ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СЛАБОВИДЯЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические подходы к изучению прогностической компетентности у слабовидящих младших школьников 8
1.1. Понятие прогностической компетентности в современной психологии ..8
1.2. Особенности развития речи слепых и слабовидящих 17
1.3. Особенности адаптации лиц, имеющих нарушения зрения 20
Выводы по Главе 1 24
Глава 2. Эмпирическое исследование прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения 26
2.1. Организация и метод исследования прогностической компетентности ..26
2.2. Результаты исследования прогностической компетентности у младших
школьников с нормативным развитием 28
2.3. Результаты исследования прогностической компетентности у младших
школьников с нарушением зрения 37
2.4. Сравнительная характеристика прогностической компетентности у
младших школьников с нормативным развитием и с нарушением зрения ...45
Выводы по Главе 2 52
Глава 3. Логопедическая работа по формированию прогностической
компетентности у слабовидящих младших школьников 53
3.1. Организация логопедической работы с использованием коррекционно -
образовательного проекта и его структура 53
3.2. Содержание коррекционно - образовательного проекта по формированию
прогностической компетентности 57
Выводы по Главе 3 67
Заключение 69
Список литературы
Глава 1. Теоретические подходы к изучению прогностической компетентности у слабовидящих младших школьников 8
1.1. Понятие прогностической компетентности в современной психологии ..8
1.2. Особенности развития речи слепых и слабовидящих 17
1.3. Особенности адаптации лиц, имеющих нарушения зрения 20
Выводы по Главе 1 24
Глава 2. Эмпирическое исследование прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения 26
2.1. Организация и метод исследования прогностической компетентности ..26
2.2. Результаты исследования прогностической компетентности у младших
школьников с нормативным развитием 28
2.3. Результаты исследования прогностической компетентности у младших
школьников с нарушением зрения 37
2.4. Сравнительная характеристика прогностической компетентности у
младших школьников с нормативным развитием и с нарушением зрения ...45
Выводы по Главе 2 52
Глава 3. Логопедическая работа по формированию прогностической
компетентности у слабовидящих младших школьников 53
3.1. Организация логопедической работы с использованием коррекционно -
образовательного проекта и его структура 53
3.2. Содержание коррекционно - образовательного проекта по формированию
прогностической компетентности 57
Выводы по Главе 3 67
Заключение 69
Список литературы
Различные аспекты прогнозирования (антиципации, предвосхищения, предвидения) стали объектом интенсивных исследований с середины 20 века. Данное явление подвергалось изучению у лиц с нормативным развитием (Б.Ф. Ломов, Е. Н. Сурков, О.А. Конопкин, А.В. Брушлинский, У. Найссер), детей (Е.А.Сергиенко, Т.Бауэр, О. Н. Бершанская), подростков (Л.А.Регуш, Никишина В.Б., Петраш Е.А.), студентов различных образовательных организаций (Н.П.Ничипоренко, Н.Е. Сумина). Отдельной линией исследования стало изучение антиципации у людей, имеющих психоневрологические нарушения (В.Д.Менделевич, И.Фейгенберг, В.В. Солженкин, Г.Г. Носков, М. М. Солобутина), детей с нарушениями развития (А.И. Ахметзянова, Л.И. Переслени, Д.А. Мухаметзянова). При этом как в России, так и и за рубежом исследований, направленных на изучение особенностей формирования прогностической компетентности у детей с дизонтонетическим развитием, в частности с нарушениями зрения, явно недостаточно.
Количество детей, имеющих патологии зрительного анализатора, заметно увеличивалось на протяжении длительного времени. Данный вывод можно сделать, проанализировав статистику детских болезней Министерства Здравоохранения РФ. Так, в период 2014- 2016 года в Российской Федерации, и в Республике Татарстан в том числе, наблюдается рост числа детей в возрасте от рождения до 14 лет, имеющих болезни глаз и его придаточного аппарата; детей, страдающих астигматизмом, на 0,8% (от 7361 до 8117 ребенка); с 2014 по 2016 год увеличилось на 1,8% количество детей с миопией разных степеней (прил.1). Эта тенденция повышает научное и практическое значение исследований, способных содействовать совершенствованию образования и социальной адаптации лиц с нарушениями зрения различного возраста. Значение прогностических способностей для успешной социализации слабовидящих школьников, а также тесная связь прогнозирования с речевой коммуникацией позволяет считать формирование прогностической компетентности одной из задач комплексной лого-психо-коррекционной работы. Все вышесказанное определяет актуальность темы нашего проекта.
Цель исследования - выявить специфику логопедической работы по формированию прогностической компетентности у слабовидящих младших школьников.
