маркетинг. Выделенные компоненты образуют систему объектов управления, которые тесно связаны между собой и должны развиваться комплексно.
Системный подход к менеджменту выражается в создании такого механизма управления, который обеспечивал бы комплексную реализацию всех функций менеджмента - планирование, органи¬зацию, мотивацию, координацию и контроль.
Основное содержание и задачи управленческой деятельности реализуются также через соответствующие принципы и методы управления.
Принципы менеджмента как отражение объективных закономерностей управления определяют черты реальной управленческой практики в любой организации. Являясь общими правилами, регламентирующими деятельность предприятия, принципы оказывают серьезное влияние на выбор функций, методов и организационной структуры управления.
Метод управления обычно трактуется как способ осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее целей.
Наиболее распространенной классификацией является разграничение на три основные групы:
административные (организационно-административных), опирающиеся на прямые директивные указания;
экономические, суть которых заключается в применении различных экономических стимулов;
социально-психологические, предназначенные, прежде всего, для активизации социальной активности сотрудников.
Сегодня в эффективном функционировании хозяйствующих субъектов все большую роль начинают играть принципы стратегического управления и выбор оптимальной для организации стратегии развития.
Практическая реализация представленных в теоретической части работы элементов осуществлялась на базе ООО «СП «Доволь», основными видами деятельности которого являются:
производство нерафинированных растительных масел и их фракций;
производство рафинированных растительных масел и их фракций;
торговля оптовая пищевыми маслами и жирами.
Анализ системы управления развитием предприятия позволил выявить следующие проблемные стороны:
отсутствие стратегического подхода к управлению деятельностью предприятия с разработкой стратегии развития ООО «СП «Доволь», его миссии, долгосрочных целей и задач, принципов и ценностей, которые стали бы основой для формирования организационной культуры со следующими специфическими чертами: наличие объединяющего образа – предназначения деятельности компании; соотношение возможного и должного поведения сотрудников относительно этого образа; набор корпоративных ценностей, способствующих реализации объединяющего образа; наличие безопасности деятельности организации, а также личностной безопасности ее сотрудников и клиентов;
недостаточно эффективная организация структура управления и коммуникационных каналов в рамках авторитарного стиля управления с применением устаревших методов кадрового менеджмента, предполагающих исключительно административное давление на работников.
В результате предприятие имеет недостаточно высокий запас финансовой прочности при сокращении объемов продаж и прибыли вкупе с низким уровнем рентабельности, а бессистемный подход к организации управления его развитием привел к наличию ограниченного ассортимента продукции, отсутствию лидерства в части узнаваемости торговой марки, низкому уровню внедрения инноваций, недостаточному количеству высококвалифицированного персонала, отсутствию программ лояльности клиентов и низкому уровню сервиса по отношению к оптовым клиентам.
С учетом особенностей функционирования производственно-торгового предприятия, в долгосрочной перспективе руководству ООО «СП «Доволь» рекомендовано использовать комплексную стратегию развития с последовательной реализацией двух сформулированных И. Ансоффом направлений – проникновения на рынок за счет продвижения старой продукции и разработки новой продукции для обслуживания старых рынков.
1. Айрапетова, А.Г. Организация и планирование производства: учебное пособие / А.Г. Айрапетова, И.А. Веденецкая, В.В. Корелин, Н.А. Соколова, В.М. Федоточкин. - СПб.: СПбГУЭФ, 2017. - 235 с.
2. Анисимов, И.А. Сбалансированная система показателей как инструмент повышения качества предоставления муниципальных услуг: дисс. канд. эк. н. / И.А. Анисимов. – Хабаровск, 2017. – 203 с.
3. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия: Пер. с англ. / И. Ансофф. – СПб. : Питер, 2016. – 416 с.
4. Арутюнова, Д.В. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Д.В. Арутюнова. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2018. – 122 с.
5. Березин, И. С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение / И. С. Березин. – М.: Вершина, 2017. - 480 с.
6. Бутко, Г.П. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Г.П. Бутко, А.Б. Бессонов. – Екатеринбург, 2016. – 138 с.
7. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М. : Инфра-М, 2015. – 186 с.
8. Гусева, Е.П. Менеджмент / Е.П. Гусева. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2016. – 416 с.
9. Демчук, О.Н. Теория организации: учебное пособие / О.Н. Демчук, Т.А. Ефремова. – М.: Флинта, 2015. – 264 с.
10. Дорофеев, В.Д. Менеджмент: учебное пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал. – М.: Инфра-М, 2014. – 440 с.
11. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие / Н.И. Кабушкин. – М.: Новое знание, 2015. – 336 с.
