Введение 4
Глава 1. Теоретические подходы к изучению прогностической компетентности у слабовидящих младших школьников 8
1.1. Понятие прогностической компетентности в современной психологии ..8
1.2. Особенности развития речи слепых и слабовидящих 17
1.3. Особенности адаптации лиц, имеющих нарушения зрения 20
Выводы по Главе 1 24
Глава 2. Эмпирическое исследование прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения 26
2.1. Организация и метод исследования прогностической компетентности ..26
2.2. Результаты исследования прогностической компетентности у младших
школьников с нормативным развитием 28
2.3. Результаты исследования прогностической компетентности у младших
школьников с нарушением зрения 37
2.4. Сравнительная характеристика прогностической компетентности у
младших школьников с нормативным развитием и с нарушением зрения ...45
Выводы по Главе 2 52
Глава 3. Логопедическая работа по формированию прогностической
компетентности у слабовидящих младших школьников 53
3.1. Организация логопедической работы с использованием коррекционно -
образовательного проекта и его структура 53
3.2. Содержание коррекционно - образовательного проекта по формированию
прогностической компетентности 57
Выводы по Главе 3 67
Заключение 69
Список литературы
Различные аспекты прогнозирования (антиципации, предвосхищения, предвидения) стали объектом интенсивных исследований с середины 20 века. Данное явление подвергалось изучению у лиц с нормативным развитием (Б.Ф. Ломов, Е. Н. Сурков, О.А. Конопкин, А.В. Брушлинский, У. Найссер), детей (Е.А.Сергиенко, Т.Бауэр, О. Н. Бершанская), подростков (Л.А.Регуш, Никишина В.Б., Петраш Е.А.), студентов различных образовательных организаций (Н.П.Ничипоренко, Н.Е. Сумина). Отдельной линией исследования стало изучение антиципации у людей, имеющих психоневрологические нарушения (В.Д.Менделевич, И.Фейгенберг, В.В. Солженкин, Г.Г. Носков, М. М. Солобутина), детей с нарушениями развития (А.И. Ахметзянова, Л.И. Переслени, Д.А. Мухаметзянова). При этом как в России, так и и за рубежом исследований, направленных на изучение особенностей формирования прогностической компетентности у детей с дизонтонетическим развитием, в частности с нарушениями зрения, явно недостаточно.
Количество детей, имеющих патологии зрительного анализатора, заметно увеличивалось на протяжении длительного времени. Данный вывод можно сделать, проанализировав статистику детских болезней Министерства Здравоохранения РФ. Так, в период 2014- 2016 года в Российской Федерации, и в Республике Татарстан в том числе, наблюдается рост числа детей в возрасте от рождения до 14 лет, имеющих болезни глаз и его придаточного аппарата; детей, страдающих астигматизмом, на 0,8% (от 7361 до 8117 ребенка); с 2014 по 2016 год увеличилось на 1,8% количество детей с миопией разных степеней (прил.1). Эта тенденция повышает научное и практическое значение исследований, способных содействовать совершенствованию образования и социальной адаптации лиц с нарушениями зрения различного возраста. Значение прогностических способностей для успешной социализации слабовидящих школьников, а также тесная связь прогнозирования с речевой коммуникацией позволяет считать формирование прогностической компетентности одной из задач комплексной лого-психо-коррекционной работы. Все вышесказанное определяет актуальность темы нашего проекта.
Цель исследования - выявить специфику логопедической работы по формированию прогностической компетентности у слабовидящих младших школьников.
Объект исследования - прогнозирование у слабовидящих детей младшего школьного возраста
Предмет исследования- формирование прогностической компетентности на логопедических занятиях у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
Гипотеза - Мы предполагаем, что выявленные специфические особенности способности слабовидящих младших школьников к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы в сферах жизненных отношений в учебной и внеучебной деятельности позволят разработать стратегию формирования прогностической компетентности у данной категории в процессе логопедической работы.
Задачи исследования:
1. Изучить научные подходы к пониманию прогностической компетентности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности прогностической компетентности у слабовидящих младших школьников и у младших школьников с нормативным развитием.
