Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №43397

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
800
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного
возраста 9
1.2. Понятие и сущность искусства при развитии творческого воображения у
детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством 15
1.4. Развитие изобразительных способностей и творческой активности у детей
старшей группы 16
1.5. Использование нетрадиционной техники рисования как средство формирования творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 22
Вывод по первой главе 27
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Выявление уровня творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования 30
2.2. Разработка и реализация плана с использованием нетрадиционной
техники рисования с целью развития навыков творческого воображения у детей 5-6 лет 43
2.3. Анализ и интерпретация результатов контрольных экспериментов по
проблемам использования нетрадиционных техник рисования у детей старшего дошкольного возраста 52
Вывод по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Приложение 1 67
Приложение 2 68
Приложение 3 69
Приложение 4 70
Приложение 5 71
Приложение 6 73
Приложение 7 74
Приложение 8 80
Приложение 9 81
Приложение 10 82
Приложение 11 83
Приложение 12 84



Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит формирование его творческого воображения - способности придумывать что-то гениальное, эффективно взаимодействовать с окружающими. Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни [4]. Развитие творческих способностей детей этого возраста связано прежде всего с обогащением их сенсорного опыта, формированием сенсорных способностей, образных представлений, развитием воображения, эмоционально-положительного отношения к действительности, искусству, художественно-эстетическим деятельностям.
Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей [3]. Процесс социализации определяется индивидуальными свойствами ребенка, а также возрастными особенностями протекания психических процессов и особенностями внешнего воздействия.
Многие деятели науки и искусства трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не навязывать им своего взрослого мироощущения. Вместе с тем, многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Н.Б.Халезовой, Я.Шибановой и др.) убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности [7]. Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие»
В работах Гусакова М. [9], Дубровская Н. В.[11], Иванова О.Л., Васильева И.И. [13] отмечается, что развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая для этого психолого-педагогические условия через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики. Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности может приобрести творческий характер, если у детей сформированы эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, а также, если дети овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.
Проект государственного стандарта дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОО, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, и формирование социальных навыков [1]. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Таким образом, проблема творческого развития детей является актуальной и выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связана не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка. Всё вышесказанное определило объект, предмет, цель и задачи нашего исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность нетрадиционной техники рисования в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития навыков творческого воображения у детей 5-6 лет посредством нетрадиционной техники рисования.
Предмет исследования: навыки творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие творческого воображения будет успешным если:
- на занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования дети
научаться создавать образы, приписывая предметам несвойственные им качества, наделяя их способностью к превращению;
- создавать условия для преобразования полученных изображений с помощью нетрадиционных техник рисования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Подобрать диагностический материал, определить уровни развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Апробировать план занятий с детьми с использованием нетрадиционной техники рисования с целью развития у них навыков социального поведения.
4.Определить динамику развития творческого воображения у старших дошкольников после формирующего эксперимента.
Методологической основой исследования явились труды разработанными ведущими специалистами, такими, как К.К. Утробиной [21], Д.Н. Колдиной [16], Е.А. Янушко [24] и др. За основу ими были взяты следующие показатели развития творческих способностей у детей дошкольного возраста: соответствие воссозданных образов (в рисунках, при рассказе) образам произведения; полнота воссоздания текста (отдельные предметы, персонажи, фрагменты сюжета, все основные смысловые части); правильность последовательности эпизодов (в рисунках, при рассказе); адекватность внесенных дополнений, наличие элементов творчества; эмоциональная насыщенность воссоздаваемых образов.
Методы исследования:
1. Теоретический анализе литературы по проблеме формирования у детей навыков творческого воображения старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
2. Эмпирические методы: эксперимент, тестирование, наблюдение, беседа.
3. Методы математической обработки данных.
Этапы исследования: В исследовании с учетом решаемых задач выделены три последовательно взаимосвязанных этапа.
1. Констатирующий этап (сентябрь 2017 г.);
2. Формирующий этап (октябрь - март 2017-2018 гг.);
3. Контрольный этап (апрель 2018 г.).
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 14 «Звездочка» г. Елабуги», в старших группах экспериментальной группе 25 детей и контрольной группе 25 детей.
Новизной нашего исследования является подбор, систематизация и разработка вариантов занятий с нетрадиционными техниками рисования с целью формирования навыков творческого воображение у детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования. Данные, полученные в результате настоящего исследования, могут быть использованы при составлении учебных курсов, пособий, в работах дошкольных учреждений.
Апробация. Основные положения выпускного квалифицированного исследования были апробированы в ходе публикации статьи во Всероссийском журнале «Воспитатель детского сада» (См. Приложение 1).
Структура работы: представлена введением, двумя главами исследования: теоретической и практической, заключением, списком используемой отечественной литературы и источников, приложениями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