12. Кане, М.М. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: учебное пособие / М.М. Кане, Б.В. Иванов и др. - СПб.: Питер, 2014. - 560 с.
13. Киржнер, Л.А. Менеджмент организации / Л.А. Киржнер, Л.П. Киенко. – М. : КНТ, 2016. – 565 с.
14. Кравченко, А.И. История менеджмента: учебное пособие / А.И. Кравченко. – М.: Академ. проект, 2015. – 555 с.
15. Кузнецов, Ю.В. Теория организации: учебник для бакалавров / Ю.В. Кузнецов, Е.В. Мелякова. – М.: Юрайт, 2015. – 365 с.
16. Кузык, Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. – М.: Экономика, 2015. – 575 с.
17. Лапыгин, Ю.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. – М.: Высшее образование, 2017. – 175 с.
18. Левченко Л.В. Управленческий анализ в отраслях: учебное пособие / Л.В. Левченко. М., 2015. – 420 с.
19. Олянич, Д.Б. Теория организации: учебник / Д.Б. Олянич. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 408 с.
20. Переверзев, М.П. Менеджмент: учебник / М.П. Переверзев, Н.А. Шайденко, Л.Е. Басовский. М.: Инфра-М, 2017. – 330 с.
21. Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2017. – 453 с.
22. Раздорожный, А. А. Управление организацией (предприятием): учебное пособие / А. А. Раздорожный. – М.: Экзамен, 2016. – 637 с.
23. Румянцева, З. В. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник / З. В. Румянцева. – М.: Инфра-М, 2016. – 308 с.
24. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник для средних специальных учебных заведений / Г.В. Савицкая. - М.: Инфра-М, 2018. – 536 с.
25. Семенов, А.К. Основы менеджмента: учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 556 с.
26. Симагина О.В. Теория управления: учебное пособие / О.В. Симагина, В.В. Матюнин. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2017. – 135 с.
27. Смирнов, Э.А. Основы теории организации: учебное пособие для вузов / Э. А. Смирнов. – М.: Юнити, 2015. -375с.
28. Тюрина, А.Д. Теория организации: конспект лекций / А.Д. Тюрина. – М.: Эксмо, 2015. – 160 с.
29. Учитель, Ю.Г. Разработка управленческих решений: учебник / Ю.Г. Учитель, А.И. Терновой, К.И. Терновой. – М. : Юнити-Дана, 2016. – 383 с.
30. Чередниченко, И.П. Психология управления / И.П. Чередниченко, Н.В. Тельных. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 608 с.
31. Чернышов, С.А. Стратегический менеджмент: учебное пособие / С.А. Чернышов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 265 с.
32. Шеховцева, Л.С. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Л.С. Шеховцева. – М.: ГРУ, 2016. – 183 с.
33. Абрамова, С.В. Мотивация и стимулирование труда персонала / С.В. Абрамова // Проблемы современной экономики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2016. – С. 149-153.
34. Ахметшин, Р.М. Тенденции развития российской предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство / Р.М. Ахметшин. – 2016. – № 22. – С. 38-41.
35. Белянчев, В.В. Формирование стратегического потенциала современной предпринимательской организации / В.В. Белянчев // Вестник Московской академии предпринимательства. – 2016. – № 2. – С. 129-131.
36. Гаврилова, О.А. Процессный подход как метод антикризисного управления предприятием / О.А. Гаврилова, А.Э. Гнань // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. – 2016. – № 2. – С. 14-24.
37. Денисенко, В. Социально-экономическая система: определение уровня самоорганизации / В. Денисенко, И. Решетов //Проблемы теории и практики управления. – 2015. – №3. – С. 76-87.
38. Комаров, Е.И. Современные тенденции мотивации и стимулирования персонала / Е.И. Комаров, Н.А. Жданкин // Управление персоналом. – 2016. – № 23. – С. 65-69.
39. Лебедева, Э.Е. Методология разработки системы сбалансированных показателей для малых и средних предпринимательских структур / Э.Е. Лебедева // Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ». – 2016. – № 1. – С. 82-87
40. Лубков, В.А. Объект и этапы стратегического анализа организации / В.А. Лубков // Российское предпринимательство. – 2016. – № 8 (230). – С. 46-51
41. Серпилин, А. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия / А. Серпилин // Управление компанией. – 2016. – № 3. – С. 18.
42. Исакова, Д.В. Система управления по целям [Электронный ресурс] / Д.В. Исакова // Научные записки НГУЭУ. – 2014. – Режим доступа: http://nsuem.ru/science/publications/science_notes/2014_1/4.pdf (дата обращения: 23.04.2019).