3. Провести сравнительный анализ выявленных особенностей прогностической компетентности у слабовидящих младших школьников и у младших школьников с нормативным развитием.
4. Разработать образовательный проект, направленный на формирование прогностической компетентности на логопедических занятиях.
Методологической базой исследования являются работы В.Д.Менделевича, Б.Ф. Ломова, Е.Н.Суркова, внесших вклад в изучение проблемы прогностической компетентности, исследования тифлопедагогов Н.С.Костючек, Л.И.Плаксиной, Л.И.Солнцевой, направленных на изучение особенностей психического развития детей с нарушениями зрения.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анамнестический сбор данных, наблюдение, эмпирическое исследование (методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы», разработанная авторским коллективом), методы статистической обработки результатов (t-критерий Стьюдента).
База исследования: Исследование проводилось на базе МБОУ «Средней общеобразовательной школы №85 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани и ГБОУ "Казанской школы № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья" Московского района г. Казани.
Практическая значимость: данная работа позволяет эффективно построить коррекционно - развивающую работу при учитывании особенностей прогностической компетентности у слабовидящих младших школьников.
Апробация работы: результаты исследования были представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (г. Казань, 2018), на V Международной научно - образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (г. Казань, 2018), на 83-й Всероссийской научной конференции студентов и молодых учёных с международным участием «Молодёжная наука и современность», посвященная 83-летию Курского государственного медицинского университета (г. Курск, 2018), на Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Совершенствование дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: поиски и достижения» (г. Москва, 2018).
Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 52 источника. Работа проиллюстрирована 16 таблицами, 15 рисунками.
В современной психологической науке существуют различные подходы к употреблению термина «прогностическая компетентность».
Н. П. Ничипоренко и В. Д. Менделевич выделили и систематизировали существующие в современной науке подходы к исследованию антиципационных способностей: структурно - уровневый, психофизиологический, когнитивно-поведенческий, генетический, клинический, деятельностный, ситуационный и акмеологический подходы.
Зрительная депривация, возникаемая вследствие снижения зрения, обуславливает специфику развития речи у слабовидящих детей, а также трудности адаптации данной категории детей.
С целью выявления специфики прогностической компетентности у слабовидящих младших школьников было проведено экспериментальное исследование с применением методики «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы». При проведении сравнения прогностической компетентности у слабовидящих и здоровых детей 8-11 лет различие было выявлено при исследовании регулятивной функции прогностической компетентности в сфере - отношение к учению. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что слабовидящие младшие школьники хуже, чем их сверстники с нормативным развитием, прогнозируют и регулируют собственные действия в учебной сфере.
Таким образом, в ходе проведенных исследований гипотеза исследования была подтверждена. Нами была разработана стратегия, основной целью которой является формирование способности к прогнозированию у слабовидящих младших школьников на логопедических занятиях.
Согласно разработанному проекту предполагается проведение логопедической работы по формированию прогностической компетентности 1 раз в неделю в течение 3 месяцев.
Образовательный проект состоит из двух разделов:
I раздел. Упражнения, направленные на развитие воображения, понимания эмоций людей;
II раздел. Упражнения, направленные на совершенствование прогностической компетентности.
Каждая задача второго раздела состоит из проблемной ситуации, представляющая собой прогностическую задачу, примерным исходом этой ситуации, и наводящими вопросами к данной ситуации.
1. Абульханова-Славская, К.А. Акмеологическое понимание субъекта [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. // Основы общей и прикладной акмеологии : сб.науч.работ.- М., 1995. - С. 85-95.
2. Агеев, Е.Д. К вопросу о соотношении индивидуального и коллективного в социальной реабилитации и интеграции инвалидов по зрению [Текст] / Е.Д.Агеев. //Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению : сб.науч.работ. -СПб., 1999. - С.166-171
3. Анохин, П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: избр. тр. [Текст]: монография / П.К.Анохин. // — М. : Наука, 1978. — 399 с.
4. Анциферова, Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] /Л.И. Анциферова. // Психологический журнал. - 1994.
- № 1. - С. 3-18.