Объект исследования - прогнозирование у слабовидящих детей младшего школьного возраста
Предмет исследования- формирование прогностической компетентности на логопедических занятиях у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
Гипотеза - Мы предполагаем, что выявленные специфические особенности способности слабовидящих младших школьников к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы в сферах жизненных отношений в учебной и внеучебной деятельности позволят разработать стратегию формирования прогностической компетентности у данной категории в процессе логопедической работы.
Задачи исследования:
1. Изучить научные подходы к пониманию прогностической компетентности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности прогностической компетентности у слабовидящих младших школьников и у младших школьников с нормативным развитием.
3. Провести сравнительный анализ выявленных особенностей прогностической компетентности у слабовидящих младших школьников и у младших школьников с нормативным развитием.
4. Разработать образовательный проект, направленный на формирование прогностической компетентности на логопедических занятиях.
Методологической базой исследования являются работы В.Д.Менделевича, Б.Ф. Ломова, Е.Н.Суркова, внесших вклад в изучение проблемы прогностической компетентности, исследования тифлопедагогов Н.С.Костючек, Л.И.Плаксиной, Л.И.Солнцевой, направленных на изучение особенностей психического развития детей с нарушениями зрения.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анамнестический сбор данных, наблюдение, эмпирическое исследование (методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы», разработанная авторским коллективом), методы статистической обработки результатов (t-критерий Стьюдента).
База исследования: Исследование проводилось на базе МБОУ «Средней общеобразовательной школы №85 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани и ГБОУ "Казанской школы № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья" Московского района г. Казани.
Практическая значимость: данная работа позволяет эффективно построить коррекционно - развивающую работу при учитывании особенностей прогностической компетентности у слабовидящих младших школьников.
Апробация работы: результаты исследования были представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (г. Казань, 2018), на V Международной научно - образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (г. Казань, 2018), на 83-й Всероссийской научной конференции студентов и молодых учёных с международным участием «Молодёжная наука и современность», посвященная 83-летию Курского государственного медицинского университета (г. Курск, 2018), на Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Совершенствование дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: поиски и достижения» (г. Москва, 2018).
Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 52 источника. Работа проиллюстрирована 16 таблицами, 15 рисунками.
Количество детей, имеющих патологии зрительного анализатора, заметно увеличивалось на протяжении длительного времени. Данный вывод можно сделать, проанализировав статистику детских болезней Министерства Здравоохранения РФ. Так, в период 2014- 2016 года в Российской Федерации, и в Республике Татарстан в том числе, наблюдается рост числа детей в возрасте от рождения до 14 лет, имеющих болезни глаз и его придаточного аппарата; детей, страдающих астигматизмом, на 0,8% (от 7361 до 8117 ребенка); с 2014 по 2016 год увеличилось на 1,8% количество детей с миопией разных степеней (прил.1). Эта тенденция повышает научное и практическое значение исследований, способных содействовать совершенствованию образования и социальной адаптации лиц с нарушениями зрения различного возраста. Значение прогностических способностей для успешной социализации слабовидящих школьников, а также тесная связь прогнозирования с речевой коммуникацией позволяет считать формирование прогностической компетентности одной из задач комплексной лого-психо-коррекционной работы. Все вышесказанное определяет актуальность темы нашего проекта.
Цель исследования - выявить специфику логопедической работы по формированию прогностической компетентности у слабовидящих младших школьников.
Объект исследования - прогнозирование у слабовидящих детей младшего школьного возраста
Предмет исследования- формирование прогностической компетентности на логопедических занятиях у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
Гипотеза - Мы предполагаем, что выявленные специфические особенности способности слабовидящих младших школьников к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы в сферах жизненных отношений в учебной и внеучебной деятельности позволят разработать стратегию формирования прогностической компетентности у данной категории в процессе логопедической работы.
Задачи исследования:
1. Изучить научные подходы к пониманию прогностической компетентности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности прогностической компетентности у слабовидящих младших школьников и у младших школьников с нормативным развитием.
3. Провести сравнительный анализ выявленных особенностей прогностической компетентности у слабовидящих младших школьников и у младших школьников с нормативным развитием.
4. Разработать образовательный проект, направленный на формирование прогностической компетентности на логопедических занятиях.
Методологической базой исследования являются работы В.Д.Менделевича, Б.Ф. Ломова, Е.Н.Суркова, внесших вклад в изучение проблемы прогностической компетентности, исследования тифлопедагогов Н.С.Костючек, Л.И.Плаксиной, Л.И.Солнцевой, направленных на изучение особенностей психического развития детей с нарушениями зрения.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анамнестический сбор данных, наблюдение, эмпирическое исследование (методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы», разработанная авторским коллективом), методы статистической обработки результатов (t-критерий Стьюдента).