нетрадиционной техники рисования.
В результате проведенного исследования нами было выявлено, что нетрадиционные техники рисования действительно оказывают положительное влияние на развитие ребенка, способствуют развитию интеллекта, моторики, формированию таких психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление. Развивающее воздействие нетрадиционных техник на творческий потенциал ребенка с ограниченными возможностями заключается в том, что эти техники не только интересны как игровые манипуляции, но и предоставляют ребенку условия для расширения способов изображения.
В таблице ниже представлены результаты проведенных методик на констатирующем и контрольном этапе.
Уровни развития Констатирующий этап, % Контрольный этап, %
Высокий 8 16
Средний 48 80
Низкий 44 4
По результатам данных мы считаем не только возможным, но и необходимым использование подобных заданий педагогами и родителями, так как задания сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность. Подобные творческие задания можно использовать не только в работе с дошкольниками, но и с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Так же вышеописанные полезны и для взрослых людей, так как они не только активизируют работу воображения, но и оказывают психотерапевтическое воздействие. В работе были решены поставленные задачи:
1) была подобрана и изучена психолого-педагогическая литература по изучаемой проблеме - нетрадиционным техникам посвящено много литературных источников, в которых обоснуется необходимость использования их в работе с детьми как с нормой развития, так и с детьми, имеющими отклонения в развитии, дается описание техник, доступных детям дошкольного возраста.
2) Изучены наиболее распространенные нетрадиционные техники - несмотря на большое их значение в развитии ребенка, в практике детских садов нетрадиционные техники используются крайне редко. Наиболее часто можно увидеть применение монотипии и кляксографии в работе с детьми.
3) Сделана подборка и частичная апробация занятий с использованием нетрадиционных техник изображения как одного из средств развития творческого воображения детей.
Одно из наших задач нашей системы занятий нетрадиционной техники изображения заключалось в том, что бы научить детей свободному отражению окружающего, выражению своего отношения к изображенному, выражению своего отношения к изображенному, развить детское художественно - творческие способности, научить их создавать изображения по замыслу.
И мы считаем, что добились своего. Дети самостоятельно задумывают содержания изображения в соответствии имеющимся у них умениями об окружающей жизни. Таким образом, нетрадиционная техника изображения направляет творческую активность, организуют работу воображения ребенка.
Данная работа может быть использована воспитателям детского сада старшей группы, преподавателям при чтении лекций и при написании дальнейших выпускных работ.



1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", № 273-фз, ст. 64 от 29.12.2012.
2. Афанасьева С. Написать душу красотой // Дошкольное воспитание. -
2014. - №8. - C. 12-16.
3. Ашикова С. Я. Я не умею рисовать // Обруч. - 2014. - №5. - C.14-17.
4. Боровик О. В. Развитие воображения. - М.: Наука, 2015. - 236с.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб: Просвещение, 2015. - 309 с.
6. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: Наука, 2016. - 215 с.
7. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Наука, 2014. - 475 с.
8. Громов Е. С. Природа художественного творчества. - М.: Дрофа, 2016.
- 170 с.
9. Гусакова М. Материалы и оборудование для занятий изодеятельностью. // Дошкольное воспитание. - 2014. - №2. - C. 26-30.
10. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2.
- М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2018. - 470 с.
11. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. - СПб: Просвещение,
2015. - 641 с.
12. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. - М.: Изд-во «Сфера», 2014. - 169 с.
13. Иванова О.Л., Васильева И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб.: Изд-во «Речь», 2013. - 456 с.
14. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание. - 2014. - №2. - C. 47-49.
15. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Изд-во «Сфера», 2016. - 174 с.
16. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет. - М.: Изд-во «Мозаика- Синтез», 2018. - 286 с.
17. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М.: Изд-во «МаРТ», 2015. - 120 с.
18. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр. - М.: Изд-во «Карапуз», 2015. - 297 с.
19. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей. - СПб.: КАРО, 2017. - 261 с.
20. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. - М.: Изд-во «Речь», 2013. - 222 с.
21. Утробина К.К. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2017. - 293 с.
22. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М.: Изд-во «Сфера», 2016. - 304 с.
23. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Старшая группа. - М.: Изд-во «Центр Владос», 2018. - 302 с.
24. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. - М.: Изд-во «Мозаика», 2016 - 125 с.
Интернет-ресурсы
25. Иванов А. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Методика рисования в детском саду [Электронный ресурс] / А. Иванов. Syl 2013-2018. - Режим доступа к статье:
https://www.syl.ru/article/187607/new_netraditsionnyie- tehniki-risovaniya- v-detskom-sadu-metodika-risovaniya-v-detskom-sadu (11.11.2017).
26. Использование нетрадиционных техник рисования [Электронный ресурс]. - Электронный журнал «Пупс». - Режим доступа: https://pups.su/vospitanie/netraditsionnye-tehniki-risovaniya.html/
(24.12.2017) .
27. Нетрадиционные техники рисовании [Электронный ресурс] - Электронный журнал «Лучик». - Режим доступа: https://luchik.ru/articles/grow-up/netradicionnye_tehniki_risovaniya/
(12.02.2018) .


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