5. Ахметзянова, А.И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. ... канд. псих. наук / А.И. Ахметзянова.
- Казань, 2004. -161 с.
6. Ахметзянова, А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учеб. - метод. пособие / А.И. Ахметзянова. - Казань: Изд-во Казан.ун- та, 2017. - 46 с.
7. Бандура, А. Теория социального научения [Текст]: монография / А. Бандура. - СПб.: Евразия, 2000. -320 с.
8. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст]/ Н.А. Бернштейн. // Биомеханика и физиология движений : сб.науч.работ.- М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997. - С. 342 - 458.
9. Бершанская, О.Н. Антиципация как средство повышения активной и осознанной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.Н. Бершанская. - Киров, 2009. - 286 с.
10. Брунер, Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации [Текст]: монография / Дж. Брунер. - М.: Прогресс, 1977. -412 с.
11. Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование [Текст] / А.В.
Брушлинский // Субъект: мышление, учение, воображение:
сб.науч.работ. - М.: Издательство «Институт практической
психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. - С. 103 - 339.
12. Веккер, Л.М. Психические процессы [Текст]: монография / Л.М. Веккер. - Л.: Издательство ЛГУ, 1981. - 324 с.
13. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст]: учеб. для вузов / Л.С. Волкова,
С.Н. Шаховская. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
14. Выготский, Л.С. Слепой ребенок [Текст]: монография /
Л.С.Выготский. - М., 1983. - С. 86-101.
15. Головей, Л.А. Личностный адаптационный потенциал подростков с ослабленным зрением [Текст] / Л.А.Головей, К.К. Бейнарович. // Вестник СПбГУ. - 2009. - №4. - 14 с.
16. Гудонис, В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением [Текст]: монография / В.П. Гудонис — М.: Мос. псих.-социал. ин-т; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998. — 228 с.
17. Кирилина, М.А. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе реализации технологии проблемного обучения [Текст] / М. А. Кирилина // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. - № 1. - C. 31-35.
18. Кондратьева, И.И. Планирование своей деятельности младшими школьниками [Текст] / И.И. Кондратьева //Вопросы психологии. -
1990. - №4. - С. 47-55.
19. Конопкин, О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения [Текст]: монография / О.А. Конопкин - М.: Наука, 1989. - 183 с.
20. Конюхов, Н.Н. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы [Текст]: монография / Н.Н. Конюхов. - М. : Знание, 1994. - 203 с.
21. Короленко, Ц.П. Вселенная внутри тебя : (эмоции, поведение, адаптация) [Текст] : монография / Ц. П. Короленко, Г. В. Фролова. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1979. - 204 с.
22. Костючек, Н. С. Развитие речи учащихся школ слепых (I—V классы)
[Текст]: монография / Н. С. Костючек. — М. : Просвещение, 1967. — 167 с.
23. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников [Текст]: монография / Р.И. Лалаева. - М.: Просвещение,
1983. - 123с.
24. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст]: учеб. - метод. пособие / А.Г. Литвак.- СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.
25. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст]: монография / Б. Ф. Ломов.- М.: Наука, 1999. -350 с.
26. Ломов, Б.Ф. Память и антиципация [Текст]/ Б.Ф. Ломов. // Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М.: Педагогика,
1991. - С. 73 - 81
27. Ломов, Б. Ф.Антиципация в структуре деятельности [Текст]/ Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков.— М.: Наука, 1980. —280 с.
28. Манухина, С.Ю. Методологические основы психологии : хрестоматия; учебно-методический комплекс [Текст]/ С.Ю. Манухина, А.Н. Занковский.-М.,Изд. центр ЕАОИ, 2009. -152 с.
29. Менделевич, В. Д. Антиципационные особенности психической деятельности детей, страдающих неврозами [Текст]/ В. Д. Менделевич, Д. А. Мухаметзянова. // Социальная и клиническая психиатрия. -1997 - № 2. - С. 31 - 36.
30. Менделевич, В. Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза
[Текст]/ В. Д. Менделевич // Психол. журн.- 1996.- № 4.- С. 107 - 115.