База исследования: Исследование проводилось на базе МБОУ «Средней общеобразовательной школы №85 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани и ГБОУ "Казанской школы № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья" Московского района г. Казани.
Практическая значимость: данная работа позволяет эффективно построить коррекционно - развивающую работу при учитывании особенностей прогностической компетентности у слабовидящих младших школьников.
Апробация работы: результаты исследования были представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (г. Казань, 2018), на V Международной научно - образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (г. Казань, 2018), на 83-й Всероссийской научной конференции студентов и молодых учёных с международным участием «Молодёжная наука и современность», посвященная 83-летию Курского государственного медицинского университета (г. Курск, 2018), на Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Совершенствование дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: поиски и достижения» (г. Москва, 2018).
Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 52 источника. Работа проиллюстрирована 16 таблицами, 15 рисунками.
В современной психологической науке существуют различные подходы к употреблению термина «прогностическая компетентность».
Н. П. Ничипоренко и В. Д. Менделевич выделили и систематизировали существующие в современной науке подходы к исследованию антиципационных способностей: структурно - уровневый, психофизиологический, когнитивно-поведенческий, генетический, клинический, деятельностный, ситуационный и акмеологический подходы.
Зрительная депривация, возникаемая вследствие снижения зрения, обуславливает специфику развития речи у слабовидящих детей, а также трудности адаптации данной категории детей.
С целью выявления специфики прогностической компетентности у слабовидящих младших школьников было проведено экспериментальное исследование с применением методики «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы». При проведении сравнения прогностической компетентности у слабовидящих и здоровых детей 8-11 лет различие было выявлено при исследовании регулятивной функции прогностической компетентности в сфере - отношение к учению. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что слабовидящие младшие школьники хуже, чем их сверстники с нормативным развитием, прогнозируют и регулируют собственные действия в учебной сфере.
Таким образом, в ходе проведенных исследований гипотеза исследования была подтверждена. Нами была разработана стратегия, основной целью которой является формирование способности к прогнозированию у слабовидящих младших школьников на логопедических занятиях.
Согласно разработанному проекту предполагается проведение логопедической работы по формированию прогностической компетентности 1 раз в неделю в течение 3 месяцев.
Образовательный проект состоит из двух разделов:
I раздел. Упражнения, направленные на развитие воображения, понимания эмоций людей;
II раздел. Упражнения, направленные на совершенствование прогностической компетентности.
Каждая задача второго раздела состоит из проблемной ситуации, представляющая собой прогностическую задачу, примерным исходом этой ситуации, и наводящими вопросами к данной ситуации.
Н. П. Ничипоренко и В. Д. Менделевич выделили и систематизировали существующие в современной науке подходы к исследованию антиципационных способностей: структурно - уровневый, психофизиологический, когнитивно-поведенческий, генетический, клинический, деятельностный, ситуационный и акмеологический подходы.
Зрительная депривация, возникаемая вследствие снижения зрения, обуславливает специфику развития речи у слабовидящих детей, а также трудности адаптации данной категории детей.
С целью выявления специфики прогностической компетентности у слабовидящих младших школьников было проведено экспериментальное исследование с применением методики «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы». При проведении сравнения прогностической компетентности у слабовидящих и здоровых детей 8-11 лет различие было выявлено при исследовании регулятивной функции прогностической компетентности в сфере - отношение к учению. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что слабовидящие младшие школьники хуже, чем их сверстники с нормативным развитием, прогнозируют и регулируют собственные действия в учебной сфере.
Таким образом, в ходе проведенных исследований гипотеза исследования была подтверждена. Нами была разработана стратегия, основной целью которой является формирование способности к прогнозированию у слабовидящих младших школьников на логопедических занятиях.
Согласно разработанному проекту предполагается проведение логопедической работы по формированию прогностической компетентности 1 раз в неделю в течение 3 месяцев.
Образовательный проект состоит из двух разделов:
I раздел. Упражнения, направленные на развитие воображения, понимания эмоций людей;
II раздел. Упражнения, направленные на совершенствование прогностической компетентности.
Каждая задача второго раздела состоит из проблемной ситуации, представляющая собой прогностическую задачу, примерным исходом этой ситуации, и наводящими вопросами к данной ситуации.
Подобные работы
- СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СЛАБОВИДЯЩИХ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕФИЦИТАРНЫМ ДИЗОНТОГЕНЕЗОМ В СФЕРЕ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие способности к прогнозированию у слабовидящих младших школьников на логопедических занятиях
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Особенности предвосхищения последствий своего поведения младшими школьниками с нарушениями зрения с разным типом вероятностного прогнозирования
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Коммуникативные характеристики прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ
ЗРЕНИЯ И СЛУХА
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2018 - Когнитивная функция прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