31. Найссер, У.М. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии [Текст]: монография / У.М. Найссер - М., 1981.- 235 с.
32. Ничипоренко, Н.П. Прогностическая компетентность в системе личностных свойств [Текст] / Н.П. Ничипоренко // Вопросы психологии.- 2007. -№ 2. - С. 123-130.
33. Ничипоренко, Н.П. Особенное прогнозирование студентами жизненных ситуаций [Текст] / Н.П. Ничипоренко Н.П., Н.Е. Сумина // Сибирский педагогический журнал. -2007. - №13. - С. 185-192
34. Ничипоренко, Н. П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологических исследований [Текст] / Н. П.Ничипоренко, В. Д. Менделевич. // Психологический журнал- 2006.- №5.- С. 49-56.
35. Новоторцева, Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь [Текст]: учеб. пособие / Н. В. Новоторцева. — СПб.: КАРО, 2006. — 144 с.
36. Нюттен, Ж. Процесс формирования цели [Текст] / Ж. Нюттен. // Хрестоматия по общей психологии: сб.науч.работ - М.: Учебнометодический коллектор «Психология», 2000. - С.189 - 191.
37. Овчинникова, М.В. Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах (общие вопросы) [Текст]: учеб.-метод. пособие / М.В. Овчинникова. - К.: Пед.пресса, 2001. — 128 с.
38. Переслени, Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии [Текст]/ Л.И. Переслени // Вопросы психологии.- 1976.- № 2.- С.113 -123.
39. Петровский, А.В. Краткий психологический словарь [Текст]: учебник для вузов/ А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2007. - 494 с.
40. Плаксина, Л И. Психолого - педагогическая характеристика детей с нарушением зрения [Текст]: учеб. пособие / Л.И.Плаксина. - М.: РАОИКП, 1999. - 40 с.
41. Пятакова, Н.П. Социальная адаптация слепых и слабовидящих людей в современном обществе: социально-философский анализ
[Текст]: автореф. дис... канд. философ. наук/ Н.П.Пятакова - Ростов- на-Дону - 2010. - 51 с.
42. Регуш, Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст]: монография / Л.А.Регуш — СПб., Речь, 2003. —352 с.
43. Росс, Л. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии [Текст]: монография / Л. Росс, Р. Нисбетт— М.: Аспект Пресс, 1999. —429 с.
44. Ростомашвили, И. Е. Особенности самосознания подростков в условиях зрительной депривации [Текст]: автореф. дис... канд. психол. наук/ И.Е.Ростомашвили.- СПб.-2000.- 63 с.
45. Сергиенко, Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека
[Текст]: дисс. в виде научного доклада ... д-ра психол. наук./ Е.А.Сергиенко - М., 1997. -118 с.
46. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства [Текст]: монография / Л.И. Солнцева. - М.: «Полиграф сервис», 2000. - 126 с.
47. Солобутина, М. М. Взаимосвязь антиципационных способностей в речевой деятельности с выраженностью дистресса в норме и при невротических расстройствах [Текст]: дис. ... канд. психолог. наук. / М.М.Солобутина. - Казань, 2009. - 182 с.
48. Сурков, Е.Н. Антиципация в спорте [Текст]: монография /
Е.Н.Сурков.- М.: Физкультура и спорт, 1982. -145 с.
49. Федорова, Т. В. Воображение-основа формирования прогнозирования [Текст] / Т.В.Федорова // Молодой ученый. - 2016. - №5. - С. 104-106.
50. Фейгенберг, И. М. Нарушения вероятностного прогнозирования при шизофрении [Текст]/ И. М. Фейгенберг // Шизофрения и вероятностное прогнозирование: сб.науч.работ.. - М., 1973. - С. 5 - 19.
51. Хватцев, М.Е. Недостатки речи у слепых детей и подростков и методы предупреждения и устранения их [Текст] / М.Е. Хватцев // Учен. зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена. -Л.,1993.- Т. 13.- С. 127-156.
52. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения [Текст]: монография/ Х. Хекхаузен- СПб.: Речь, 2001. -240 с.